Тема 6. Основные экономические показатели деятельности предприятия. Экономическая сущность и функции рыночной цены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Основные экономические показатели деятельности предприятия. Экономическая сущность и функции рыночной цены



Основные экономические показатели

Деятельности предприятия

 

Результативность деятельности предприятия можно охарактеризовать следующими показателями:

· экономический эффект;

· показатели эффективности;

· период окупаемости капитала;

· точка безубыточности ведения хозяйства.

Экономический эффект - это абсолютный показатель (прибыль, доход от реализации и т.п.), характеризующий результат деятельности предприятия. Основной показатель, характеризующий экономический эффект от деятельности производственного предприятия, - это прибыль.

Прибыль Пр от реализации продукции (продаж) - это разность между выручкой от продаж (Вр) издержками на производство и сбыт продукции (полной себестоимостью Зпр), суммой налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизами (АКЦ):

Пр = Вр - Зпр - НДС - АКЦ.

Прибыль от прочей реализации (Ппр) - это прибыль, полученная от реализации основных средств и другого имущества, отходов, нематериальных активов. Она определяется как разница между выручкой от реализации (Впр) и затратами на эту реализацию (Зр):

Ппр = Впр - Зр.

Прибыль от внереализационных операций - это разница между доходами от внереализационных операций (Двн) и расходами по внереализационным операциям (Рвн):

Пвн = Двнвн.

Доходы от внереализационных операций - это доходы от долевого участия в деятельности другого предприятия, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, поступления от сдачи в аренду имущества, полученные штрафы, а также другие доходы от операций, непосредственно не связанные с реализацией продукции.

Расходы по внереализационным операциям - это затраты на производство, которое не дало продукции.

Балансовая прибыль:

Пб = Пр + Ппр + Пвн.


Чистая прибыль:

Пч = Пб - отчсл.


Нераспределенная прибыль:

Пнр = Пч -ДВ - проц.

Ограниченность показателей экономического эффекта заключается в том, что по ним нельзя сделать вывод о качественном уровне использования ресурсов и уровне доходности предприятия.

Экономическая эффективность - это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами, обусловившими этот эффект, или с ресурсами, использованными для достижения этого эффекта:

.

Часть таких показателей рассматривалась в предыдущих разделах. Например, это показатели фондоотдачи и коэффициент оборачиваемости оборотных средств, которые характеризуют соответственно эффективность использования основных фондов и оборотных средств.

Степень доходности предприятия можно оценить с помощью показателей рентабельности. Можно выделить следующие основные показатели:

а ) рентабельность продукции (отдельных видов) (Rп) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (Пр) к затратам на ее производство и реализацию (Зпр):

б) рентабельность основной деятельности (Rод) - отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию:

где Пр.в.п - прибыль от реализации всей продукции;

Зпр.в.п - затраты на производство и реализацию выпускаемой продукции;

в) рентабельность активов (Rа) - отношение балансовой прибыли к итогу среднего баланса (Кср). Этот показатель характеризует, насколько эффективно используются основные и оборотные средства предприятия. Этот показатель представляет интерес для кредитных и финансовых учреждений, деловых партнеров и т.д.:

г) рентабельность основного капитала (Rо.к) - отношение балансовой прибыли (Пб) к средней стоимости основного капитала (Офс.г):

д) рентабельность собственного капитала (Rс.к) - отношение чистой прибыли (Пч) к средней стоимости собственного капитала (Кс.с):

,

Этот показатель характеризует, какую прибыль дает каждый рубль, инвестированный собственником капитала;

е) период окупаемости капитала (Т) - это отношение капитала (К) к чистой прибыли (Пч).

.

Этот параметр показывает, через сколько лет окупятся вложенные в данное предприятие средства при неизменных условиях производственно-финансовой деятельности.

Точка безубыточного ведения хозяйства. Концепция безубыточного ведения хозяйства может быть выражена в виде простого вопроса: сколько единиц продукции необходимо продать в целях возмещения произведенных при этом затрат. Анализ безубыточности рассмотрен в п. 6.4.

Соответственно цены на продукцию устанавливаются таким образом, чтобы возместить все условно-переменные затраты и получить надбавку, достаточную для покрытия условно-постоянных затрат и получения прибыли.

Как только будет продано количество единиц продукции (Qкр), достаточное для того чтобы возместить условно-постоянные и условно-переменные затраты (полную себестоимость), каждая проданная сверх этого единица продукции будет приносить прибыль. При этом величина прироста этой прибыли зависит от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре полной себестоимости.

Таким образом, как только объем проданных единиц продукции достигнет минимального значения, достаточного для покрытия полной себестоимости, предприятие получает прибыль, которая начинает расти быстрее, чем этот объем. Такой же эффект имеет место в случае сокращения объемов хозяйственной деятельности, то есть темпы снижения прибыли и увеличения убытков опережают темпы уменьшения объемов продаж.

 

 

Сущность и функции цен

Наиболее важная задача этапа – определение ценовой политики предприятия, которая должна предусматривать ориентацию на выявление и укрепление его положения на рынке, на последовательное выполнение функций управления процессом коммерческой деятельности и всемерное использование современных методов хозяйствования и средств управления.

Под политикой цен понимаются общие цели, которые предприятие собирается достичь с помощью установления цен на свою продукцию.

Ценовую политику предприятия рекомендуется использовать для достижения следующих целей:

- максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;

- максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств);

- максимизации рентабельности всех активов предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет как собственных, так и заемных средств);

- стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, то есть доли предприятия в общем объеме продаж на данном товарном рынке (эта цель может приобретать особое значение для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объемов продаж);

- достижение наиболее высоких темпов роста продаж.

При планировании, разработке и применении цен учитывают объективно присущие им функции. В экономической литературе выделяют следующие функции цены: учетную, распределительную, стимулирующую, регулирующую и координирующую.

Учетная (измерительная) функция выражается в том, что цена, является мерой затрат труда, показывает, во что обходится обществу производство товара (на макро- и микроуровне): валовой внутренний продукт, национальный доход, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т.д. Кроме того, с ее помощью рассчитываются такие показатели, как производительность труда, рентабельность, фондовооруженность и т.д.

Распределительная (или перераспределительная) функция позволяет использовать цены для проведения определенной экономической политики по распределению вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами. Перераспределение доходов осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающей и обрабатывающей промышленности, на продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Координирующая функция цены показывает взаимодействие всех рынков между собой, т.е. рынков всего, что обеспечивает производство конечной продукции (рынков потребительских товаров, рынков средств производства, рынка труда).

Стимулирующая функция заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и на потребление отдельных товаров. Уровень цены служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Регулирующая функция заключается в воздействии цен на спрос и предложение отдельных товаров, при этом учитывается платежеспособность производителя и потребителя. Регулирующая функция цены позволяет определить объемы предложений товаров. Регулирование цен осуществляет или производитель-монополист, или потребитель-монополист, или государство.

Для выражения зависимости между ценой товара и спросом на него используется коэффициент эластичности спроса по цене. Если спрос изменяется в меньшей степени, чем цена на товар, то такой спрос считается неэластичным.

В противоположность неэластичному спросу эластичным считается спрос, который способен измениться в большей степени, чем цена на изделие.

Проблема ценообразования в рыночной экономике состоит из двух взаимосвязанных и существенно дополняющих друг друга частей: расчета исходной цены и ценовой политики

Ф.Котлер в своей работе выделил последовательность расчета исходной цены, состоящей из шести этапов:

· постановка целей и задач ценообразования;

· определение спроса;

· оценка издержек;

· анализ цен и товаров конкурентов;

· выбор метода ценообразования;

· установление окончательной цены.

Различают следующие методы ценообразования, применяемые на практике в России и за рубежом

1. Средние издержки плюс прибыль (метод надбавки) - наиболее простой способ, состоящий в начислении определенной наценки на себестоимость продукции. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя установление исходной цены. Как правило, этим методом пользуется большинство предприятий.

2. Метод дохода на капитал (обеспечение целевой прибыли) также основан на учете издержек производства. Расчет цены производится на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Такой метод требует от предприятия рассмотрения разных вариантов цены, их влияния на объемы сбыта, необходимые для определения уровня безубыточности и получения целевой прибыли.

3. Метод потребительской оценки (ориентация на спрос), при котором основным фактором ценообразования является покупательское восприятие, зависящее от интенсивности спроса. При этом издержки производства не являются основным фактором ценообразования. В качестве модификации метода потребительской оценки используется метод функционально-стоимостного анализа.

4. Ориентация на "ценового лидера". Основным ориентиром в данном случае служит цена конкурентов. Предприятие может назначить цену ниже уровня цен своих конкурентов, на уровне или выше. Все зависит от того, какие цели преследует предприятие и какую ценовую политику оно проводит.

5. Установление исходной цены на основе закрытых торгов. Конкурентное ценообразование применяется в случаях борьбы предприятия за подряды в ходе торгов.

В предпринимательской деятельности особую значимость имеет анализ структуры цены. Структура цены - это выраженное в процентах или долях единицы соотношение отдельных ее элементов. Исходной базой формирования оптовых цен, их минимальной границей является себестоимость.

На уровень цен оказывают влияние следующие основные факторы: сегмент рынка, на котором продается товар; объемы продаж, их прибыльность; избранная рыночная стратегия; состояние производства. Опираясь на знание этих факторов, предприятие выбирает себе конкретную стратегию и тактику ценообразования в различных ситуациях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.39 (0.027 с.)