Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Сму
тельность рук и тонкие дифференцированные движв! пальцев. При работе над ручной моторикой для воспита четких пальцевых кинестезии также применяют такт! ную стимуляцию при помощи массажа. Если логопед! кие занятия проводят с ребенком в положении сидя, то 1 руки помещают на стол, ладонь и пальцы прижимают к i лу. При проведении гимнастики рук детей учат разминая раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые rpj захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, скла вать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать, крашивать картинки, застегивать и расстегивать пугови! крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вил! (М. В. Ипполитова, 1967 и др.). Нарушения голосообразования Характерной особенностью дизартрии является нару! ние голоса, что в значительной степени зависит от патолс ческого состояния мышц гортани, особенно перстне-щш видных, натягивающих истинные голосовые связки. П| поражении этих мышц голос становится слабым, немело^ ным (А. Митронович-Моджеевска, 1965 и др.). Антагонистами мышц, натягивающих голосовые свяа| являются грудино-щитовидные мышцы, которые при 01 ем сокращении опускают гортань, уменьшая тем самым I тяжение истинных голосовых связок. Указанные мыш! функционируют комплексно и регулируют деятельность 1 лосовых связок, имеющих большое значение в звукообр! зовании (Р. Шилинг, 1925). Иннервация гортани осуществляется с помощью двух 1 рвов: верхнего и нижнего гортанных. Верхний гортани! нерв иннервирует перстне-щитовидную мышцу, а нижщ гортанный — все остальные мышцы гортани. Все движения гортани связаны с движениями языка, ни и нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикулу ционные расстройства чаще всего выступают вместе. Д| возникновения голоса большое значение имеет вибрац1§; голосовых связок. При слабости и паретичности мышц ГЦ» лосового аппарата вибрация голосовых связок нарушаете^ поэтому сила голоса становится минимальной. Спастичеокв! |йиничиокив симптомы дизартрии и принципы речевой терапии 113 ЦИИращоние мышц голосового аппарата иногда полностью ЦИМннмшот возможность вибрации голосовых связок. Про-ЦрНФ nw образования звонких согласных (б, в, г, д, з, ж, л, м, III |») снизан с возможностью вибрации голосовых связок. Щмгсому патологические состояния мышц голосового аппа-
1'И могут быть причиной нарушения произношения звон- \Ь согласных и замены их на глухие, артикуляция кото- &п осуществляется при не сомкнутых и не колеблющихся инчжых связках (к, п, т,с,фж др.). 11»i I >y iпения голосообразования при дизартриях определя-|Н' необходимость при проведении речевой терапии особое Мимппис уделять постановке голоса и отдельных звуков. I luiuit! появления первых голосовых реакций приступают Ц 1шмы нашло отдельных звуков. Если у ребенка имеются jtNMin то звуки, то постановку других звуков проводят на ценимо звуков, близких по артикуляционным укладам N имеющимся. Если у ребенка нет никаких звуков, то вызы-Ми ип и х начинают со звука а, который является первым зву- щ\т и илпче ребенка. При вызывании этого звука пассивно-ДЩ'Иммо открывают рот ребенка, другой рукой логопед ИЦнжшодит вибрирующие движения грудной клетки и про-Цйиноит звук а, добиваясь от ребенка повторения этого зву-Mj, Пси работа над постановкой звуков требует достаточного ЯМоционального фона и проводится в виде подражательных ^Национальных игр (укачивание куклы: «а'— а —», аука-ftfeH и т. д.), совместного с логопедом пения. Питом приступают к вызыванию звуков, имеющихся у Нормального ребенка в гулении. Это согласные звуки, не фриПунмцие дифференцированных движений языка (п., б, н, Ш\- 1И'и звуки вводят на имеющуюся фонацию путем специ-fcHMii.i х пассивных движений артикуляционных мышц (два Мй м |.ца логопед помещает на губы ребенка и пассивно-актив-ИМ производит сближение губ, в это же время большой па-4ti H погоне да остается под подбородком). И иогдн при полной афонии, резко выраженной спастичнос- Ш артикуляционных мышц, что препятствует возможности Нйн'иино-атстивного открывания рта, занятия по вызыванию Нм101<а рекомендуют начинать с имитации мычания (звук м). 11огкольку для этого звука необходимо минимальное ко-^ичргтио резонирующих полостей (только полость носа) и 114 К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин звук этот является более легким по активности голосовых связок, он легче других удается детям с таким характером поражения. Если вызвана звонкая двугубная взрывная фонема б, то на ее основе можно выработать произношение язычно-зубной фонемы д. Работа над сочетанием выдоха с произнесением согласных начинается со звука н — взрыв воздушной струи и ф — длительный выдох. Эти звуки ставят в сочетании с имеющимися гласными (а, о, у) и вводят в речь (па — па, ба и т. д.), т. е. у ребенка формируют слоговой лепет.
