Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Остановимся на двух кризисных этапах — середины и начала карьеры.
Проблематика кризиса середины жизни признается исследователями чрезвычайно важной. Он обычно совпадает по времени с этапом кризиса середины карьеры. Существует несколько теоретических моделей кризиса середины жизни в рамках различных дисциплин: соционики — С. Майерс и И. Бриггс, психологии развития Д. Левинсона и теории Д. Холла, разработанной им на базе многочисленных исследований развития карьеры менеджеров самого разного уровня. Этапы середины карьеры мало исследованы, также как и недостаточно изучен период средней взрослости, называемый зарубежными исследователями «черным ящиком человеческого развития». В отечественной практике карьерный и психологические аспекты кризиса середины карьеры изучались Д. Б. Волосевичем (1 998) в рамках научной школы профессора Р. Л. Кричевского (1998). Д. Б. Волосевич приводит следующие данные по кризису середины карьеры, ссылаясь на исследования Д. Холла (1 995). Например, выделяет целый ряд проблем, встающих на пути управленца при разрешении кризиса середины карьеры: 1.Ощутимое сужение выбора карьерных возможностей. 2.Неопределенность и двусмысленность по поводу будущей карьерной роли. 3.Индивидуализация и альтернативность опыта перемен середины карьеры. 4.Переход от влияния социализации к влиянию изменения организационной роли, личностных изменений или ощущения отсутствия перемен. 5.Повышенное осознание долгосрочных изменений карьерной эффективности: карьерной адаптивности, идентификации с карьерой. 6.Возросшее ощущение ответственности за свою карьеру. 7.Возросшее значение отчуждения от старых ролей. 8.Нарушение цикла психологического успеха; необходимость нарушить привычный уклад поведения и погрузиться в поиски и исследования. 9.Смещение баланса: от ролей организационных к ролям личностным. 10.Возросшая взаимосвязь переходных карьерных процессов и перемен в жизни.
Оптимальным вариантом разрешения противоречий кризиса середины карьеры Д. Холл (1 995) считает изменение характера самой карьеры. Карьера на этом этапе превращается из организационной в протеанскую, поливариативную. Возникает необходимость разрушить карьерную рутину, сохраняя опору на два личностных метаумения: развитие идентичности через ее комплексный рост, рефлексию и самообразование и дальнейшее развитие карьерной адаптивности. Особый акцент здесь — на непрерывное образование, а не просто повышающие квалификацию отдельные курсы и тренинги. Карьере как понятию дается новое содержание как последовательности стадий непрерывного образования в течение всей жизни.
Не менее значим и карьерный кризис на ранних этапах профессионализации. Как правило, основной вид деятельности в период становления молодого специалиста — его учеба в высшем учебном заведении. Соответственно, и кризис связан с прохождением именно этого этапа, поскольку значительную часть своего времени молодой человек проводит в учебной деятельности, проживая основное количество событий и изменений, влияющих на остальные важные жизненные сферы жизни и развитие в целом. Молодость — этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений, касающихся выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ориентации в соотношении со своим новым взрослым статусом и новыми жизненными планами. Главная задача личностного развития на этом этапе — поиск своего места, закрепление в мире взрослых. Необходимость ее реализации переживается молодыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно принимающие этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей карьерой и жизнью в целом. Кризисным моментом этого периода, по мнению широко известного психолога К. Г. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, не всегда соответствующими его собственным представлениям. Если у него есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, сразу возникают проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры, искренности и оптимизма. Но нередко молодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия.
