Конструирование содержания «портфеля» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование содержания «портфеля»



Содержание портфеля конструируется под конкретный замысел педагога и его цель.

В практике омских образовательных учреждений технология портфолио применяется на разных уровнях и в разных частях образовательного процесса. В зависимости от этого педагоги используют разные виды портфолио и конструируют разнообразное наполнение портфеля даже для одного вида.

Например, в МОУ «Лицей № 74» КАО г. Омска разрабатываются учебные портфолио по предметам, портфолио-реклама образовательного учреждения; в МОУ «Гимназия № 147» ЛАО используется портфолио достижений для учителей и для школьников. Рассмотрим последовательность конструирования содержания портфеля на примере портфолио достижений гимназии.

Первое действие: Исходя из педагогических проблем практики и цели, поставленной педагогом для их решения, выбирается и обосновывается вид портфолио, конкретизируется цель.

В соответствии с программой развития гимназии, в основной школе существует проблема, связанная с социализацией подростков. Технология портфолио должна способствовать решению этой проблемы. Преподаватель ставит цель: оценить прогресс в социализации каждого гимназиста по мере реализации программы развития. Портфолио достижений позволит продемонстрировать личный выбор школьника разнообразных видов деятельности, его умения в определённых сферах, а также позволит осуществить педагогическую коррекцию выбора для развития умений.

Другая задача, решаемая гимназией с помощью портфолио достижений связана с развитием профессиональной компетентности педагогов. На базе гимназии несколько лет работало городское методическое сообщество (ГМС) учителей города по проблеме «Реализация регионального компонента (РК) содержания общего образования в омских школах». Для отслеживания развития у учителей предметно-методической компетентности по решению задачи реализации РК Омской области была выбрана технология портфолио. Цель портфолио достижений, в этом случае, заключается в оценке прогресса педагога в профессиональной деятельности в рамках работы ГМС:

• по конкретным результатам – развитие коммуникативных, рефлексивных, проектировочных умений участника ГМС;

• по приложенным усилиям – участие педагога в разнообразных формах и видах деятельности ГМС;

• по материализованным продуктам деятельности – работы, практические разработки педагога по реализации РК.

Портфолио достижений – это индивидуальная подборка работ педагога за период деятельности в ГМС, которая оценивается с точки зрения прогресса педагога в решении профессиональных предметно-методических задач по реализации РК омского региона.

Второе действие: Проектирование структуры портфеля на основе выбранного вида портфолио и конкретизированной цели его формирования.

Портфолио достижений для школьника 6-9 классов проектируется в форме дневника «Мои достижения». В нём фиксируются выполненные школьником социально значимые дела, интересы, умения гимназиста и их развитие в следующих областях: «Общение»; «Познай себя»; «Могу оценивать»; «Я в обществе», а также другие умения, которые бы гимназист хотел приобрести. Таким образом, дневник школьника «Мои достижения», состоит из следующих страниц:

- личные интересы школьника;

- профили умений в выделенных областях;

- перечень выполненных школьником социально значимых дел, направленных на решение проблем региона;

- итоги достижений за год;

- резюме и рекомендации классного руководителя на новый учебный год.

Портфолио достижений участников ГМС состоит из четырёх разделов:

«Портрет» - раскрывает личность участника. Предлагается выполнять в форме резюме Акцент в резюме необходимо сделать на имеющейся опыт педагога: в самообразовании, по использованию в практике современных пед.технологий, в проектировочной деятельности.

Например, в резюме учителя истории описан педагогический опыт, предпочитаемые способы самообразования: «5 лет работы на базе МОУ «Гимназия №147», аттестована по должности «учитель» первой категории. Занималась проблемой разноуровнего обучения (разработкой и реализацией оценочных критерий учащихся по освоению предмета в соответствии с возможностями и возрастными особенностями); участвовала в работе творческой группы по проблеме реализации регионального компонента; организацией проектной деятельности школьников как учитель-предметник и классный руководитель. Участвовала в городском профессиональном конкурсе «Молодой учитель года». Изучаю методическую литературу по предмету и журналы «Школьные технологии», «Народное образование», участвую в городских научно-практических конференциях (2003, 2005 г.г)».

