Рейтинговая система оценки достижений обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рейтинговая система оценки достижений обучающихся



Рейтинговая система оценки знаний рассматривается как один из способов аутентичного оценивания.

Основными принципами системы рейтинговой оценки являются следующие:

• полнота представления, которая определяется введением обязательных и дополнительных баллов для определения рейтинга. Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности). Дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях;

• относительность оценки рейтинга - общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими;

• открытость – такая система оценки позволяет обучающемуся быть более активным в образовательной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке, стимулирует соревновательность в учебно-воспитательном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда;

• прозрачность – с помощью рейтинга всегда виден "статус-кво" данного обучающегося на фоне учебной группы, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до итоговой оценки, на которую он рассчитывает;

• простота и доступность - рейтинговая система особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда учебу школьники начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание.

Таким образом, рейтинговая система оценки достижений обучающихся позволяет определить уровень подготовки каждого на каждом этапе учебного процесса; получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения; дифференцировать значимость оценок, полученных обучающимся за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы); отразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного труда; повысить объективность оценки.

Рейтинговая система демонстрирует диапазон навыков и умений обучающихся.

В отечественной педагогике этот способ аутентичного оценивания завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в школе, но и во многих вузах, других образовательных учреждениях.

Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка может превратиться в способ рационального определения личного рейтинга - показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.

Карта успеха

В коллективной монографии учёных кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена «Компетентностный подход в педагогическом образовании» описаны разнообразные зарубежные технологии и приёмы оценивания достижений студентов:

- фокусированное составление списка основных проблем,

- прямое перефразирование,

- фокусированные диалектические заметки,

- составление самодиагностирующих заметок,

- аналитические докладные, составление опорной схемы-коллажа по материалам лекций,

- написание проспектов, составление концептуальной карты,

- написание граффити,

- разработка паспорта профессиональной карьеры.

Одним из видов аутентичного оценивания, которое используется для оценки эффективности работы студентов и школьников является карта успеха.

Карта успеха учащегося, разработанная учителями Псковской билингвистической гимназии, позволяет отслеживать эффективность работы ученика при усвоении учебного материала за счёт соотнесения сложности изучаемого материала и качества его усвоения.

Оценка состоит из двух показателей. Первый показатель отражает темп продвижения учащегося при изучении учебного материала. Например, первому уровню сложности в чтении по учебной программе предмета «Английский язык» соответствует чтение слов, словосочетаний, небольших предложений. Второму уровню соответствует чтение небольших текстов, полностью состоящих из ранее изученного языкового материала (стихи, рифмовки, рассказы). По предмету «Русский язык» - каждому уровню соответствует определенное количество слов.

Второй показатель является качественной оценкой знаний, умений, навыков по данному виду деятельности на том уровне сложности, которого достиг ученик. Например, текст состоящий из ранее изученного материала (второй уровень сложности), учащийся может читать по буквам и слогам, затрудняясь в установлении буквенно-знаковых соответствий, в медленном темпе, допуская 50% и более ошибок (качественная оценка – 1); или чтение может быть выразительным, с правильным ударением и интонационным оформлением, в естественном темпе, ошибки – 1–5% (качественная оценка – 5).

Каждый учебный предмет определяет свою основу качественной оценки:

для русского языка - это способ чтения и его правильность;

для английского языка - говорение, аудирование, чтение и перевод;

в математике – это вычисления, решения задач, величины, геометрия, математическая терминология;

в словесности – графика и фонетика, синтаксис, техника чтения, понимание прочитанного, орфограммы, списывание, запись под диктовку, словарный диктант, развитие речи.

Переход с одного уровня сложности на другой возможен только при достижении качественной оценки 4 – 6, с учетом способностей ученика.

Данный подход к оцениванию успеваемости учащегося позволяет преподавателю тщательно отслеживать продвижение каждого ученика в индивидуальном темпе, а также корректировать свою работу с учетом выявленных пробелов по каждому виду деятельности.

 

Сундук регалий

Одной из разновидностей аутентичного оценивания образовательных достижений обучающихся является методика "Сундук регалий".

"Сундук" составляют сами обучающееся, помещая туда все свои достижения за предшествующие годы обучения, отмеченные какими - либо документами или иным способом. «Сундук» могут наполнять:

• документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;

• характеристики, данные педагогами;

• характеристика «моя уникальность»;

• членские удостоверения учреждений и организаций;

• рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы;

• перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);

• образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);

• личные замечания и другие оценки;

• спортивные свидетельства.

Список открыт, и каждый может его дополнить по своему усмотрению.

Анализ подобных материалов позволяет педагогу увидеть сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно в школе, где необходимо отслеживание изменений, происходящих с детьми.

В результате такого учета индивидуальности каждого ребенка возможно - проследить личные победы и неудачи в усвоении каждым ребенком учебного материала; увидеть работу каждого ученика и каждого учителя над формированием специальных знаний и умений; проследить совместно с руководителями секций и кружков динамику изменений в сфере интересов учеников; вносить соответствующие коррективы в учебные планы и программы; разрабатывать разнообразные тестовые задания; соотносить данные педагогической и психологической диагностики, с результатами наблюдений, сделанных в образовательном процессе.

Задание для самопроверки:

1. Соберите информацию о разных видах аутентичного оценивания. Что их объединяет?

2. Подготовьте сообщение или реферат о зарубежных технологиях и приёмах оценивания достижений студентов, выступите с ним на одном из практических занятий по педагогике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.01 с.)