Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Портфолио как технология аутентичного оценивания
Одним из видов оценивания и учета образовательных достижений является формирование «портфеля» (Portfolio). Первоначальный смысл портфолио: - это портфель, созданные специально для дизайнеров, чтобы те носили в них свои шедевры и хвалились друг другу; - это собственные работы, которые художник или другой творческий человек собирает за время своей профессиональной деятельности; - это "визитная карточка". В последующем, портфолио стал пониматься как способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений за определенный период времени. На сегодняшний день в педагогике портфолио рассматривается по-разному (как средство, форма, метод, технология), но однозначно признаётся видом аутентичного оценивания. Как вид аутентичного оценивания портфолио нацелено на выявление: · положительных мотивов образовательной деятельности; · интереса к предмету; · объективно существующего уровня владения умениями и навыками; · уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в образовательный процесс; · пробелов в образовании; · трудностей усвоения; · развития мыслительной деятельности; · критического отношения к образовательной деятельности. Кроме этого, портфолио способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Этот вид аутентичного оценивания уже завоевал популярность во многих странах мира. Сущность портфолио Родиной «портфеля» или «портфолио» как вида аутентичного оценивания являются США (portfolio assessment), где выделяются следующие его формы: портфолио документации (рабочий), портфолио процесса, портфолио показательный, портфолио оценочный. В состав портфолио ученика современной американской профильной школы входит 14 обязательных разделов. Например, в разделе «План действий после окончания школы» учащиеся определяют краткосрочные на 1-3 года и долгосрочные на 5 лет и более цели жизни и карьеры, анализируют связанные с ними вопросы заработка, жизненных условий. В разделе «Автобиография» предлагается выполнить проект по выбору: история семьи, ценности и верования, особые взаимоотношения между людьми. Раздел «Общественно-полезная добровольная деятельность в школе и коммуне» содержит описание (в виде резюме) прошлого трудового опыта, включая опыт занятости, стажировку, практику и проект развития этого опыта и т.д.. Если не выполнен хотя бы один из разделов, то учащийся не получает сертификат об окончании обучения.
Портфолио в американской школе понимается как • коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области (Marzano R.J.); • рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся (Valencia, 1990); • целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует усилия, прогресс, достижения в одной или более областях (Meier, 1991); • систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых (Vavrus. 1991) и др.. Особенностью портфолио, относительно других видов оценивания является то, что обучающийся выступает активным участником процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в образовании по результатам, приложенным усилиям, материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные и другие. Педагогическая философия портфолио предполагает: • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, курсу, дисциплине, виду деятельности; • интеграцию количественной и качественной оценок; • перенос педагогического акцента с оценки на самооценку. Основной смысл портфолио - «дать возможность каждому показать все, на что он способен», создать для ученика «стимул роста». Портфолио наделяют различными функциями: • диагностическая – фиксирует изменения и рост образовательных достижений субъекта за определённый период времени; • целеполагания – поддерживает образовательные цели субъекта; • содержательная – раскрывает весь спектр выполненных работ;
• развивающая – обеспечивает непрерывность образовательного процесса; • мотивационная – поощряет результаты деятельности обучающегося и педагога; • рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения. В зависимости от вида портфолио несколько меняются его функции. В Совете Европы при рассмотрении функций портфолио обозначается еще и социальная функция. Отмечается, что портфолио демонстрирует способности владельца, которые могут оказать влияние при устройстве на работу, при переходе из одного учебного заведения в другое, при поступлении в учебные заведения. Портфолио не заменяет аттестатов или дипломов, которые учащиеся получают на основании экзаменов, а служит в качестве приложения к последним, предоставляя дополнительную информацию и конкретные свидетельства достижений в какой-то области (языковой, математической и др.) Работа над концепцией портфолио для использования в условиях российской системы образования началась с июля 2003 года. В это время Совет по профильному обучению Министерства образования РФ поручил рабочей группе, под руководством А.А. Пинского, подготовить 3-4 варианта учёта индивидуальных образовательных достижений учащегохся. В эксперимент включено 10 регионов Российской Федерации - 20 муниципалитетных образований (по 2 в каждом регионе). К эксперименту подключились не отдельные экспериментальные площадки (учреждения), а муниципальные образовательные сети. В задачи эксперимента входила помощь 9-классникам верно определиться при выборе профиля 10-11 классов и помочь продемонстрировать выпускникам свои лучшие достижения. Проблема разработки портфолио в России возникла еще и потому, что на сегодняшний день одна лишь школа является монополией на информацию о достижениях ученика. По мнению разработчиков проекта, школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания. Рабочая группа предложила регионам разные виды портфолио, которые можно использовать и все вместе, и каждое по отдельности. Муниципалитетам дано право самим формировать модель портфолио и вырабатывать критерии для определения его веса. Создание портфолио предполагается быть добровольным делом и определять, какие документы в него поместить, будет сам ребенок. Также в рамках эксперимента предпринимаются попытки создания портфолио учреждения. В дальнейшем планируется определение унифицированных правил, выработка и введение общефедеральных стандартов портфолио, системы исчисления его оценки, учитывающих его назначение: зачисление в профильные классы; для зачисления абитуриентов и дистанционного отбора наиболее одаренных, перспективных учеников; помощи в освоении навыков саморекламы при составлении резюме и прохождении различных собеседований и т.д.. Основные теоретические положения формирования портфолио в России представлены в работах Козырева В.А., Новиковой Т.Г., Пинского А.А., Радионовой Н.Ф., Сметанниковой Н.Н., Суртаевой Н.Н., Тряпицыной А.П. и других учёных. Сегодня в научных и научно-популярных публикациях описано несколько видов (моделей) «портфеля». Они разработаны для разных категорий обучающихся – школьников, студентов, слушателей разных курсов. Специфика возраста влияет, в первую очередь, на методику работы с «портфелем». Так, студенты проявляют гораздо большую самостоятельность, чем школьники, и им необходимо консультирование преподавателя, а школьники чаще всего ждут от него помощи.
В качестве примера рассмотрим модель "портфеля", разработанную московскими коллегами. "Портфель", разрабатывается в виде дневника. Дневник - это подборка работ обучающихся, показывающая его прогресс. Дневник демонстрирует прогресс во времени. Единица времени ведения дневника выбирается изначально (семестр, курс и т. п.), но "чиститься" дневник регулярно. То есть проводиться отбор и оценивание работ, которые обучающийся в нем оставляет. Время «чисток» устанавливается совместно с учениками. Экспериментально удалось установить, что для учащихся начальных классов целесообразно установить это время с периодичностью две недели. Дневник - это совместная работа учащихся, педагогов, родителей. Существует три типа дневника: дневник достижений, дневник - отчет и дневник - самооценка. Любой дневник ("портфель") имеет все три характеристики, но при его планировании изначально следует выбрать один тип, так как тип соответствует генеральной цели дневника. Дневник достижений (портфолио достижений) представляет собой личный выбор работ обучающимися. Преподаватель ставит цель: оценить прогресс в каком-либо деятельности. Обучающийся сам отбирает и формирует свой "портфель". Собираются работы за определенный промежуток времени из них отбираются 2-3, и так в течение периода обучения. К окончанию остается несколько работ, которые отобраны самостоятельно. Это самый легкий тип он позволяет использовать дневник, как эффективную оценочную технологию. Этот вид дневника рекомендуется использовать как дополнительный к другим вариантам оценки. Дневник – отчет (учебный портфолио) - это спланированная заранее, индивидуальная подборка достижений обучающегося за определённый период времени, которая оценивается с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения. Дневник содержит индивидуальные текущие работы обучающихся на занятии, опорные схемы, опорные конспекты, тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т. д. Это дневник для внешнего пользователя, его цель - показать, что обучающийся справился с программой обучения.
Дневник - самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями. Цель дневникапоказать прогресс в выполнении работ разного вида. Разрешение собирать такой портфель означает, что преподаватель берет на себя обязательство давать письменное разъяснение, за что он поставил ту или иную отметку, вести дневник наблюдения, оценивать процесс и регресс, заполнять сертификат достижений или маршрутную книжку. Таким образом, дневник (достижений, отчет, самооценки) предполагает процесс сбора информации для оценивания и определения ее ценности относительно мнения самого обучаемого, педагога, стандартных тестов, контрольных работ. Материал для оценивания собирается самим обучающимся и обсуждается с педагогом, с родителями, администрацией и оценивается с точки зрения движения к намеченным целям. Это совместная работа обучающегося и педагогического коллектива. В педагогической практике можно говорить и о других видах (моделях) портфолио, выбор которых зависит от целевых установок при разработке портфолио: «портфолио культуры ошибок», «портфолио рефлексии», «портфолио традиций», портфолио документов, работ, отзывов, портфолио-реклама, учебный портфолио и т.д. «Портфолио культуры ошибок» предполагает фиксацию ошибочных решений, действий; выбора путей устранения ошибок; составления диаграммы динамик различных достижений (обучающихся, педагогов, самого образовательного достижения). «Портфолио рефлексии» предполагает наличие опросника и результатов работы по нему различных субъектов образовательной деятельности, а также, спроектированного на основе этих результатов, плана преобразования их деятельности. «Портфолио традиций» фиксирует целевые содержание традиций и целевые установки субъектов образовательного процесса в их поддержании; результаты, получаемые в ходе внедрения традиций. В портфолио документов помещаются сертифицированные индивидуальные образовательные достижения – документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (благодарности, грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, аттестат и др.). Портфолио работ – это собрание творческих, исследовательских, проектных работ; описание основных форм и направлений деятельности, учебной и творческой активности. Портфолио отзывов предоставляет возможность охарактеризовать отношение автора к различным видам образовательной деятельности. Представленные педагогами, родителями, другими субъектами образовательного процесса тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и прочие, дают возможность включить механизмы самооценки и повысить степень осознанности образовательного процесса. Целью портфолио-рекламы является повышение презентабельности образовательных результатов учреждения.
Структура портфолио может быть различной. В России наиболее широкое распространение получает структура, содержащая портрет, коллектор, рабочие материалы, достижения. Портрет раскрывает личность обучающегося. В этот раздел собираются фотографии, корреспонденция, свидетельства, характеризующие любимые занятия и т.д. Коллектор - это папка, куда собираются материалы занятий. Из него извлекаются необходимые модели или образцы для выполнения заданий. Папка "Рабочие материалы" представляет собой зарегистрированные работы. Получившая оценку и самооценку выполненная работа либо перекладывается в раздел Достижения, либо остается в рабочих материалах. Папка "Достижения" содержит отобранные работы, получившие оценку и самооценку, а также сертифицированные индивидуальные образовательные достижения в определённой сфере. При составлении портфолио важно определиться в единице сбора. Например, в дневнике - отчете единицами сбора становятся в большей степени проверочные, контрольные работы, тесты, так как владелец портфолио учится адекватной самооценке относительно заложенного уровня (стандарта). Однако сбор и оценивание выбора уже не является достаточным, рекомендуется сделать проверку своих работ: прежде чем выполненная работа сдается преподавателю, ее проверяет сам обучающийся, затем его партнер по парной работе. Ошибки обсуждаются и при согласии автора корректируются. Обсуждение работы становиться важным обучающим этапом. При проверке сданной работы педагог подчеркивает, но не исправляет и не квалифицирует ошибки, а на занятии объясняет их. Во время объяснения обучающиеся вносят коррективы в свои работы. Все эти этапы вносятся в Дневник. В дневнике достижений единицами сбора становятся как письменные работы, так и работа с любым изучаемым или создаваемым текстом: доклады, сообщения, самостоятельные аудио- и видеоматериалы, картинки, фотографии и т.д. Каждая единица снабжена листом самооценки выполнения задания или оценочным сертификатом, то есть аргументацией в защиту выбора данной работы. Формы фиксации могут быть самыми разными. Выше уже было сказано, что разделы «портфеля» и их наполнение может быть самым разнообразным. Например, в практике встречается следующее содержание: · «Резюме» - представление себя. · «Самостоятельные работы» - этот раздел представляет собой собрание текущих самостоятельных, контрольных и зачетных работ, эссе на разные темы, дискуссионные очерки и т.