Важно в резюме подчеркнуть Ваши личностные качества, способствующие педагогической карьере. Например, коммуникабельность, пунктуальность, быстрая адаптация в любой ситуации, стремление к саморазвитию, требовательность к себе, правовая культура и т.д..

«Рабочие материалы» - это папка, в которую собираются все работы, создаваемые педагогом в ходе деятельности ГМС (в том числе и групповые разработки).

«Коллектор» - это папка, куда собираются индивидуальные продукты деятельности участника ГМС, считаемые им своими достижениями. Они отбираются педагогом из папки «Рабочие материалы», корректируются и используются в своей профессиональной деятельности.

«Достижения» - раздел, который содержит:

- перечень результатов (продуктов) деятельности с датой разработки, содержащихся в коллекторе портфолио;

- лист самооценки развития предметно-методической компетентности по проблеме реализации РК Омского региона;

- отзывы, документы, подтверждающие достижения;

- план развития своей предметно-методической компетентности.

Третье действие: Выбор единицы сбора портфолио. Эта единица является основной единицей содержания и задаёт критерии, по которым отслеживается индивидуальный прогресс.

В дневнике гимназиста «Мои достижения» такой единицей являются умения в областях: «Общение»; «Познай себя»; «Могу оценивать»; «Я в обществе». Содержание умений в каждой области составлено на основе программы «Ключевые компетенции 2000. - Oxford Cambridge and RSA Examinations». Например,

- умения в области общения: «могу спросить о чём-то, если мне это необходимо», «могу начать и поддержать разговор с людьми, которых знаю или (и) встретив новых людей», «могу найти и использовать информацию из разных источников (указать каких)», «могу читать и следовать письменным указаниям», «могу дать инструкции, которые будут понятны другим», «могу говорить уверенно, общаясь с друзьями и (или) в официальных ситуациях», «могу сделать сообщение в группе», «могу объяснить свое собственное мнение», «могу определить, понятно ли сказанное мною», «могу составлять различные по стилю письменные работы»;

- умения в области «Познай себя»: «умею выделить свои интересы и способности», «могу различать факты и мнения (суждения) о себе», «могу определить отношение ко мне других людей», «могу оценить собственные достижения и предложить пути возможного их улучшения»;

- умения в области «Могу оценивать»: «могу оценить достаточность моих знаний и умений для решения проблемы», «могу определить, какие задачи я смогу решить сам, а какие – с посторонней помощью», «могу оценить различные варианты решения задач и выбрать одно», «могу оценивать свои собственные характерные особенности и отличительные черты характера других людей»;

- умения в области «Я в обществе»: «могу сотрудничать с другими на учебных занятиях и (или) в определенных ситуациях и (или) в любых жизненных ситуациях», «могу объяснить другим что-либо или научить других делать что-либо», «могу эффективно действовать в ситуациях по решению проблем сообщества в качестве инициатора и (или) разработчика и (или) организатора и (или) эксперта и (или) исполнителя», «могу подготовить материалы к общественной презентации», «могу применять свои знания, умения в решении проблем повседневной жизни», «я понимаю роль социальных институтов», «я понимаю роль разных организаций и знаю, куда обращаться за помощью», «могу разделить позицию значимости сохранения окружающей среды», «уже сделал попытки сохранить или улучшить окружающую среду», «я осознаю отношения, которые существуют между окружающей средой и человеческим обществом».

