Расчет оценки стоимости чистых активов, тыс. руб. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет оценки стоимости чистых активов, тыс. руб.



 

Показатели Код строки бухгалтерского баланса на 31.12.2011 на 31.12.2010
1.Нематериальные активы      
2.Основные средства      
3.Доходные вложения в материальные ценности      
4. Финансовые вложения (долгосрочные)      
5.Прочие внеоборотные активы*     -   -
6. Запасы      
7. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям      
8.Дебиторская задолженность**        
9. Денежные средства      
10.Финансовые вложения (краткосрочные)      
11.Прочие оборотные активы   - -
12.Итого активы, принимаемые к расчету (сумма данных пп. 1-11)      
13.Долгосрочные обязательства по займам и кредитам   - -
14.Прочие долгосрочные Обязательства***   - -
15.Краткосрочные обязательства по займам и кредитам      
16.Кредиторская задолженность      
17.Резервы предстоящих расходов       -
18.Прочие краткосрочные обязательства****   - -
19.Итого пассивы, принимаемые к расчету (сумма данных пп. 13 – 18)      
20.Стоимость чистых активов (п.12 – п.19)        

 

*Включая величину отложенных налоговых активов.

**За исключением задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.

***Включая величину отложенных налоговых обязательств

****В данных о величине прочих долгосрочных и краткосрочных обязательств приводятся суммы созданных в установленном порядке резервов в связи с условными обязательствами и с прекращением деятельности.

Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью должны регулярно контролировать величину чистых активов. Если величина чистых активов (по окончании второго и каждого последующего финансового года) меньше уставного капитала, общество обязано уменьшить свой уставный капитал до уровня чистых активов. Это требование содержится в соответствующих нормах гражданского права.

Необходимость поддержания соответствия между величиной чистых активов и уставного капитала общества вытекает из экономико-правового содержания понятия «уставный капитал». Законодательство определяет, что величина уставного капитала акционерного общества – номинальная стоимость акций общества, приобретенных акционерами, а уставного капитала общества с ограниченной ответственностью – номинальная стоимость долей его участников. В то же время уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов[18]. Поэтому на законодательном уровне закреплено требование о том, что минимально допустимая величина чистых активов общества ограничивается величиной его уставного капитала. Иначе компания не сможет гарантировать погашение обязательств перед кредиторами в том объеме, который установлен нормами права. Причиной уменьшения чистых активов являются непокрытые убытки. Поскольку ситуация несоответствия между чистыми активами и уставным капиталом организации ограничивается тремя последовательными отчетными датами (31 декабря), то из этого следует, что не более чем за два календарных года с момента наступления этой ситуации компания обязана изыскать возможности прибыльной деятельности и погасить допущенные ранее убытки. Таким образом, можно сделать еще один важный по экономическому содержанию вывод, что на уровне законодательства существует косвенное запрещение убыточной деятельности хозяйствующих субъектов продолжительностью более двух последовательных лет.

 

 

10.3. Методы факторного анализа рентабельности активов и собственного капитала

Важный этап оценки эффективности деятельности организации – выявление влияния внешних и внутренних факторов на динамику показателей рентабельности. С этой целью используются различные методы факторного анализа, а также приемы моделирования детерминированных факторных систем.

Показатели рентабельности активов зависят от двух основных факторов:

Р/К = (Р/N) х (N /К),

где Р - прибыль (или бухгалтерская или чистая);

К – авансированный капитал (активы);

N – выручка;

Р/N - коэффициент рентабельности продаж;

N/К – коэффициент оборачиваемости активов.

Методы факторного анализа рентабельности активов можно свести к следующим моделям:

* двухфакторная мультипликативная модель: Р/ К = (Р / N) х (N / К),

· трехфакторная модель рентабельности активов по бухгалтерской (или чистой) прибыли (разработана А.Д. Шереметом) [24]:

Р/ К = Р / (F + E) = (Р / N) / [ (F / N) + (E / N)],

где F – внеоборотные активы (основной капитал);

Е – оборотные активы (оборотный капитал), т.е. Р/N – первый фактор (прибыльность продукции);

F/N – второй фактор (фондоемкость продукции по основному капиталу);

E/ N – третий фактор (оборачиваемость оборотного капитала – коэффициент закрепления оборотного капитала на 1 руб. продукции

· пятифакторная модель рентабельности активов по прибыли от продаж (разработана А. Д. Шереметом [24]):

 

Р / К = [ 1 – (S /N)] / (F/N + E/N) = [ 1 – (U/N) + (M/N) + (A/N)] / [ (F/N) + (E/N)],

где U – оплата труда с начислениями;

М – материальные затраты;

А – амортизация;

U/N – оплатоемкость продукции;

M/N – материалоемкость продукции;

A/N – амортизациеемкость продукции.

