Способствующих формированию культуры общения современного педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способствующих формированию культуры общения современного педагога



После получения и обработки результатов констатирующего эксперимента, мы приступили к проведению формирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента – организация педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

Задачи:

1. Разработать программу реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

2. Использование педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога.

Опираясь на результаты анализа литературы по проблеме исследования, а также на данные, полученные на констатирующем этапе, нами была разработана программа (см. табл. 2.7).

Таблица 2.7

Программа реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога

Критерий культуры общения педагога Использованный материал Цель использованного материала
1. Общительность 1. Тренинг «Обучение навыкам эффективного общения» (Приложение 5) Развивать коммуникативные способности, помочь педагогам осознать свою индивидуальность и наладить эффективное взаимодействие с окружающими, а также научить устанавливать контакт с другими людьми, умению эффективно предавать информацию
2. Коммуникативные техники и коммуникативные упражнения: «Как мне это поможет?», «Малый разговор», «Рекламный ролик», «Заверши предложение», «Контрабандисты», «Уверенные интонации» Развивать: коммуникативные способности, умение вызвать интерес у собеседника, управлять своей интонацией и тон общения, умение убеждать, а также способствовать нахождению корректных способов воздействия на человека

 

Продолжение табл. 2.7

Критерий культуры общения педагога Использованный материал Цель использованного материала
1. Общительность 3. Игра – импровизация «Перевод с русского на русский» Учится передавать идею разными способами
2. Эмпатия 1. Тренинг «Эмоционально – положительное отношение к ребенку. Развитие эмпатии» (см. приложение 6) Развивать профессионально важные качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям
2. Педагогические ситуации: «Искусство или спорт?», «Отношение», «Застенчивость» (представлены в прил. 6) Развивать умение оценивать правильность своих действий или способность подбирать корректные методы и приемы общения с воспитанниками, родителями и коллегами
3. Стили педагогического общения   Коммуникативные упражнения: «Достойный ответ», «Без маски», «Стили общения», «Леопольд». Отработка навыка убеждения и спонтанного разговора; учится проявлять искренность и открытость в общение; учится оперировать различными стилями общения на практике
4. Конструктивное поведение в конфликте     1. Тренинг «Способы решения конфликтов» (см. приложение 7) Развивать умение конструктивного поведения в конфликте
2. Деловая игра «Сглаживание конфликтов» Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов

 

Приступим непосредственно к описанию формирующего эксперимента.

Программа реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога, апробировалась на педагогах ДОУ экспериментальной группы.

Рассмотрим содержание коммуникативной техники «Как мне это может помочь?». Цель: настраивать собеседника на рациональный, прагматический тон в общении.

Если собеседник ведет себя слишком настойчиво, ожидает от вас какого-то поведения (возможно, исходя из каких-то своих скрытых целей), просто задайте ему встречный вопрос:

- Как мне это может помочь?

Возможны и другие варианты этого встречного вопроса:

- Я пока над этим не думал, но еще подумаю, у меня сейчас более важные дела. Эта мысль пока мне не поможет. Не так ли?

- Да, кажется, что Вы правы. Но я еще не в полной мере могу осознать ценность вашего совета.

- У меня сейчас мало времени. Может твоя идея добавить мне свободного времени [8, c. 106].

Рассмотрим содержание коммуникативной техники «Малый разговор», цель которой заключается в поиске способов расположения к себе собеседника, вызова его интереса, предваряющий дальнейшее обсуждение серьезных проблем.

Предположим, что вы направляетесь на встречу с деловым партнером. От него вы ждете важного для себя решения, но это решение может и не состояться. Войдя в кабинет, поздоровавшись и устроившись в кресле, немедленно начинаете свое небольшое занимательное информационное сообщение. Примеры:

- «Представляете, сейчас ехал сюда и увидел сидящих на дереве снегирей. Штук десять сидело. Красивые такие, красные как яблоки...».

- «Сегодня в новостях прочитал: налог на добавленную стоимость решили снизить...».

- «Вот подумалось: а ведь я у вас в этом кабинете в последний раз ровно сто дней назад был. Помню, у вас на столе еще ваза с красивыми цветами стояла...» [9, c. 88].

Рассмотрим содержание коммуникативного упражнения «Рекламный ролик». Цель: научится выявлять и делать акцент на положительных сторонах собеседника.

Представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и - истинные - достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать в качестве антуажа любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам [17].

Рассмотрим содержание коммуникативного упражнения «Завершенное предложение», цель которого развитие коммуникативной компетенции.

Ведущий вызывает четыре добровольцев. Они отсаживаются несколько в стороне от основной группы. Одному из добровольцев ведущий предлагает сделать рассказ о чем-то, что произошло как-то с ним в реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают трое других участников (по очереди). Интрига состоит в том, что в конце рассказа рассказчик выбирает из трех того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам. Примерно выглядит это так:

- Как-то раз шел я по улице и...

-... поскользнулся/ встретил знакомого/ у меня зазвонил телефон.

- На самом деле я шел по улице и увидел бездомную собаку. Я зашел в магазин рядом, чтобы купить там...

-... колбасу/ колбасу/ сосиску.

- Да я зашел, чтобы купить колбасу. Но выхожу я из магазина, а...

После нескольких таких рассказов проводится обсуждение: Каким образом можно догадаться о том, что не договорил собеседник? Может быть, у непосредственных участников упражнения возникли какие-то свои находки [16]?

Рассмотрим содержание коммуникативной техники «Уверенные интонации». Цель: выработка у участников навыков уверенных интонаций.

Вызываются два добровольца. Ведущий с помощью наводящих вопросов выясняет спорную для участников тему, так чтобы они придерживались противоположной точки зрения. После того, как спорная тема выяснена, ведущий объявляет «публичные дебаты», противоположность которых 3 мин. За это время каждый из спорщиков должен попытаться склонить на свою точку зрения оппонента. По окончании отведенного времени остальные участники должны голосованием выявить, у кого из участников в голосе присутствовали наиболее уверенные интонации. В случае, если голоса разделились - ведущий говорит свое решающее слово. В случае, если в процессе дебатов один из оппонентов сдался, то другой автоматически побеждает. Победитель дебатов сразу же встречается со следующим добровольцем. И так до тех пор, пока все участники не пройдут через дебаты. При обсуждении стоит выписать те критерии, на которые участники опирались при определении, у кого из спорящих наиболее уверенные интонации [12, c. 100].

Рассмотрим содержание коммуникативной техники «Контрабандисты». Цель: повышение коммуникативной компетенции.

Ведущий вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Выводит их за двери. Там одному из этой группки вручается какой-то небольшой предмет, который можно спрятать в кармане. Данный участник прячет эту вещь в карман и обещает не вытаскивать ее, пока не получит разрешение от ведущего. Все возвращаются. Объясняется, что эти несколько человек – «контрабандисты», якобы они незаконно провозят что-то (шариковые ручки, степлеры, и т.д.). В данный момент лишь у одного из «команды контрабандистов» есть незаконный товар. Другие «контрабандисты» это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже что это они сами обладают запрещенным товаром. Среди лжи «контрабандисты» могут сказать и правду, у них на это полное право. Задача остальных участников – «расколоть» контрабандистов, выяснить путем опроса, кто же на самом деле «с товаром». В конце опроса каждый из опрашиваемых должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. После этого ведущий подает знак обладателю «товара», тот его достает и демонстрирует.

В конце проводится обсуждение: Какой тактики лучше было придерживаться «контрабандистам»? Какой тактики лучше было придерживаться наблюдателям? Какие внешние признаки проявляют ложь человека? По каким признакам можно определить искренность? Кто из «контрабандистов» особенно хорошо играл [18, с. 167]?

Рассмотрим содержание игры – импровизации «Перевод с русского на русский». Цель: научится передавать идею разными способами.

Участники встают в круг. Дается утверждение и бросается мячик одному из участников. Поймав мячик, этот человек тут же кидает его другому, передав то же самое другими словами. Тот кидает дальше. Игрок выбывает, если замешкается на несколько секунд, повторится или значительно изменит смысл утверждения. Игра заканчивается, когда остается только один участник. Он и является победителем.

Например: «Заткнись!» можно представить в нескольких версиях:

- Будьте добры, воздержитесь от дальнейших устных коммуникаций.

- Не думали ли вы, что есть некое рациональное зерно в афоризме «Молчание – золото?».

- Вы слишком много говорите. Пожалуйста, дайте другим возможность поучаствовать в разговоре [29].

Рассмотрим содержание коммуникативного упражнения «Достойный ответ», которое поможет педагогам использовать тот или оной стиль общения на практике.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать различные стили ответа в конкретной ситуации. Например, «ваш друг забыл вернуть вам деньги, взятые в долг на 1 месяц, а прошло уже целых три». Потребуйте от него, обращаясь к кому-либо из группы в различных стилях (например, агрессивный, неуверенный, уверенно достойный, спокойный, дружелюбный, недоверчивый и т.д). Все члены группы должны пройти через это упражнение, причем обязателен ролевой обмен [27, c. 176].

Рассмотрим содержание коммуникативного упражнения «Леопольд». Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. Таким образом, котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Вопросы для обсуждения. Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому? Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли [28, c. 123]?

Рассмотрим содержание коммуникативного упражнения «Без маски», цель которого, проявлять искреннее и доверительное отношение.

Все участники по очереди берут карточки и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке. Высказывание должно быть искренним на пределе откровенности, «открытости» общения. Группа прислушивается к интонации, голосу говорящего и т.д., оценивая степень искренности. Если признается, что высказывание было неискренним, то свою карточку берет сидящий слева и также без подготовки продолжает начатое предложение. Если же группа признала, что высказывание было «зажатым», «шаблонным», то у участника есть еще одна попытка, но уже после всех.

Примерное содержание незаконченных предложений для этого упражнения:

- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...

- Особенно мне не нравится, когда...

- Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...

- Мне очень хочется забыть, что...

- Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда...

- Однажды меня очень напугало то, что...

- В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…

- У меня немало недостатков. Например...

- Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды...

- В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя...

- Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я...

- Мне случалось проявить трусость. Однажды, помню...

- Особенно меня раздражает то, что... [36, c. 139].

Рассмотрим содержание коммуникативного упражнения «Стиль общения», цель которого заключается в отработке умений оперировать тем или иным стилем общения на практике.

Во время общей дискуссии на заданную тему, например. «Есть ли различия между психикой мужчины и женщины?» или «Зачем личности нужен коллектив?», каждый участник должен выполнить индивидуальное задание. Оно указано на карточке, которую участники берут по сигналу ведущего со стола перед началом упражнения. Каждый про себя читает это задание и переворачивает карточку так, чтобы окружающие не видели и не знали, какую роль он будет играть.

В ходе дискуссии каждый старается как можно точнее выполнить инструкцию, т. е. сыграть доставшуюся роль, а все вместе должны внимательно вчитываться в роли участников дискуссии с тем, чтобы определить, какую же роль получил тот или иной член группы.

Через 10 минут руководитель дает знак закончить дискуссию, и все начинают говорить, как они поняли роли друг друга. Затем каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось.

Набор заданий для участников дискуссии:

- Ты должен внимательно слушать других. Выступить не менее 3 раз, каждую свою реплику начиная с того, что говорил предыдущий оратор. При этом спрашивать «Правильно ли я тебя понял?» и вносить необходимые поправки в свои слова.

- Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением твоего вопроса.

- Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее 3 раз, чтобы у других создавалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил.

- Ты ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дискуссии.

- Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как то обычно ведешь себя во время групповых обсуждений.

- Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя свое мнение.

- Ты должен как минимум три раза высказаться, всякий раз ты будешь говорить что-то, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя...

- Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим как можно полнее выразить свои мысли, после выступления каждого участника делать небольшое резюме.

- Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманию между членами группы.

- Как минимум 5 раз постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других для того, чтобы вынести какие-то оценки и суждения конкретным участникам дискуссии, т. е. всех должен оценить.

- Ты очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвести черту» и «сделать выводы».

- Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя совершенно не волнует.

У одного участника совершенно пустая карточка, он должен вести себя так, как ему хочется [39, c. 200].

Рассмотрим содержание ролевой игры «Сглаживание конфликтов». Цель: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов. Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение выносятся следующие вопросы: Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт [11, c. 100]?

Итак, в целом реализация составленной нами программы по осуществлению педагогических условий, способствующих формированию культуры общения современного педагога прошла успешно. Педагоги экспериментальной группы МДОУ №128, г. Иркутск охотно включались в тренинги, коммуникативные техники, игры-импровизации, ролевые и деловые игры, коммуникативные упражнения, педагогические ситуации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.048 с.)