Особенности применения мер таможенно-тарифного регулирования к культурным ценностям при перемещении их через таможенную границу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности применения мер таможенно-тарифного регулирования к культурным ценностям при перемещении их через таможенную границу



Таможенно - тарифное регулирование заключается в правовом регулировании отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.[30]

Главным элементом таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) – это свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). [31]

ТН ВЭД ЕАЭС представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с десятизначной Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Применение таможенными органами мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности указывает на то, что эффективность их деятельности находится в прямой зависимости от полноты и точности решения вопросов классификации товаров, так как в большинстве случаев перечень товаров, подпадающих под те или иные меры таможенного регулирования, определяется непосредственно кодами ТН ВЭД ЕАЭС.

Правильное определение положения товара в ТН ВЭД ЕАЭС имеет важное экономическое и практическое значение. Во-первых, от кода товара зависит уровень ставок таможенных пошлин и иных платежей. Во-вторых, от классификации зависит возможность применения к товару при перемещении его через таможенную границу нетарифных мер регулирования. В-третьих, таможенные номенклатуры товаров широко используются для сопоставления данных по внешней торговле различных стран, проведения экономико-статистического анализа, и разработки на его основе перспективных мероприятий таможенной политики.

Классификация культурных ценностей отражена в товарной номенклатуре (ТН ВЭД ЕАЭС) в 97 группе и представляет собой шесть товарных позиций:

1. 9701 - Картины, рисунки и пастели, выполненные полностью от руки, кроме рисунков, указанных в товарной позиции 4906, и прочих готовых изделий, разрисованных или декорированных от руки; коллажи и аналогичные декоративные изображения:

2. 9702 - Подлинники гравюр, эстампов и литографий;

3. 9703 - Подлинники скульптур и статуэток из любых материалов;

4. 9704 - Марки почтовые или марки госпошлин, знаки почтовой оплаты, в том числе первого дня гашения, почтовые канцелярские принадлежности (гербовая бумага) и аналогичные предметы, использованные или неиспользованные, за исключением товаров товарной позиции 4907;

5. 9705 - Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике;

6. 9706 - Антиквариат возрастом более 100 лет. [32]

ТН ВЭД ЕАЭС, вместе с пояснениями к ней, довольно подробно разъясняет условия кодирования произведений искусства, предметов коллекционирования и антиквариата.

Культурные ценности, перемещаемые через таможенную границу, отнесенные к товарным позициям 9701 - 9705 (картины, рисунки и пастели; подлинники гравюр, эстампов и литографий; подлинники скульптур и статуэток; марки и коллекции по зоологии, ботанике, минералогии, археологии и др.) классифицируются независимо от их возраста, то есть сюда могут быть отнесены предметы, возраст которых превышает 100 лет, что существенно облегчает работу таможенных органов, особенно при оформлении на временный ввоз или вывоз большого количества музейных экспонатов.

Значительным преимуществом применения ТН ВЭД является также то, что появляется возможность определить необходимость предоставления различных разрешительных документов в зависимости от принадлежности оформляемых культурных ценностей к той или иной товарной позиции.

Товарная подсубпозиция 9705000000 (Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике) включает в себя перечень предметов, которые зачастую обладают крайне низкой собственной стоимостью, но представляют интерес с точки зрения своей редкости, классификации и того, как они представлены.

Согласно Закону о вывозе и ввозе культурных ценностей, коллекция культурных ценностей - это совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение.[33]

К особенностям классификации указанных предметов относится, прежде всего, то, что перемещение некоторых коллекций через таможенную границу требует, кроме разрешения на вывоз, обязательного предоставления лицензий, сертификатов и иных разрешений.

Например, при таможенном оформлении некоторых коллекций по зоологии и ботанике, являющихся коллекциями насекомых, возбудителей болезней растений, гербариев и коллекций семян, кроме карантинного сертификата, выдаваемого органами Государственной службы карантина растений РФ, может возникнуть необходимость (при экспорте из РФ) в предоставлении со стороны отправителя разрешения Правительственной комиссии по экспортному контролю.

В позиции 9705 и 9706 ТН ВЭД ЕАЭС также включено антикварное оружие и оружие, имеющее культурную ценность и не отнесенное к антикварному.

При перемещении таких товаров есть свои особенности.

Таможенные органы особое внимание уделяют вывозу оружия, имеющего культурную ценность.

Вывоз физическими лицами для личного пользования антикварного оружия осуществляется на основании заключения (разрешительного документа), выдаваемого Минкультуры России или его уполномоченным территориальным органом, ввоз такого оружия – на основании письма Минкультуры России на бланке с гербовой печатью.

Оружие, не отнесенное к антикварному, но имеющее культурную ценность, перемещается через таможенную границу с учетом документального подтверждения соблюдения разрешительного порядка перемещения, установленного как для оружия, так и для культурной ценности.

Таким образом, вывоз оружия, не отнесенного к антикварному, но имеющего культурную ценность осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выдаваемого Минкультуры России или его уполномоченным территориальным органом, одновременно необходимо представить заключение (разрешительный документ), выдаваемое МВД России. Ввоз осуществляется на основании письма Минкультуры России на бланке с гербовой печатью и заключения (разрешительного документа), выдаваемого МВД России.