Преодоление подобного застревания на «детской позиции» происходит лишь тогда, когда молодой человек в силу тех или иных обстоятельств вынужден сменить позицию в отношении внешнего мира с «я хочу» на «я могу». Несколько другие акценты в рассмотрении кризисных моментов развития молодого человека расставляет другой зарубежный исследователь — Б. Ливехуд (1997). Поскольку, в отличие от подростка, молодой человек уже не только включает в свое сознание взрослую жизнь, но реально в ней участвует, для него особенно остро встают вопросы выбора своего уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» — все это важнейшие вопросы, которые решаются в молодости. В юности необходимо научиться принимать себя, нести ответственность за свой выбор и решения. Если же человек не ставил перед собой главных вопросов в юности и не нашел на них ответов, он подвергается опасности навечно остаться в подростковом возрасте, и его самооценка будет основываться исключительно на мнении окружающих или на противостоянии всему миру. Период взросления также рассматривается в теории ролей. В русле данной теории развитие понимается как формирование определенного ролевого репертуара. Роль — внутренне связанная последовательность разных форм поведения, настроенная на соответствующую последовательность действий других людей. Роли во многом определяются существующим социокультурным окружением. С точки зрения теории ролей в период взросления человека происходят два важных изменения. Во-первых, кардинально меняются отдельные роли. К их внутренней дифференцировке приводит необходимость решать задачи, специфические для взросления, и соответствовать ожиданиям общества. Во-вторых, появляется необходимость осваивать новые роли. Внутреннее дифференцирование привычных ролей и освоение новых может вступать в противоречие, и тогда молодой человек ощущает отсутствие преемственности между прошлыми и новыми ролями, что отражается на его представлении о себе самом. Связанная с этим неуверенность заставляет его задавать себе классические вопросы взросления: «Кто я? Каков я? Кем меня считают?» Неопределенность ролей и статуса усиливается еще и потому, что в обществе отсутствуют четко выраженные ожидания в отношении молодых людей, за исключением ожидания от них быстрой адаптации к взрослому миру и его законам. Таким образом, основываясь на всех представленных подходах к исследованию кризисов, можно выделить сущностные характеристики кризиса в карьере молодого специалиста. Этот кризис понимается в данном контексте как внезапное осознание несоответствия своих приоритетов и целей и видения своего будущего в данной профессии, либо понимание существенного разрыва между собственными возможностями и карьерными амбициями, а также между старыми целями и целями, актуальными в освоении социального пространства и развитии личности.
В 2004-2006 годах во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса мною совместно с С. В. Клиниковым, менеджером по развитию Центра «Абитуриент» ВГУЭС было проведено акмеологическое исследование. Одна из его целей — в выявлении особенности восприятия и протекания кризисов в период обучения студентов в вузе и подготовки их к выходу на рынок труда в качестве самостоятельных специалистов. По итогам исследования нами были определены и подробно зафиксированы основные кризисные этапы (табл. 23). Важно отметить, что в исследовании учитывались мнения группы студентов, отличающихся достаточно высокой способностью к самоанализу и уровнем культуры. Студенты, не подходящие под эти характеристики, как правило, заявляют об отсутствии кризиса в их жизни, и у них раньше, чем у остальных, начинается торможение развития и процесс инволюции (по данным отечественного исследователя Н. Ореш- киной, 2001). Следующим этапом акмеологического исследования стал опрос 40 молодых работающих специалистов (окончивших ВУЗ не более 3 лет назад). Цель этого опроса — выявить особенности влияния прохождения кризисов молодого специалиста в период обучения в университете на его профессиональную и личностную успешность. Исследование проводилось с помощью метода биографического анализа и структурированного интервью (вопросы интервью были направлены на раскрытие профессиональных достижений, их последовательности, сроков, требуемых компетенций, затраченных усилий), а также с применением экспертной оценки достижений респондентов (к процедуре оценки фактов достижений и их профессионального уровня в качестве экспертов привлекались вышестоящее руководство и коллеги).
В итоге получены следующие данные: 70% респондентов (28 человек) имели постоянные высокие результаты в деятельности, что подтверждено экспертами. А именно эти специалисты: -достигали поставленных перед ними профессиональных задач; -проявляли творческую инициативу и брали за нее ответственность на себя; -постепенно расширяли поле своей профессиональной деятельности; -показывали результаты выше средних по сравнению с коллегами в тех же условиях; -привносили инновации в сферу своей профессиональной деятельности; -оптимизировали свою деятельность, повышая ее эффективность в несколько раз; -имели опыт участия в значительных проектах организации и их успешного завершения.
Согласно концепции признанного зарубежного авторитета в вопросах развития карьеры Э. Шейна, дополненной его коллегой Р. Ноу, ведущими факторами направленности карьеры являются «карьерные якоря», среди которых шесть основных: менеджмент, профессионализм, творчество, безопасность, стабильность, технологичность. Все эти специалисты (70%), как показало исследование, в качестве «карьерного якоря» предпочли выбрать технологичность. Все они прекрасно работают с алгоритмами, могут технологизировать как рабочие процессы, так и собственную деятельность, восприимчивы к нововведениям и отлично адаптируются. Более половины опрошенных — 60% (24 человека) — заявили о том, что при прохождении кризисов регулярно ставили проблемные вопросы перед собой и последовательно их решали (по принципам, практически совпадающим с указанными выше рекомендациями в соответствующем столбце в таблице 23). Следовательно, можно вывести определенный алгоритм успешного прохождения молодыми специалистами рассматриваемых кризисов: 1.Осознание целей: карьерных, профессиональных, жизненных в целом и их взаимоувязка. 2.Понимание своих личностных особенностей, сильных и слабых сторон и «работа над собой» с точки зрения освоения и развития необходимых профессиональных компетенций. 3.Максимально полное использование возможностей по «наращиванию» собственного профессионального и личностного потенциала уже во время обучения в вузе. Например, освоение дополнительной специализации, смежной с основным направлением обучения; участие в тренингах, специализированных курсах и мастер-классах; выбор практически ориентированных тем курсовых и дипломных работ; активное сотрудничество с опытным пре- подавателем-коучем, помогающим развивать карьеру и включающим студента-выпускника в собственные проекты и т. д. 4.Активное участие во всех мероприятиях, акциях, проводимых как на вузовском уровне, так и в общегородском масштабе (Дни карьеры, ярмарки вакансий, презентации компаний, конкурсы «Карьерист года» и т. д.). 5.Формирование готовности начинать профессиональную карьеру с низовых ступеней в компаниях, пройти весь путь профессионального и должностного роста в организации (именно излишние амбиции выпускников, их нереалистично завышенные ожидания и желание сразу занять топ-позиции в фирме являются, по мнению работодателей, главным препятствием в развитии карьеры молодых специалистов). Приведенные результаты, а также данные из других работ позволяют сделать выводы о существовании определенной зависимости между способом прохождения кризисов и профессиональной и личностной успешностью молодых специалистов, мерой реализации их потенциала. В данном случае речь идет о том, что особенности прохождения кризиса влияют на профессиональную успешность молодых специалистов, на степень раскрытия ими собственного делового и личностного потенциала. Те из них, кто отличаются постоянными, устойчивыми, высокими результатами в деятельности (при адекватной самооценке и высокой экспертной оценке), имеют общий алгоритм прохождения кризисов, раскрытый выше в рекомендациях (см. последнюю колонку таблицы 23).
