Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карьера в системе государственного и муниципального управления
Эта часть книги посвящена анализу особенностей карьеры в системе государственного и муниципального управления. Приводятся результаты ряда исследований, проведенных автором и под его руководством, раскрывающие влияние, прежде всего, личностных факторов на успех в карьере госслужащего. За последние несколько десятков лет термин «карьера» претерпел определенную эволюцию в восприятии работников самых разных сфер деятельности. Достаточно длительный период это понятие имело исключительно негативную окраску в восприятии многих наших соотечественников, поскольку ассоциировалось исключительно с карьеризмом. Известный отечественный писатель Андрей Битов так охарактеризовал отношение к понятию «карьера» у целого поколения россиян: «Слово "карьера" при Сталине считалось неприличным. Карьера, мошенник, спекулянт, частник, стиляга — это были отрицательные слова». Тот же А. Битов признает, что «сейчас это уже другая область — область предпринимательства, свободного выбора». И, хотя негативный оттенок слова «карьера» сохраняется, писатель отмечает, что «без карьеры ничего нет». Сегодня уже многими признается, что «делать карьеру» (в том числе и на госслужбе) — вполне достойный и социально одобряемый мотив сотрудника. По опросам самих же чиновников, одним из ключевых показателей успеха и ощутимым результатом их профессиональной деятельности считается динамичная карьера [Афанасьев М. Н., 1995]. Важно подчеркнуть, что в современном управлении персоналом рассматривается не один-единственный, а несколько видов и вариантов карьеры. Это могут быть и вертикальное восхождение (именно с данным видом карьерного продвижения традиционно связывают термин «карьера»), и горизонтальные ротации в пределах одного и того же иерархического уровня, и нисходящая карьера (перемещение на более низкий должностной уровень), и центростремительная карьера (движение к ядру, руководству организации, например, приглашение работника на ранее недоступные ему встречи и совещания как формального, так и неформального характера, получение доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства). С целью выяснения особенностей карьерного продвижения в системе государственного и муниципального управления в 1998-2000 годах под моим руководством проведено исследование в группах слушателей, обучающихся в. Приморском институте переподготовки и повышения квалификации кадров для госслужбы. Оно включало анкетный опрос и психологическую диагностику личностных факторов карьеры.
Анализ результатов исследования показал, что для многих руководителей и специалистов характерна выраженная «поливариативная карьера»: неоднократно происходила смена и должностных позиций, и профессиональной сферы деятельности, и географического месторасположения работы. У слушателей имеется опыт работы как на государственных предприятиях, так и в коммерческих организациях. Причем работа в системе государственного и муниципального управления расценивается ими как более привлекательная, чем деятельность в сфере предпринимательства и коммерции. Переходя по тем или иным причинам на работу из государственных в коммерческие организации, специалисты через непродолжительное время возвращались в сферу государственного и муниципального управления. Ниже представлены конкретные примеры подобных карьерных перемещений, которые можно назвать типичными карьерными маршрутами государственных и муниципальных служащих.
По оценке слушателей, занимающих руководящие посты, современная карьера на государственной и муниципальной службе осуществляется, главным образом, не самостоятельно, а в тесном взаимодействии с сильным карьероориентированным лидером (карьера «в тени лидера») или в составе управленческой команды во главе с сильным руководителем. Так, в одной из местных администраций за короткий период времени произошла смена трех первых руководителей. При этом все они как специалисты были представителями разных профессиональных сфер деятельности и, соответственно, свои управленческие команды набирали из специалистов тех же профессиональных областей, в которых работали сами. Следовательно, достаточно быструю карьеру мог делать и делал тот специалист, чей непосредственный руководитель уходил на повышение в администрацию и с которым у подчиненного уже сложились хорошие деловые и межличностные отношения. Подобную технологию быстрого карьерного взлета можно ярко представить с помощью образного выражения «сделать карьеру вагончиком»: не обязательно самому быть локомотивом, достаточно оказаться «вагончиком» в составе поезда, энергично идущего по желаемому карьерному маршруту.
Должностное продвижение молодого, достаточно квалифицированного и перспективного специалиста (в практике зарубежного менеджмента за такими сотрудниками закрепился термин «хай-по» — «high- ро» — сокращение от английского выражения «high-potentials» — «сотрудники с высоким потенциалом»; термин применяется для характеристики сотрудников, как правило, не старше 35 лет, имеющих высокий уровень образования и обладающих потенциалом для эффективной работы в должности как минимум на две ступеньки выше по сравнению с занимаемой должностной позицией в организационной иерархии) тормозится вышестоящим начальником, зачастую имеющим более низкий уровень образования и утратившим желание профессионального роста и личностного саморазвития. Большое количество молодых и энергичных сотрудников, обладающих высоким профессиональным и карьерным потенциалом, поступая на госслужбу, в течение 2-3 лет преодолевают путь от специалиста до главного специалиста и на ближайшие годы практически теряют всякую перспективу дальнейшего служебного роста. Сохраняя тем не менее высокую мотивацию к профессиональной и должностной карьере и стремясь реализовать свой деловой и управленческий потенциал в полной мере, эти работники уходят в другую профессиональную сферу. Они успешно проходят через систему конкурсного отбора, занимают на новой работе достаточно высокое должностное положение и активно развивают свою карьеру благодаря прежде всего собственным профессиональным и личностным качествам. В результате подобной «кадровой политики» государственная служба лишается многих способных и перспективных сотрудников, снижается общий уровень профессионального мастерства служащих. Декларируется, что в системе государственного и муниципального управления служебную карьеру можно осуществить в различных направлениях: вертикальном, горизонтальном, центростремительном. Реально же в любой администрации практически нет условий для восходящей вертикальной карьеры, поскольку количество руководящих должностей высокого уровня ограничено (как и в любой организации, построенной по типу остроконечной пирамиды). В современных российских условиях на государственной и муниципальной службе преимущественно реализуется горизонтальный и вертикально нисходящий типы карьеры. Нисходящая карьера распространена в связи с массовыми сокращениями штатов на государственных предприятиях. В систему муниципального управления работники приходят на должности рангом ниже тех, что они занимали ранее: на должности специалистов различных категорий поступают «сокращенные» руководители среднего звена, должности среднего управленческого уровня занимают руководители организаций и предприятий. Подобная картина наиболее типична при снижении или даже полном прекращении деятельности крупных градообразующих предприятий, что сопровождается массовым высвобождением квалифицированного персонала, в том числе и управленческого уровня.
Регулярно проводимые сокращения штатов и связанные с этим структурные изменения в организациях, принадлежащих системе государственного и муниципального управления, также резко снижают вероятность должностного восхождения, сохраняя (прежде всего для руководителей среднего звена — начальников отделов и их заместителей) возможности горизонтальных перемещений, или ротаций. Горизонтальная карьера может осуществляться несколькими путями. Отечественный автор Е. И. Комаров (1 999) рассматривает, в частности, такие ее разновидности: -«кольцевую ротацию», когда работник, пройдя ряд должностей за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность; -«короткую ротацию» с характерным прохождением работником небольшого и четко спланированного количества должностей до своей основной должности (используется в период становления специалистов и руководителей после приема на работу); -«безвозвратную ротацию», важнейший признак которой — перемещение работника без возврата на его «стартовую должность». Несмотря но то, что горизонтальна я карьера зачастую реализуется на госслужбе как вынужденная мера, что называется, «не от хорошей жизни», а как попытка сохранить квалифицированные кадры в условиях сокращений, — техника перемещений специалистов в пределах одного и того же должностного уровня имеет свои позитивные аспекты. Планомерная ротация кадров (для современного руководителя — через 3-4 года работы на одном рабочем месте) нейтрализует эффект снижения мотивации деятельности у управленцев. Данные российских исследований подтверждают, что существует прямая зависимость уровня производительности труда от времени, в течение которого руководители занимают свои должности. Темпы роста этих показателей выше в первые три-четыре года работы. Дело в том, что на новой должности руководитель ясно видит проблемы того подразделения, куда он пришел работать. Он как бы «смотрит со стороны». Кроме того, в новой работе руководитель, как правило, сталкивается с множеством новых задач, с рядом производственных ситуаций, требующих подчас нестандартных подходов. Он входит в новый коллектив, новую систему внутриорганизационных отношений (в том числе и неформальных), что стимулирует его человеческий и профессиональный интерес. Большое значение также имеет стремление многих руководителей в подобных ситуациях показать себя наилучшим образом, занять лидирующее положение среди управленцев своего уровня.
Еще одной причиной, по которой не следует надолго оставлять руководителя на одном и том же рабочем месте, как указывает М. Жернакова в обзоре по проблематике движения кадров, опубликованном в специализированном журнале «Служба кадров» (1998), является срабатывание через 5-7 лет «эффекта аналогии». Иными словами, новые производственные задачи решаются так, как ранее снимались возникавшие проблемы. При этом руководитель не склонен глубоко и полно анализировать сложившуюся ситуацию, просчитывать все возможные варианты и выбирать оптимальный. Он действует по знакомому ему шаблону, алгоритму, который ранее приводил к успеху. Но в сегодняшней ситуации «проверенный» вариант может оказаться неверным. Включение в новые производственные и межличностные отношения и освоение отчасти нового поля профессиональной деятельности в связи с переходом в другое подразделение является своего рода психологической «встряской», стимулом для повышения эффективности и качества работы не только для руководителя, но и для специалиста. Необходимость ротации сотрудников и постоянного повышения их профессионального мастерства объясняется особенностями человеческой психики. Поступая на работу, человек обычно полон честолюбивых надежд, оптимизма, новая работа и новый коллектив стимулируют инициативу. Не всегда эти надежды сбываются, но после периода разочарования работник осваивается на новом рабочем месте и начинает компетентно разбираться в стоящих перед его подразделением задачах. Следующий этап — приобретение прочных навыков, мастерства и... новая волна недовольства собой, своим местом в коллективе. Работник остро чувствует потребность в дальнейшем профессиональном росте и развитии. Удовлетворить эту потребность в условиях ограничений для вертикальной восходящей карьеры и призвана горизонтальная карьера. В результате горизонтальных ротаций происходит взаимообмен информацией, передача опыта, расширение профессиональной компетентности и, как следствие, рост профессионального авторитета, уважения со стороны коллег и вышестоящего руководства. Ротация позволяет ознакомить сотрудников со многими сторонами деятельности организации, помогает уяснить необходимость координации и взаимосвязи различных структурных подразделений, способствует формированию комплексного, системного взгляда на организацию. Регулярные ротации кадров приводят к освобождению сотрудников от так называемого «тоннельного видения», то есть слишком узкого взгляда на проблемы. Имея опыт работы в разных подразделениях, работник начинает воспринимать себя как органичную часть предприятия, фирмы, учреждения. Такой сотрудник лучше видит цели организации, ему легче прийти к общему мнению с коллегами из других подразделений.
Перемещение в другой отдел при сохранении должностного уровня снимает предубеждение относительно несправедливого распределения объема работ между различными структурными подразделениями. На периодически возникающий вопрос, почему в другом отделе работа менее сложная и ее меньше, а заработная плата у сотрудников наших подразделений одинаковая, специалист сам получает ответ, переходя на работу в этот отдел и непосредственно знакомясь с реальным положением дел. Поработав в новом подразделении определенный срок и почувствовав на себе его задачи, проблемы и трудности, такой сотрудник уже не скажет: «Да они там ерундой занимаются!» Активное участие сотрудников в горизонтальной ротации кадров создает в организации условия для относительно безболезненной взаимозаменяемости. Перевод работников с одной должности на другую в пределах того же уровня способствует улучшению базы для своевременного обновления кадров, обеспечивает гармоничное сочетание опыта старых кадров с энергией молодых. Кроме того, такое перемещение открывает дорогу для выдвижения новым кадрам управления. Реализуется достаточно эффективная система внутриорганизационного взаимоконтроля, нет необходимости создавать особые контролирующие структуры (у специалиста формируется дополнительная психологическая установка на высокое качество работы: «Я знаю, что через год на мое рабочее место, возможно, придет другой сотрудник, поэтому ориентируюсь на высокое качество выполнения рабочих заданий, хочу передать дела в полном порядке»). Сотрудник, прошедший через систему горизонтальных перемещений, в меньшей степени опасается перемен и нововведений, так как даже в случае реорганизации, сокращения рабочего места психологически готов к переменам и может найти себя в другой должности и на другой работе. Ротации в группах специалистов, особенно достаточно долгое время работающих вместе и решающих задачи творческого характера, имеют подчас эффект «вливания свежей крови». По данным американских исследователей, число изобретений в группах, работающих вместе менее трех лет, вдвое больше, чем среди тех, кто работает вместе более пяти лет. Горизонтальная ротация может быть особенно полезна для сотрудников, переживающих кризис «середины карьеры», в качестве