Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Руководитель в системе управления
Функции современных руководителей Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее дея- тельность исполнителей, которые обязаны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Основная задача руководителя – это ор- ганизация выполнения работы силами подчиненных. Работа современного руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых: 1. стратегическая – заключается в постановке целей, разработке стратегии и планировании; 2. экспертно-инновационная – в процессе ее реализации руководитель орга- низует работу над созданием и внедрением новых видов продукции и услуг. 3. административная, включающая ряд подфункций: - контрольную – оценка результатов деятельности и проведение необходи- мой корректировки; - организационную – распределение среди исполнителей полномочий, за- дач и ресурсов; - координационную – организация взаимодействия работников; - кадровую – подбор, обучение и развитие персонала; - стимулирующую – воздействие на поведение исполнителей, их поощре- ние и наказание. 4. коммуникационная – проведение совещаний и переговоров, прием посе- тителей, распространение информации и т.д. 5. социальная – создание благоприятного морально- психологического кли- мата в коллективе, поддержание традиций и норм поведения, оказание помощи подчиненным и т.д. 46 Официальные права и обязанности руководителей регламентируются уста- вом организации, положениями о ней или о структурных подразделениях. Неофициальные обязанности руководителей по отношению к подчинен- ным состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, заботе об их проблемах, оказании им необходимой помощи. В зависимости от уровня в управленческой иерархии условно выделяют руководителей высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором функций и возможностей. К высшему звену относятся руководители организации и их заместители. Они определяют миссию, цели, политику и основные стандарты деятельности фирмы, ее структуру и систему управления.
46 Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. Руководители среднего звена – основных подразделений – назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут пе- ред ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность доверенного им имущества. Они устанавливают задания низовым руководите- лям, осуществляют контроль, занимаются организацией процесса производства, совершенствованием условий труда, следят за соблюдением трудовой дисцип- лины, частично решают кадровые вопросы.
Низовой уровень управления – технический – обеспечивает нормальное осуществление технологических процессов и стабильную работу персонала. Низовые руководители работают непосредственно с исполнителями. Они рас- пределяют задания, разрабатывают графики работы, организуют и координи- руют труд подчиненных, обеспечивают условия выполнения производственных заданий, контролируют соблюдение их сроков и рациональность использования оборудования.
Требования к качествам руководителя и их взаимосвязь с уровнем организационной иерархии Главная задача любого руководителя заключается в управлении человече- ским поведением, так как любые производственные процессы осуществляются через взаимодействие людей в объекте управления. Руководитель должен на- править это взаимодействие в нужную организации сторону. Требования к профессиональной компетенции руководителей можно ус- ловно разделить на три группы: 1. Знания и умения, помогающие выполнять профессиональную работу по управлению: · умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых ха- рактерны высокая динамичность и неопределенность; · информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, ди- намики спроса на продукцию; · способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления; · умение использовать современную информационную технологию, сред- ства коммуникации и связи; · умение, решая оперативные вопросы, на 1 место ставить перспективные вопросы развития. 2. Способности к работе с людьми:
· обязательность в двух аспектах: 1) по отношению к подчиненным; 2) по отношению к коллегам по руководящей деятельности; · правильный подход к обучению подчиненных (задание на грани возмож- ностей подчиненных); · строгость и требовательность; · высокое чувство долга и преданность делу; · честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; · умение четко выражать свои мысли и убеждать; · адекватность поощрения и наказания; · строгость и требовательность; · уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в ор- ганизационной иерархии. 3. Личные качества и способность к самоменеджменту: · поисковая активность, т.е. нацеленность на решение возникающих про- блем. · целеустремленность и решительность, умение показать эти качества под- чиненным. И обязательное соблюдение принципа – отдавать приказы только от своего имени. · умение беречь время (свое и подчиненных). · способность к риску; · предпринимательские способности; · высокая работоспособность; · способность к эмпатии; · профессиональная интуиция; · умение владеть собой; · организаторские способности; · энергичность и воля. Также одним из важнейших качеств руководителя является умение прини- мать нестандартные решения в стандартных ситуациях, что часто позволяет до- стичь желаемых результатов с минимальными усилиями и с большей эффек- тивностью. Кроме того, руководителю необходимо быть знакомым с основными лич- ными проблемами непосредственных подчиненных и знать их человеческие ка- чества. Первое необходимо, чтобы в меру своих возможностей оказывать им помощь в решении этих проблем, а второе, чтобы более правильно строить свою кадровую политику. Необходимо отметить, что на разных уровнях организационной иерархии к руководителям будут предъявляться разные требования. Хотя общий набор личных и профессиональных качеств может быть и одинаковым, в приоритете будут разные его составляющие. Так, для руководителей высшего эшелона са- мыми важными качествами будут: способность предвидеть и прогнозировать перспективы развития компании, и, в связи с этим, хорошо развитая интуиция (что является немаловажным моментом при решении проблем с низкой инфор- мационной обеспеченностью); для руководителей среднего звена более важны- ми будут организационные навыки и умение сплачивать подчиненных, а для низовых руководителей на первом месте будут технологические навыки и уме- ние работать с людьми. При этом, по мнению американского гуру менеджмента Ицхака Адизеса, идеального руководителя — супер-босса, который может всё, не существует. Это невозможно потому, что такой «идеальный» человек должен сочетать не- сочетаемые, по мнению И. Адизеса, качества. Его книга «Корпоративные про- цессы: как организации растут и умирают и что с этим делать?» считается клас- сическим пособием в теории управления.47 Таких качеств, или ролей, которые нужны для достижения краткосрочной и долгосрочной результативности и эффективности, И. Адизес насчитывает че- тыре: · производитель результатов (P, producer), · администратор (A, administrator), · предприниматель (E, entrepreneur), · интегратор (I, Integrator). По начальным буквам этих четырёх английских слов модель управленче- ских ролей образует аббревиатуру PAEI. Эти качества противоречат друг другу, так как, например, хороший произ- водитель результатов будет нетерпим к излишнему порядку, к чему склонен администратор, а предприниматель всегда будет придумывать что-то новое, что может мешать и производителю результатов и интегратору, нацеленному на гармонизацию отношений в коллективе. Таким образом, во главе компании должен быть не супер-босс, а группа супер-боссов, каждый из которых отлично выполняет одну из четырёх ролей и на нормальном уровне имеет представление об остальных.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 2127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.008 с.) |