Культура общения современного педагога: сущность и основные показатели 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура общения современного педагога: сущность и основные показатели



 

На современном педагогическом этапе проблема общения является одной из самых обсуждаемых в сфере гуманитарных наук. Известно, что общение является частью культуры в целом, так как через него передается опыт предшествующего развития человечества. Общение служит базовой категорией для человеческой деятельности. И обращаясь к теме нашей дипломной работы, следует отметить, что педагог, являясь важной частью воспитания человечества, должен в полной мере освоить культуру педагогического общения. Культура педагогического общения - составляющая часть специалиста.

В.А. Никитин указывает, что под педагогической культурой человека понимается «усвоенный и повседневно проявляемый уровень искусства педагога (педагогической деятельности) в отношении к себе, к другим людям, к детям. Она характеризуется уровнем усвоения специалистом педагогического опыта и его реализации в процессе профессиональной деятельности» [26, с. 183].

Н.В. Тимофеева характеризует культуру педагогического общения как «меру принятия педагогом педагогических ценностей и ориентация на свободное межличностное взаимодействие, в котором реализуются субъект-субъектные отношения, формируются и проявляются личностно-своеобразные свойства партнеров» [33, c. 92].

Основу культуры общения составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого уровня развития культуры общения, которая определяет доброжелательные и уважительные отношения между педагогом и воспитанником, и кроме этого, является основой для взаимоотношения, сотрудничества, и взаимопомощи.

Однако это невозможно осуществить без высокоразвитого чувства эмпатии, которое требует вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучение и воспитание детей.

Педагог должен понимать, что в стилях педагогического общения отражаются и эмпатия, и то, как он общается с детьми, а способность решать конфликты разного рода является еще одним звеном, в котором можно проследить уровень развития представленных показателей [33].

Культура общения педагога может рассматривается как «совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие на воспитанников и позволяющая наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания и регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач» [37, c. 66].

И.А. Зимняя предложила рассматривать понятие культуры педагогического общения как комплексное, включающее, прежде всего, личностную культуру общающихся, в которой особенно важны:

а) «высокий уровень общей культуры;

б) культура мышления;

в) культура языковых средств и способов формирования и формулирования мысли;

г) культура педагогического воздействия, вызывающего адекватную ответную реакцию воспитанника;

д) культура прогнозирования ответной реакции партнера по общению;

е) культура слушания;

ж) культура поддержания общения;

з) культура исправления ошибочного действия» [11, c. 89-90].

В нашем исследовании мы придерживаемся определения, данного Н.В. Тимофеевой, который рассматривает культуру общения современного педагога как «профессионально межличностное общение педагога с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, в котором проявляется объективное и нравственное отношение к личности человека, способствующее его развитию. Эта культура имеет свои критерии: общительность, эмпатия, стили педагогического общения и конструктивное поведение в конфликтных ситуациях» [32, c. 92].

Культура общения педагога, в свою очередь, выражается в педагогическом общение, которое А.А. Леонтьев характеризует как «профессиональное общение педагога с воспитанниками (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива» [20, с. 34].

Чтобы в полной мере овладеть культурой общении, по мнению А.А. Бодалева, личность должна иметь следующие качества:

1) направленность на человека;

2) умение учитывать индивидуальные особенности каждого и осуществлять соответствующие способы взаимодействия;

3) высокая устойчивость внимания и умение его распределять;

4) умение выбирать адекватные и подходящие для той или иной ситуации формы поведения, проявлять творческую инициативу в выборе средств воздействия на другого;

5) наблюдательность и способность анализировать поступки человека, осознавать мотивы их осуществления;

6) умение понять внутренний мир собеседника, сопереживать его проблемам и уметь оказывать психологическую помощь;

7) воспитанность эмоциональной сферы [2].

Кроме этого, В.Н. Янушевский выделяет следующие группы профессионально-коммуникативных умений, составляющих культуру общения педагога:

1. Социально-психологические умения - это «умения располагать воспитанников к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого ребенка, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства - вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия - заражения, внушения, убеждения, идентификации и т. д.» [38, c. 121].

2. Нравственно-эстетические умения - «умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, инициировать благоприятный нравственный климат общения» [Там же, c. 123].