Законом №4804-1 утвержден перечень культурных ценностей, запрещенных к вывозу из Российской Федерации. К ним относятся культурные ценности, созданные более 100 лет назад, изделия, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, а также предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры.

Рассмотрим, обязательные платежи, которые уплачиваются физическими и юридическими лицами и государственными органами при перемещении культурных ценностей через таможенную границу.

Обязательные платежи при ввозе культурных ценностей отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Обязательные платежи, уплачиваемые при ввозе культурных ценностей на таможенную территорию ТС.[34]

  Физические лица Юридические лица и ИП
Ввозная таможенная пошлина не уплачиваются Ставка - группа 97 ЕТТ ЕАЭС и другие
НДС РФ - ставка 18%; Беларусь - ставка 20 %; Казахстан - ставка 12%.
Таможенные сборы РФ - не более 30000 рублей; Беларусь - 20-50 евро; Казахстан - 60 евро за основной лист декларации и 25 евро за каждый добавочный лист декларации на товары.

 

При ввозе культурных ценностей физические лица освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины и налогов, поскольку культурные ценности относятся к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей[35]

Юридические лица уплачивают ввозную таможенную пошлину по ставке 0%, установленной разделом XXI Единого таможенного тарифа (группа 97 "Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат"), или при невозможности отнесения товара к группе 97 - по иным ставкам.[36]

В случае временного ввоза культурных ценностей на территорию Таможенного союза также возможно освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Так, в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" утвержден Перечень, в котором выделяют два вида культурных ценностей, в отношении которых предоставляется льгота - это культурные ценности старше и не старше 100 лет.

Такое разделение влечет за собой различные условия освобождения от уплаты таможенных платежей при помещении культурных ценностей под таможенную процедуру временного ввоза.
Для НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, в Российской Федерации предусматривается ставка 18%.[37]

Освобождение от НДС при ввозе предусмотрено только в отношении культурных ценностей, приобретенных государственными или муниципальными учреждениями, культурных ценностей, полученных в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, государственными и муниципальными архивами, а также культурных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации.[38]

Обязательные платежи при вывозе культурных ценностей представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Обязательные платежи, уплачиваемые при вывозе, временном вывозе культурных ценностей с таможенной территории ТС.[39]

  Физические лица Юридические лица и ИП
Вывозная таможенная пошлина Не уплачиваются Освобождение
НДС РФ - 0%; Беларусь - 0%; Казахстан - 0%.
Таможенные сборы РФ - 1000 рублей; Беларусь - не уплачиваются; Казахстан - 60 евро за основной лист ДТ и 25 евро за каждый добавочный лист ДТ
Государственная пошлина РФ: за право вывоза культурных ценностей - 5-10% в зависимости от их возраста; Беларусь: не уплачивается; Казахстан: не уплачивается.
РФ: за право временного вывоза культурных ценностей - 0,01% от их страховой стоимости; Беларусь - не уплачивается; Казахстан - не уплачивается.
Плата за экспертизу культурных ценностей РФ: индивидуальный расчет размера платы за экспертизу на основании калькуляции затрат; Беларусь: от 0,1 до 2 базовых величин; Казахстан - не уплачивается.

 

Физические и юридические лица при вывозе культурных ценностей освобождаются от уплаты вывозной таможенной пошлины при условии соблюдения порядка вывоза культурных ценностей, предусмотренного Законом Российской Федерации № 4804-1.

Также при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта НДС не уплачивается[40].

Налоговым кодексом Российской Федерации установлена государственная пошлина за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей. В п. 34 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ дифференцируются ставки государственной пошлины в зависимости от даты создания и вида культурных ценностей:

· культурных ценностей, созданных более 50 лет назад, - 10 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей;

· культурных ценностей, созданных более 100 лет назад и ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 августа 2009 года, - 5 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей, но не более 1 000 000 рублей;

· культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее, - 5 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей;

· предметов коллекционирования по палеонтологии - 10 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей;

· предметов коллекционирования по минералогии - 5 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей;

· за право временного вывоза культурных ценностей - 0,01 процента страховой стоимости временно вывозимых культурных ценностей.[41]

Для исчисления государственной пошлины за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей принимается рыночная цена культурных ценностей, указанная в заявлении лица, ходатайствующего об их вывозе.

Однако, если орган государственной власти, выдающий свидетельство на право вывоза культурных ценностей, определяет иную стоимостную оценку культурных ценностей, для исчисления государственной пошлины за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей принимается более высокая цена.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 333.35 НК РФ физические лица - авторы культурных ценностей освобождаются от оплаты государственной пошлины за право вывоза (временного вывоза) созданных ими культурных ценностей. Также от уплаты госпошлины освобождаются сотрудники дипломатического представительства или консульского учреждения и члены их семей, проживающие вместе с ними, не являющиеся гражданами страны пребывания.[42] Госпошлина не уплачивается и за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику.[43]

За право временного вывоза культурных ценностей уплачивается государственная пошлина, составляющая 0,01% их страховой стоимости.[44]

Следует также отметить, что при вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, независимо от таможенной процедуры, под которую помещаются вывозимые товары, уплачиваются таможенные сборы за таможенные операции в размере 1000 рублей.[45]


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.025 с.)