Педагогические условия формирования культуры общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические условия формирования культуры общения



Современного педагога

 

Культура общения современного педагога формируется постепенно и нуждается в целенаправленной работе по созданию условий, обеспечивающих ее динамику.

Н.Д. Никандров отмечает, что в общем виде под педагогическими условиями понимается «совокупность факторов, обстоятельств, компонентов, предпосылок, мер, способствующих благоприятному, успешному протеканию процесса обучения и воспитания, педагогическая среда, комплекс педагогических взаимодействий, система педагогических средств» [25, c. 170].

Применительно к рассматриваемой нами проблеме, содержание понятия «педагогические условия» может быть интерпретировано как систематизированный комплекс действий с целью формирования культуры общения современного педагога как личностной характеристики, отражающейся в развитии общительности и эмпатии, формирование конструктивного поведения в конфликтных ситуациях и тенденциях к стилям педагогического общения.

С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов отмечают, что успешность выделения педагогических условий зависит от:

1) четкости определения конечной цели или результата, который должен быть достигнут; конечный результат определен нами на предыдущем этапе работы и сформулирован как формирование культуры современного педагога;

2) осознания того, что совершенствование педагогического процесса достигается не за счет одного условия, а за счет их взаимосвязанного комплекса; нам предстоит определить взаимосвязанный комплекс педагогических условий, благоприятствующих процессу формирования культуры общения современного педагога;

3) от понимания того, что на определенных этапах педагогические условия могут выступать как результат, достигнутый в процессе их реализации; данное заключение позволит нам правильно организовать реализацию выявленных педагогических условий [30, c. 95].

Формирование культуры общения современного педагога обеспечивается педагогическими условиями, направленными на развитие общительности и эмпатии, формирование конструктивного поведения конфликте, а также успешным выбором стиля педагогического общения в необходимой ситуации.

Следуя логике нашего исследования, исходя из цели, которая позволяет определить содержание педагогического процесса, становится очевидным, что педагогическими условиями формирования культуры современного педагога является регулярное и педагогически обоснованное применение:

1. Метода упражнений (использование тренинговых занятий как метода упражнения).

2. Игрового метода (использование деловой и импровизационной игры).

3. Метода обыгрывания и разбора педагогических ситуаций (составляющая часть тренинга).

4. Коммуникативных техник.

5. Коммуникативных упражнений.

В условиях группового тренинга формируются такие показатели культуры общения как эмпатия и общительность, выбор педагогического стиля общения и конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

Тренинг по сути своей, является одним из наиболее эффективных способов формирования и развития каких-либо качеств человека в любой профессиональной деятельности. И.В. Вачков, С.Д. Дерябо отмечают, что Л.А. Петровская, характеризует тренинг как «средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения» [4, с. 123]. Помимо этого, она отмечает, что в итоге человек, являясь представителем той или иной деятельности, овладевает инструментами для выполнения определенной работы [Там же].

Тренинг на развитие общительности будет способствовать:

- развитию коммуникативных способностей;

- осознанию педагогам своей индивидуальности;

- налаживанию эффективного взаимодействия с окружающими,

- установлению контакта с другими людьми;

- развитию умения эффективно предавать информацию [21].

Применение тренинга на развитие эмпатийных тенденций, поможет:

- повысить уровень профессионально важных качеств (педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям);

- развить коммуникативные средства общения с ребенком;

- выработать эмоциональное принятие дошкольников;

- формировать способы эффективной саморегуляции;

- развить умения общаться с коллегами по работе и администрацией ДОУ, родителями, а также с членами своей семьи [1].

Тренинг на формирования умения конструктивного поведения конфликтов будет способствовать:

- нахождению верных способов решения конфликтов;

- осознанию причин, механизмов и разновидностей конфликтов;

- освоению методов поиска решений в конфликте на примере конфликтной ситуации для личного роста;

- обучению приемам общения в конфликте;

- обучить приемам предотвращения конфликтов с близкими, знакомыми и малознакомыми людьми в повседневном общении.

- применять тот или иной стиль руководства на практике, в зависимости от того, в какой ситуации окажется педагог [6].

Необходимо отметить, что тренинги, выбранные для нашей работы с педагога, нацелены не только на представленные показатели, они охватывают и дополнительные показатели, которые имеют место в работе специалиста.

Вовлечение педагога в деловые и импровизационные игры будет способствовать:

- закреплению умений и навыков в реальном процессе подготовки и принятия решения.

- поиску доступных способов решения различных ситуаций, организовать и активизировать деятельность педагога [7].

Данный метод применяется нами в работе по формированию и развитию не только эмпатии, общительности, но и способности правильно реагировать в конфликте, а также в выборе подходящего стиля педагогического общения.

При моделирование и разборе педагогических ситуаций разного характера, педагог сможет:

- оценить правильность своих действий;

- подобрать корректные методы и приемы общения с воспитанниками, родителями и коллегами.

Одним из плюсов применения и рассмотрения педагогических ситуаций является то, что они служат источником для поиска эффективного и альтернативного способа решения той или иной проблемы. В таких условиях педагог способен менять и корректировать не только свое поведение, но и поведение ребенка [19].

Коммуникативные техники использовались нами для того, чтобы педагоги могли:

- настраивать собеседника на рациональный, прагматический тон в общении.

- располагать к себе собеседника, вызвать его интерес, предваряющий дальнейшее обсуждение серьезных проблем;

- выявлять и делать акцент на положительных сторонах собеседника, что способствует развитие коммуникабельности человека.

- выработать навыков уверенных интонаций и навыков активного слушания.

- использовать характеристики того или иного стиля общения в зависимости от ситуации [3].

Использование коммуникативных упражнений позволит не только закреплять уже имеющиеся у педагогов навыки общения, но и будут способны дальнейшему развитию коммуникабельности.

Такой тип упражнений использовался нами для того, чтобы:

- сплотить коллектив;

- найти новые способы вербального и невербального общения друг с другом;

- понять мотивы того или иного члена педагогической группы;

- использовать тот или иной стиль общения в зависимости от ситуации [15, с. 44]

Таким образом, педагогические условия характеризуется как систематизированный комплекс действий, где целью является формирование культуры общения современного педагога, которая отражается в развитии общительности и эмпатии, правильности выбора стиля педагогического общения и формирование конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Эффективными условиями формирования культуры общения педагогов будут тренинги, деловые и импровизационные игры, педагогические ситуации, коммуникативные техники и коммуникативные упражнения.

 

Выводы по главе 1

 

Культура педагогического общения - составляющая часть профессиональной деятельности педагога, а само общения неделимо связанно с любой сферы жизни человека. В соответствии с задачами исследования нами выявлено, что культура общения современных педагогов, по мнению Н.В. Тимофеевой, характеризуется как межличностное взаимодействие педагога с окружающими его людьми, (будь то дети, родители воспитанников или коллеги), в которой происходит принятия педагогом педагогических ценностей и ориентаций на свободное межличностное взаимодействие. Основными показателями культуры общения современных педагогов являете общительность, эмпатия, гибкость в использование стилей общения и умение конструктивного поведения в педагогических конфликтах.

Культура общения современного педагога формируется постепенно и нуждается в целенаправленной работе по созданию условий, обеспечивающих ее динамику. На основе анализа литературы по проблеме исследования, мы выявили, что под педагогическими условиями формирования культуры общения педагогов понимается комплекс педагогических воздействий, способный сформировать данную культуру. Наиболее эффективными педагогическими условиями для формирования культуры общения современных педагогов служат тренинги, коммуникативные техники и упражнения, педагогические ситуации, а также деловые и импровизационные игры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.015 с.)