Выбирая основную единицу содержания портфолио достижений для ГМС, учитывалось, что профессиональная компетентность учителя понимается как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (Козырев В.А., Радионова Н.Ф. и др.). Поэтому для измерения изменений профессиональной компетентности участников ГМС, использовалось умение решать задачи, связанные с деятельностью ГМС, которые условно были разделены на пять групп:

- по поиску, анализу, обработке необходимой информации по реализации РК;

- по конструированию процесса реализации РК в омской школе в соответствии с направлениями модернизации российского образования;

- по оцениванию и корректировки разработанных материалов;

- по осуществлению общественной презентации и тиражированию успешного опыта;

- по проектированию и осуществлению профессионального роста на основе деятельности в ГМС.

Четвертое действие: Выбор критериев и показателей оценивания индивидуального прогресса.

В обоих примерах основным критерием является самостоятельность субъектов.

Заполняя дневник, школьник осознанно стремится к овладению умениями, которые способствуют его социализации, самостоятельно следит за изменениями своих интересов, фиксирует значимую для него деятельность и ее результаты, сам оценивает свои достижения («могу сделать это сам», «могу сделать это с чьей-либо помощью», «могу продемонстрировать это умение вне школы») и планирует дальнейшие действия по их совершенствованию.Перечисленные действия школьника, проявляют его субъектную позицию и формируют его способность решать задачи адаптации, индивидуализации и интеграции в обществе. Еще одним важным элементом дневника «Мои достижения» является составление классным руководителем резюме и рекомендаций для каждого школьника. В них определяется общий уровень самостоятельности школьника в деятельности по решению проблем регионального сообщества, даются рекомендации по направлениям взаимодействия с социальными субъектами, по средствам и видам взаимодействия.

При оценивании развития умений участников ГМС большое значение имеют конкретные результаты и продукты их деятельности при решении задач реализации РК. Например, участники перечисляли разработанные ими материалы (продукты деятельности):

- выделен базовый уровень реализации РК по предмету;

- составлена матрица межпредметных связей с другими учебными предметами, реализующими РК;

- разработана карта тематического планирования, учитывающая межпредметные связи, использование учебных задач и метода проектов;

- разработано содержание учебных задач (типовые, с кратким планом решения, для самостоятельного выполнения, творческие задачи) по предмету и уроки с их использованием;

- составлен «Банк идей» для школьников с темами и аннотацией проектов, учитывающих проблемы регионального сообщества и т.д.

В результатах деятельности участники ГМС фиксировали достижения школьников, полученные с использованием разработанных материалов и свои достижения в профессиональной деятельности. Например, среди достижений школьников участие в областном интеллектуально – творческом марафоне «Я шагаю по городу Омску» - 2002 г. (1-е место); в окружной и городской олимпиадах по краеведению - 2004, 2005 г.г. (соответственно 1-е и 2-е места); в городской детской интеллектуальной краеведческой игре «Знатоки краеведения» - 2003-2006 г.г. (дипломанты); участие в городском и областных этапах региональной научно–практической конференции школьников и учащейся молодёжи - 2003-2006 г.г. (лауреаты); участие в четвёртых научных чтениях «Омск вчера, сегодня, завтра» - 2004 г. (диплом); в краеведческом конкурсе «Я вырос здесь и край мне этот дорог» (финалисты); и т.д.

Среди личностных достижений педагоги называют:

- участие в проведении городских семинаров, в научно-практических конференциях, фестивалях инновационных проектов и профессиональных конкурсах учителей;

- награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами;

- аттестация на категорию по ЕТС;

- публикации и т.д.

Портфолио сопровождает педагога в течении всей деятельности в ГМС и останется после его формирования. По окончании деятельности в ГМС предлагается использовать портфолио достижений при аттестации педагога.

Пятое действие: Разработка процедуры оценивания. Необходимо ответить на вопросы:

- Кто?

- Когда (на каких этапах формирования «портфеля») проводить предварительное и итоговое оценивание прогресса, фиксируемого в портфолио?

- Каков инструментарий для количественной и качественной оценок?