Таким образом, приведенный алгоритм успешного прохождения кризисов в карьере направлен на поиск и нахождение карьерных ресурсов человека. Он дает своего рода психологический инструмент по развитию карьеры и максимально полному раскрытию делового и личностного потенциала специалиста на ранних этапах его становления. Предлагаемый алгоритм относится к способам самостоятельного разрешения (преодоления или профилактики, что еще актуальнее) карьерных кризисов. Помимо этого можно предложить способы, связанные с активной помощью специалистов — управленческих психологов, карьерных консультантов, тьюторов, коучей (тренеров). Основной формой психологического сопровождения при возникновении кризиса молодого специалиста является психологическое консультирование. Именно в этом виде психологической помощи сконцентрирован весь накопленный на сегодняшний день спектр обоснованной информации, методов и универсальных техник для эффективной работы с проблемами и кризисами. В случае карьерного кризиса консультация направлена на оказание помощи в разрешении проблемной карьерной ситуации, то есть положения, когда человек сталкивается с необходимостью использования новых средств, способов поведения и перемен в деятельности для овладения этой ситуацией и реализации целей карьеры. Во время консультирования специалист помогает клиенту рационализировать требования жизненной (деловой, профессиональной) ситуации, более четко осознать возможные альтернативы и их последствия. Помощь клиенту становится реальной, если тот сам соответственно мотивирован, убежден в возможности практического решения возникших трудностей и не находится в плену дистрессовых переживаний, а консультант умеет адекватно определить психологическое значение ситуации для клиента. Основной метод психологического консультирования — беседа. Как уже было определено ранее, кризис — это, главным образом, противоречие объективной реальности и предыдущего опыта. Чтобы приступить к работе с кризисом, важно нацелить человека на работу с самим собой, подойти к обсуждению его собственных трудностей. Иными словами — помочь человеку признать наличие у него самого проблем. В этом случае достаточно эффективен метод сказкотерапии (автор — Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева). Нередко молодой человек, особенно в начале своей профессиональной карьеры, страдает оттого, что, как ему кажется, он ничему не научился «серьезно», а времени на эффективный «карьерный старт» у него уже не осталось. Тем более, в гонке за карьерным и жизненным успехом он не одинок, его «подпирают» такие же молодые, но более «резвые» конкуренты. Обострению негативных переживаний способствует и стремительное возрастание в нашей стране в последнее время ценностей внешнего благополучия и успеха и, возможно, — неадекватно завышенные требования к себе. Поэтому важно помочь молодому человеку провести «инвентаризацию достижений», осознать то важное и ценное, что он уже осуществил. Например, блестяще защитил дипломный проект по востребованной и практически значимой теме, освоил в период основного обучения в вузе дополнительные профильные программы. Также целесообразно наметить перспективы дальнейшего развития имеющегося делового и личностного потенциала. На этом этапе консультирования можно использовать упражнение «Похвальное слово самому себе» (автор — Дж. Рейнуотер) или его модификацию «Доска почета». Суть этого упражнения сводится к припоминанию каждого достижения, каждой заслуги, каждого совершенного дела, которыми молодой человек может гордиться. После того как список достижений сформирован, дальнейший коучинг может строиться на основе этого списка и творчестве консультанта. Типичные проявления кризиса — депрессивные переживания: отсутствие радости от жизни в настоящем, страх перед будущим. Поэтому очень важно помочь человеку увидеть те существующие источники радости, которые он не замечает; показать, что счастье — это состояние души и оно не определяется немедленным удовлетворением всех желаний или уровнем материального благосостояния; помочь в рефлексии всех накопленных и возможных ресурсов с целью их оптимального использования в дальнейшем. Если работа по подведению итогов и нахождению источников радости, счастья в настоящем проведена достаточно тщательно, можно перейти к поиску новых возможностей, новых путей, предоставляемых кризисом. Здесь требуется большая тонкость консультанта в понимании индивидуальных особенностей клиента, поэтому трудно давать универсальные рекомендации. Консультации клиентов по эффективному преодолению кризисов карьеры можно построить в рамках обучения технологии самопланирования карьеры и реализации карьерного потенциала личности (карьерный самоменеджмент, автор — Е. А. Могилёвкин, 2003). Данная технология основана на следующем принципиальном положении: обеспечивая собственное карьерное продвижение, специалист выступает не только как объект карьеры (сама организация, безусловно, задает векторы карьерного роста и профессионального развития своих сотрудников), но и ее субъект. Клиенту предлагается технология выстраивания индивидуальной траектории жизненного успеха в профессиональной и организационной сферах, в основе которой — определение всего спектра личностных ресурсов для достижения целей и планов карьеры. Определение спектра ресурсов и основная часть работы в данной технологии обеспечивается тремя крупными блоками вопросов и заданием для самостоятельной работы, что все вместе позволяет проанализировать основные аспекты жизненного пути человека и определить «местонахождение» в профессиональной сфере с точки зрения эффективности развития и управления собственной карьерой. Эти позиции перекликаются с предыдущими, вышеописанными этапами консультирования, поэтому могут использоваться как самостоятельно, так и в контексте указанной структуры. В ходе психологического консультирования молодых людей, переживающих кризисы в карьере, можно также использовать следующие упражнения и методы (причем как самостоятельно, так и интегрированно с другими технологиями): 1.Парные сравнения — упражнение, направленное на прояснение личных приоритетов через их парное сопоставление и выявление наиболее важного. Может использоваться как базовое или первостепенное в комплексе упражнений. Помогает осознать генеральные приоритеты и цели в иерархических отношениях. Это упражнение может стать отправным шагом при консультировании по кризису, поскольку оно универсально и может быть «развернуто» на достижение карьерных целей и приоритетов, а также других важных жизненных интересов. 2.Для психологической поддержки клиента в кризисе можно использовать сеть поддержки (SEN), предложенную К. Гроф и С. Гроф. Авторы придерживаются следующей точки зрения: существует множество форм кризиса, характеризующихся разной степенью интенсивности, а мера требуемой помощи зависит от ситуации. В некоторых случаях она может ограничиваться специфической поддержкой человека, переживающего кризис, а в другой раз не исключено участие родных, друзей или групп поддержки. Однако если процесс протекает особенно остро, может оказаться необходимой и круглосуточная профессиональная терапевтическая помощь. 3.Основные идеи сети поддержки таковы. Огромную помощь человеку в кризисе оказывает пребывание в окружении людей, имеющих, по крайней мере, общее представление о динамике духовного раскрытия личности. Исход и протекание кризиса существенно зависят оттого, будут ли отношения и взаимодействия в узком кругу родственников и друзей заботливыми и поддерживающими либо наполненными страхом, осуждением и попытками оказывать давление. 4.В идеале семья, близкие и друзья с самого начала включаются в сеть поддержки и снабжаются как можно большей информацией о характере ситуации. Кого именно, как и в какой момент следует подключать, зависит от индивидуальных обстоятельств. К числу наиболее важных критериев, которыми следует руководствоваться при принятии решения о включении в сеть, принадлежат характер взаимоотношений с человеком, переживающим кризис, общая совместимость личностных черт потенциальных помощников и их отношение к процессу. В контексте такой работы сеть может использоваться как вспомогательная, фоновая методика, обеспечивающая качество процесса.. Подход к людям, переживающим кризис, должен быть гибким и творческим. Специалисту-психологу необходимо основываться на оценке индивидуальной природы кризиса и использовать все доступные ресурсы. Важнее всего давать людям,-находящимся в кризисе, достаточную информацию о характере процесса, через который они проходят. Необходимо, чтобы они перестали считать его болезненным и смогли увидеть целительную природу своего кризиса. В этом смысле неоценимую помощь может оказать хорошая литература и возможность общения с людьми, понимающими суть происходящего, особенно с теми, кто успешно преодолел аналогичный кризис. В качестве конкретного примера, иллюстрирующего возможности и роль обратной связи от тех профессионалов, кто преодолел карьерные кризисы и добился значительных результатов в профессиональной деятельности, приведу результаты опроса, проведенного С. В. Клиниковым (2005) среди 30 успешных руководителей предприятий и организаций различной формы собственности в г. Владивостоке. Результаты проведенного