Количественные и качественные результаты опытно-экспериментальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количественные и качественные результаты опытно-экспериментальной работы



После организации соответствующей работы был проведен контрольный эксперимент с педагогами МДОУ №141 г. Иркутска (контрольная группа) и педагогами МДОУ №128 г. Иркутска (экспериментальная группа).

Цель контрольного эксперимента - определить эффективность программы реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

При его проведении были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать изменения в уровне развития культуры общения современных педагогов.

2. Выявить особенности влияния программы реализации педагогических условий на уровень развития культуры общения современного педагога на основе сравнения с результатами констатирующего этапа эксперимента.

На данном этапе был также использован тест Ряховского на определения коммуникабельности личности. Результаты представлены нами в табл. 2.8.

Таблица 2.8

Изменение уровня общительности на контрольном и констатирующем этапе

Критерий Этапы исследования Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровень Уровень
высокий средний низкий высокий средний низкий
Общительность Контрольный этап 1 (10 %) 7 (70 %) 2 (20%) 1 (10%) 8 (80%) 1 (10%)
Констатирующий этап 5 (50%) 4 (40 %) 1 (10 %) 1 (10%) 8 (80%) 1 (10%)

 

Анализ табл. 2.8 позволяет нам сделать вывод, что 50% педагогов способны ясно выражать мысли, проявлять активный интереса к знакомству с новыми людьми, активно участвовать в дискуссиях, увлекать собеседника (воспитанника) и располагать к общению. 40% педагогов терпимы в общение, принятие чужой точки зрения, но это не происходит без убеждения в правоте своего мнения; испытывают затруднения при общение с детьми или коллегами, выраженное в застенчивости; неясность в аргументации, но способность отстоять свою точку зрения; ограниченность в использование вербальных и невербальных средств общения, сопровождаемая, однако, искренностью в суждениях и высказываниях. И лишь 10%, т.е. один человек, испытывает замкнутость в общение, сумбурность в выражение мыслей, нежелание идти на контакт, невежливое отношение к коллегам и воспитанникам.

Опросник Юсупока на выявление эмпатийных тенденций, дал следующие результаты (см. табл. 2.9) которые показывают, что 50% педагогов доброжелательно относятся к проблеме ребенка, что сопровождается искренними эмоциональными откликами. 50% педагогов прослеживается сохранение эмпатийного нейтралитета (педагог способен проявлять искрение эмоции, однако они сопровождаются нежеланием уделить время на преодоления трудностей у ребенка). Низкий уровень не выявлен.

Таблица 2.9

Изменение уровня эмпатии на контрольном и констатирующем этапе

Критерий Этапы исследования Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровень Уровень
высокий средний низкий высокий средний низкий
Эмпатия Контрольный этап 2 (20 %) 6 (60 %) 2 (20%) 1 (10%) 7 (70%) 2 (20%)
Констатирующий этап 5 (50%) 5 (50 %) 0 (0 %) 1 (10%) 7 (70%) 2 (20%)

Результаты диагностики стилей педагогического общения представлены нами в табл. 2.10, анализ которой позволяет нам сделать вывод, что 60 % педагогов повысили качество своего стиля общения, и могут использовать его или вести себя так, как то требует ситуация, не причиняя неудобств и детям, и коллегам (высокий уровень). 40 % педагогов также способны оперировать различными стилями руководства, однако затрудняются в том, как правильно они должны подавать себя (средний уровень). Низкие результаты не показал ни один педагог в группе.

Таблица 2.10.

Изменение в стилях общения на контрольном и констатирующем этапе

Критерий     Этапы исследования Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровень Уровень
высокий средний низкий высокий средний низкий
Стили педагогического общения Контрольный этап 4 (40 %) 5 (50 %) 1 (10%) 2 (20%) 6 (60%) 2 (20%)
Констатирующий этап 6 (60%) 4 (40 %) 0 (0 %) 2 (20%) 6 (60%) 2 (20%)

 

Результаты диагностики Манулова на выявление доминирующих стратегий конфликтного поведения (метафорический вариант) рассмотрены нами в табл. 2.11.

