Рыночный спрос. Закон спроса и его детерминанты



Закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

Объясняя причины снижения величины спроса при росте цены и возрастания его величины при уменьшении цены, следует указать на три обстоятельства:
1) уменьшение иены ведет к увеличению числа покупателей, которым данный товар становится доступным;
2) один и тот же потребитель может позволить себе покупать большее количество подешевевшего товара. В экономической лите­ратуре это явление принято называть эффектом дохода, поскольку снижение иен равносильно увеличению дохода потребителя;
3) подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, ко­торый в противном случае был бы направлен на приобретение дру­гих товаров. Это явление имеет также особое название «эффект замещения».
Линия D на рис. носит название кривой спроса. Она пока­зывает, какое количество товара (Q) готовы купить покупатели:
1)
при каждом данном уровне цен (Р);
2) в конкретный период времени;
3) при неизменных прочих факторах.

Другими словами, движение по кривой спроса (от одной точки к другой) отражает изменение спроса на товар, происходящее в ре­зультате действия одной и только одной причины — изменения цены товара. Обратная зависимость между уровнем иен и количеством покупаемой продукции в графической интерпретации проявляется в понижении кривой спроса с ростом Q.

В эконом. теории принято различать нормальные и аномальные товары.

Обычные (нормальные) товары – с ростом доходов спрос на данные товары возрастает, а при падении – уменьшается.

Аномальные товары – при падении доходов спрос на них растет, а при падении доходов спрос на них падает (обычно это продукты, воспринимаемые по сравнению с другими как худшая альтернатива)

Детерминанты спроса
(Детерминанты рыночного спроса. Изменение величины спроса и изменения в спросе)

 

Спрос покупателей формируется под влиянием потребно­стей, стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. Спрос — это желание и способность покупателей совершать сдел­ки по приобретению имеющегося на рынке товара. А его величина - это то количество товара, которое покупатели хотят и мо­гут приобрести по данной цене в течение определенного времени. Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена.
Детерминанты спроса:
1.Потребительские вкусы. Благоприятное изменение потреб. вкусов м\б вызвано рекламой, измен.моды при этом спрос увел-ся. Неблагоприятные изменения в потреб. вкусах снижают спрос и кривая спроса смещается влево. Технологические изменения в виде появления нового продукта могут привести к изменению потребительских вкусов. Появление CD привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.
2.Число покупателей. Увеличение на рынке числа потре-лей обусловливает повышение D, а уменьшение - сокращение спроса. Пример: увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинское обслуживание.



3. Доход потребителей. В отношении повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители покупают больше товара, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными Т.

Существует несколько исключений. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории (картошка, поношенная одежда).

4 . Цены на сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с маслом и маргарином, машинами "тойота" и "хонда", чаем и кофе и т, д.

Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. (кассеты и магнитофон, бензин и машинное масло и т.д.)

5. Ожидания. Оно может привести либо к снижению спроса либо к его увеличению. Увеличение спроса: потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать больше Т ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

 

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь