Педагогические условия формирования культуры общения современного педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические условия формирования культуры общения современного педагога



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Дипломная работа

 

Выполнила:

студентка группы ДО1-08-01

факультета гуманитарно-педагогического

направление подготовки (специальности)

050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью Иностранный язык (английский)

Ритс Александра Лембитовна

 

Научный руководитель:

Щеблякова Е.Н., к.п.н., доцент

 

 

К защите допускаю:

Декан гуманитарно-педагогического

факультета

___________ ____________ Болдаков П.И., к.фил.н., доцент

(дата) (подпись)

К защите допускаю:

Зав. кафедрой педагогики

__________ ____________ Иванова Л.А., к.п.н., доцент

(дата) (подпись)

Иркутск 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...    
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА……………….  
1.1. Культура общения современного педагога: сущность и основные показатели…………………………………………………………………….  
1.2. Педагогические условия формирования культуры общения современного педагога………………………………………………………  
Вывод по 1 главе……………………………………………………………..    
ГЛАВА 2. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА…………………………………………………………………...  
2.1. Методика изучения культуры общения современного педагога……..  
2.2. Программа реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога………………  
2.3. Количественные и качественные результаты опытно-экспериментальной работы.............................................................................  
Вывод по 2 главе…………………………………………………………......    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………    
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….    
Приложение…………………………………………………………………..    

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, выдвинули новые требования к педагогу. В условиях разнообразия новых типов дошкольных образовательных учреждений произошло переосмысление роли педагогического общения в образовательном процессе дошкольного учреждения. Специалистами осознается, что успешное развитие личности ребенка происходит только при таком взаимодействии с педагогом, которое отвечает требованиям высокой культуры педагогического общения.

Профессиональная деятельность педагога коммуникативна по своей сути, самым сложным и высшим порядком педагогической коммуникации является общение. Формирование культуры педагогического общения - процесс длительный, требующий целенаправленной и непрерывной подготовки. Особую актуальность при этом приобретает поиск условий формирования культуры общения современного педагога.

Многочисленные исследования последних лет направлены непосредственно на изучение коммуникативной деятельности педагога (В.А. Кан-Калик, В. Н. Янушевский), сущности педагогического общения (В. А. Никитин, Н. В. Тимофеева, И. А. Зимняя и др.), проблем формирования культуры общения современного педагога (Л. Р. Хасанова, В.А. Никитина, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтев, Н. В. Клюева и др.).

Однако, несмотря на достаточное количество работ, посвященных проблеме культуры общения педагогов, еще недостаточно разработаны педагогические условия формирования культуры общения современного педагога.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для выбора темы дипломной работы «Педагогические условия формирования культуры общения современного педагога».

Объект исследования: процесс формирования культуры общения современного педагога.

Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры общения современного педагога.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность программы реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

Объект, предмет и цель исследования определили следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и основные показатели культуры общения современного педагога.

2. Определить педагогические условия формирования культуры общения современного педагога.

4. Разработать программу реализации педагогических условий, способствующих на формирование культуры общения современного педагога.

5. Экспериментально проверить эффективность программы реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор методов исследования.

Теоретические методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, сопоставительный анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, проектирование, методы математической статистики.

Эмпирические методы: педагогический эксперимент, тестирование (Тест Ряховского на выявление общительности личности, тест Бочарова на выявление тенденций к стилю педагогического общения), опрос (опросник Юсупока на выявление эмпатийных тенденций), диагностика (диагностика Манулова на выявление доминирующей стратегии поведения в конфликтной ситуации).

Практическая значимость исследования заключается в том, что дипломная работа имеет практико-ориентированный характер и результаты исследования могут быть использованы при формировании культуры общения современного педагога в дошкольных образовательных учреждениях.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 


Современного педагога

 

Культура общения современного педагога формируется постепенно и нуждается в целенаправленной работе по созданию условий, обеспечивающих ее динамику.