д.. · «Это интересно» - этот раздел может включать в себя проблемные вопросы, тезисы и высказывания, затрагивающие актуальные проблемы, изучаемой учебной дисциплины. · «Цикада цитат» - в этом разделе собираются высказывания великих людей об изучаемой науке. Важно не торопиться включать сюда только понравившиеся высказывания; может быть, те изречения, с которыми пока трудно согласиться, тоже помогут обосновать собственную точку зрения. · «Голоса» - в раздел помещаются вырезки или ксерокопии статей из журналов, газет и книг по проблемам изучаемой учебной дисциплины. · «Полезные советы» - собираются полезные советы, которые могут пригодиться в будущем. Материал целесообразно разносить по двум отделам: «Всегда» и «Никогда». · «Графический организатор» - сюда помещаются планы, алгоритмы и модели выполнения заданий, написания различных творческих работ. · «Библиография» - собирается собственная библиография прочитанных изданий по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания. · «Справочник» - в разделе можно собирать необходимые телефоны, адреса и даты и т.д.. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: I. Портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения обучающегося. II. Особенностью портфолио как технологии оцениванияявляется то, что обучающийся является субъектом процесса оценивания, позволяющего учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные и др. Цель технологии портфолио - отследить индивидуальный прогресс в широком образовательном контексте. Портфолио позволяет увидеть конкретные образовательные результаты, продемонстрировать способности обучаемого в практическом применении приобретённых знаний и умений. Содержание портфолио учитывает – приложенные усилия; материализованные продукты учебно-познавательной деятельности; конкретные результаты. Содержание и методика формирования портфолио разрабатывается под конкретный замысел педагога. Результат технологии представленв форме индивидуального портфеля, который при защите или презентации демонстрирует «всё, на что способен» его владелец (развитие способностей и рефлексивных умений). III. Портфолио рассматривается - как часть аутентичного оценивания (подлинного, истинного, настоящего, верного) образовательных результатов; - является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию; - дополняет традиционные контрольно-оценочные технологии. Субъекты образовательного процесса (преподаватели, руководители, учащиеся и др.) могут использовать портфолио для различных целей: - расширения возможностей обучения, - изучения процесса обучения, - поощрения самообразования, - демонстрации развития по отношению к выявленным результатам, - создания общего подхода для инструкций и оценки, - обеспечение подхода, при котором сами учащиеся будут оценивать свое обучение, - возможности поддержки развития личности и т.д.. Для реализации технологии портфолио на практике необходимо: - осуществить целеполагание; - сконструировать примерное содержание «портфеля»; - разработать процедуру его формирования. В заключение рассказа о «портфеле» необходимо отметить, что его создание можно начать даже с одного учебного предмета, одним педагогом, которого заинтересовала данная технология в оценке достижений учащихся. Главное, чтобы был понятен смысл создания портфеля, и работа с портфелем доставляла радость.
Задание для самопроверки: 1. Что Вы будите использовать в предложенных ситуациях «Карту успеха», «Сундук регалий», «Портфолио»? Обоснуйте свой выбор. Ситуация 1: В 9-м классе Коля выбрал физико-математический профиль, но в 10-м классе его успеваемость по физике в первом полугодии снизилась. Как отследить эффективность работы ученика, то есть соотношение сложности изучаемого материала и качество его усвоения? Это поможет учителю подобрать для Коли темп продвижения при изучении учебного материала. Ситуация 2: Денис учится в 5-м классе гимназии, занимается в спортивной секции и выступает на соревнованиях за честь города, любит организовывать и участвовать в классных и школьных мероприятиях, любит путешествовать и вместе с родителями занимается туризмом. Однако, из-за пропусков по болезни в третьем классе он не успешен в учёбе, хотя очень старается, и его личностные достижения другого характера остаются незамечёнными в гимназии. Денис постепенно замыкается и самореализация, развитие в гимназии для него затруднительны. Как ему помочь? Ситуация 3: Девочка занимается в музыкальной школе и мечтает о дальнейшем обучении в консерватории. Как Вы ей можете помочь подтвердить музыкальные достижения? Ситуация 4: Два ученика имеют одинаковые итоговые оценки по предмету. Но один из них участвовал в олимпиадах, НОУ, выполнял учебный проект. Как объективно оценить индивидуальные достижения по предмету каждого?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.037 с.) |