Анализ табл. 2.11 позволяют сделать вывод, что 60 % педагогов способны найти выход из конфликтной ситуации, примирить сторон и идти на компромисс, а также выяснить причины самого конфликта (высокий уровень). 40 % педагогов, сохраняют нейтралитет и способны правильно подобрать ту или иную стратегию поведения в конфликте, однако не считают нужным углубляться в саму проблемы (средний уровень). Низкий уровень не зафиксирован.

Таблица 2.11.

Изменения в способности конструктивного решения педагогических конфликтов на контрольном и констатирующем этапе

Критерий Этапы исследования Экспериментальная группа Контрольная группа
Уровень Уровень
высокий средний низкий высокий средний низкий
Способность конструктивно решать педагогические конфликты Контрольный этап 1 (10 %) 5 (50 %) 4 (40%) 2 (20%) 7 (70%) 1 (10%)
Констатирующий этап 6 (60%) 4 (40 %) 0 (0 %) 2 (20%) 7 (70%) 1 (10%)

 

Проводя сравнительный анализ полученных результатов на контрольном этапе с результатами констатирующего этапа, можно отметить значительный рост компонентов культуры общения современных педагогов.

Сравнивая результаты экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента, мы можем констатировать изменения в количестве педагогов показавших более высокий уровень культуры общения.

С целью полного подтверждения результативности опытно-экспериментальной работы данное исследование было проведено с педагогами, вошедшими в контрольную группу.

Результаты обследования педагогов по выявления общительности в контрольной и экспериментальной группах (см. 2.12).

Таблица 2.12.

Результаты обследования педагогов по выявления общительности в контрольной и экспериментальной группах

  Критерий   Группы Уровень
высокий средний низкий
Общительность Контрольная 1 (10 %) 6 (60 %) 3 (30%)

Продолжение табл. 2.12.

Результаты обследования педагогов по выявления общительности в контрольной и экспериментальной группах

  Критерий   Группы Уровень
высокий средний низкий
Экспериментальная 5 (50%) 4 (40 %) 1 (10 %)

 

Анализ табл. 2.12 позволяет нам сделать вывод, что общительность в экспериментальной группе заметно возросла (50 % - высокий уровень, 40 % - средний, 10 % - низкий), когда как показатели в контрольной группе не изменились и находятся в той же позиции что и раньше.

После диагностики на выявление эмпатийных тенденций в обеих группах были получены следующие (см. табл. 2.13), по которым 6 видно, что экспериментальная группа имеет высокие показатели развития эмпатийных чувств (50 % - высокий и 70 %), и кроме этого, среди педагогов этой группы не зафиксирован низкий уровень эмпатии, что свидетельствует об успешной работе с ним. В контрольной группе все показатели стабильно остались на своих местах и, к тому же, имеются низкие уровни эмпатии среди педагогов.

Таблица 2.13.

Результаты обследования педагогов на выявление уровня развития

эмпатии контрольной и экспериментальной группы

  Критерий   Группы Уровень
высокий средний низкий
Эмпатия Контрольная 2 (20 %) 6 (60 %) 2 (20%)
Экспериментальная 5 (50%) 7 (70 %) 0 (0 %)

 

Анализ результатов, зафиксированных после прохождения педагогами диагностики Бочароква на стили педагогического общения, наглядно проиллюстрированы в табл. 2.14.


Таблица 2.14.

Результаты обследования стилей общения в контрольной и экспериментальной группах

  Критерий   Группы Уровень
высокий средний низкий
Стили педагогичного общения Контрольная 2 (20 %) 6 (60 %) 2 (20%)
Экспериментальная 6 (60%) 4 (40 %) 0 (0 %)

 

Анализ табл. 2.14 позволяет нам сделать вывод, стили руководства и поведения более успешно выявлены и развиты в экспериментальной группе, нежели чем в контрольной. Это свидетельствует о том, что педагоги экспериментальной группы добились лучших результатов (60 % - высокий, 40 % - средний), чем те педагоги, на которых не были оказаны никакие воздействия по контролирующего этапа эксперимента (20 % - высокий, 60 % - средний, и 20 % - низкий).

Результаты методики на выявления развития способности находить решения конфликтных ситуаций представлены нами в табл. 2.15.