средства против намечающегося застоя в профессиональном и личностном росте, нейтрализации эффекта «плато» (прекращение профессионального развития) на этапе стабилизации карьеры. Опытный руководитель, заинтересованный в профессиональном развитии сотрудников, способен чутко уловить период спада деловой активности работника. И способен помочь ему успешно преодолеть кризис середины карьеры за счет поручения определенной служебной задачи на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временного творческого коллектива, целевой группы, программы, проекта и т. п.). Движение по горизонтали может дать значительный обучающий эффект, так как на новом месте работы работник не только применяет имеющиеся знания, но и вынужден учиться. А это, безусловно, стимулирует активность, вызывает приток энергии, развивает инициативу. Соответственно, ротацию кадров можно применять в качестве метода повышения квалификации. Опыт крупнейших фирм Японии показывает, насколько эффективной оказывается практика непрерывного повышения квалификации посредством постоянной ротации кадров. В японских фирмах разрабатываются специальные программы, по которым осуществляется обязательное и последовательное назначение каждого руководителя на любую должность примерно одного управленческого уровня. Ставка делается на подготовку руководителей не узкого профиля, а универсального типа — знакомых с самым широким спектром проблем организации и обладающих опытом их решения. Параллельно решается и другая немаловажная задача — создается система неформальных связей между представителями различных подразделений. Как указывает Ю. Н. Барышников (1997), характеризуя японскую модель управления, каждый работник в обязательном порядке привлекается к выполнению самых разнообразных функций, его будут переводить в другие отделения фирмы, в филиалы, находящиеся в других городах и странах. Он будет являться членом множества рабочих групп, каждая из которых решает конкретную производственно-техническую, финансово-сбытовую или социально-экономическую задачу. В течение всей профессиональной карьеры каждый работник, независимо от ранга, будет задействован в 60 (а то и в 100!) подобных группах, вырабатывая полезный опыт, получая его от старших, достигших профессионального мастерства, и делясь с младшими, только начинающими осваивать профессиональную среду. В условиях низкой текучести кадров, кадровой стабильности, когда преобладает тенденция занимать достигнутую должностную позицию как можно дольше, вплоть до ухода на пенсию, именно горизонтальная карьера остается реально осуществимым видом карьеры для большинства сотрудников. При высокой текучести и кадровой мобильности в организации активно идет высвобождение вакансий и возникают условия для вертикального восходящего продвижения. В последнее время в ряде структурных подразделений системы государственной службы появляется возможность сопровождать изменения в горизонтальной карьере соответствующим материальным стимулированием (в пределах одного и того же должностного уровня вводится 2-3 ранга с дифференцированной оплатой труда). Подобный подход позволяет реализовать одно из существенных условий эффективности горизонтальной карьеры. При этом человек воспринимает горизонтальные перемещения как реальную и желательную карьеру — «каждая из ступеней горизонтальной карьеры, помимо развития профессионализма, должна обеспечивать ощутимый рост материального благополучия, а конечная ступень должна быть весьма солидной и не уступать по качеству оплаты соответствующим ступеням вертикального продвижения» [Синягин Ю. В., 1 995]. Вместе с тем реализация горизонтальной карьеры может быть связана не только с позитивными факторами, но и с негативными. К числу последних можно отнести следующие аспекты. Неизбежное снижение эффективности в адаптационный период (сотруднику требуется определенный срок, чтобы войти в курс дела). Финансовые издержки организации (заработная плата перемещенного сотрудника та же, а эффективность деятельности в первый период времени ниже). Слишком частые кадровые перемещения, когда никто из сотрудников не работает достаточно длительный срок в одной и той же должности, приучают людей относиться к работе в очередной должности как к временному явлению, порождая психологию «временщика». По сути, работа превращается в ожидание перемещения и «отгадывание», кто и где окажется в очередной раз. Подобный подход руководитель может выбирать сознательно, боясь образования «оппозиции» в том или ином подразделении и используя принцип «разделяй и властвуй». Рассмотренная ранее японская модель постоянных кадровых ротаций тоже имеет не только позитивные стороны. Из-за того, что японские менеджеры так много перемещаются, они редко приобретают специальный опыт, например, в сфере маркетинга или финансов. В результате десятилетий работы, в соответствии с подобными принципами, в японских корпорациях образовалось огромное количество менеджеров среднего звена, не имеющих никаких навыков, кроме умения быть преданными сотрудниками компании. Не подкрепленная ни финансово, ни морально, горизонтальная карьера теряет свою привлекательность для сотрудников. К сожалению, в системе государственного и муниципального управления достаточно распространена практика, когда функциональные обязанности и рабочая нагрузка увеличиваются, а материальное вознаграждение остается на прежнем уровне и работник даже морально никак не поощряется. Руководство считает, что такой рабочий энтузиазм — само собой разумеющееся явление. Тем самым нарушаются принципы эффективной горизонтальной карьеры: -перемещения по горизонтали должны быть неформально признаваемы профессиональным сообществом, коллегами, что обеспечивает их реальный престиж для работника; -ротации могут отмечаться руководителем как факт доверия и особых надежд, связываемых с перемещаемым работником: «Именно ваш опыт и энергия крайне необходимы на новом участке работы!» — подобное моральное стимулирование со стороны руководства является, несмотря на кажущуюся простоту, существенным мотиватором для многих сотрудников организации; -каждая ступень такой карьеры должна подкрепляться финансово (надбавки, бонусы, премии и т. д.). Даже простое перечисление как позитивных, так и негативных факторов, связанных с горизонтальной карьерой, дает, по-видимому, более объемное и полное представление о возможностях и трудностях реализации данного вида карьеры государственных и муниципальных служащих. Помимо изучения особенностей карьерного продвижения в системе государственного и муниципального управления в 1998-2000 годах было проведено другое исследование. Оно помогло выявить степень влияния личностных факторов на профессиональную карьеру госслужащих различных уровней управления (высшего, к которому относятся главы администраций и их заместители; среднего, включающего руководителей управлений, отделов, и специалистов различных категорий в качестве контрольной группы) и создать психолого-акмеологическую личностно- ориентированную модель карьеры госслужащего. Всего в исследовании принимали участие 92 работника администраций — представители двух управленческих уровней (высшего — 27 респондентов, среднего — 31 респондент) и специалисты различных категорий (34 респондента), являющиеся слушателями курсов профессиональной переподготовки Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва) и Приморского института государственной службы (Владивосток). Руководители обоих уровней управления прошли целый ряд отборочных процедур, прежде чем были зачислены в качестве слушателей с целью получения второго высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление»: экспертную оценку специалистами вышестоящих кадровых служб, входной психодиагностический контроль, кадровое собеседование. Все они проработали на руководящих должностях не менее трех лет; по оценкам экспертов, состоялись в плане профессиональной карьеры и имеют перспективы дальнейшего карьерного продвижения. Для выявления степени выраженности личностных факторов карьеры госслужащих в данном исследовании были использованы: -тест определения общей и социальной самоэффективности М. Шеер и Дж. Мад- дукс (М. Sheier, J. Maddux, в адаптации А. В. Бояринцевой (1 993) под руководством Р. Л. Кричевского (1 993); -методика определения уровня субъективного контроля — УСК [Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М., 1984]; -опросник мотивации к карьере Р. Ное, Э. Ное, Дж. Бахубер [Noe A., Noe R., Bachhuber J., 1990] в адаптации автора данного исследования Е. А. Могилёв- кина (1997); -личностный тест-опросник Г. Айзенка [EPQ, Eysench Н. J., 1 975]. Тест на определение общей и социальной самоэффективности — одна из методик исследования сферы самосознания. По результатам теста определяется уровень субъективной оценки испытуемым своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он (испытуемый) может реально воспользоваться. С помощью понятия самоэффективности можно оценить, насколько люди осознают свои способности и в какой мере готовы к их использованию оптимальным образом. По сути, самоэффективность — это основанная на знании и прежних переживаниях убежденность человека в своей способности достигать определенного результата. Чем самоэффективность выше, тем больших результатов ожидает от себя человек. Введя данное понятие, Альберт Бандура (1 997) акцентировал внимание на том, что даже при наличии более чем скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время большой потенциал автоматически не гарантирует высокие результаты, если человек в силу тех или иных причин не верит в возможность этот потенциал в полной мере реализовать на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом [Хьелл Д., Зиглер Д., 1997]. Результаты исследований ряда отечественных авторов [Деркач А. А., Огнев А. С., Гончаров Ю. И., 1997] показывают, что выделение такой составляющей Я-концепции, как самоэффективность, имеет высокий эвристический