Н.Д. Никандров отмечает, что в общем виде под педагогическими условиями понимается «совокупность факторов, обстоятельств, компонентов, предпосылок, мер, способствующих благоприятному, успешному протеканию процесса обучения и воспитания, педагогическая среда, комплекс педагогических взаимодействий, система педагогических средств» [25, c. 170].

Применительно к рассматриваемой нами проблеме, содержание понятия «педагогические условия» может быть интерпретировано как систематизированный комплекс действий с целью формирования культуры общения современного педагога как личностной характеристики, отражающейся в развитии общительности и эмпатии, формирование конструктивного поведения в конфликтных ситуациях и тенденциях к стилям педагогического общения.

С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов отмечают, что успешность выделения педагогических условий зависит от:

1) четкости определения конечной цели или результата, который должен быть достигнут; конечный результат определен нами на предыдущем этапе работы и сформулирован как формирование культуры современного педагога;

2) осознания того, что совершенствование педагогического процесса достигается не за счет одного условия, а за счет их взаимосвязанного комплекса; нам предстоит определить взаимосвязанный комплекс педагогических условий, благоприятствующих процессу формирования культуры общения современного педагога;

3) от понимания того, что на определенных этапах педагогические условия могут выступать как результат, достигнутый в процессе их реализации; данное заключение позволит нам правильно организовать реализацию выявленных педагогических условий [30, c. 95].

Формирование культуры общения современного педагога обеспечивается педагогическими условиями, направленными на развитие общительности и эмпатии, формирование конструктивного поведения конфликте, а также успешным выбором стиля педагогического общения в необходимой ситуации.

Следуя логике нашего исследования, исходя из цели, которая позволяет определить содержание педагогического процесса, становится очевидным, что педагогическими условиями формирования культуры современного педагога является регулярное и педагогически обоснованное применение:

1. Метода упражнений (использование тренинговых занятий как метода упражнения).

2. Игрового метода (использование деловой и импровизационной игры).

3. Метода обыгрывания и разбора педагогических ситуаций (составляющая часть тренинга).

4. Коммуникативных техник.

5. Коммуникативных упражнений.

В условиях группового тренинга формируются такие показатели культуры общения как эмпатия и общительность, выбор педагогического стиля общения и конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

Тренинг по сути своей, является одним из наиболее эффективных способов формирования и развития каких-либо качеств человека в любой профессиональной деятельности. И.В. Вачков, С.Д. Дерябо отмечают, что Л.А. Петровская, характеризует тренинг как «средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения» [4, с. 123]. Помимо этого, она отмечает, что в итоге человек, являясь представителем той или иной деятельности, овладевает инструментами для выполнения определенной работы [Там же].

Тренинг на развитие общительности будет способствовать:

- развитию коммуникативных способностей;

- осознанию педагогам своей индивидуальности;

- налаживанию эффективного взаимодействия с окружающими,

- установлению контакта с другими людьми;

- развитию умения эффективно предавать информацию [21].

Применение тренинга на развитие эмпатийных тенденций, поможет:

- повысить уровень профессионально важных качеств (педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям);

- развить коммуникативные средства общения с ребенком;

- выработать эмоциональное принятие дошкольников;

- формировать способы эффективной саморегуляции;

- развить умения общаться с коллегами по работе и администрацией ДОУ, родителями, а также с членами своей семьи [1].

Тренинг на формирования умения конструктивного поведения конфликтов будет способствовать:

- нахождению верных способов решения конфликтов;

- осознанию причин, механизмов и разновидностей конфликтов;

- освоению методов поиска решений в конфликте на примере конфликтной ситуации для личного роста;

- обучению приемам общения в конфликте;

- обучить приемам предотвращения конфликтов с близкими, знакомыми и малознакомыми людьми в повседневном общении.

- применять тот или иной стиль руководства на практике, в зависимости от того, в какой ситуации окажется педагог [6].

Необходимо отметить, что тренинги, выбранные для нашей работы с педагога, нацелены не только на представленные показатели, они охватывают и дополнительные показатели, которые имеют место в работе специалиста.

Вовлечение педагога в деловые и импровизационные игры будет способствовать:

- закреплению умений и навыков в реальном процессе подготовки и принятия решения.