Таблица 2.15.

Результаты обследования способности педагогов разрешать конфликты

 

Критерий Группы Уровень
высокий средний низкий
Способность конструктивно разрешать педагогические конфликты Контрольная 2 (20 %) 7 (70 %) 1 (10%)
Экспериментальная 6 (60%) 4 (40 %) 0 (0 %)

 

Из табл. 2.15 видно, что 30 % педагогов имеют высокий уровень развития данной способности, когда как 60 % педагогов показали уровень средний и, к сожалению, 1 %, т.е. один педагог не показал каких либо изменений (низкий уровень).

Сравнивая результаты обследования педагогов, мы можем наблюдать положительную динамику развития компонентов культуры общения.

Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной группы до и после формирующего эксперимента, мы можем констатировать изменения в количестве педагогов показавших более высокий уровень культуры общения.

В частности, количество педагогов с высоким уровнем общительности в экспериментальном классе увеличилось с 1 (10%) до 5 (50%), в то время как средний уровень изменился от 7 (70%) до 4 (40%, повысился), а низкий – от 2 (20%) к 1 (10%). В то время как в контрольной группе уровень общительности не изменилось вообще.

Количество педагогов экспериментальной группы с высоким уровнем эмпатии изменилось от 2 (20%) человек до 5 (50%), со средним уровнем – от 5 (50%) человек до 7 (70%), низкий – от 3 (30%) к нулю (0%). В контрольной группе изменения также остались неизменны.

Успешно управлять стилем общения теперь могут 6 (60%) педагогов (переход от 4 педагогов к 6), а также 4 (40%) педагогов, у которых зафиксирован средний уровень. И ни один педагог не имеет проблемы со стилями общения. Контрольная группа, в свою очередь, не показала никаких положительных тенденций.

Высокий уровень развития способности конструктивно решать педагогические конфликты поменялся от 1 (10%) педагога к 6 (60%), средний – от 7 (70%) к 4 (40%), и низкий – от 1 (10%) к 0 (0%). Отмечено, что в контрольной группе не произошли никакие изменения.

Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной группы до и после формирующего эксперимента, мы можем констатировать изменения в количестве педагогов показавших более высокий уровень культуры общения (см. табл. 2.16).

 

Таблица 2.16.

Результаты развития культуры общения педагогов экспериментальной и контрольной группы до и после формирующего эксперимента

Уровни Культура общения
экспериментальная группа контрольная группа
абс % абс % абс % абс %
  Высокий уровень                
  Средний уровень                
  Низкий уровень                

 

Анализ табл. 2.9 позволяет нам сделать вывод, что культура общения педагогов экспериментальной группы значительно повысилась; высокий уровень от 1 (10%) изменился на 4 (40%) педагогов; средний уровень - от 7 (70%) изменился на 60 (60%) педагогов; низкий уровень – от 2 (20%) изменился на 0 (0%) педагогов. Тогда как в контрольной группе изменения не зафиксированы.

Высокие уровни развития компонентов культуры общения современных педагогов можно объяснить тем, что обследуемые имеют внутренний потенциал (иначе внутреннее условие), который способствовал их профессиональному росту. Иными словами, педагоги заранее, психологически были готовы к тому, чтобы улучшить качество своей работы. А в процессе реализации педагогических условий, педагоги были открыты для принятия и анализа предложенного материала (тренинги, коммуникативные техники, игры и т.д.).

Следует также отметить, что высоких результатов помогла добиться групповая атмосфера, т.к. она способствовала сплочению коллектива. Педагоги положительно воспринимали упражнениям и активно принимали в них участие, заранее понимая, что находятся в привычном для них коллективе.

Кроме этого, повышению компонентов культуры педагогического общения способствовал подбор эффективных методов и средств воздействия (ролевые, деловые, импровизационные игры, тренинги, педагогические ситуации, коммуникативные упражнения и техники). Разнообразие предложенного материала помогла сконцентрироваться на всех компонентах культуры общения и тем самым, дало высокие результаты.

Таким образом, программа реализации педагогических условий по эффективному развитию культуры общения была успешно и качественно реализована. Цель исследования, по нашему мнению, достигнута.

 

Вывод по 2 главе

 

Нами проводилась опытно – экспериментальная работа, направленная по повышение культуры общения современных педагогов. На начальном этапе мы описали показатели культуры общения (общительность, эмпатия, стили педагогического общения, конструктивное умение разрешать педагогические конфликты) и уровни развития, а также выявили исходный уровень общения педагогов опираясь на описанные критерии. Для этого мы предложили четыре разных методики в соответствии с выделенными нами критериями культуры общения педагогов. Анализ результатов констатирующего эксперимента, позволил сделать вывод о низком уровне культуры общения педагогов, что говорит о необходимости целенаправленной работы по развитию культуры общения современных педагогов.

Поэтому нами была разработана программа по реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога. Были предложены тренинги на развитие общительности, эмпатии и способности конструктивного решения конфликтных ситуаций, а также стилей общения. Кроме этого, нами реализовывались коммуникативные техники, коммуникативные упражнения и ролевые, импровизационные и деловые игры, педагогические ситуации, направленные на развитие эмпатии, конструктивного умения разрешать конфликты, общительность и тенденций к выбору того или иного стиля педагогического общения.

Сравнивая показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сделать вывод, что разработанная нами программа педагогических условий, помогает повысить уровень культуры общения современных педагогов. Таким образом, цель нашего исследования достигнута.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На современном этапе в связи с социально-экономическими преобразованиями, происходящими в России, выдвигаются новые требования к педагогам, в частности к культуре педагогического общения, которая является частью его педагогической деятельности. Поэтому особую значимость приобретает поиск условий формирования культуры общения современного педагога.

Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальной проверке эффективности программы реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

Решение первой задачи нашего исследования связанно с раскрытием сущности и основных показателей культуры общения современного педагога. Под культурой общения современного педагога понимается «профессионально межличностное общение педагога с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, в котором проявляется объективное и нравственное отношение к личности, способствующее его развитию». Основными показателями культуры общения являются личностные качества педагога и группа профессионально-коммуникативных умений, предпосылки, обуславливающие успех в общение и стили педагогического общения, а также, способность педагога конструктивно решать педагогические конфликты.

Вторая задача нашего исследования заключалась в определении педагогических условий формирования культуры общения современного педагога. Под педагогическими условиями понимается «систематизированный комплекс действий с целью формирования культуры общения современного педагога». Нами определенно, что формированию культуры общения современного педагога будут способствовать: тренинги, деловые, ролевые, импровизационные игры, педагогические ситуации, коммуникативные техники и коммуникативные упражнения, которые будут способствовать развитию общительности, эмпатии, гибкости в использование стилей педагогического общения и конструктивного умения разрешать конфликты.

Третья задача нашего исследования связанна с разработкой программы реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога. Нами разработана программа, в которую входят: тренинг «Обучение навыкам эффективного общения, тренинг «Эмоционально-положительное отношение к ребенку. Развитие эмпатии», тренинг «способы разрешения конфликтов», педагогические ситуации «Искусство или спорт?», «Отношение», «Застенчивость», игра – импровизация «Перевод с русского на русский», деловая игра «Сглаживание конфликтов», коммуникативные техники и упражнения «Как мне это поможет?», «Малый разговор», «Рекламный ролик», Завершение предложения», Контрабандисты», «Уверенные интонации», Достойный ответ», «Без маски», «Стили общения», «Леопольд».

Разработанная нами программа включает:

1. Тренинг «Обучение навыкам эффективного общения, Коммуникативные техники и коммуникативные упражнения: «Как мне это поможет?», «Малый разговор», «Рекламный ролик», «Завершение предложения», «Контрабандисты», «Уверенные интонации», игра-импровизация «Перевод с русского на русский», направленные на развитие общительности.

2. Тренинг «Эмоционально-положительное отношение к ребенку. Развитие эмпатии», педагогические ситуации (составляющие тренинга) «Искусство или спорт?», «Отношение», «Застенчивость», направленные на развитие эмпатии.

3. Коммуникативные упражнения: «Достойный ответ», «Без маски», «Стили общения», «Леопольд», направленные на улучшение стилей педагогического общения.

