Предмет изучения экономической теории. Что изучает микроэкономика?


Предмет изучения экономической теории. Что изучает микроэкономика?

Экономическая наука - — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.


Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.
Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

 

· Цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

  • Состояние отдельных рынков;
  • Распределение ресурсов между альтернативными целями.

    Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

  • Что производить и в каком объеме;
  • Каким образом производить избранные виды благ;
  • Кто получает то, что произведено;

 

Ведущие современные экономические школы

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ. Слияние двух подходов.

Основная идея "синтеза" заключается в том, чтобы разработать более общую экономическую теорию, отражающую изменения в хозяйственном механизме, результаты позднейших исследований и все позитивное, что содержится в работах предшественников.

Особенности неоклассического синтеза:
1) Для неоклассического синтеза характерно расширение и углубление тематики исследований. Речь идет не о коренном пересмотре, а о развитии общепринятой теории, создании систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения;
2) Широкое использование математики в качестве инструмента экономического анализа;
3) Сторонники неоклассического синтеза стремились синтезировать традиционные взгляды с новыми представлениями и подходами.

СОВРЕМЕННОЕ КЕЙНСИАНСТВО.

Цель этой теории – показать особенности ценообразования в реальных условиях современного капитализма, когда преобладание крупных фирм способных в определенных пределах регулировать цены и объемы производства, сочетается с господством сильных профсоюзов и коллективными договорами о заработной плате, когда в процессы ценообразования вмешивается государство, то есть в условиях существования регулируемых рынков товаров и рабочей силы.

В этой новой ситуации (несовершенной конкуренции) цены не изменяются настолько быстро и эластично, чтобы в достаточно короткий срок привести в равновесие новое соотношение спроса и предложения (“расчистить рынок”). В итоге фирмы реагируют на изменение ситуации на рынках колебаниями объемов производства, результатом которых и являются длительные отклонения от состояния равновесия с неполным использованием производственных мощностей и рабочей силы.

ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

В его основе лежит политическая философия либерализма, кредо которого – знаменитый принцип “не мешайте действовать” – можно раскрыть, как разрешить людям делать, что они хотят, предоставить им право быть самими собой в экономической деятельности и в вероисповедании, культуре, повседневной жизни и мысли.

Неолиберализм – направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.

Современные представители экономического либерализма следуют двум, в известной мере традиционным, положениям: во-первых, они исходят из того, что рынок (как наиболее эффективная форма хозяйствования) создает наилучшие условия для экономического роста, и, во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы участников экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществить контроль там, где отсутствуют эти условия.

По сути, под названием неолибералов выступает не одна, а несколько школ. К неолиберализму принято относить чикагскую (М.Фридман), лондонскую (Ф.Хайек), фрайбургскую (В.Ойкен, Л.Эрхард) школы.

Современных либералов объединяет общность методологии, а не концептуальные положения. Одни из них придерживаются правых (противники государства, проповедники абсолютной свободы), другие – левых (более гибкий и трезвый подход к участию государства в экономической деятельности) взглядов.


ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.
Институционализм - направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан — институций (семья, партия, профсоюз и т.д.)
В институционализме выделяют три основных направления: 1.институционализм социально-психологический, 2.социально-правовой и 3.эмпирический (конъюнктурно-статистический). Все они, несмотря на общность фундаментальных положений, значительно отличаются друг от друга.

 

К этому следует добавить требование усилить “контроль общества над бизнесом”, то есть благожелательное отношение к государственному вмешательству в экономику.

Понятие “институционализм” включает два аспекта, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе, - “институции”. Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, то есть “институтов”. Институты – формы и границы деятельности людей. Они представляют политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательства, организация социального обеспечения, связанное с хозяйственной практикой. Институциональный подход означает анализ не только экономических категорий и процессов в чистом виде, но и институтов, внешнеэкономических факторов.

Кривая Лоренца

КРИВАЯ ЛОРЕНЦА — кривая, показывающая, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком.

Кривая Лоренца наглядно показывает, насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного распределения. Каждая точка на кривой Лоренца соответствует утверждению вроде «20 самых бедных процентов населения получают всего 7 % дохода». В случае равного распределения каждая группа населения имеет доход, пропорциональный своей численности. Такой случай описывается кривой равенства, являющейся прямой, соединяющей начало координат и точку (1;1). В случае полного неравенства (когда лишь один член общества имеет доход) кривая сначала «прилипает» к оси абсцисс, а потом из точки (1;0) «взмывает» к точке (1;1). Кривая Лоренца заключена между кривыми равенства и неравенства.

Кривые Лоренца применяют для распределений не только доходов, но и имущества домохозяйств, долей рынка для фирм в отрасли, природных ресурсов по государствам. Встретить кривую Лоренца можно и за пределами экономической науки.

 

Типы переходной экономики

Переходная экономика – это такое состояние экономики, при котором происходит отмирание старой и становление новой экономической системы.

Переходная экономика характеризует "промежуточное" состояние общества – эпоху экономических, политических и социальных преобразований. В исторически небольшой отрезок времени меняются:


 

· Отношения собственности;


· Способы распределения ресурсов;


· Типы воспроизводства;


· Цели и средства экономического развития;


· Модели мотивации;


· Правовые институты.



Существуют несколько типов переходной экономики:

НОВАЯ ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА

Принято называть хозяйство стран, которые двигаются к рыночной экономике не от традиционной, а от социалистической. К постсоциалистическому типу стран относится Россия. Была проведена приватизация (приватизация представляет собой процесс передачи или продажи объектов гос. собственности частным лицам). В итоге гос. собственность стала рыночной. Так же реформы перехода привели к тому, что демонтированы институты центра-ого планирования, их место заняли рыночные силы. Еще две особенности постсоциалистической экономики: 1) относительно высокий уровень хозяйственного развития 2) незрелый характер рыночных институтов;

Полноценные

Стоимость товарного тела

соответст. их номиналу

 

 

КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ

При порядковом подходе используется кривые и карта безразличия. Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично какой из этих наборов выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это возможно, получим карту безразличия.

 

 

Заведомо редкий случай

Исходное распределение товаров между участниками сделки является Паретто- оптимальным:

положение одного из участников нельзя улучшить, не ухудшая при этом положение его конкурента.

 

Теория переговоров.

Прикладная дисциплина, рассматривающая рыночный обмен, как переговорный процесс, позволяющий

нащупать состояние равновесия.

 

31. Анализ характеристик (основы подхода Ланкастера)

Мультрибутивные товары

1) Факультативные дополнительные атрибуты

2) Дополнительный атрибут

3) Базовы атрибут

 

Характеристики и цены

1)Верная комбинация характеристик 2)Неэластичный спрос по ценам

 

Неделимые товары

1) Дорогие товары

2) Отсутствует оптимальная для данного товара комбинация на рынке

3) Необходимость делать субоптимальное решение

Делимые товары

Приобретение желанных товаров в определенной пропорции

 

32.Издержки производства (определение). Явные, неявные и альтернативные издержки фирмы.

Издержки производства — выраженная в виде относительной цены (opportunity costs) оценка применения факторов, вводимых в процесс преобразования (transformation) экономических ресурсов в экономические блага (inputs).

Издержки производства включают в себя оценку услуг труда (L) и капитала (K).

Альтернативные издержки - это издержки выпуска благ, определяемые стоимостью наилучшей упущенной возможности применения ресурсов производства, обеспечивающие максимальную прибыль. Альтернативные издержки предприятия называются экономическими издержками. Эти издержки необходимо отличать от бухгалтерских издержек.

Явные издержки = бухгалтерским издержкам - это издержки, принимающие форму денежных платежей собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов. Они определяются суммой расходов фирмы на оплату покупаемых ресурсов (сырья, материалов, топлива, рабочей силы и т. п.).

Неявные (вмененные) издержки - это издержки использования ресурсов, которые принадлежат фирме и принимают форму потерянного дохода от использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Они определяются стоимостью ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.

 

33. Прибыль как экономическая категория. Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль.

Прибыль - это разность между суммарной выручкой от реализации продукции и сум­марными издержками, если затраты ресурсов оценены бухгалтерским методом, то разность между выручкой и бухгал­терскими издержками образует бухгалтерскую прибыль, если затраты ресурсов оценены экономическим методом, то разность между выручкой и альт издержками (явными и неявными) дает экономическую прибыль. Явные издержки совпадают с бухгалтерскими. Поэтому бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных издержек.

Нормальная прибыль: нормальным является минимальный уровень прибыльности достаточный для того, чтобы владельцы предприятия считали для себя выгодным продолжение занятий данным видом бизнеса.

Бух. прибыль – абсолютный показатель положения дел на предприятии, фиксирующий наличие прибылей или убытков. Она ничего не говорит о положении предприятия в сравнении с другими фирмами. Нормальная прибыль свидетельствует о том, что бизнес идет не хуже, чем в среднем по экономике. Наличие же положительной экономической прибыли означает, что данное предприятие лучше других распоряжается ресурсами, в том числе и предпринимательским талантом.
Экономическая прибыль— это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка. Экономическая прибыль находится как разность между рентабельностью вложенного капитала (материальным выражением которого являются чистые операционные активы) и средневзвешенной стоимостью капитала, умноженной на величину вложенного капитала.

 

Переменные издержки (TVC)

Источник - затраты переменных ресурсов (использование оборотного капитала), меняются в зависимости объемов выпуска.

Виды - приобретение сырья, материалов, комплектующих и полуфабрикатов, выплату заработной платы производственным рабочим, транспортные расходы, налог на добавленную стоимость.

 

Валовые общие издержки

ТС = TFC + TVC

Определение - совокупность постоянных (не связанных с объемом выпускаемой продукции) и

переменных (зависящих от объема производства) затрат, издержек; полные издержки.

 

37. Понятие средних издержек. Средние постоянные издержки (AFC), средние переменные издержки (AVC), средние общие издержки (АТС), понятие предельных издержек (МС) и их графики.
Средние издержки - издержки в расчете на единицу продукции.

Средние постоянные издержки (AFC) - затраты постоянного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции.

График AFC - гипербола

При увеличении объема производства AFC снижаются. Это явление называют распределением накладных расходов. По понятным соображениям для фирмы оно служит мощным стимулом увеличения производства.

 

Средние переменные издержки(AVC) - затраты переменного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции.

Динамика средних переменных издержек обусловлена изменением отдачи от переменного ресурса.

Средние общие (суммарные) издержки (АТС) - затраты переменного и постоянного ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции. Так как ТС = TFC + TVC.

 


Предельные издержки (МС) - изменение валовых издержек, связанное с производством дополнительной единицы продукции.

То есть предельные издержки можно определить и как производную функции переменных издержек.

Таким образом, предельные издержки характеризуют скорость роста суммарных (переменных) издержек при увеличении объема производства.

Между переменными издержками МС и предельным продуктом МР имеется обратная зависимость

Связь средних и предельных издержек
Взаимное расположение графиков МС и AVC имеет такую закономерность: кривая МС пересекает кривую AVC и АТС в точке, соответствующей минимальному значению величины средних переменных издержек.

 

Амортизация


Амортизационные отчисления -
1) отражают оценку величины износа (затрат) капитальных ресурсов, т. е. являются одной из статей издержек;
2) служат источником воспроизводства капитальных благ.
^

Норма амортизации


К = (1 : N) × 100%,

где К – это норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости, N – срок пользования.

Норма амортизации рассчитывается с учетом темпов как физического, так и морального износа. Она показывает, за сколько лет должна быть возмещена стоимость основных фондов. Ускоренная амортизация в мире и в России – путь привлечения инвестиций (ускоренная амортизация).

 

Ликвидация и банкротство

Действительно, если в долгосрочном периоде появляются эконо­мические убытки, владельцы фирмы прибегают к ее ликвидации, т.е. закрытию и распродаже имущества. Напомним, что входные и вы­ходные барьеры при совершенной конкуренции отсутствуют, поэтому потерь при распродаже фирма не несет.

Для целого ряда мелких фирм, использующих универсальное оборудование, это достаточно реалистичное допущение. Расходы на ликвидацию фирмы (а затем; возможно, на открытие новой) не­велики. Для крупных или специализированных фирм иена выхода с рынка может быть значительной. Но длительное сохранение убы­точного бизнеса может обойтись еще дороже. Поэтому вопрос о ликвидации фирмы не должен быть табу для менеджера — иногда луч­шее решение состоит в уходе с рынка.

Однако даже если собственники убыточной фирмы не желают ее закрывать (скажем, упорно надеясь на улучшение положения в бу­дущем), прекращение деятельности фирмы часто происходит поми­мо их воли. Точнее, это становится абсолютно неизбежным, если экономические убытки переходят в бухгалтерские. Это значит, что вложение средств в дело не просто приносит меньше дохода, чем при альтернативном их применении, но собственник год за годом прямо теряет деньги.

Действительно, ради продолжения производства долговремен­но убыточной фирме приходится делать займы, погасить которые она не в состоянии (раз п6ух < 0, доходы меньше расходов). Рано или поздно такая политика приводит к банкротству, или несостоятель­ности, т.е. к неспособности фирмы платить по своим обязательствам. После признания (в судебном порядке) фирмы банкротом прежние собственники отстраняются от управления ею, а имущество направ­ляется на покрытие долгов перед кредиторами.

Институт банкротства является в рыночной экономике одним из важнейших механизмов обеспечения социальной ответственнос­ти предпринимателей.

Обладая свободой предпринимательства, т.е. правом по своему произволу принимать любые (законные) хозяй­ственные решения, капиталисты должны расплачиваться за возмож­ные ошибки утратой принадлежащего им имущества. Угроза банк­ротства и связанного с ним принудительного лишения собственности дисциплинирует предпринимателя, удерживает его от авантюрных проектов, невыполнения обязательств перед партнерами, неосмот­рительного привлечения заемных средств без возможности их воз­вратить.

 


46.Правило максимизации прибыли и выбор оптимального объема производства, их особенности для фирмы-совершенного конкурента.

Оптимизация выпуска

Выбор принципиального варианта поведения (максимизация прибыли, минимизация убытков, временное прекращение производ­ства) представляет собой лишь первый шаг фирмы на пути оптими­зации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или (при менее благоприятных условиях) минимизирует убытки.

В принципе это может быть сделано посредством прямого срав­нения валового дохода и валовых издержек. Кстати, именно так часто и поступают единоличные предпринима­тели и менеджеры малых фирм, не имеющие возможности опереться на мощные бухгалтерские подразделения, но зато по практическому опыту отлично знающие как рыночную иену, так и все виды своих издержек. Но более точным способом определения оптимального размера производства является сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС)

Правило MR = МС

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, т.е. если MR > > МС. На рисунке 5.8 этому условию соответствуют объемы выпуска А, В, С. Дополнительные прибыли, получаемые в результате выпуска этих единиц, выделены на нем жирными линиями.

Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации до­хода (MR < МС), то, произведя соответствующую порцию товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки (см. точки D, Е, F;жирно выделены дополнительные убытки).

 

 

Прекращение производства

Действительно, данная цена не только не покрывает все издер­жки, она не в состоянии полностью покрыть и переменные издерж­ки. То есть каждая выпушенная единица к неизбежному убытку в раз­мере постоянных издержек прибавляет еще и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском именно этого товара. В таких условиях чем больше производство, тем больше убытки. То есть иена на продукцию упала настолько, что фирма, дабы свести убытки к минимуму, должна приостановить выпуск продукции.

При любом положительном объеме выпуска потери (убытки) больше совокупных постоянных издержек. Это отчетливо видно на графике. Величина убытков при объеме производства О1, равна пло­щади всего заштрихованного прямоугольника на рис. 5.6 [{АТС1-Р) * Q1]. Постоянные же издержки могут быть рассчитаны как сред­ние постоянные издержки в расчете на единицу продукции (AFC1 = АТС1 –AVC1), умноженные на О1. На графике они выделены как часть менее густо заштрихованного прямоугольника. Вся часть прямоугольника, покрытая густой штриховкой,— это чистые убыт­ки из-за отказа от прекращения производства.

Остановив завод, на них можно сэкономить. Именно это и дела­ют многие фирмы, попавшие в трудную обстановку. На практике важную роль во временном прекращении выпуска часто играет и еще один мотив: пауза позволяет очистить склады, распродав накопив­шиеся ранее нереализованные излишки готовой продукции.

Обратим внимание на то, что краткосрочное прекращение производства не означает ликвидацию самого предприятия (фирмы).Просто предприятие вынуждено временно остановить выпуск продукции. Стоять оно будет, пока рыночная цена не увеличится до такого уровня, при котором производство имеет коммерческий смысл. Но фирма может убедиться и в долгосрочном характере понижения цены. Тогда она окончательно прекратит свое существование


Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль (или минимальные убытки) будет достигнута при том объеме производ­ства (на рис. 5.8 — в точке О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода, т.е. срав­няется с ней (MR = МС). Действительно, пока MR > МС, увеличение производства, приближающее его к точке О, дает все большую при­быль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотно­шение MR < МС, увеличивать прибыль позволяет, наоборот, сокра­щение производства. Другими словами, прибыль растет при приближении размеров производства к точке равенства предельных издержек и дохода с любой стороны. Следовательно, максимум при­были достигается в самой точке.

Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом MR = МС. Согласно ему максимизация прибыли (миними­зация убытков) достигается при объеме производства, соответству­ющем точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Отметим, что правило MR = МС справедливо не только для совер­шенной конкуренции, но и для других типов рынка.

 

Модель чистой конкуренции.

конкуренция- столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя ведущаяся между фирмами на доступных им частях рынка. Конкуренция принуждает продавца учитывать интересы потребителя.

Рынок отбирает в ходе конкуренции только необходимые товары для потреб-ля . На рынке с конкуренцией единственный способ реализации своих интересов становится учет чужих интересов.

Конкуренция – конкретный механизм с помощью которого гос-во отвечает на три фундаментальных вопроса экономики.

Рассмотрим модель чистой конкуренции. Между моделями совершенной кон-ии (механизмы кон-ции работают в полную силу) и моделью читой конкуренции есть много общего. На рынке чистой кон-ии как и при совершенной действуют много мелких фирм, выпускающих однородную продукцию, возможность спокойно входить в рынок и выходить из него. В следствии- фирмы- чистые конкуренты не могут влиять на уровень цен (являются ценополучателями) а кривая спроса на их продукцию выглядит как горизонтальная прямая. Однако на рынке читой конкуренции фирмы неодинаковы , они имеют разный уровень издержек. Разные издержки объясняются неодинаковым качеством используемых ресурсов и разной эффективностью их применения. Например фирма А процветает за счет отличного месторасположения фактор – земля, фирма В процветает за счет оборудования –капитал, фирма С за счет высококвалифицированных рабочих – труд, у фирмы Е преобладание чутьем коммерческим-предпринимательские способности.
Эта модель имеет ряд особенностей, в том числе наличие большого количества продавцов и покупателей. Это один из наиболее ярких примеров свободного рынка, поскольку ограничивающие факторы отсутствуют, пока в дело не вмешивается правительство. Модель чистой конкуренции обычно считается применимой к производству некоторых видов сельскохозяйственной продукции, в основном пшеницы. В условиях чистой конкуренции и производитель, и покупатель полностью зависят от превратности рынка. Единственным средством получения более высокой, чем у других производителей, прибыли является использование передовой технологии, которой еще нет у конкурентов. Получение прибыли возможно только за счет увеличения разницы между затратами и ценой реализации. Большинство компаний, действующих в условиях чистой конкуренции, получают нормальную прибыль, т.е. такую, которую они получили бы, вложив средства, истраченные на производство, в ценные бумаги на фондовой бирже или в аналогичные финансовые инструменты.

рассмотрим этот график

Горизонтальная линия, переходящая от точки равновесия кривой рыночного спроса с рис. А на рис. Б, представляет собой кривую спроса для компании. Она показывает, что любая фирма может получить рыночную цену независимо от того, какое количество продукта произведено для рынка.

Таким образом, если компания, действующая в условиях чистой конкуренции, способна производить продукт по более низкой цене, она может рассчитывать на существенную прибыль, поскольку рынок как таковой не диктует необходимости производить по более низкой цене. Например, если фермер разработал новую агротехнику, позволяющую получать больший урожай пшеницы с определенной площади, он может реализовать ее по рыночной цене и получить прибыль, т.е. рынок чистой конкуренции оказывает давление на участников, стимулируя поиск новых эффективных технологий, особенно в области сельского хозяйства.

В условиях чистой конкуренции специалисту по маркетингу может понадобиться совсем иная стратегия, нежели существующая в условиях рынков других типов. Если он не может заставить потребителя платить больше за свой продукт, он должен принять рыночные цены. С другой стороны, снижать рыночную цену также нерезонно, поскольку рынок примет все, что может произвести его компания, по этой цене.
На рисунке А кривая предложения спускается вправо вниз. Она отражает условия чистой конкуренции в промышленности. Точка, в которой пересекаются линии спроса и предложения, называется точкой равновесия. Определив ее координаты по горизонтальной и вертикальной осям, мы можем указать, на какое количество продукта имеется спрос и ка-кую цену за это количество продукта можно получить на рынке.

Как правило, в модели чистой конкуренции, особенно в области сельского хозяйства, имеется один производственный цикл (сезон) в течение года, и производитель должен дожидаться следующего, прежде чем сможет увеличить предложение. Это создает некоторые проблемы в условиях обеспечения соответствующего предложения в ответ на рыночный спрос.

Когда спрос велик и цены высоки, может иметь место приток ресурсов в производство, скажем, пшеницы. Но высокие цены на этот продукт привлекают к нему внимание и других производителей, которые также стремятся увеличить производство, в результате чего предложение увеличивается, и на следующий год цены соответственно падают.

 

Кривая спроса при монополии

Основное отличие в поведении совершенного конкурента и чистого монополиста обусловлено характером кривых спроса.

1. При совершенной конкуренции фирма является ценополучателем, т.е. она принимает рыночные цены как данные. Кривая спроса на ее продукцию совершенно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси объема.

Фирма-монополист, будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом всех потребителей своего товара, и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон.

2. Кривая спроса на продукцию монополиста, являясь одновременно с этим и кривой среднего дохода (AR). (Тождественность кривой спроса и кривой среднего дохода можно вывести из соотношения общего и среднего доходов.):

AR=TR/Q=PQ/Q=P,


AR(Q)=P(Q).


3. Вследствие убывающего характера кривой спроса — AR кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса при любом значенииQ>0.

Докажем это утверждение.

Пусть цена зависит от величины спроса (обратная функция спроса), т.е. P=P(Q);

TR=Р*Q=P(Q)*Q — общий доход по определению;

MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ — предельный доход по определению.

Используем стандартную формулу (uv)'=u'v+uv', и перепишем уравнение предельного дохода:

Поскольку в условиях несовершенной монополии, крайним случаем которой является чистая монополия, кривая спроса будет убывающей, то производная Р'(Q)=

Экономический смысл этого неравенства заключается в том, что при убывающей кривой спроса монополист может продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену.

Изменение его общего дохода (другими словами, его предельный доход) при увеличении продаж с Q=n до Q=n+1 будет равен новой, сниженной цене минус потери в доходе от продажи всех дополнительных n единиц товара:

MRn+1=Pn+1 — (Pn — Pn+1)Qn,

где MRn+1 — доход от реализации n+1 единиц товара;

Pn, Pn+1- цены реализации n и n+1 единиц товара;

Qn- объем реализации в размере n единиц.

Поскольку Рn- Pn+1>0 (цена сокращается по мере увеличения объема продаж),

MRn+11.

 

Предмет изучения экономической теории. Что изучает микроэкономика?

Экономическая наука - — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.


Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.
Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

 

· Цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

  • Состояние отдельных рынков;
  • Распределение ресурсов между альтернативными целями.

    Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

  • Что производить и в каком объеме;
  • Каким образом производить избранные виды благ;
  • Кто получает то, что произведено;

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь