Остановимся на двух кризисных этапах — середины и начала карьеры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Остановимся на двух кризисных этапах — середины и начала карьеры.



Проблематика кризиса середины жизни признается исследователями чрезвы­чайно важной. Он обычно совпадает по времени с этапом кризиса середины карьеры. Существует несколько теоретических моделей кризиса середины жизни в рамках различных дисциплин: соционики — С. Майерс и И. Бриггс, психологии развития Д. Левинсона и теории Д. Холла, разработанной им на базе многочис­ленных исследований развития карьеры менеджеров самого разного уровня.

Этапы середины карьеры мало исследованы, также как и недостаточно изучен период средней взрослости, называемый зарубежными исследователями «черным ящиком человеческого развития». В отечественной практике карьерный и психоло­гические аспекты кризиса середины карьеры изучались Д. Б. Волосевичем (1 998) в рамках научной школы профессора Р. Л. Кричевского (1998). Д. Б. Волосевич приводит следующие данные по кризису середины карьеры, ссылаясь на исследо­вания Д. Холла (1 995). Например, выделяет целый ряд проблем, встающих на пути управленца при разрешении кризиса середины карьеры:

1.Ощутимое сужение выбора карьерных возможностей.

2.Неопределенность и двусмысленность по поводу будущей карьерной роли.

3.Индивидуализация и альтернативность опыта перемен середины карьеры.

4.Переход от влияния социализации к влиянию изменения организационной роли, личностных изменений или ощущения отсутствия перемен.

5.Повышенное осознание долгосрочных изменений карьерной эффективности: карьерной адаптивности, идентификации с карьерой.

6.Возросшее ощущение ответственности за свою карьеру.

7.Возросшее значение отчуждения от старых ролей.

8.Нарушение цикла психологического успеха; необходимость нарушить при­вычный уклад поведения и погрузиться в поиски и исследования.

9.Смещение баланса: от ролей организационных к ролям личностным.

10.Возросшая взаимосвязь переходных карьерных процессов и перемен в жизни.

 

Оптимальным вариантом разрешения противоречий кризиса середины карье­ры Д. Холл (1 995) считает изменение характера самой карьеры. Карьера на этом этапе превращается из организационной в протеанскую, поливариативную. Воз­никает необходимость разрушить карьерную рутину, сохраняя опору на два личностных метаумения: развитие идентичности через ее комплексный рост, реф­лексию и самообразование и дальнейшее развитие карьерной адаптивности. Особый акцент здесь — на непрерывное образование, а не просто повышающие квалификацию отдельные курсы и тренинги. Карьере как понятию дается новое содержание как последовательности стадий непрерывного образования в течение всей жизни.

Не менее значим и карьерный кризис на ранних этапах профессионализации.

Как правило, основной вид деятельности в период становления молодого специа­листа — его учеба в высшем учебном заведении. Соответственно, и кризис связан с прохождением именно этого этапа, поскольку значительную часть своего време­ни молодой человек проводит в учебной деятельности, проживая основное количе­ство событий и изменений, влияющих на остальные важные жизненные сферы жизни и развитие в целом.

Молодость — этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений, касающихся выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ориентации в соотношении со своим новым взрослым статусом и но­выми жизненными планами.

Главная задача личностного развития на этом этапе — поиск своего места, за­крепление в мире взрослых. Необходимость ее реализации переживается моло­дыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно принимающие этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей карьерой и жизнью в целом.

Кризисным моментом этого периода, по мнению широко известного психолога К. Г. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, не всегда соответствующими его собственным представлениям. Если у него есть иллю­зии, контрастирующие с действительностью, сразу возникают проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры, искренности и оптимизма. Но нередко мо­лодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия.

Преодоление подобного застревания на «детской позиции» происходит лишь тогда, когда молодой человек в силу тех или иных обстоятельств вынужден сменить позицию в отношении внешнего мира с «я хочу» на «я могу».

Несколько другие акценты в рассмотрении кризисных моментов развития мо­лодого человека расставляет другой зарубежный исследователь — Б. Ливехуд (1997). Поскольку, в отличие от подростка, молодой человек уже не только вклю­чает в свое сознание взрослую жизнь, но реально в ней участвует, для него осо­бенно остро встают вопросы выбора своего уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» — все это важнейшие вопросы, которые решаются в молодости. В юно­сти необходимо научиться принимать себя, нести ответственность за свой выбор и решения. Если же человек не ставил перед собой главных вопросов в юности и не нашел на них ответов, он подвергается опасности навечно остаться в подростковом возрасте, и его самооценка будет основываться исключительно на мнении окру­жающих или на противостоянии всему миру.

Период взросления также рассматривается в теории ролей. В русле данной тео­рии развитие понимается как формирование определенного ролевого репертуара. Роль — внутренне связанная последовательность разных форм поведения, настроен­ная на соответствующую последовательность действий других людей. Роли во многом определяются существующим социокультурным окружением. С точки зрения теории ролей в период взросления человека происходят два важных изменения. Во-первых, кардинально меняются отдельные роли. К их внутренней дифференцировке приводит необходимость решать задачи, специфические для взросления, и соответствовать ожиданиям общества. Во-вторых, появляется необходимость осваивать новые роли.

Внутреннее дифференцирование привычных ролей и освоение новых может вступать в противоречие, и тогда молодой человек ощущает отсутствие преемст­венности между прошлыми и новыми ролями, что отражается на его представлении о себе самом. Связанная с этим неуверенность заставляет его задавать себе клас­сические вопросы взросления: «Кто я? Каков я? Кем меня считают?» Неопределен­ность ролей и статуса усиливается еще и потому, что в обществе отсутствуют четко выраженные ожидания в отношении молодых людей, за исключением ожидания от них быстрой адаптации к взрослому миру и его законам.

Таким образом, основываясь на всех представленных подходах к исследованию кризисов, можно выделить сущностные характеристики кризиса в карьере моло­дого специалиста. Этот кризис понимается в данном контексте как внезапное осознание несоответствия своих приоритетов и целей и видения своего будущего в данной профессии, либо понимание существенного разрыва между собственны­ми возможностями и карьерными амбициями, а также между старыми целями и целями, актуальными в освоении социального пространства и развитии личности.

В 2004-2006 годах во Владивостокском государственном университете эко­номики и сервиса мною совместно с С. В. Клиниковым, менеджером по развитию Центра «Абитуриент» ВГУЭС было проведено акмеологическое исследование. Одна из его целей — в выявлении особенности восприятия и протекания кризисов в период обучения студентов в вузе и подготовки их к выходу на рынок труда в качестве самостоятельных специалистов. По итогам исследования нами были оп­ределены и подробно зафиксированы основные кризисные этапы (табл. 23).

Важно отметить, что в исследовании учитывались мнения группы студентов, от­личающихся достаточно высокой способностью к самоанализу и уровнем культуры. Студенты, не подходящие под эти характеристики, как правило, заявляют об отсут­ствии кризиса в их жизни, и у них раньше, чем у остальных, начинается торможение развития и процесс инволюции (по данным отечественного исследователя Н. Ореш- киной, 2001).

Следующим этапом акмеологического исследования стал опрос 40 молодых работающих специалистов (окончивших ВУЗ не более 3 лет назад). Цель этого опроса — выявить особенности влияния прохождения кризисов молодого специа­листа в период обучения в университете на его профессиональную и личностную успешность. Исследование проводилось с помощью метода биографического анализа и структурированного интервью (вопросы интервью были направлены на раскрытие профессиональных достижений, их последовательности, сроков, тре­буемых компетенций, затраченных усилий), а также с применением экспертной оценки достижений респондентов (к процедуре оценки фактов достижений и их профессионального уровня в качестве экспертов привлекались вышестоящее ру­ководство и коллеги).

 

 


 

 

В итоге получены следующие данные: 70% респондентов (28 человек) имели постоянные высокие результаты в деятельности, что подтверждено экспертами. А именно эти специалисты:

-достигали поставленных перед ними профессиональных задач;

-проявляли творческую инициативу и брали за нее ответственность на себя;

-постепенно расширяли поле своей профессиональной деятельности;

-показывали результаты выше средних по сравнению с коллегами в тех же условиях;

-привносили инновации в сферу своей профессиональной деятельности;

-оптимизировали свою деятельность, повышая ее эффективность в несколько раз;

-имели опыт участия в значительных проектах организации и их успешного завершения.

Согласно концепции признанного зарубежного авторитета в вопросах развития карьеры Э. Шейна, дополненной его коллегой Р. Ноу, ведущими факторами на­правленности карьеры являются «карьерные якоря», среди которых шесть основных: менеджмент, профессионализм, творчество, безопасность, стабильность, техноло­гичность. Все эти специалисты (70%), как показало исследование, в качестве «карьерного якоря» предпочли выбрать технологичность. Все они прекрасно рабо­тают с алгоритмами, могут технологизировать как рабочие процессы, так и собст­венную деятельность, восприимчивы к нововведениям и отлично адаптируются.

Более половины опрошенных — 60% (24 человека) — заявили о том, что при прохождении кризисов регулярно ставили проблемные вопросы перед собой и последовательно их решали (по принципам, практически совпадающим с указан­ными выше рекомендациями в соответствующем столбце в таблице 23).

Следовательно, можно вывести определенный алгоритм успешного прохожде­ния молодыми специалистами рассматриваемых кризисов:

1.Осознание целей: карьерных, профессиональных, жизненных в целом и их взаимоувязка.

2.Понимание своих личностных особенностей, сильных и слабых сторон и «работа над собой» с точки зрения освоения и развития необходимых про­фессиональных компетенций.

3.Максимально полное использование возможностей по «наращиванию» собственного профессионального и личностного потенциала уже во время обучения в вузе. Например, освоение дополнительной специализации, смеж­ной с основным направлением обучения; участие в тренингах, специализи­рованных курсах и мастер-классах; выбор практически ориентированных тем курсовых и дипломных работ; активное сотрудничество с опытным пре- подавателем-коучем, помогающим развивать карьеру и включающим сту­дента-выпускника в собственные проекты и т. д.

4.Активное участие во всех мероприятиях, акциях, проводимых как на вузовском уровне, так и в общегородском масштабе (Дни карьеры, ярмарки вакансий, презентации компаний, конкурсы «Карьерист года» и т. д.).

5.Формирование готовности начинать профессиональную карьеру с низовых ступеней в компаниях, пройти весь путь профессионального и должностного роста в организации (именно излишние амбиции выпускников, их нереали­стично завышенные ожидания и желание сразу занять топ-позиции в фирме являются, по мнению работодателей, главным препятствием в развитии карь­еры молодых специалистов).

Приведенные результаты, а также данные из других работ позволяют сделать выводы о существовании определенной зависимости между способом прохождения кризисов и профессиональной и личностной успешностью молодых специалистов, мерой реализации их потенциала. В данном случае речь идет о том, что особен­ности прохождения кризиса влияют на профессиональную успешность молодых специалистов, на степень раскрытия ими собственного делового и личностного потенциала. Те из них, кто отличаются постоянными, устойчивыми, высокими ре­зультатами в деятельности (при адекватной самооценке и высокой экспертной оценке), имеют общий алгоритм прохождения кризисов, раскрытый выше в реко­мендациях (см. последнюю колонку таблицы 23).

Таким образом, приведенный алгоритм успешного прохождения кризисов в карьере направлен на поиск и нахождение карьерных ресурсов человека. Он дает своего рода психологический инструмент по развитию карьеры и максимально полному раскрытию делового и личностного потенциала специалиста на ранних

этапах его становления.

Предлагаемый алгоритм относится к способам самостоятельного разрешения (преодоления или профилактики, что еще актуальнее) карьерных кризисов. Поми­мо этого можно предложить способы, связанные с активной помощью специали­стов — управленческих психологов, карьерных консультантов, тьюторов, коучей (тренеров).

Основной формой психологического сопровождения при возникновении кри­зиса молодого специалиста является психологическое консультирование. Именно в этом виде психологической помощи сконцентрирован весь накопленный на сего­дняшний день спектр обоснованной информации, методов и универсальных техник для эффективной работы с проблемами и кризисами. В случае карьерного кризиса консультация направлена на оказание помощи в разрешении проблемной карь­ерной ситуации, то есть положения, когда человек сталкивается с необходимостью использования новых средств, способов поведения и перемен в деятельности для овладения этой ситуацией и реализации целей карьеры.

Во время консультирования специалист помогает клиенту рационализировать требования жизненной (деловой, профессиональной) ситуации, более четко осоз­нать возможные альтернативы и их последствия. Помощь клиенту становится ре­альной, если тот сам соответственно мотивирован, убежден в возможности прак­тического решения возникших трудностей и не находится в плену дистрессовых переживаний, а консультант умеет адекватно определить психологическое значе­ние ситуации для клиента.

Основной метод психологического консультирования — беседа. Как уже было определено ранее, кризис — это, главным образом, противоречие объективной реальности и предыдущего опыта. Чтобы приступить к работе с кризисом, важно нацелить человека на работу с самим собой, подойти к обсуждению его собствен­ных трудностей. Иными словами — помочь человеку признать наличие у него са­мого проблем. В этом случае достаточно эффективен метод сказкотерапии (ав­тор — Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).

Нередко молодой человек, особенно в начале своей профессиональной карь­еры, страдает оттого, что, как ему кажется, он ничему не научился «серьезно», а времени на эффективный «карьерный старт» у него уже не осталось. Тем более, в гонке за карьерным и жизненным успехом он не одинок, его «подпирают» такие же молодые, но более «резвые» конкуренты. Обострению негативных переживаний способствует и стремительное возрастание в нашей стране в последнее время ценностей внешнего благополучия и успеха и, возможно, — неадекватно завышен­ные требования к себе. Поэтому важно помочь молодому человеку провести «ин­вентаризацию достижений», осознать то важное и ценное, что он уже осуществил. Например, блестяще защитил дипломный проект по востребованной и практически значимой теме, освоил в период основного обучения в вузе дополнительные про­фильные программы. Также целесообразно наметить перспективы дальнейшего развития имеющегося делового и личностного потенциала.

На этом этапе консультирования можно использовать упражнение «Похвальное слово самому себе» (автор — Дж. Рейнуотер) или его модификацию «Доска поче­та». Суть этого упражнения сводится к припоминанию каждого достижения, каждой заслуги, каждого совершенного дела, которыми молодой человек может гордиться. После того как список достижений сформирован, дальнейший коучинг может стро­иться на основе этого списка и творчестве консультанта.

Типичные проявления кризиса — депрессивные переживания: отсутствие радости от жизни в настоящем, страх перед будущим. Поэтому очень важно помочь чело­веку увидеть те существующие источники радости, которые он не замечает; показать, что счастье — это состояние души и оно не определяется немедленным удовлетво­рением всех желаний или уровнем материального благосостояния; помочь в реф­лексии всех накопленных и возможных ресурсов с целью их оптимального исполь­зования в дальнейшем.

Если работа по подведению итогов и нахождению источников радости, счастья в настоящем проведена достаточно тщательно, можно перейти к поиску новых возможностей, новых путей, предоставляемых кризисом. Здесь требуется большая тонкость консультанта в понимании индивидуальных особенностей клиента, поэто­му трудно давать универсальные рекомендации.

Консультации клиентов по эффективному преодолению кризисов карьеры можно построить в рамках обучения технологии самопланирования карьеры и реализа­ции карьерного потенциала личности (карьерный самоменеджмент, автор — Е. А. Могилёвкин, 2003). Данная технология основана на следующем принципи­альном положении: обеспечивая собственное карьерное продвижение, специалист выступает не только как объект карьеры (сама организация, безусловно, задает векторы карьерного роста и профессионального развития своих сотрудников), но и ее субъект. Клиенту предлагается технология выстраивания индивидуальной тра­ектории жизненного успеха в профессиональной и организационной сферах, в основе которой — определение всего спектра личностных ресурсов для достиже­ния целей и планов карьеры. Определение спектра ресурсов и основная часть работы в данной технологии обеспечивается тремя крупными блоками вопросов и заданием для самостоятельной работы, что все вместе позволяет проанализировать основные аспекты жизненного пути человека и определить «местонахождение» в профессиональной сфере с точки зрения эффективности развития и управления собственной карьерой. Эти позиции перекликаются с предыдущими, вышеописан­ными этапами консультирования, поэтому могут использоваться как самостоятель­но, так и в контексте указанной структуры.