потенциал в плане акмеологического описания личности. Акмеологический потенциал данной методики, по мнению А. А. Деркача, А. С. Огнева и Ю. Н. Гончарова (1997), определяется тем, что она «высвечивает те направления самокоррекции, которые обеспечивают человеку повышение его самоэффективности, ведут к конструктивным преобразованиям его Я-концепции», а также «позволяет операционализировать попытки личности достичь высот в предметной деятельности и межличностном общении». Для оценки уровня субъективного контроля личности над разнообразными жизненными ситуациями, в том числе и связанными с карьерным продвижением, в авторском исследовании применялся опросникУСК — наиболее известная отечественная методика определения локуса контроля [Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М., 1984], разработанная в НИИ им. Бехтерева. Оценка локуса контроля личности направлена на выяснение степени активности человека в достижении своих целей, уровня развития личной ответственности за происходящие с ним события, меры независимости и самостоятельности поведения. Данная экспериментально-психологическая методика позволяет быстро и эффективно определить, в какой степени человек ощущает себя хозяином своей судьбы (внутренний, интернальный локус контроля), а в какой — пассивным объектом действия других людей и обстоятельств (внешний, экстернальный локус контроля). Эта методика применима в целом ряде прикладных областей психологии, в том числе и в профессиональном отборе [Деркач А. А., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н., 1997], планировании и развитии карьеры [Литвинцева Н. А., 1996]. Для определения выраженности трех основных аспектов мотивации к карьере (карьерного инсайта, идентификации с карьерой, карьерной устойчивости) был использован вариант опросника мотивации к карьере Р. Ноэ, Э. Ноэ и Д. Бахху- бер (1990), адаптированный для условий деятельности в системе отечественной госслужбы. Высокая степень развития карьерного инсайта характерна для работников, реально оценивающих свои карьерные перспективы, опирающихся если и не на осознанное, то на интуитивное понимание своих сильных и слабых сторон в отношении профессионального и должностного продвижения. Такие работники умело модифицируют свои карьерные цели и активно действуют в их достижении. Низкий уровень развития карьерного инсайта свойственен работникам, недостаточно эффективно использующим свои личностные ресурсы для продвижения по службе. Такие работники могут иметь неадекватные (заниженные или завышенные) карьерные ожидания. Они не очень охотно схватывают и усваивают новые методы работы. Высокий уровень развития идентификации с карьерой (карьерной причастности) присущ сотрудникам, готовым работать с максимальной отдачей ради достижения, прежде всего, целей организации и способных достаточно длительный период времени работать сверхурочно и безвозмездно. Такие работники согласны принять на себя любое бремя организации, которое она вынуждена нести в осложненных обстоятельствах. Низкий уровень развития карьерной причастности свойственен работникам, реализующим в карьере прежде всего личные цели, недостаточно учитывающим интересы организации. Такие сотрудники не склонны «выкладываться» на работе, предпочитая направлять свою активность в другие сферы жизни. Работники с высокой карьерной стойкостью легко адаптируются к меняющимся обстоятельствам и способны эффективно справляться с трудностями и проблемами, возникающими в ходе осуществления их профессиональной деятельности. Они отличаются настойчивостью в преодолении разного рода препятствий и служебных проблем на пути их профессионального и должностного продвижения. Для работников с низкой карьерной стойкостью представляет определенную сложность сохранение высокого качества исполнения работы в ситуациях давления фактора времени, нехватки материально-технических ресурсов, отсутствия информации от коллег и вышестоящего руководства. Они менее склонны проявлять инициативу, недостаточно настойчивы в решении проблем, тормозящих их профессиональный и должностной рост. В целях определения выраженности личностных характеристик, при значительном развитии предположительно препятствующих эффективному карьерному продвижению человека (признаки нейротизма и психотизма), использовался широко известный тест-опросник Г. Айзенка [Eysench H.J. (1975) Personality Questionnaire — EPQ], содержащий 99 вопросов. Согласно концепции самоэффективности А. Бандуры [Bandura А., 1977, 1989а, 1 989b], «то, как человек оценивает собственную эффективность, определяет для него расширение или ограничение возможности выбора деятельности; усилия, которые ему придется приложить для преодоления препятствий; настойчивость, с какой он будет разрешать разного рода профессиональные проблемы». Люди, осознающие собственную самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных задач, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях [Хьелл Д., Зиглер Д., 1997].