- поиску доступных способов решения различных ситуаций, организовать и активизировать деятельность педагога [7].

Данный метод применяется нами в работе по формированию и развитию не только эмпатии, общительности, но и способности правильно реагировать в конфликте, а также в выборе подходящего стиля педагогического общения.

При моделирование и разборе педагогических ситуаций разного характера, педагог сможет:

- оценить правильность своих действий;

- подобрать корректные методы и приемы общения с воспитанниками, родителями и коллегами.

Одним из плюсов применения и рассмотрения педагогических ситуаций является то, что они служат источником для поиска эффективного и альтернативного способа решения той или иной проблемы. В таких условиях педагог способен менять и корректировать не только свое поведение, но и поведение ребенка [19].

Коммуникативные техники использовались нами для того, чтобы педагоги могли:

- настраивать собеседника на рациональный, прагматический тон в общении.

- располагать к себе собеседника, вызвать его интерес, предваряющий дальнейшее обсуждение серьезных проблем;

- выявлять и делать акцент на положительных сторонах собеседника, что способствует развитие коммуникабельности человека.

- выработать навыков уверенных интонаций и навыков активного слушания.

- использовать характеристики того или иного стиля общения в зависимости от ситуации [3].

Использование коммуникативных упражнений позволит не только закреплять уже имеющиеся у педагогов навыки общения, но и будут способны дальнейшему развитию коммуникабельности.

Такой тип упражнений использовался нами для того, чтобы:

- сплотить коллектив;

- найти новые способы вербального и невербального общения друг с другом;

- понять мотивы того или иного члена педагогической группы;

- использовать тот или иной стиль общения в зависимости от ситуации [15, с. 44]

Таким образом, педагогические условия характеризуется как систематизированный комплекс действий, где целью является формирование культуры общения современного педагога, которая отражается в развитии общительности и эмпатии, правильности выбора стиля педагогического общения и формирование конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Эффективными условиями формирования культуры общения педагогов будут тренинги, деловые и импровизационные игры, педагогические ситуации, коммуникативные техники и коммуникативные упражнения.

 

Выводы по главе 1

 

Культура педагогического общения - составляющая часть профессиональной деятельности педагога, а само общения неделимо связанно с любой сферы жизни человека. В соответствии с задачами исследования нами выявлено, что культура общения современных педагогов, по мнению Н.В. Тимофеевой, характеризуется как межличностное взаимодействие педагога с окружающими его людьми, (будь то дети, родители воспитанников или коллеги), в которой происходит принятия педагогом педагогических ценностей и ориентаций на свободное межличностное взаимодействие. Основными показателями культуры общения современных педагогов являете общительность, эмпатия, гибкость в использование стилей общения и умение конструктивного поведения в педагогических конфликтах.

Культура общения современного педагога формируется постепенно и нуждается в целенаправленной работе по созданию условий, обеспечивающих ее динамику. На основе анализа литературы по проблеме исследования, мы выявили, что под педагогическими условиями формирования культуры общения педагогов понимается комплекс педагогических воздействий, способный сформировать данную культуру. Наиболее эффективными педагогическими условиями для формирования культуры общения современных педагогов служат тренинги, коммуникативные техники и упражнения, педагогические ситуации, а также деловые и импровизационные игры.

 

 


ПЕДАГОГА

Цель экспериментальной работы – разработать и экспериментально проверить эффективность программы реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:

1. Определить критерии и уровни культуры общения современных педагогов.

2. Разработать программу реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

3. Определить эффективность программы реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

В соответствии с целью и задачами исследования был разработан план педагогического эксперимента, который включал три этапа:

1. Констатирующий этап эксперимента проводился в период с 01.09.2012 г. по 31.10.2012 г.

2. Формирующий этап эксперимента проводился в период с 01.11.2012 г. по 31.01.2013 г.

3. Заключительный этап эксперимента проводился в период с 01.02.2013 г. по 01.03.2013 г.

Вывод по 2 главе

 

Нами проводилась опытно – экспериментальная работа, направленная по повышение культуры общения современных педагогов. На начальном этапе мы описали показатели культуры общения (общительность, эмпатия, стили педагогического общения, конструктивное умение разрешать педагогические конфликты) и уровни развития, а также выявили исходный уровень общения педагогов опираясь на описанные критерии. Для этого мы предложили четыре разных методики в соответствии с выделенными нами критериями культуры общения педагогов. Анализ результатов констатирующего эксперимента, позволил сделать вывод о низком уровне культуры общения педагогов, что говорит о необходимости целенаправленной работы по развитию культуры общения современных педагогов.

Поэтому нами была разработана программа по реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога. Были предложены тренинги на развитие общительности, эмпатии и способности конструктивного решения конфликтных ситуаций, а также стилей общения. Кроме этого, нами реализовывались коммуникативные техники, коммуникативные упражнения и ролевые, импровизационные и деловые игры, педагогические ситуации, направленные на развитие эмпатии, конструктивного умения разрешать конфликты, общительность и тенденций к выбору того или иного стиля педагогического общения.

Сравнивая показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сделать вывод, что разработанная нами программа педагогических условий, помогает повысить уровень культуры общения современных педагогов. Таким образом, цель нашего исследования достигнута.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На современном этапе в связи с социально-экономическими преобразованиями, происходящими в России, выдвигаются новые требования к педагогам, в частности к культуре педагогического общения, которая является частью его педагогической деятельности. Поэтому особую значимость приобретает поиск условий формирования культуры общения современного педагога.

Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальной проверке эффективности программы реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

Решение первой задачи нашего исследования связанно с раскрытием сущности и основных показателей культуры общения современного педагога. Под культурой общения современного педагога понимается «профессионально межличностное общение педагога с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, в котором проявляется объективное и нравственное отношение к личности, способствующее его развитию». Основными показателями культуры общения являются личностные качества педагога и группа профессионально-коммуникативных умений, предпосылки, обуславливающие успех в общение и стили педагогического общения, а также, способность педагога конструктивно решать педагогические конфликты.

Вторая задача нашего исследования заключалась в определении педагогических условий формирования культуры общения современного педагога. Под педагогическими условиями понимается «систематизированный комплекс действий с целью формирования культуры общения современного педагога». Нами определенно, что формированию культуры общения современного педагога будут способствовать: тренинги, деловые, ролевые, импровизационные игры, педагогические ситуации, коммуникативные техники и коммуникативные упражнения, которые будут способствовать развитию общительности, эмпатии, гибкости в использование стилей педагогического общения и конструктивного умения разрешать конфликты.

Третья задача нашего исследования связанна с разработкой программы реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога. Нами разработана программа, в которую входят: тренинг «Обучение навыкам эффективного общения, тренинг «Эмоционально-положительное отношение к ребенку. Развитие эмпатии», тренинг «способы разрешения конфликтов», педагогические ситуации «Искусство или спорт?», «Отношение», «Застенчивость», игра – импровизация «Перевод с русского на русский», деловая игра «Сглаживание конфликтов», коммуникативные техники и упражнения «Как мне это поможет?», «Малый разговор», «Рекламный ролик», Завершение предложения», Контрабандисты», «Уверенные интонации», Достойный ответ», «Без маски», «Стили общения», «Леопольд».

Разработанная нами программа включает:

1. Тренинг «Обучение навыкам эффективного общения, Коммуникативные техники и коммуникативные упражнения: «Как мне это поможет?», «Малый разговор», «Рекламный ролик», «Завершение предложения», «Контрабандисты», «Уверенные интонации», игра-импровизация «Перевод с русского на русский», направленные на развитие общительности.

2. Тренинг «Эмоционально-положительное отношение к ребенку. Развитие эмпатии», педагогические ситуации (составляющие тренинга) «Искусство или спорт?», «Отношение», «Застенчивость», направленные на развитие эмпатии.

3. Коммуникативные упражнения: «Достойный ответ», «Без маски», «Стили общения», «Леопольд», направленные на улучшение стилей педагогического общения.

4. Тренинг «Способы решения конфликтов» и деловая игра «Сглаживание конфликтов», направленные на развитие умения решать педагогические конфликты.

 

Решение четвертой задачи нашего исследования заключалось в экспериментальной проверке эффективности разработанной программы по реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

На начальном этапе мы выделил критерии (общительность, эмпатия, стили педагогического общения, конструктивное умение разрешать педагогические конфликты) и уровни развития культуры педагогического общения, а также выявили исходный уровень общения педагогов опираясь на описанные критерии. При выявлении исходного уровня общения педагогов мы использовали (тест Ряховского на выявление уровня общительности, опросник Юсупова на выявление эмпатийных тенденций, тест Бочарова на выявление тенденции к силю педагогического общения, диагностика Манулова на выявление доминирующей стратегии поведения в конфликтной ситуации). Нами выявлен исходный уровень культуры общения современных педагогов экспериментальной группы: 1 (10%) педагогов показали высокий уровень; 7 (70%) педагогов показали средний уровень; 2 (20%) педагогов показали низкий уровень. Анализ результатов констатирующего эксперимента, позволил сделать вывод о низком уровне культуры общения педагогов, что говорит о необходимости целенаправленной работы по развитию культуры общения современных педагогов.

Формирующий этап экспериментальной работы показал, что после реализации программы уровень культуры общения повысился: 4 (40%) педагогов имеют высокий уровень, 6 (60%) педагогов имеют средний уровень, и ни одного (0%) педагога не имею низкий уровень культуры общения.

Итак, в целом реализация составленной нами программы по осуществлению педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога прошла успешно. Педагоги экспериментальной группы МДОУ №128, г. Иркутск охотно включались в тренинги, коммуникативные техники, игры-импровизации, ролевые и деловые игры, коммуникативные упражнения, педагогические ситуации.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Авидон, И. П. Задания, которые украсят ваш тренинг [Текст] / И. П. Авидон.– СПб.: «Речь», 2007. – 199 с.

2. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.

3. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика [Электронный ресурс] / А. Ф. Бондаренко. – Педагогическая библиотека. –http://www.pedlib.ru/Books/3/0126/3_0126-31.shtml. (11 апр. 2013).

4. Вачков, И. В. Окна в мои тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе [Текст] / И. В. Вачков, С. Д. Дерябко. – СПб.: Речь, 2004. – 169 с.

5. Вельдин, А. Ю. Культура педагогического общения [Электронный ресурс] // А. Ю. Вельдин, А. Дарькина, // IV Международная студенческая электронная научная конференция: студенческий научный форум. – 2012. - http://www.rae.ru/forum2012/10/958. (15 февр. 2013).

6. Евтихов, В. О. Практика психологического тренинга [Текст] / О. Е. Евтихов. – СПб.: Речь, 2004. – 180 с.

7. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю. Н. Емельянов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 166 с.

8. Еремеева, Н. А. 100 игр и упражнений для тренингов [Текст] / Н. А. Ермеева. – СПб.: Речь, 2008. – 128 с.

9. Завьялова, Ж. А. Путь к успешному тренингу [Текст] / Ж. А. Завьялова. – СПб.: Речь, 2002. – 198 с.

10. Захаров, В. П. Социально-психологический тренинг [Текст]: учеб. пособие / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрещева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 200 с.

11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А.Зимняя. – Ростов н/Д.: «Прайс», 2001. – 265 с.

12. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Эффективная команда: пути к созданию [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 231 с.

13. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В. А. Кан-Калик. – М.: Просвящение, 1987. – 190 с.

14. Калашникова, М. Б. Коппинг-стратегии учителей [Текст] / М. Б. Калашникова, Ю. С. Широкова // Педагогика. – 2011. – № 3. – С. 50-57.

15. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] / Н. И. Козлов. – Екатеринбург: Изд-во АР4, 1994. – 144 с.

16. Коммуникативная техника «Завершенное предложение» [Электронный ресурс] // А. Я Психология – Портал «Askcap.Ru». - - http://azps.ru/training/communication/zavershenie_predlozheniya.html (11 апр. 2013).

