Механизм выравнивания при монополистической и совершенной конкуренции


Рыночный механизм выравнивания действует при монополистической конкуренции не так сильно, как при совершенной конкуренции. С одной стороны, отдельные фирмы могут получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде, если они:
1)имеют патент на товар с уникальными характеристиками;

2)размещаются в географически выгодном положении (мотели, станции техобслуживания, кафе, рестораны);

3)разработали новую продукцию и применяют новую технологию.


С другой стороны, вход на рынок может быть затруднен из-за необходимости дополнительных инвестиций, связанных с дифференциацией продукции и необходимости стимулирования сбыта, что также дает возможность получения долгосрочной прибыли.

Вместе с тем могут достаточно долго существовать условия, при которых прибыль оказывается ниже нормальной (привычка к существующему образу жизни, любовь к своему занятию могут привести к нежеланию менять сферу своей деятельности даже при невыгодных рыночных условиях).

Ответ на вопрос + график

в долгосрочном периоде видна специфика монополистической конкуренции.. Так же, фирма получает изначально экономическую прибыль Д1 лежит выше минимального уровня АТС

При такой конкуренции вход на рынок свободен. Поэтому столько много похожей продукции. Поэтому кривая спроса у фирмы – старожилы снизится, часть клиентов уйдет к конкурентам. Очевидно, что этот процесс будет до тех пор пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение кривой затрат Д3.

Теперь рассмотрим более внимательно. Точка О лежит на кривой АТС (доход=издержкам) 2-ой особенность точки О есть, что она лежит на АТС но не совпадает с минимумом средних затрат. Дело в том что математическая кривая спроса может быть касательной к кривой затрат в точке минимума только если кривая горизонтальна (это только для совершенной конкуренции) а для монополистической если кривая спроса не касается точки минимума затрат а проходит через нее под углом (Д2) то значит есть экономическая прибыль. Из-за несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума затрат вытекают три следствия:

 

1)равновесная цена монополистической конкуренции в долгосрочном периоде превышает равновесную цену при соевршенной конкуренции ( Р0>Pc) (структура рынка моноп. конкуренции заставляет потребителя переплачивать за товар «лишние деньги»)


2)устанавливается меньший чем при совершенной конкуренции объем выпуска продукции (Q1<qc)
</qc)


3)эта конкуренция ведет к избытку мощностей по сравнению с объемом выпускаемой на них продукции.

 

Цикл жизни продукта
Каждый продукт живет на рынке определенное время. Рано или поздно он вытесняется другим, более совершенным. В связи с этим вводится понятие жизненного цикла продукта (рис. 9.3).

Жизненный цикл продукта — время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. (Не надо путать с производственным жизненным циклом, включающим НИОКР, освоение в производстве, само производство, эксплуатацию и снятие с производства.) Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли по времени и состоит из следующих стадий: начало продаж (внедрение на рынок), рост, зрелость (насыщение) и спад.



Рис. 9.3. Жизненный цикл продукта

Стадия внедрения на рынок характеризуется незначительным ростом объема продаж и может быть убыточной из-за больших начальных затрат на маркетинг, малых объемов выпуска продукта и неосвоенности его производства.

Стадия роста объема продаж характеризуется быстрым ростом объема продаж, обусловленного признанием продукта со стороны потребителей, прибыльность растет, относительная доля затрат на маркетинг, как правило, падает, цены постоянны или немного падают.

На стадии зрелости рост объема продаж замедляется и даже начинает падать, так как продукт уже приобретен большинством потенциальных потребителей, усиливается конкуренция, затраты на маркетинг обычно возрастают, возможно снижение цен, прибыль стабилизируется или снижается. При модернизации продукта и /или рыночных сегментов возможно продление данной стадии.

Спад проявляется в резком снижении объема продаж и прибыли. Модернизация продукта, снижение цен, увеличение затрат на маркетинг могут только продлить эту стадию. Необходимо обратить внимание, что максимум прибыли, как правило, по сравнению с максимумом объема продаж смещается в направлении начальных стадий жизненного цикла. Это обусловлено повышением затрат на поддержание сбыта на поздних стадиях жизненного цикла продукта.

Понятие жизненного цикла применимо к классу продукта (телефон), типу продукта (радиотелефон), к конкретной марке продукта (радиотелефон конкретной фирмы). Наибольший практический интерес имеет изучение жизненного цикла конкретной марки продукта. Данная концепция также применима к таким явлениям, как стиль (одежды, мебели, в искусстве и т. п.) и мода. На разных этапах жизненного цикла используются различные маркетинговые стратегии.

Форма кривой жизненного цикла, как правило, остается более или менее одинаковой для большинства продуктов. Имеется в виду, что продукт когда-то появляется на рынке, если он пришелся по душе потребителям, то объем его продаж растет, а затем падает. Однако протяженность во времени и интенсивность перехода из одной стадии в другую имеют большие различия в зависимости от специфики продукта и рынка. Переход от стадии к стадии происходит достаточно плавно, поэтому служба маркетинга должна внимательно следить за изменениями объема продаж и прибыли, чтобы уловить границы стадий и соответственно внести изменения в программу маркетинга.


Особенно важно уловить стадию насыщения, и еще более — спада, поскольку держать на рынке исчерпавший себя продукт убыточно, а в престижном плане — просто вредно. Очевидно, также нужно выбрать правильный момент для выхода на рынок с каким-то новым продуктом.

Если спрос на подобный продукт уже падает, вряд ли стоит начинать коммерческую деятельность на рынке. Очевидно, когда установлено, что продукт находится на стадии зрелости или насыщения, то необходимо предпринять усилия по разработке нового продукта, идущего на замену продукта, себя исчерпавшего.

Возможны и другие варианты кривых жизненного цикла (рис. 9.4).

Несмотря на популярность теории жизненного цикла продукта, нет свидетельств, подтверждающих, что большинство продуктов проходят типичный 4-фазный цикл и имеют стандартные кривые жизненного цикла. Нет также свидетельств того, что поворотные моменты различных фаз жизненного цикла в той или иной степени предсказуемы. Кроме того, в зависимости от того, на каком уровне агрегирования рассматривается продукт, можно рассматривать различные типы кривых жизненного цикла.

^ Рис. 9.4. Различные варианты кривых жизненного цикла.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь