Анализ взаимосвязи затрат, прибыли и объема производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ взаимосвязи затрат, прибыли и объема производства



В ходе проведения анализа значительное внимание менеджеры уделяют установлению взаимосвязи между затратами, объемом продаж и прибылью. Совместный анализ указанных показателей является главным моментом при принятии многих управленческих решений, таких, как использование производственных мощностей, выбор ассортимента продукции, установление цен и т.д. Методика такого анализа базируется на учете характера поведения издержек и направлена на изучение воздействия на прибыль таких факторов, как продажная цена продукции, объем ее производства и реализация, переменные издержки в расчете на единицу продукции, постоянные расходы и ассортимент продаж.

Данные об издержках и доходах фирмы и их взаимодействие с объектом ее деятельности могут быть наглядно представлены на графике определения критической точки или графике безубыточности (рис. 6.1).

 

По горизонтали откладываем объем продаж, ориентируясь на максимальный объем производства. Его можно показывать и в процентах, и в натуральных единицах, и в денежной оценке, особенно для продукции нескольких видов.

По вертикали откладываем себестоимость плюс прибыль, то есть выручку. Сразу же можно ответить на вопрос: при каком объеме продаж предприятие получит прибыль, при каком не получит. График рентабельности проданного определяет точку критического объема продаж. В этой точке затраты на производство и сбыт равны выручке от продаж. В нашем примере она расположена на уровне 50 % возможного объема продаж. Из вышеизложенного следует, что если пакет заказов на продукцию превышает 50 % мощности, которая определяет 100 % производства и реализации, то предприятие будет иметь прибыль.

Прибыль зависит не только от количества проданного, но и от той доли постоянных расходов, которая будет отнесена на единицу проданной продукции. Бизнесмены особенно тщательно изучают возможности снижения общей суммы постоянных расходов. С этой целью выполняют предварительные расчеты для включения в бюджет расходов предприятия на очередной период.

Если в графике рентабельности поменять местами переменные и постоянные расходы, то мы соединим вместе зону прибыли и зону постоянных расходов. Мы получим график маржинального дохода (рис. 5), который дает наглядное представление о том, что сумму прибыли и постоянных расходов следует рассматривать вместе как маржинальный доход. Он может быть исчислен как разность между общей выручкой от продаж и переменными расходами, но очень часто определяется его удельный вес в долях единицы к продажной цене продукции. При этом прибыль, падающая на единицу продукции, может быть исчислена по формуле

П = Ц • Ум.д. – (Рn/О),

где П – продажная цена изделия;

Рn – общая сумма постоянных производственных расходов;

Ум.д. – удельный вес маржинального дохода в продажной цене.

 

 

 

Графические построения подтверждают, что наиболее активное воздействие на прибыль от продаж из слагаемых себестоимости оказывают постоянные расходы, образующие вместе с прибылью маржинальный доход. Прибыль от продаж будет тем выше, чем меньше удельный вес постоянных расходов.

Выведен ряд формул, по которым могут быть рассчитаны основные показатели, применяемые при планировании и анализе себестоимости объема продаж и прибыли.

Маржинальная прибыль (доход) является основным оценочным показателем при проведении такого анализа.

Пм = В – Рпер

Пм = П + Рn

где Пм – маржинальная прибыль;

В – выручка от реализации;

Рпер – переменные издержки.

Для оценки результативности выбираемых вариантов используются показатели удельной маржинальной прибыли, то есть маржинальная прибыль в расчете на единицу продукции (Пуд.м)

Пуд.м = Пм/К = Ц – Руд.пер.,

где К – количество единиц реализованной продукции;

Ц – продажная цена одной единицы;

Руд.пер – переменные расходы в расчете на единицу продукции.

Отношение маржинальной прибыли к объекту поступлений от продаж именуется как коэффициент выручки или как коэффициент маржинальной прибыли. Иногда данное соотношение называют коэффициентом прибыльности объема деятельности

Кв = Пм/В = Пуд.м/Ц.

Полезность этого коэффициента заключается в том, что он характеризует воздействие на размер маржинальной прибыли, а в случае стабильности постоянных расходов, соответственно, и на величину чистой прибыли (убытка), изменений в выручке от реализации. Часто используется при выборе ассортимента продукции.

Критическая точка (Тк), используемая для планирования прибыли и выбора оптимального курса действий при различных изменениях факторов производства, может быть определена с помощью коэффициента, который определяет отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода (прибыли).

Тк = В • Рп/Пм

Тк = К • РпПм.

Показателем «кромка (или предел) безопасности» характеризуется превышением плановых или фактических объемов продаж над объемом реализации в критической точке, или максимальный (предельный) размер снижения уровня деятельности, при котором фирма не будет убыточной. Он может быть представлен в денежном или процентном выражении, а, если фирма продает продукцию только одного наименования, то и количеством единиц реализуемой продукции.

При планировании и анализе взаимосвязи издержек, объема продаж и прибыли существуют определенные допущения, которые могут полностью или частично отсутствовать в конкретных условиях.

Используя концепцию маржинальной прибыли, можно построить еще один график, характеризующий изменение величины прибыли в зависимости от объема производства. Линия, характеризующая себестоимость, на этом графике совпадает с осью абсцисс (рис. 6.3).

 

 

Графики прибыльности и рентабельности используются для планирования и анализа хозяйственной деятельности предприятия. На основе такого анализа можно предложить четыре основных метода повышения рентабельности:

– повышение продажной цены продукции;

– снижение переменных затрат на единицу продукции;

– снижение постоянных затрат;

– увеличение объема производства.

 

 

Концепция безубыточного ведения бизнеса активно используется всеми предприятиями в условиях рыночной экономики.


Список рекомендуемой литературы

 

1. Алексеенко Н. А., Гурова И. Н., Экономика промышленного предприятия.- Издательство: «Издательство Гревцова», 2009 г., 264 стр.

2. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии.- Издательство: Юрайт, 2010 г., 704 стр.

3. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии. Издательство.- Дашков и Ко, 2011 г., 432 стр.

4. Лебедев В.Г. Управление затратами на предприятии: учебное пособие/ В. Г. Лебедев [и др.]; под ред.: Г. А. Краюхина -4-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Бизнес-Пресса, 2008.-560 с.

5. Лобан Л. А., Пыко В. Т. Экономика предприятия.- Издательство: Современная школа, 2011 г. 432 стр.

6. Одинцова Л. А. Планирование на предприятии.- Издательство: Академия, 2009 г. 272 стр.

7. Палий В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов: (с элементами финансового учета)/ В. Ф. Палий.- М.: ИНФРА-М, 2009. - 278 с.

8. Паштова Л. Г. Экономика фирмы. Теория и практика. Серия: Высшее образование.- Издательство: «"МарТ" - Феникс», 2011 г. 272 стр.

9. Савчук В. П. Управление прибылью и бюджетирование: Учебник.– М.: Бином, 2010.- 268 с.

10. Ширяев В. И., И. А. Баев, Е. В. Ширяев Управление предприятием. Моделирование, анализ, управление.- Издательство: Либроком, 2010 г., 272 стр.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.008 с.)