В ходе психологического консультирования молодых людей, переживающих кризисы в карьере, можно также использовать следующие упражнения и методы (причем как самостоятельно, так и интегрированно с другими технологиями):

1.Парные сравнения — упражнение, направленное на прояснение личных приоритетов через их парное сопоставление и выявление наиболее важного. Мо­жет использоваться как базовое или первостепенное в комплексе упражнений. Помогает осознать генеральные приоритеты и цели в иерархических отношениях. Это упражнение может стать отправным шагом при консультировании по кризису, поскольку оно универсально и может быть «развернуто» на достижение карьерных целей и приоритетов, а также других важных жизненных интересов.

2.Для психологической поддержки клиента в кризисе можно использовать сеть поддержки (SEN), предложенную К. Гроф и С. Гроф. Авторы придерживаются сле­дующей точки зрения: существует множество форм кризиса, характеризующихся разной степенью интенсивности, а мера требуемой помощи зависит от ситуации. В некоторых случаях она может ограничиваться специфической поддержкой человека, переживающего кризис, а в другой раз не исключено участие родных, друзей или групп поддержки. Однако если процесс протекает особенно остро, может оказать­ся необходимой и круглосуточная профессиональная терапевтическая помощь.

3.Основные идеи сети поддержки таковы. Огромную помощь человеку в кризисе оказывает пребывание в окружении людей, имеющих, по крайней мере, общее представление о динамике духовного раскрытия личности. Исход и протекание кризиса существенно зависят оттого, будут ли отношения и взаимодействия в узком кругу родственников и друзей заботливыми и поддерживающими либо наполнен­ными страхом, осуждением и попытками оказывать давление.

4.В идеале семья, близкие и друзья с самого начала включаются в сеть поддерж­ки и снабжаются как можно большей информацией о характере ситуации. Кого именно, как и в какой момент следует подключать, зависит от индивидуальных обстоятельств. К числу наиболее важных критериев, которыми следует руководство­ваться при принятии решения о включении в сеть, принадлежат характер взаимо­отношений с человеком, переживающим кризис, общая совместимость личностных черт потенциальных помощников и их отношение к процессу. В контексте такой работы сеть может использоваться как вспомогательная, фоновая методика, обес­печивающая качество процесса..

Подход к людям, переживающим кризис, должен быть гибким и творческим. Специалисту-психологу необходимо основываться на оценке индивидуальной природы кризиса и использовать все доступные ресурсы. Важнее всего давать людям,-находящимся в кризисе, достаточную информацию о характере процесса, через который они проходят. Необходимо, чтобы они перестали считать его болез­ненным и смогли увидеть целительную природу своего кризиса. В этом смысле неоценимую помощь может оказать хорошая литература и возможность общения с людьми, понимающими суть происходящего, особенно с теми, кто успешно пре­одолел аналогичный кризис.

В качестве конкретного примера, иллюстрирующего возможности и роль об­ратной связи от тех профессионалов, кто преодолел карьерные кризисы и добился значительных результатов в профессиональной деятельности, приведу результаты опроса, проведенного С. В. Клиниковым (2005) среди 30 успешных руководителей предприятий и организаций различной формы собственности в г. Владивостоке. Результаты проведенного эмпирического исследования были обобщенны следующим образом:

-Более половины респондентов (60%) заявили о тем, что в их судьбе были жизненные кризисы.

-80% из них оценили силу кризиса в 6 баллов по 7-балльной шкале, пояснив свою оценку субъективным ощущением «опустошенности, оторванности от реальности, чувством потери основной цели жизни и общим хаосом».