На изменение показателя рентабельности активов влияют:

* факторы первого порядка – рентабельность продаж и оборачиваемость активов;

* факторы второго порядка – факторы, влияющие на факторы первого порядка (чистая или бухгалтерская прибыль, объем продаж) и т.д.

Основные факторы изменения рентабельности активов следуют из двухфакторной мультипликативной модели, т.е. существует взаимосвязь между показателями рентабельности активов, оборачиваемости активов и рентабельности продаж. Из этой модели видны следующие пути повышения рентабельности активов6

- при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов;

- если деловая активность предприятия низкая, то она может быть компенсирована снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продаж.

Регулирование экономической деятельности сводится к воздействию на ее составляющие.

Абсолютное изменение показателей прибыли, возможно, благодаря [11]:

- увеличению объема выручки и роста цен, причем темпы роста выручки от продажи продукции должны превышать темпы роста затрат;

- снижению себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов организации;

- росту положительного сальдо прочих доходов и расходов

Относительное изменение показателей прибыли и активов возможно, если темп роста прибыли будет опережать темп роста активов.

Рентабельность активов отражает уровень:

* управления дебиторской задолженностью, что количественно измеряется средним периодом инкассации;

* управления запасами через коэффициент оборачиваемости запасов;

* управления основными средствами, что характеризует нормальную производственную мощность

Методику факторного анализа двухфакторной мультипликативной модели рассмотрим интегральным методом. Введем обозначения:

z - коэффициент рентабельности активов (Р/К);

m – коэффициент рентабельности продаж (Р/N);

n – коэффициент деловой активности (N / К).

Факторная модель имеет следующий вид: z = m * n.

Коэффициент рентабельности активов 1-го года: z o = m о * n о

Коэффициент рентабельности активов 2-го года: z1 = m1 * n 1

Далее определим влияние факторов:

а) коэффициента рентабельности продаж: ∆∆ z m = ∆ m * n о + (∆ m * ∆ n) / 2

б) коэффициента деловой активности: ∆ z n = ∆ n * m о + (∆ m * ∆ n) / 2

Анализ факторов изменения рентабельности собственного капитала организации можно провести по методике, аналогичной методике анализа рентабельности активов.

Двухфакторная мультипликативная модель рентабельности собственного капитала имеет следующий вид:

Р / Кс = (N / Кс ) х (Р / N)

 

где Р – прибыль;

Кс – собственный капитал;

Р / Кс – рентабельность собственного капитала

P / N – рентабельность продаж;

N / Кс – коэффициент отдачи собственного капитала.

Для проведения факторного анализа используем интегральный метод.

Введем обозначения:

h - рентабельность собственного капитала Р / Кс;

b – отдача собственного капитала N / Кс;

m – рентабельность продаж P /.

Факторная модель имеет следующий вид:

h = b * m

Далее определим влияние факторов:

А) коэффициента отдачи собственного капитала: ∆ h b = ∆ b * m 0 + (∆ b * ∆ m) / 2

б) коэффициента рентабельности продаж: ∆ h m = ∆ h m * b 0 + (∆ b * ∆m) / 2

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от двух факторов: отдачи собственного капитала и рентабельности продаж.

Методика предполагает возможности углубления анализа. Влияние первого основного фактора, т.е. коэффициента отдачи собственного капитала, можно детализировать по составляющим собственного капитала (уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль и т.д.) Влияние второго основного фактора, т.е. рентабельности продаж, можно детализировать по факторам изменения чистой прибыли.

 

Контрольные вопросы:

1.Как рассчитать рентабельность активов?

2.Как рассчитать рентабельность собственного капитала?

3.О чем свидетельствует рост чистых активов?

4. Как рассчитать величину чистых активов?

5.В чем смысл различных факторных моделей рентабельности активов?

6. В чем сущность методики анализа на базе двухфакторной мультипликативной модели рентабельности активов?

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.025 с.)