эмпирического исследования были обобщенны следующим образом: -Более половины респондентов (60%) заявили о тем, что в их судьбе были жизненные кризисы. -80% из них оценили силу кризиса в 6 баллов по 7-балльной шкале, пояснив свою оценку субъективным ощущением «опустошенности, оторванности от реальности, чувством потери основной цели жизни и общим хаосом». -Половина респондентов заявила о прямой связи возникновения кризиса с профессиональной деятельностью и продвижением по карьерной лестнице. -Основными причинами возникновения кризиса опрошенные считают: ---несвоевременное завершение накопившихся дел и в связи с таким накоплением — невозможность их качественного выполнения; ---накопление напряжения — невозможность психологической разрядки из-за давления уровня ответственности; ---«некоторая затяжная расслабленность», своего рода головокружение от успехов и чувство эйфории после достижения значимой цели и в связи с этим — «выключение» из реального, изменяющегося мира. -Основными интересами в предкризисный период респонденты, связывающие возникновение кризиса с карьерой, называют полностью определяющиеся профессиональной сферой деятельности (сами опрошенные считают это «профессиональной зацикленностью»). -Большинство опрошенных заявляют о том, что в период до кризиса у них практически отсутствовали интересы и увлечения, приносящие им эмоциональное удовлетворение и при этом не связанные с основными зонами их профессионального внимания. В период до кризиса они длительное время не меняли род занятий. -Контент-анализ (анализ наиболее часто встречающихся в речи респондентов прилагательных, характеризующих предкризисный период) показал, что участники опроса характеризовали многие жизненные процессы этого времени как «тянущие за собой массу негативных последствий» («как испачканная скатерть после праздничного стола») и несущие ощущение иррациональности происходившего. -Анализируя предкризисный период с точки зрения возможных шагов по его предотвращению и профилактике, респонденты заявляли о принципиальном существовании такой возможности. Они рассматривали в качестве вероятных вариантов такие действия, как постоянное пошаговое решение актуальных проблем, их прогнозирование, концентрация внимания на сохранении физических и психических сил для адекватного реагирования на подобные ситуации -Молодым специалистам, еще не прошедшим аналогичный кризис, участники опроса рекомендовали следующее: ---сохранять баланс распределения сил, ---выстроить приоритеты по несмежным областям деятельности (знаменитый принцип «не класть все яйца в одну корзину»), ---создать запасную деятельностную площадку с целью переключений, которая бы гармонично вписывалась в структуру, созданную для «защиты от разрушения».
Отдельно интервью были также проведены с 24 респондентами, заявившими об отсутствии в их жизни кризиса. Опрос этой категории респондентов имел некоторые коррективы, но сохранял общий контекст. Эта группа опрошенных предполагает, что в их жизни отсутствовал кризис по той причине, что они просто не позволили ему проявиться, постоянно отслеживая изменения, происходящие как внутри них самих, так и в окружающем мире. Они постоянно развивались, решали проблемы по мере их поступления. Если они чувствовали, что им не хватает информации для принятия правильного решения, они проходили «курс развития». У них были сформированы «площадки» других интересов, и положительные эмоции они черпали не только из профессиональной деятельности, но еще и из этих, дополнительных источников (творчество, общение, путешествия и т. д.) Встречаясь с трудностями, они не впадали в отчаянье именно благодаря наличию таких ресурсных источников. Таким образом, к общим рекомендациям по применению эффективных стратегий преодоления карьерных кризисов можно отнести следующие: -Применять системный подход в отношении к жизненным процессам, учитывая разные их составляющие. -Обращать внимание на «обратную связь» от окружающего и собственного внутреннего мира. -Стремиться к максимальному осознанию происходящих процессов и своей роли в них. -Обращать внимание на ресурсные области своей деятельности и включать их в повседневную жизнь, снимая тем самым «фоновое» напряжение. -Использовать все возможные личностные психологические ресурсы для наиболее мягкого прохождения сложных этапов жизни. -Обращаться за поддержкой как к специалистам (психологу, карьерному тьютору и коучу), так и к близким. -Формировать активную жизненную позицию по отношению к своему развитию (формулировать свою миссию, философию, цели, изменяя их при необходимости).
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.059 с.) |