-Половина респондентов заявила о прямой связи возникновения кризиса с профессиональной деятельностью и продвижением по карьерной лестнице.

-Основными причинами возникновения кризиса опрошенные считают:

---несвоевременное завершение накопившихся дел и в связи с таким на­коплением — невозможность их качественного выполнения;

---накопление напряжения — невозможность психологической разрядки из-за давления уровня ответственности;

---«некоторая затяжная расслабленность», своего рода головокружение от успехов и чувство эйфории после достижения значимой цели и в связи с этим — «выключение» из реального, изменяющегося мира.

-Основными интересами в предкризисный период респонденты, связывающие возникновение кризиса с карьерой, называют полностью определяющиеся профессиональной сферой деятельности (сами опрошенные считают это «профессиональной зацикленностью»).

-Большинство опрошенных заявляют о том, что в период до кризиса у них практически отсутствовали интересы и увлечения, приносящие им эмоцио­нальное удовлетворение и при этом не связанные с основными зонами их профессионального внимания. В период до кризиса они длительное время не меняли род занятий.

-Контент-анализ (анализ наиболее часто встречающихся в речи респондентов прилагательных, характеризующих предкризисный период) показал, что участники опроса характеризовали многие жизненные процессы этого вре­мени как «тянущие за собой массу негативных последствий» («как испачкан­ная скатерть после праздничного стола») и несущие ощущение иррациональ­ности происходившего.

-Анализируя предкризисный период с точки зрения возможных шагов по его предотвращению и профилактике, респонденты заявляли о принципиальном существовании такой возможности. Они рассматривали в качестве вероятных вариантов такие действия, как постоянное пошаговое решение актуальных проблем, их прогнозирование, концентрация внимания на сохранении фи­зических и психических сил для адекватного реагирования на подобные ситуации

-Молодым специалистам, еще не прошедшим аналогичный кризис, участники опроса рекомендовали следующее:

---сохранять баланс распределения сил,

---выстроить приоритеты по несмежным областям деятельности (знаменитый принцип «не класть все яйца в одну корзину»),

---создать запасную деятельностную площадку с целью переключений, которая бы гармонично вписывалась в структуру, созданную для «защиты от раз­рушения».

 

Отдельно интервью были также проведены с 24 респондентами, заявившими об отсутствии в их жизни кризиса. Опрос этой категории респондентов имел некоторые коррективы, но сохранял общий контекст. Эта группа опрошенных предполагает, что в их жизни отсутствовал кризис по той причине, что они просто не позволили ему проявиться, постоянно отслеживая изменения, происходящие как внутри них самих, так и в окружающем мире. Они постоянно развивались, решали проблемы по мере их поступления. Если они чувствовали, что им не хватает информации для принятия правильного решения, они проходили «курс развития». У них были сфор­мированы «площадки» других интересов, и положительные эмоции они черпали не только из профессиональной деятельности, но еще и из этих, дополнительных ис­точников (творчество, общение, путешествия и т. д.) Встречаясь с трудностями, они не впадали в отчаянье именно благодаря наличию таких ресурсных источников.

Таким образом, к общим рекомендациям по применению эффективных страте­гий преодоления карьерных кризисов можно отнести следующие:

-Применять системный подход в отношении к жизненным процессам, учитывая разные их составляющие.

-Обращать внимание на «обратную связь» от окружающего и собственного внутреннего мира.

-Стремиться к максимальному осознанию происходящих процессов и своей роли в них.

-Обращать внимание на ресурсные области своей деятельности и включать их в повседневную жизнь, снимая тем самым «фоновое» напряжение.

-Использовать все возможные личностные психологические ресурсы для наи­более мягкого прохождения сложных этапов жизни.

-Обращаться за поддержкой как к специалистам (психологу, карьерному тьютору и коучу), так и к близким.

-Формировать активную жизненную позицию по отношению к своему разви­тию (формулировать свою миссию, философию, цели, изменяя их при необ­ходимости).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.059 с.)