Например, в дневнике школьника предполагается, что гимназист фиксирует степень владения умениями и участие в социально значимых делах в течении всего учебного года, свои интересы. В конце учебного года школьник (самостоятельно или совместно с родителями), на основе зафиксированных данных, выделяет те умения, которые он освоил лучше всего и те, которые ему хотелось бы, но пока не удалось приобрести. Далее в соответствии со своими интересами школьник (самостоятельно или совместно с родителями) составляет «Персональный план действий работы над собой». Затем классный руководитель резюмирует итоги и разрабатывает для каждого рекомендации на следующий учебный год. С его рекомендациями знакомятся гимназист и его родители, на их основе классный руководитель составляет план воспитательной работы с классом на новый учебный год.

Для оценивания развития предметно-методической компетентности учителей ГМС был разработан лист самооценки (см. Приложение 1). В основе процедуры оценивания бальная система и пять групп задач, которые являются единицами сбора портфолио. Кроме самооценки проводится общественная оценка на разных этапах формирования портфолио:

- обсуждение каждой работы, входящей в портфолио, происходить в процессе деятельности ГМС;

- сформированное портфолио подвергается процедуре общественной презентации или защиты на одном из городских семинаров в рамках деятельности ГМС.

Шестое действие: Оформление содержания. Содержанию необходимо придать форму, которая бы позволила выделить главное, была бы удобной при формировании «портфеля», отражала бы особенности владельца, обладала свойством презентабельности (наглядно отражала достоинства, привлекала внимание и вызывала желание ознакомиться с содержанием). Для внутреннего оформления содержания используются таблицы, рисунки, схемы и т.д. В качестве внешней формы чаще используются файловые папки или дневники.

Сконструированное педагогом содержание является примерным и дополняется владельцем «портфеля» при его формировании. Основным правилом при подборе владельцем содержания для «портфеля» является цель конкретного портфолио и заданная в нём структура.

Например, некоторые участники ГМС в разделе «Достижения» представили в форме таблицы «Карту профессионального роста учителя», которая состоит из трёх столбцов: «Место представления своего профессионального опыта», «Результат представления», «Время представления (год, месяц)». Другие участники поместили в этот раздел фотографии с мероприятий класса, с конкурсов защиты ученических проектов.

Однако для реализации технологии портфолио недостаточно сконструировать содержание «портфеля», а необходимо разработать методику его формирования. Пример методики и разработанных на её основе рекомендаций по формированию учебного портфолио для студентов педагогического вуза представлен в п. 3.3.

Задания для самопроверки:

1. Для ситуаций, описанных после п.3.1. выберите вид портфолио. Ответ обоснуйте.

2. Сконструируйте содержание «портфеля» для предложенных условий.

Условие 1: Вы классный руководитель 9-го класса. В соответствии с планом воспитательной работы на год, основная деятельность класса имеет профориентационную направленность. У Вас возникла необходимость отследить индивидуальный прогресс школьников в профессиональном самоопределении к концу учебного года.

Условие 2: Вы реализуете программу элективного курса (название, цель, содержание выберите сами). Кратко описав его содержание, сконструируйте «портфель», отвечающий интересам курса.

Условие 3: Часто образовательные учреждения, имеющие изначально более высокий уровень развития поступающих к ним детей, могут выставить по успеваемости более высокие результаты своей деятельности. Однако учреждения, имеющие более значительные образовательные результаты по другим критериям (кроме успеваемости), остаются мало замеченными. Однако для развития личности эти результаты деятельности образовательного учреждения имеют большое значение. Предположите о результатах деятельности образовательного учреждения (любого уровня и вида), которые имеют значение для развития личности, и с их учётом сконструируйте содержание «портфеля» образовательного учреждения выбранного вида и уровня.

3. Сконструируйте содержание «портфеля», самостоятельно описав контекст (условия) решения этой задачи.

 

3.3. Формирование учебного портфолио студента

по дисциплине «Педагогика»

Для оценивания результативности изучения студентами педагогического вуза курсов «Общая педагогика», «Теория обучения и педагогические технологии», «Теория и методика воспитания», применяется технология портфолио. Цель использования портфолиодоказать прогресс в обучении каждого студента. Для этого студент формирует учебный портфолио.

Учебный портфолио – это спланированная заранее, индивидуальная подборка достижений студентов за семестр (курс), которая оценивается с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения. Учебный портфолио выступает в качестве рефлексии студентом своего развития.

«Портфель» состоит из трех частей:

«Портрет» - раскрывает личность студента. Этот раздел выполняется в форме резюме двух вариантов – начального (при организации портфолио) и итогового (по окончанию формирования «портфеля»).

«Коллектор» - содержит работы, выполненные студентами совместно с кем-либо и самостоятельно, а также материалы по педагогике, личностно значимые для студента. Работы, должны быть структурированы по курсам, а в курсе по типу заданий (воспроизводящие, реконструктивные, эвристические, творческие).

Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику прогресса студента. На каждой самостоятельной работе, при размещении её в коллектор, необходимо надписать к какому типу она относится, и выставить две оценки в баллах – самооценку и оценку, данную сокурсником.

«Достижения» - раздел содержит:

- перечень самостоятельных работ студента, содержащихся в коллекторе портфолио с датой выполнения, типом задания, полученными баллами;

- листы оценок каждой самостоятельной работы сокурсниками (исключение составляют курсовая работа и отчёт по практике, оцениваемые преподавателем) и листы самооценки;

- документы, отзывы, подтверждающие достижения;

- таблицу оценивания портфолио в целом с самоанализом;

- сводную таблицу для пересчета баллов оценивания в отметку.

Основной единицей содержания учебного «портфеля» по педагогике является самостоятельная работа студента. В соответствии с учебными программами курсов преподавателями кафедры педагогики разработаны задания для самостоятельной работы. Задания поделены на четыре типа (Приложение 2):

- воспроизводящие - работы по образцу, решение типовых задач на воспроизведение знаний и умений. Эти задания способствуют накоплению опорных фактов и способов деятельности, закрепляют умения;

- реконструктивные – задания, требующие соотнесения решения с другими, известными, подобными заданиями, это частично самостоятельный поиск решения. В этих заданиях сообщается общая идея решения, но надо сделать обоснованный выбор из нескольких решений одно. Выполнение этого типа самостоятельных работ актуализирует усвоенные ранее знания и умения;

- эвристические - задания, связанные с поиском решения в частном случаи и фрагментам общего задания. В них выполняется самостоятельный выбор действий для решения в конкретной ситуации. Этот тип самостоятельной работы направлен на развитие проектных умений студента;

- творческие – работы, в которых выявляются проблемы в незнакомой ситуации и осуществляется поиск нового способа решения для конкретных условий на основе нескольких известных. Выполнение студентом заданий этого типа, демонстрирует его высокий уровень самостоятельности и познавательной активности.

Умения студента, требующиеся для выполнения этих заданий, являются критериями оценивания его прогресса в обучении педагогики.

Для количественной оценки достижений студента применяется бальная система оценивания. Максимальная оценка за каждую работу дифференцируется в зависимости от типа задания:

- воспроизводящие – 6 баллов;

- реконструктивные – 8 баллов;

- эвристические – 9 баллов;

- творческие- 10 баллов.

Минимальная оценка, которую должен набрать студент,

- за каждый курс («Общая педагогика», «Теория обучения и пед.технологии», «Теория и методика воспитания») - по 30 баллов;

- за портфолио в целом – 90 баллов.

Цель портфолио будет достигнута,

- если студент наберет от 30 баллов и больше по каждому курсу;

- если общая отметка за портфолио не ниже «удовлетворительно»;

- если в представленном самоанализе портфолио будет дана оценка качеств личности студента, способствующих решению образовательных задач и выявлены качества личности, которые необходимо формировать студенту для дальнейшего прогресса в образовательной и профессиональной деятельности.

Рекомендуется оформлять учебный портфолио в файловой папке с заголовками названий разделов. Каждая работа, документ, подборка материалов размещается в отдельный файл. Вместо курсовой работы вкладывается титульный лист с оценкой (по 9-ти бальной системе) и с отметкой преподавателя. Титульные листы учебно-исследовательского задания (по 6-ти бальной) и отчета по практике (по 8-ми бальной) тоже вкладываются с оценками преподавателя.

Рассмотрим процесс формирования студентом учебного портфолио по педагогике.

Первое действие: Написание начального резюме. Резюме – это Ваша характеристика, которая содержит краткое описание Ваших достижений на сегодняшний момент в определённой сфере деятельности. Резюме для учебного портфолио по педагогике состоит из девяти пунктов, отражающих содержание учебно-педагогической деятельности, которую выполнял студент, и его личностные достижения:

1. Общие сведения: дата и год рождения, место рождения и жительства и т.д.

2. Сведения об образовании и квалификации (с указанием документов, освоенными профессиями, специальностями).

3. Общий трудовой и педагогический стаж.

4. Учебно-педагогический опыт:

- опыт в учреждениях сферы образования: название учреждения, время работы, должность (включая общественные); вопросы, решением которых Вы занимались (например, организация досуга детей, взаимодействие с общественными организациями и т.д.);

- опыт в выполнении общественных поручений;

- опыт участия в НОУ, олимпиадах, научно-практических конференциях и т.д. (название мероприятия, место проведения, Ваша роль в нём);

- опыт проектировочной деятельности: материализованные продукты (вид, тема);

- публикации (выходные данные).

5. Самообразование: источники, предпочитаемые способы работы с различными источниками информации, результаты.

6. Навыки и умения, которыми Вы хорошо владеете (например, владею умением заинтересовать коллектив, навыками правовой культуры, навыками художественного оформления, навыками работы с современной аудио-, видео-, фотоаппаратурой, а также работой на компьютере и созданием презентаций и т.д.).

7. Ваши качества личности, способствующие профессиональной карьере (можно выбрать из предложенных и дополнить: доброжелательность, общительность, пунктуальность, дисциплинированность, ответственность, обязательность, педагогическая интуиция и эмпатия, гуманное отношение к детям, способность к волевому воздействию и логическому убеждению, способность владеть собой, уравновешенность, коммуникативные, рефлексивные, проектировочные умения, быстрая адаптация в любой ситуации, способность к творчеству, требовательность к себе и т.д.).

8. Хобби.

9. Сфера профессиональных интересов, интересующие вопросы педагогики.

Например,

Начальное резюме

Ковалёва Александра Евгеньевича

 

1. Общие сведения:

Дата рождения– 13 августа 1987 г.

Место рождения – Республика Казахстан, г. Кокчетав.

Место жительства – г. Омск.

2. Сведения об образовании и квалификации:

Среднее общее образование – закончил с золотой медалью МОУ «СОШ №87»;

Обучение в МОУ ДОД «Детская художественная школа № 1» (свидетельство с отличием) и в МОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр».

3. Общий трудовой и педагогический стаж: отсутствует.

4. Учебно-педагогический опыт:

- работа в общественной экологической организации «Компания ЭКОС» (с 6 по 11 класс), в добровольном объединении школьников «Дружина юных пожарных» (с 8 по 10 класс), был вожатым в пришкольном экологическом лагере «ЭКОС» (10 класс);

- опыт в выполнении общественных поручений - член редколлегии класса, староста группы в вузе;

- участвовал в 2002 г. в школьной олимпиаде по географии; в 2003 г. в региональной научно-практической конференции в г. Омске (диплом лауреата) и в г. Обнинске по теме «Жанровые компьютерные игры как возможный источник агрессивности современных подростков»;

- по школьному учебному предмету «Технология» выполнил проекты по темам: Рождество в нашей школе», «Проектирование комнаты отдыха для учителей», «Символика в современной школе», «Создание веб-сайта школы и его функционирование»;

- имею публикацию: Ковалёв А.Е. Праздники в нашей школе // Школьный вестник. – 2003. - № 2. – С.2.

5. Самообразование: предпочитаю получать информацию для самообразования из научно-популярных периодических изданий и телепередач, иногда использую Интернет.

6. Навыки и умения, которыми я хорошо владею: работа на компьютере, создание презентаций, умение представлять в доступной форме любую информацию.

7. Мои качества личности, способствующие профессиональной карьере: ответственность, дисциплинированность, обязательность, доброжелательность.

8. Хобби: занятие спортом, искусство (от посещения выставок, театральных представлений до создания собственных работ).

9. Сфера профессиональных интересов: вопросы менеджмента в образовании.

 

Второе действие: При подготовке к практическому занятию по педагогике выбор одного из заданий Приложения 2 и его выполнение.

При выборе рекомендуется исходить из своих возможностей и учета того, что в структуре портфолио заложена идея роста достижений студента. То есть минимальная сумма баллов за курс набирается тогда, когда студент выполняет хотя бы по две самостоятельные работы каждого типа, но не получает за них максимальной оценки.

Например, выберите сначала задание из группы воспроизводящих. Если Вы его выполните без затруднений и получите наибольший балл (6), то к следующему практическому занятию можете попробовать сделать задание из группы реконструктивных или закрепите успех и выполните воспроизводящую самостоятельную работу. Старайтесь выполнять по заданию к каждому занятию, соотнося их содержание с темой занятия и постепенно выбирая более сложные.

Если Вы имеете положительный опыт в каком-либо виде творческой деятельности, то попробуйте эту деятельность наполнить педагогическим содержанием и выполнить задание из группы творческих работ. Например, Вы участвовали в олимпиадах по школьным учебным предметам – подготовьтесь и примите участие в педагогической олимпиаде. Если у Вас накоплен опыт в выступлениях перед аудиторией – участвуйте в различных студенческих конференциях. Если Вы хороший организатор – примите участие в студенческом самоуправлении – разработайте социальный проект и т.д.

Таким образом, в коллекторе формируется индивидуальное содержание педагогических курсов по принципу «все, на что я способен» или «собираю то, что хорошо знаю и умею по данной теме, курсу, дисциплине, виду деятельности».

Например, рассмотрим разные варианты подборки самостоятельных работ студентов в коллекторе портфолио, получивших одинаковую итоговую отметку за курс «Теория и методика воспитания» - «хорошо».

У одного студента подборка включала 9 работ, из них:

1 – воспроизводящее задание (реферат «Авторские воспитательные системы: Гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского»);

6 – реконструктивных (словарь по теме «Воспитательная система»,

учебно-исследовательское задание «Возрастные изменения ценностных ориентаций школьников»;

разработка алгоритма действий по созданию детского общественного объединения «Лидер»;

интервьюирование руководителя Омской региональной детской организации «Мир приключений, клуб путешественников»;

описание воспитательной системы МОУ «СОШ № 106» г. Омска;

отчёт по психолого-педагогической практике);

1- эвристическое (изучение возможностей педагогического руководства интересами девятиклассников в кино и телевидении);

1 – творческое (разработка проекта воспитательной программы нравственного развития).

 

У другого студента коллектор портфолио содержит 12 самостоятельных работ:

5 – воспроизводящих (обзор журнала «Классный руководитель» по вопросу «Характеристика современных воспитательных систем»;

сообщения по темам: «Коллективное творческое дело (КТД) как форма работы», «Опыт работы классного руководителя по созданию воспитательной системы класса», «Планирование деятельности классного руководителя»);

эссе «Мой опыт участия в КТД»;

3 – реконструктивных (опрос школьников разных классов (8 и 11) для изучения музыкальных интересов);

описание воспитательной системы МОУ «СОШ № 73 с углублённым изучением иностранных языков» г. Омска;

отчёт по психолого-педагогической практике;

4 – эвристических (сравнение возможностей педагогического влияния на увлечения подростков 5-го и 9-го классов;

моделирование воспитательной системы класса в «СОШ № 73»;

разработка плана воспитательной работы с 6-м классом МОУ «СОШ №73» на четвёртую четверть;

курсовая работа «Нравственные ориентиры современных подростков»).

 

В портфолио третьего студента вошли 7 работ по курсу «Теория и методика воспитания»:

5 – воспроизводящих заданий (доклады по темам: «Сообщество сверстников как условие самоопределения школьников», «Понятие детской, подростковой, юношеской субкультуры и её влияние на развитие личности школьника», «Рок- и поп- культура как основа формирования молодёжных субкультур»);

сообщения «Опыт работы классного руководителя по созданию воспитательной системы (из реальной практики)», «Детские общественные организации Омской области»;

1 – реконструктивное (отчёт по психолого-педагогической практике);

1 – эвристическое (выступление на научно-практической конференции студентов по теме «Влияние средств массовой информации на социализацию подростков»).

Среди творческих работ по педагогическим курсам – социально-значимые проекты и их презентация на общеуниверситетском конкурсе «Моя инициатива в образовании»; участие в разных турах педагогической олимпиады (презентация команды, теоретический конкурс и т.д.); выступления на научно-практических студенческих конференциях; разработки, направленные на совершенствование студенческого самоуправления в университете; разработка мероприятий, направленных на взаимодействие студенчества с разными сообществами региона и т.д.

 

В результате осуществления самостоятельной подборки материалов в коллектор, развиваются умения в области планирования, самообразования, проектирования.

Третье действие: Самооценивание в письменной форме (Приложение 3) каждой выполненной самостоятельной работы. Если в приложении нет критериев оценивания представленного вида задания, то их необходимо разработать совместно с сокурсником.

Например, Вы выполнили обзор журналов. В приложении 4 для этого вида самостоятельной работы критерии оценки не представлены. Совместно с сокурсником Вы выбираете из всех таблиц приложения 3 те критерии и показатели, которые характеризуют Вашу работу и разрабатываете свою таблицу оценки, учитывая максимальный балл для работ этого типа.

Таблица 1

Критерии оценки обзора журналов по проблеме

№ п/п Критерии Показатели Баллы
макс. факт.
1. Знание и понимание материала 1. определен предмет изучения; 2. педагогические термины и понятия использованы правильно 0,5    
2. Успешный поиск и обработка информации 1. правильно сделан подбор первоисточников по обозначенной пед.проблеме; 2. правильно найдена и выбрана информация из текста 0,5    
3. Анализ и оценка информации 1. выделены элементы сравнения; 2. определены признаки сравнения и на их основе дана характеристика выделенных элементов; 3. сделанные выводы соответствуют цели и подкреплены доказательствами      
Итоговая сумма    

При выполнении этого действия Вы приобретаете проектировочные умения и умения оценивать работы разного типа и вида.

Четвёртое действие: Передача работы сокурснику для оценки в письменной форме на основе Приложения 3.

Оценка обсуждается на практическом занятии после представления работы. Если Вы довольны результатом, то работа фиксируется в таблице «Перечень результатов самостоятельной деятельности» (Приложение 4), а её оценка и самооценка в письменной форме помещаются в раздел «Достижения».

Пятое действие: Формирование третьего раздела портфолио - «Достижения»:

- сбор листов самооценок и листов оценок сокурсников;

- заполнение в табличной форме перечня результатов самостоятельной деятельности студентов, содержащихся в коллекторе портфолио с датой выполнения, типом задания, видом работы, полученными баллами (Приложение 5);

Например,

Таблица 2

Перечень результатов самостоятельной деятельности,

содержащихся в коллекторе портфолио по курсу «Теория и методика воспитания»

 

№ п/п Дата выполнения Название работы Тип задания Вид работы и форма представления Полученные баллы:
самооценка оценка сокурсника
  03.11.05   Университетская педагогическая олимпиада «Компетентность – путь к успеху»   творческое   сценарий презентации команды факультета      
    30.03.06  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.005 с.)