Глава 5. Руководитель в системе управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Руководитель в системе управления



Функции современных руководителей

Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее дея- тельность исполнителей, которые обязаны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Основная задача руководителя – это ор- ганизация выполнения работы силами подчиненных.

Работа современного руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых:

1. стратегическая – заключается в постановке целей, разработке стратегии и планировании;

2. экспертно-инновационная – в процессе ее реализации руководитель орга- низует работу над созданием и внедрением новых видов продукции и услуг.

3. административная, включающая ряд подфункций:

- контрольную – оценка результатов деятельности и проведение необходи- мой корректировки;

- организационную – распределение среди исполнителей полномочий, за- дач и ресурсов;

- координационную – организация взаимодействия работников;

- кадровую – подбор, обучение и развитие персонала;

- стимулирующую – воздействие на поведение исполнителей, их поощре- ние и наказание.

4. коммуникационная – проведение совещаний и переговоров, прием посе- тителей, распространение информации и т.д.

5. социальная – создание благоприятного морально- психологического кли- мата в коллективе, поддержание традиций и норм поведения, оказание помощи подчиненным и т.д. 46

Официальные права и обязанности руководителей регламентируются уста- вом организации, положениями о ней или о структурных подразделениях.

Неофициальные обязанности руководителей по отношению к подчинен- ным состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, заботе об их проблемах, оказании им необходимой помощи.

В зависимости от уровня в управленческой иерархии условно выделяют руководителей высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором функций и возможностей.

К высшему звену относятся руководители организации и их заместители. Они определяют миссию, цели, политику и основные стандарты деятельности фирмы, ее структуру и систему управления.

 


46 Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.


Руководители среднего звена – основных подразделений – назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут пе- ред ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность доверенного им имущества. Они устанавливают задания низовым руководите- лям, осуществляют контроль, занимаются организацией процесса производства, совершенствованием условий труда, следят за соблюдением трудовой дисцип- лины, частично решают кадровые вопросы.

Низовой уровень управления – технический – обеспечивает нормальное осуществление технологических процессов и стабильную работу персонала. Низовые руководители работают непосредственно с исполнителями. Они рас- пределяют задания, разрабатывают графики работы, организуют и координи- руют труд подчиненных, обеспечивают условия выполнения производственных заданий, контролируют соблюдение их сроков и рациональность использования оборудования.

 

Требования к качествам руководителя и их взаимосвязь с уровнем организационной иерархии

Главная задача любого руководителя заключается в управлении человече- ским поведением, так как любые производственные процессы осуществляются через взаимодействие людей в объекте управления. Руководитель должен на- править это взаимодействие в нужную организации сторону.

Требования к профессиональной компетенции руководителей можно ус- ловно разделить на три группы:

1. Знания и умения, помогающие выполнять профессиональную работу по управлению:

· умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых ха- рактерны высокая динамичность и неопределенность;

· информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, ди- намики спроса на продукцию;

· способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

· умение использовать современную информационную технологию, сред- ства коммуникации и связи;

· умение, решая оперативные вопросы, на 1 место ставить перспективные вопросы развития.

2. Способности к работе с людьми:

· обязательность в двух аспектах: 1) по отношению к подчиненным; 2) по отношению к коллегам по руководящей деятельности;

· правильный подход к обучению подчиненных (задание на грани возмож- ностей подчиненных);

· строгость и требовательность;


· высокое чувство долга и преданность делу;

· честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

· умение четко выражать свои мысли и убеждать;

· адекватность поощрения и наказания;

· строгость и требовательность;

· уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в ор- ганизационной иерархии.

3. Личные качества и способность к самоменеджменту:

· поисковая активность, т.е. нацеленность на решение возникающих про- блем.

· целеустремленность и решительность, умение показать эти качества под- чиненным. И обязательное соблюдение принципа – отдавать приказы только от своего имени.

· умение беречь время (свое и подчиненных).

· способность к риску;

· предпринимательские способности;

· высокая работоспособность;

· способность к эмпатии;

· профессиональная интуиция;

· умение владеть собой;

· организаторские способности;

· энергичность и воля.

Также одним из важнейших качеств руководителя является умение прини- мать нестандартные решения в стандартных ситуациях, что часто позволяет до- стичь желаемых результатов с минимальными усилиями и с большей эффек- тивностью.

Кроме того, руководителю необходимо быть знакомым с основными лич- ными проблемами непосредственных подчиненных и знать их человеческие ка- чества. Первое необходимо, чтобы в меру своих возможностей оказывать им помощь в решении этих проблем, а второе, чтобы более правильно строить свою кадровую политику.

Необходимо отметить, что на разных уровнях организационной иерархии к руководителям будут предъявляться разные требования. Хотя общий набор личных и профессиональных качеств может быть и одинаковым, в приоритете будут разные его составляющие. Так, для руководителей высшего эшелона са- мыми важными качествами будут: способность предвидеть и прогнозировать перспективы развития компании, и, в связи с этим, хорошо развитая интуиция (что является немаловажным моментом при решении проблем с низкой инфор- мационной обеспеченностью); для руководителей среднего звена более важны- ми будут организационные навыки и умение сплачивать подчиненных, а для низовых руководителей на первом месте будут технологические навыки и уме- ние работать с людьми.


При этом, по мнению американского гуру менеджмента Ицхака Адизеса, идеального руководителя — супер-босса, который может всё, не существует. Это невозможно потому, что такой «идеальный» человек должен сочетать не- сочетаемые, по мнению И. Адизеса, качества. Его книга «Корпоративные про- цессы: как организации растут и умирают и что с этим делать?» считается клас- сическим пособием в теории управления.47

Таких качеств, или ролей, которые нужны для достижения краткосрочной и долгосрочной результативности и эффективности, И. Адизес насчитывает че- тыре:

· производитель результатов (P, producer),

· администратор (A, administrator),

· предприниматель (E, entrepreneur),

· интегратор (I, Integrator).

По начальным буквам этих четырёх английских слов модель управленче- ских ролей образует аббревиатуру PAEI.

Эти качества противоречат друг другу, так как, например, хороший произ- водитель результатов будет нетерпим к излишнему порядку, к чему склонен администратор, а предприниматель всегда будет придумывать что-то новое, что может мешать и производителю результатов и интегратору, нацеленному на гармонизацию отношений в коллективе.

Таким образом, во главе компании должен быть не супер-босс, а группа супер-боссов, каждый из которых отлично выполняет одну из четырёх ролей и на нормальном уровне имеет представление об остальных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 2127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.008 с.)