Звуки, особенно согласные м, н, б, вызывают на основе слухового, зрительного и проприоцептивного контроля. Известные трудности у детей с дизартрией может представлять вызывание некоторых заднеязычных звуков, которые у здорового ребенка появляются рано, в период формирования у него гуления (х, к, г). Из-за выраженной спастичности корня языка произвольное приподнимание задней части и спинки языка может быть затрудненным, в силу чего у ребенка отсутствуют заднеязычные звуки. Для стимуляции этих звуков большое значение имеют описанные выше упражнения по развитию мышц спинки языка, основанные на их рефлекторных движениях. Подключение голоса к рефлекторным кашлевым движениям даст возможность произнесения звука к. Мы не будем останавливаться на методике стимуляции других, более трудных звуков, требующих дифференцированных движений многих мышц языка. Эти приемы являются общепринятыми в логопедии и в значительной степени основываются на сочетанных координированных движениях артикуляционных, дыхательных и фонационных мышц. Поэтому при постановке звуков у детей с церебральными параличами большое значение имеет ортофоническое лечение, основанное на двигательной терапии голоса при помощи артикуляционных и дыхательных упражнений. Большое внимание уделяют утрированным артикуляционным движениям перед зеркалом и сочетанию их со звуком. Проводя артикуляционную гимнастику при постановке голоса, особенно большое внимание уделяют развитию движений нижней челюсти вниз и движений мягкого нёба. При помощи этих движений образуются достаточные резонатор-ные камеры, необходимые для звучания голоса. Таким об- Клинические симптомы дизартрии и принципы речевой терапии 115 разом, все мероприятия по постановке голоса и звуков у детей с дизартрией проводят в общем комплексе речевой терапии этих детей. Как при проведении артикуляционной гимнастики, так и при работе над голосообразованием нередко требуется применение медикаментозной терапии (стимулирующей, анти-холинэстеразной и симптоматической, направленной на снижение мышечного тонуса). Нарушения дыхания ... Для нормального функционирования голосового аппарата необходимо определенное соответствие напряжения мышц, осуществляющих вдох и формирующих выдох. Эти мышцы, как известно, являются антагонистами. Первые увеличивают объем грудной клетки во время вдоха, вторые, наоборот, уменьшают ее размеры и объем. К мышцам, осуществляющим вдох, прежде всего относятся передняя зубчатая мышца (m. serratus anterior), а также наружные межреберные мышцы (mm. intercostales extern!). Мощной вдыхательной мышцей является диафрагма. Большое значение для речевого дыхания имеют также большие грудные мышцы (m. pectoralis major), малые грудные мышцы (т. pectoralis minor), а также наружные межреберные мышцы (mm. intercostales externi). Тонкая координированная работа всех дыхательных мышц имеет особо большое значение при производстве активного речевого выдоха. У детей с церебральными параличами определенную роль в нарушении дыхания может играть патология реципрокной иннервации, одновременная спастическая ко-контракция мышц-антагонистов. Так, для активного речевого выдоха необходимо напряжение мышц, осуществляющих вдох, всех за исключением диафрагмы, которая, хотя и участвует во вдохе, в момент выдоха расслабляется и постепенно перемещается вверх, т. е. функционирует вместе с выдыхательными мышцами. Одновременное напряжение диафрагмы вместе с другими мышцами, осуществляющими вдох, будет резко нарушать речевой выдох. Все эти нарушения координационной деятельности дыхательных мышц подтверждаются при помощи пневмографических исследований (Bohme, 1966 и др.).