4. Тренинг «Способы решения конфликтов» и деловая игра «Сглаживание конфликтов», направленные на развитие умения решать педагогические конфликты.

 

Решение четвертой задачи нашего исследования заключалось в экспериментальной проверке эффективности разработанной программы по реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

На начальном этапе мы выделил критерии (общительность, эмпатия, стили педагогического общения, конструктивное умение разрешать педагогические конфликты) и уровни развития культуры педагогического общения, а также выявили исходный уровень общения педагогов опираясь на описанные критерии. При выявлении исходного уровня общения педагогов мы использовали (тест Ряховского на выявление уровня общительности, опросник Юсупова на выявление эмпатийных тенденций, тест Бочарова на выявление тенденции к силю педагогического общения, диагностика Манулова на выявление доминирующей стратегии поведения в конфликтной ситуации). Нами выявлен исходный уровень культуры общения современных педагогов экспериментальной группы: 1 (10%) педагогов показали высокий уровень; 7 (70%) педагогов показали средний уровень; 2 (20%) педагогов показали низкий уровень. Анализ результатов констатирующего эксперимента, позволил сделать вывод о низком уровне культуры общения педагогов, что говорит о необходимости целенаправленной работы по развитию культуры общения современных педагогов.

Формирующий этап экспериментальной работы показал, что после реализации программы уровень культуры общения повысился: 4 (40%) педагогов имеют высокий уровень, 6 (60%) педагогов имеют средний уровень, и ни одного (0%) педагога не имею низкий уровень культуры общения.

Итак, в целом реализация составленной нами программы по осуществлению педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога прошла успешно. Педагоги экспериментальной группы МДОУ №128, г. Иркутск охотно включались в тренинги, коммуникативные техники, игры-импровизации, ролевые и деловые игры, коммуникативные упражнения, педагогические ситуации.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Авидон, И. П. Задания, которые украсят ваш тренинг [Текст] / И. П. Авидон.– СПб.: «Речь», 2007. – 199 с.

2. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.

3. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика [Электронный ресурс] / А. Ф. Бондаренко. – Педагогическая библиотека. –http://www.pedlib.ru/Books/3/0126/3_0126-31.shtml. (11 апр. 2013).

4. Вачков, И. В. Окна в мои тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе [Текст] / И. В. Вачков, С. Д. Дерябко. – СПб.: Речь, 2004. – 169 с.

5. Вельдин, А. Ю. Культура педагогического общения [Электронный ресурс] // А. Ю. Вельдин, А. Дарькина, // IV Международная студенческая электронная научная конференция: студенческий научный форум. – 2012. - http://www.rae.ru/forum2012/10/958. (15 февр. 2013).

6. Евтихов, В. О. Практика психологического тренинга [Текст] / О. Е. Евтихов. – СПб.: Речь, 2004. – 180 с.

7. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю. Н. Емельянов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 166 с.

8. Еремеева, Н. А. 100 игр и упражнений для тренингов [Текст] / Н. А. Ермеева. – СПб.: Речь, 2008. – 128 с.

9. Завьялова, Ж. А. Путь к успешному тренингу [Текст] / Ж. А. Завьялова. – СПб.: Речь, 2002. – 198 с.

10. Захаров, В. П. Социально-психологический тренинг [Текст]: учеб. пособие / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрещева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 200 с.

11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А.Зимняя. – Ростов н/Д.: «Прайс», 2001. – 265 с.

12. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Эффективная команда: пути к созданию [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 231 с.

13. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В. А. Кан-Калик. – М.: Просвящение, 1987. – 190 с.

14. Калашникова, М. Б. Коппинг-стратегии учителей [Текст] / М. Б. Калашникова, Ю. С. Широкова // Педагогика. – 2011. – № 3. – С. 50-57.

15. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] / Н. И. Козлов. – Екатеринбург: Изд-во АР4, 1994. – 144 с.

16. Коммуникативная техника «Завершенное предложение» [Электронный ресурс] // А. Я Психология – Портал «Askcap.Ru». - - http://azps.ru/training/communication/zavershenie_predlozheniya.html (11 апр. 2013).

17. Коммуникативное упражнение «Рекламный ролик» [Электронный ресурс] // Психология. – Портал «Психология». - http://docpsy.ru/treningi/kommunikativnye-uprazhneniya/4036-reklamnyj-rolik.html. (11 апр. 2013).

18. Коротаева, Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение [Текст] / Е. В. Каратаева. – М.: КСП, Ин. психологии РАН, 1997. – 224 с.

19. Коротаева, Е. В. Игровые методы общения: учебный материал в общение [Текст] / Е. В. Каратаева. – М.: КСП, Ин. психологии РАН, 1997. – 220 с.

20. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: «Русь», 1996. – 367 с.

21. Литягин, А. В. Упражнения и игры на коммуникабельность для тренингов [Текст] / А. В. Литягин. – М.: HRC, 2004. – 150 с.

22. Макшанов, С. И. Психология педагогического тренинга [Текст] / С. И. Макшанов. – СПб.: «Речь», 1997. – 267 с.

23. Марасанов, Г. И. Метод моделирования и анализа ситуаций в психологическом тренинге [Текст] / Г. И. Марасанов. – Киров: «Лайт», 1995. – 152 с.

24. Практическая психодиагностика / под ред. Д. Я. Райгородского. – М.: ВЛАДОС 2000. – 199с.

25. Никандров Н. Д. Педагогическое творчество [Текст] Н. Д. Никадров, В. А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1990. – 210 с.

26. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / под ред. В. А. Никитина. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 204 с.

27. Игры – обучение, тренинг, досуг… [Текст] / под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новыя школа, 1994. – 368 с.

28. Равикович, Н. Б. Упражнения и техники для сплочения коллектива [Текст] / Н. Б. Равикович. – М.: Генезис, 2003. – 200 с.

29. Психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс] // Импровизационная игра «Перевод с русского на русский» - Сайт «trepsy.net» - http://trepsy.net/delo/stat.php?stat=1360 (11 апр. 2013).

30. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева. — М.: Академия, 1999. – 206 c.

31. Тест Ряховского [Электронный ресурс] // А. Я Психология – Портал «Askcap.Ru». - http://azps.ru/tests/tests_communicativ.html. (11 апр. 2013).

32. Тест Юсупока на выявение эмпатийного потенциала личности [Электронный ресурс] // Психология. – Портал «Психология». - http://genderua.narod.ru/test-html/1-14d.htm. (11 апр. 2013).

33. Тимофеева, Н. В. Психолого-педагогические условия гумманизации педагогического общения и взаимодействия воспитателя с детьми / Н. В. Тимофеева // Культура межличностного взаимодействия в образовательном процессе [Текст]. – Новосибирск: «Промт», 2002. – 205 с.

34. Тренинг для учителей «Способы разрешения конфликтов» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Сайт «1september.ru». - http://festival.1september.ru/articles/627689/ (11 апр. 2013).

35. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика [Текст] / Н. П. Фетискин, В.В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

36. Фопель, К. Н. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего [Текст] / К. Н. Фопель. – М.: Генезис, 2004. – 267 с.

37. Хасанова, Л. Р. Формирование профессионально-речевой культуры общения будущего учителя начальных классов [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Р. Хасанова. – Уфа, 2000. – 18 с.

38. Янушевский, В. Н. Речевая компетентность в культуре общения педагога [Текст] / В. Н. Янушевский. – Ульяновск: «Лорис», 2000. – 198 с.

39. Яценко, Т. С.Социально-психологическое обучение в подготовке педагога [Текст] / Т. С. Яценко. — Киев: «Грин», 1987. – 234 с.

 


Приложение 1

 

Тест Ряховского на выявление уровня общительности [31]

 

Тест оценки уровня коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет».

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

Продолжение прил. 1

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Интерпретация:

- 30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

- 25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых кон

Продолжение прил. 1

 

тактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

- 19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

- 14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

- 9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

- 4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во

 

Окончание прил. 1

 

всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем

поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

- 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

 

 

Приложение 2

Опросник Юсупова на выявление эмпатийных тенденций [32]

 

Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и, прежде всего при обучении и воспитании.

Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4, и ответу «да, всегда» – 5. Отвечать нужно на все пункты».

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

Продолжение прил. 2

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.125 с.)