17. Коммуникативное упражнение «Рекламный ролик» [Электронный ресурс] // Психология. – Портал «Психология». - http://docpsy.ru/treningi/kommunikativnye-uprazhneniya/4036-reklamnyj-rolik.html. (11 апр. 2013).

18. Коротаева, Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение [Текст] / Е. В. Каратаева. – М.: КСП, Ин. психологии РАН, 1997. – 224 с.

19. Коротаева, Е. В. Игровые методы общения: учебный материал в общение [Текст] / Е. В. Каратаева. – М.: КСП, Ин. психологии РАН, 1997. – 220 с.

20. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: «Русь», 1996. – 367 с.

21. Литягин, А. В. Упражнения и игры на коммуникабельность для тренингов [Текст] / А. В. Литягин. – М.: HRC, 2004. – 150 с.

22. Макшанов, С. И. Психология педагогического тренинга [Текст] / С. И. Макшанов. – СПб.: «Речь», 1997. – 267 с.

23. Марасанов, Г. И. Метод моделирования и анализа ситуаций в психологическом тренинге [Текст] / Г. И. Марасанов. – Киров: «Лайт», 1995. – 152 с.

24. Практическая психодиагностика / под ред. Д. Я. Райгородского. – М.: ВЛАДОС 2000. – 199с.

25. Никандров Н. Д. Педагогическое творчество [Текст] Н. Д. Никадров, В. А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1990. – 210 с.

26. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / под ред. В. А. Никитина. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 204 с.

27. Игры – обучение, тренинг, досуг… [Текст] / под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новыя школа, 1994. – 368 с.

28. Равикович, Н. Б. Упражнения и техники для сплочения коллектива [Текст] / Н. Б. Равикович. – М.: Генезис, 2003. – 200 с.

29. Психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс] // Импровизационная игра «Перевод с русского на русский» - Сайт «trepsy.net» - http://trepsy.net/delo/stat.php?stat=1360 (11 апр. 2013).

30. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева. — М.: Академия, 1999. – 206 c.

31. Тест Ряховского [Электронный ресурс] // А. Я Психология – Портал «Askcap.Ru». - http://azps.ru/tests/tests_communicativ.html. (11 апр. 2013).

32. Тест Юсупока на выявение эмпатийного потенциала личности [Электронный ресурс] // Психология. – Портал «Психология». - http://genderua.narod.ru/test-html/1-14d.htm. (11 апр. 2013).

33. Тимофеева, Н. В. Психолого-педагогические условия гумманизации педагогического общения и взаимодействия воспитателя с детьми / Н. В. Тимофеева // Культура межличностного взаимодействия в образовательном процессе [Текст]. – Новосибирск: «Промт», 2002. – 205 с.

34. Тренинг для учителей «Способы разрешения конфликтов» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Сайт «1september.ru». - http://festival.1september.ru/articles/627689/ (11 апр. 2013).

35. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика [Текст] / Н. П. Фетискин, В.В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

36. Фопель, К. Н. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего [Текст] / К. Н. Фопель. – М.: Генезис, 2004. – 267 с.

37. Хасанова, Л. Р. Формирование профессионально-речевой культуры общения будущего учителя начальных классов [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Р. Хасанова. – Уфа, 2000. – 18 с.

38. Янушевский, В. Н. Речевая компетентность в культуре общения педагога [Текст] / В. Н. Янушевский. – Ульяновск: «Лорис», 2000. – 198 с.

39. Яценко, Т. С.Социально-психологическое обучение в подготовке педагога [Текст] / Т. С. Яценко. — Киев: «Грин», 1987. – 234 с.

 


Приложение 1

 

Тест Ряховского на выявление уровня общительности [31]

 

Тест оценки уровня коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет».

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

Продолжение прил. 1

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Интерпретация:

- 30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

- 25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых кон

Продолжение прил. 1

 

тактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

- 19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

- 14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

- 9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

- 4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во

 

Окончание прил. 1

 

всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем

поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

- 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

 

 

Приложение 2

Опросник Юсупова на выявление эмпатийных тенденций [32]

 

Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.135 с.)