Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3.Основные функции управления
Планирование как функция управления Функция управления – это направление или вид управленческой деятель- ности, необходимое для исполнения руководителем, с применением специаль- ных приемов и способов. Внимание к набору основных функций было и оста- ется предметом дискуссии специалистов в области управления. Перечень ос- новных функций управления варьируется у различных исследователей, но сле- дует сказать, что четыре функции управления – планирование, организация, контроль и мотивация всегда присутствуют в различных вариантах и не вызы- вают сомнений в их реализации менеджерами. Впервые основные функции управления сформулировал французский практик и теоретик А. Файоль на ос- новании своего личного успешного опыта управления. Далее с возникновением процессного подхода эти базовые функции образовали цикл управления, кото- рый был представлен в главе 1 (рис.2.). Выделяются следующие основные ха- рактеристики функций управления: 1) Однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функ- ции управления; 2) Целевая направленность этих работ; 3) Обособленный комплекс выполняемых задач.15 Неоспоримо мнение любого исследователя в области менеджмента, что для эффективного управления необходимо иметь рациональный и реалистич- ный план действий. Соответственно с функции планирования следует начинать реализацию любых действий. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать сотрудники организации для достиже- ния этих целей. Планирование – это процесс разработки плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими методами, определяясь со временем и про- странством. Задачи планирования: 1) Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений. Все части организации развиваются в едином на- правлении; 2) Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает кон- кретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных как в организации, так и во внешней среде;
15 Основы теории управления: Учеб.пособие/ Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и ста- тистика, 2003.
3) Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов; 4) Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие пла- нов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия пу- тем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт-план»; 5) Стимулирование трудовой активности работающих. Успешное выпол- нение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и ско- ординированной деятельности всех участников; 6) Информационное обеспечение работников организации. Планы содер- жат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтерна- тивах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ. Функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса: где мы находимся в настоящее время, куда мы хотим двигаться, как мы собираемся сделать это? 16 (стр. 72) 1. Где мы находимся в настоящее время? Для этого необходимо обладать полной и достоверной информацией о результатах текущей деятельности орга- низации. Такую информацию можно получить посредством реализации функ- ции контроля. Необходимо оценивать сильные и слабые стороны организации в таких областях как: финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения того, что может реально добиться организация. 2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окру- жающей организацию среде, необходимо определить, какими должны быть це- ли организации и что может помешать организации достичь этих целей. При определении направления движения большое значение имеет осуществление прогнозов развития на различные временные периоды. Прогнозирование пред- ставляет собой предвидение на научной основе. Не осуществляя непосредст- венно функций планирования, оно дает необходимый для выполнения этой функции научный анализ факторов, воздействующих на развитие организации.
Не следует смешивать планирование и прогнозирование. Прогнозирование определяет наиболее общие показатели перспективного экономического разви- тия, выявляет тенденции и альтернативные пути этого развития. Одной из важ- нейших задач прогнозирования является определение положительных и отри- цательных факторов, которые будут воздействовать на экономические процес- сы в течение прогнозируемого периода. Это позволяет планирующим органам выбирать наилучшие альтернативы.
16 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 2000. Прогнозирование – это процесс, предшествующий планированию. Оно да- ет рекомендательный материал, но не решение, и в этом его главное отличие от планирования. План же всегда содержит элемент решения, он, как правило, увязан балансом, носит директивный характер, обязательно имеет жестко уста- новленный срок вне зависимости от социального строя. Прогноз должен ставить перед собой и решать целый ряд задач. Первой главной задачей прогноза является правильная постановка самой проблемы (что родственно задачам звена «знают»), которую предстоит решать в перспективе. Этот вывод вытекает из одного из важных принципов системно- го анализа, гласящего, что искать правильный ответ можно только на правиль- но поставленную задачу. Иные варианты просто не имеют смысла. Вторая задача – определить возможные альтернативные варианты реше- ния проблемы. Третья задача – дать наиболее полный перечень позитивных и негативных факторов, которые будут в перспективе оказывать влияние на решение пробле- мы. Четвертая задача – выдать всю вышеприведенную информацию лицам, ответственным за принятие конкретного решения. При прогнозировании не принимаются какие-либо конкретные решения и действия по устранению проблемы. Задача прогноза чисто информационная, которую с определенной долей условности можно сформулировать так: прогноз должен дать ответы на вопросы – что может быть и при каких условиях. 3. Как мы собираемся сделать это? Нужно решить, что конкретно долж- ны делать сотрудники организации, чтобы достичь выполнения организацион- ных целей. При ответе на этот вопрос следует выбрать один из нескольких ва- риантов реализации цели, по возможности наименее затратный как в ресурс- ном, так и временном отношении для предприятия. Таким образом, планирование — это один из способов, с помощью которо- го руководство обеспечивает единое направление усилий сотрудников органи- зации к достижению ее общих целей. В процессе исполнения функции планирования, независимо от вида плана, руководитель реализует следующие этапы (модифицированная модель Парахи- ной): 1. На первом этапе следует определиться с направлением деятельности ор- ганизации, сформулировать цель и определить отличие между текущим состоя- нием на момент планирования и желаемым состоянием организации. Под целью обычно понимается идеальное или желаемое состояние объекта управления, на достижение которого и ориентирована управленческая деятель- ность. Процесс определения (особенно долгосрочных) целей предполагает ис- пользование двух крупных направлений:
· Экстраполяционное, базирующееся на уже известных научных открытиях и ориентированное на будущее, т.е. на тот период, когда эти открытия будут использованы на практике. · Нормативное /целевое /, где исходным моментом является постановка цели, которой необходимо достигнуть. При этом если экстраполяционное направление использует уже известные положения науки, то целевое может базироваться как на известных, так и на будущих научные открытия. Экстраполяционное направление использует уже известные методы достижения цели и движется к цели, целевые же движутся от цели, от ее постановки, а пути достижения цели могут быть как известными, так и неизвестными. При целевой постановке ставим цель, исходя из современ- ных потребностей, и движемся от будущего к настоящему, при экстраполяци- онном мы идем от настоящего к будущему. Ясно, что целевое прогнозирование является наиболее трудным по сравнению с экстраполяционным. Экстраполя- ционное оценивает возможности, нормативное - потребности. Схематически экстраполяционное и целевые направления постановки можно изобразить сле- дующим образом (рис.14). Целевое прогнозирование выполняет весьма актив- ную роль в ускорении НТП.
Экстраполяционное Нормативное прогнозирование прогнозирование /возможности/ /потребности/
Рис. 14. Экстраполяционное и нормативное направления постановки целей Цели организации выполняют следующие функции: 1. Отражают философию организации и концепцию ее развития. 2. Составляют основу управленческой структуры организацию. 3. Уменьшают неопределенность текущей деятельности фирмы. 4. Составляют основу критериев выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки полученных результатов. 5. Сплачивают персонал организации. 6. Официально провозглашенные цели служат оправданию в глазах обще- ственности необходимости и законности существования организации. Цели должны быть: · конкретными и измеримыми, и, по возможности, выражаться в количест- венных показателях. Это необходимо для контроля за их выполнением и опре- делением того, насколько выбранное направление развития способствует их достижению. · выполнимыми, т.е., соответствующими ресурсам организации. Осознание работниками нереалистичности поставленных перед ними целей, не способст- вует приложению усилий с их стороны по их достижению.
· гибкими, способными к корректировке. Любая цель – это предполагаемое состояние в будущем на основе прогнозов его (будущего) развития. Не всегда события развиваются в том направлении, которое предполагалось, это вызыва- ет необходимость изменения целей. · понятными исполнителям. Если исполнителю не ясно назначение той или иной цели, то ожидать от него максимально продуктивной деятельности невоз- можно. · проверяемыми, в связи с необходимостью оценивать степень их достиже- ния, т.е. цель должна содержать в себе параметры, поддающиеся сравнению. · совместимыми во времени и пространстве, поддерживающими друг- друга. Организация должна развиваться последовательно-поступательно и, со- ответственно, новые цели не должны противоречить общей концепции разви- тия организации. · полезными организации и окружающим, т.е. способствовать удовлетво- рению потребностей организации и внешней среды. 2. На втором этапе разрабатывается план. Данный этап предусматривает анализ различных вариантов достижения цели, оценку альтернатив их реализа- ции с прогнозированием положительных и отрицательных последствий для ор- ганизации и принятие планового решения. 3. На третьем этапе происходит информирование сотрудников организа- ции о плановых заданиях, целях, сроках выполнения на предстоящий период. Планирование – это процесс принятия конкретных решений, позволяю- щих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в бу- дущем. Плановые решения (в широком смысле) могут касаться постановки це- лей и задач, выработки стратегии, распределения ресурсов и т.д. В узком смыс- ле планированием является составление специальных документов (результатов реализации функции планирования) – планов. В планах содержатся прогнозы развития организации, промежуточные и конечные цели и задачи, механизмы координации текущей деятельности, стратегии на случай чрезвычайных об- стоятельств. Существует три основных типа планов: 1. Планы-цели, представляющие собой набор качественных и количествен- ных характеристик будущего желаемого состояния объекта управления. 2. Планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и поря- док осуществления в стандартных ситуациях (например, железнодорожное рас- писание). 3. Планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения спе- цифических проблем. По срокам выполнения планы принято делить на долгосрочные (свыше 5 лет) – это планы-цели; среднесрочные (от года до 5 лет) – выполняемые в виде различных программ; краткосрочные (до года) – имеющие форму бюджетов, графиков и т.д. Планирование базируется на ряде универсальных принципов: 1. Участие максимального числа сотрудников в работе над планом. 2. Непрерывность процесса планирования (вызвано изменениями внешней среды). 3. Гибкость и возможность корректировки планов. 4. Согласование планов между всеми подразделениями организации (сис-
темность организации). 5. Экономичность планирования (минимизация затрат на процесс плани- рования). Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, исполь- зуемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов. Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационного плана, плана НИР), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совер- шенствованию технологии и организации производства. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов. Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и фи- нансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно- тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффектив- ности деятельности организации. Календарное планирование заключается в планировании объемов работ, в загрузке подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и в распределении работ по отдельным календарным периодам. Стратегическое планирование состоит в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятель- ности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ори- ентировано на период пять и более лет. Задача долгосрочного планирования – обеспечивать адаптацию организа- ции к условиям внешней среды. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов потребителей, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, развитие информационных сетей, широкая дос- тупность современных технологий, изменение роли человека - все это привело к резкому возрастанию значения долгосрочного планирования. В ходе его осуществления проводится анализ тенденций изменения внеш- ней среды, изучаются потенциальные возможности организации, делается вы- бор относительно желаемого состояния организации в будущих изменившихся условиях и намечается путь, по которому должно осуществляться развитие ор- ганизации, ее изменение. Тактическое планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития органи- зации. В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры – конкретные действия по реализации стратегии в конкретной ситуации. Тактика для достижения цели разрабатывается обычно на уровне руководителей средне- го звена. Исходя из знания перспективы, разрабатываются текущие (годовые) планы. Их задача не только своевременно начать необходимые изменения, но и взаимоувязать действия всех структурных звеньев. Годовые планы разбиваются на квартальные и месячные. Задача оперативного планирования – взаимоувязать действия, осуществ- ляемые на отдельных рабочих местах, с тем, чтобы не допускать простоев и по- терь. Все виды техники планирования варьируются от традиционных методов, таких как бюджетные методы, до более сложных, таких как моделирование, разработка планов на основе теории игр, проектов сценариев и т.д. С помощью функции планирования в значительной мере решается про- блема неопределенности в организации, так как именно планирование помогает менеджерам более эффективно реагировать на изменения внешней среды.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.037 с.) |