Как показывают данные авторского исследования (рис. 1 2), по личностному фактору «самоэффективность в сфере деятельности» получены достоверно значимые отличия (р < 0,01) между представителями всех рассматриваемых групп респондентов. При этом между самоэффективностью в сфере деятельности и уровнем управления выявляется отношение прямой зависимости: более высокий уровень управления связан со значимо более выраженной самоэффективностью (табл. 24). Внутренний механизм этой взаимосвязи можно раскрыть на основе анализа карьерного восхождения с точки зрения развития управленческих способностей человека. Карьерное восхождение ко все более высокому управленческому уровню (от специалиста к начальнику отдела, от руководителя отдела к стоящему во главе всей организации) требует развития целого ряда способностей, умений и навыков. В частности, таких, как: 1) способность использовать более широкий спектр ролевых позиций. Л. Волкова (1997) справедливо отмечает, что «первая отличительная особенность успешного менеджера — многообразие ролей, которые он может достоверно и искренне сыграть»; эта способность определяет его карьерный успех и — даже шире — жизненный успех; 2) умение выстраивать поведение, соответствующее конкретной задаче или ситуации; 3) настойчивость и последовательность в решении задач профессиональной деятельности. Уровень развития данных способностей у работника, согласно теории А. Бандуры (1 977), напрямую связан со степенью выраженности его самоэффективности в сфере деятельности. Результаты приведенного исследования позволяют распространить общетеоретический выводА. Бандуры о том, что «высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно к этому успеху и приводит», на сферу профессиональной карьеры. Соответственно, высокую самоэффективность в сфере деятельности можно рассматривать в качестве одного из важных личностных факторов, обеспечивающих достижение карьерного успеха. Среднее значение выраженности признака самоэффективности в сфере деятельности у руководителей высшего управленческого уровня почти вдвое превышает среднее значение этого признака (58,2 против 30,4), полученное в результате нормирования теста на определение уровня развития общей и социальной самоэффективности М. Шеер, Дж. Маддукс, на выборке в 927 человек [Деркач А. А., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н., 1997]. Напротив, чем ниже самоэффективность работника, тем в большей степени он настроен на неудачу в своем карьерном продвижении, тем меньше шансов у такого человека реализовать эффективную профессиональную карьеру. По данным приведенного исследования (табл. 24), у представителей контрольной группы — работников, стоящих на более низких ступеньках организационной иерархии (специалисты 1 -й и 2-й категорий), — показатели по личностному фактору «само эффективность в сфере деятельности» значимо ниже, чем у руководителей среднего и высшего уровня.
Помимо более выраженной самоэффективности в сфере деятельности руководители высшего управленческого уровня достоверно значимо отличаются от специалистов большими показателями по признаку общей интернальности (рис. 13). Более выраженные показатели по шкале «общая интернальность» методики УСК свидетельствуют о достоверно значимых различиях между представителями сравниваемых групп по целому ряду признаков, связанных с локусом контроля, на что указывают в своих работах отечественные и зарубежные исследователи [Rotter J. В., 1975, 1982; Ореховский О. И., 1972; Ботнева М. И., 1978; Агеев В. С., 1982; Муздыбаев К., 1983; Бажин Е. Ф., Голынкин Е. А., Эткинд А. М., 1 984; Франкл В., 1990; Розанова В. А., 1997]. Руководители высшего уровня управления в силу большей интернальности: - обладают большей информационно-поисковой активностью, что дает им возможность быть более осведомленными в окружающей рабочей обстановке; причем чем выше неопределенность, тем выше поисковая активность (устойчивость в ситуации неясности — универсальное личностное свойство, обеспечивающее успех в карьерном продвижении как в государственных, так и негосударственных организациях; по мнению зарубежных специалистов, данное качество является одним из определяющих для лидера в сфере бизнеса [Кенджеми Д. П., Ковальски К. Д., 1997); - убеждены, что ответственное отношение к работе приводит к повышению продуктивности в деятельности и, как следствие, способствует более высокой общей удовлетворенности трудом; высокая значимость для успешной профессиональной деятельности и выраженный мотивирующий эффект в управленческой работе руководителей такого личностного качества, как ответственность, многократно отмечались зарубежными и отечественными исследователями [Кадзума Т., 1990; Харрингтон Д., 1990; Деркач А. А., Орбан Л. Э., 1996; Гончаров Ю. Н., 1997]; - чаще ориентированы на выполнение задачи по сравнению с ориентацией на себя и на взаимодействие;
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.068 с.) |