3. Эстетические умения – «способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, активизировать эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение воспитанников» [Там же, c. 127].

4. Технологические умения – «умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность» [Там же, 129].

А.Ю. Вельдин и А. Дарькина и указывают, что Н.В. Клюева определила ряд предпосылок, обусловливающих успех педагога в общении:

1. Физиологические предпосылки: нормальный уровень развития органов артикуляции; подвижность, пластичность двигательных мышц, рук и мимических мышц лица; психологические предпосылки: волевые качества, интеллект, темперамент и т.д.

2. Социально-психологические предпосылки: мотивация общения и профессиональная направленность личности, статус и авторитет учителя в ученическом и педагогическом коллективе, социальный и профессиональный опыт техники педагогического общения. Совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом, является техникой общения. Сюда включены две группы компонентов. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением (речь, мимика, выражение своих эмоций, внимание и т.п.). Вторая с умением воздействовать на личность и коллектив [5].

Очередным показателем культуры общения педагога служит способность конструктивного разрешения педагогических конфликтов. Профессия педагога по своему содержанию и функциональной нагрузке относится к наиболее напряженным в эмоциональном плане видам труда. М.Б. Калашникова и Ю.С. Широкова отмечают, «что 95% учителей считают свою работу эмоционально и интеллектуально напряжѐнной, причѐм 32% полагают, что эти перегрузки весьма значительные и постоянные; 51% учителей считают, что их профессиональная деятельность связана со значительными физическими нагрузками преимущественного статического характера, что подтверждает напряженный характер профессиональной деятельности» [14, c. 50]. Напряжѐнность профессиональной деятельности способствует возникновению конфликтных ситуаций. Разрешение педагогических конфликтов зависит от двух конфликтующих сторон, от их отношения друг к другу. Наиболее эффективными стратегиями разрешения конфликтов будут компромисс и сотрудничество, а менее эффективными – приспособление и уход» [Там же, с. 51].

Педагогическая культура общения неделимо связано и со стилями общения. Известный ученый В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом.

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения.

3. Общение-дистанция. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики [13].

В свою очередь, Д. Я. Райгородским отмечается, что О.Н. Бочаров приводит и выделяет более широкую классификацию стили (модели) педагогического общения (которые будут нами исследованы в практической части дипломной работы):

- Диктаторская модель «Монблан». Выражается в отстраненности от учащихся, которые для учителя представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.

- Модель «Китайская стена». Выражена в слабой связи между учителем и учащимися из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчеркивания учителем своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к предмету и наблюдается равнодушное отношение к личности педагога.

- Модель дифференцированного внимания «Локатор». Выражается в избирательном отношении к учащимся. Учитель ориентируется на определенных учеников: талантливых, слабых и т.п. Данная модель возникает из-за неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляет ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе «учитель – ученик».

- Монорефлексивная модель «Тетерев». Педагог замкнут сам на себе. Речь его монотонна, отсутствует реакция на слушателя. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения изолированы друг от друга.

- Модель гиперрефлексивная. Учителю важно, как воспринимается его информация учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия учащихся.

- Модель негибкого реагирования «Робот». Общение выстраивается по жесткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом преподаватель не учитывает ситуацию и психическое состояние своих учащихся.

- Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фокусируется на преподавателе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление, следствием становится безынициативность учащихся.

- Модель активного взаимодействия «Союз». Это модель дружеского взаимодействия и мажорного настроения [24, с. 104-105].

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы. Культура общения современного педагога – это профессионально межличностное общение педагога с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, где главной чертой личности является общительность, которая служит основой для формирования доброжелательных и уважительных отношениях между педагогом и воспитанником, а также педагогическим коллективом. Также культура общения современного педагога зависит от того, насколько хорошо у специалиста будут развиты его интеллектуальная и нравственная сферы.

Основными взаимосвязанными между собой показателями культуры общения современного педагога являются: общительность, эмпатия, личностные качества, группа профессионально-коммуникативных умений, предпосылки, обуславливающие успех педагога в общение, а также способность конструктивно разрешать педагогические конфликты и стили педагогического общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.187.116 (0.006 с.)