116 К. А. Семенова, Е. М. Маслюкова, М. Я. Смуглин Большое значение в нарушении активного выдоха у детей с церебральными параличами может иметь общий недостаточный объем их дыхания, который в значительной степени может зависеть от вынужденного неподвижного положения ребенка. Работами И. А. Аршавского (1961) было показано, что более совершенное функционирование дыхательного центра возникает у щенков после реализации позы стояния, а у детей — после реализации позы сидения. Более высокий уровень функционирования дыхательный центр приобретает под влиянием новой афферентной импульсации, возникающей из различных рецептивных полей в связи с началом передвижения в пространстве. Большое значение для совершенствования функции дыхательного центра имеет также мышечная активность. У детей с церебральными параличами это функциональное «дозревание» дыхательного центра часто бывает нарушенным. Расстройства дыхания у детей с церебральными параличами наиболее часто зависят от нарушения центральной регуляции дыхания, а также от патологии двигательной функциональной системы. Клинически нарушения дыхания у детей с церебральными параличами проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, в нарушении координации между артикуляцией и дыханием. В момент речи дыхание учащается, после произнесенного звука ребенок делает судорожный вдох. В некоторых случаях нарушения дыхания отмечаются и независимо от речи, но всегда в момент речи эти нарушения резко усиливаются. Особенно страдает у детей с церебральными параличами возможность активного выдоха. Несмотря на постоянно полуоткрытый рот, они выдыхают через нос, произвольное выдыхание через рот часто является невозможным. Дыхательные нарушения особенно выражены у больных с тяжелыми формами церебрального паралича. Так, у неходячих детей с вынужденным положением на спине при значительном недоразвитии всех выпрямительных рефлексов (двойная гемиплегия) нарушения дыхания обычно особенно тяжелы.
Четвертым разделом речевой терапии является работа над дыханием. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что имеет большое значение прежде всего Клинические симптомы дизартрии и принципы речевой терапии 117 для его общего соматического состояния, а также для стимуляции первых звуков. С детьми после 1 года в процессе проведения логопедических занятий регулярно работают над развитием речевого дыхания. Ребенка учат дышать через рот (закрывая ребенку нос, просят его: «давай подышим, как собачка»). Затем учат ребенка вдыхать и выдыхать через нос (при отработке вдоха говорят ребенку: «давай понюхаем цветочек»). Наконец, учат ребенка вдыхать через нос и произвольно выдыхать через рот. С детьми более старшего возраста все эти занятия проводят в виде коллективной дыхательной гимнастики под счет или музыку. Там, где позволяют двигательные возможности, подключают движения руками. Разработка речевого дыхания проводится в различных положениях больного ребенка: на спине, сидя, стоя. С детьми раннего возраста и при тяжелом двигательном поражении дыхательные упражнения в основном проводятся в положении на спине — в «рефлекс-запрещающей позиции». В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, игра на губной гармошке, различных дудочках, дутье в специальные бумажные трубочки. Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логоритмичес-кие игры. Оральная апраксия У детей с церебральными, параличами часто выявляется апраксия артикуляционных мышц. При дизартрии выявление апраксии нередко затруднено из-за параличей и парезов артикуляционных мышц и нарушений мышечного тонуса. Апраксия речевой мускулатуры способствует еще большему ограничению объема движений в артикуляционных мышцах. Уменьшение проявлений апраксии происходит по мере развития всей рече-двигательной функциональной системы, особенно ее афферентного звена. Очень важным разделом речевой терапии является работа над развитием орального и ручного праксиса, кинестетических ощущений и кинестетического следового образа. <...> 118 К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин Важным разделом речевой терапии является правильная организация логопедических занятий: стремятся не допустить чрезмерных усилий ребенка, которые могут способствовать диффузному повышению мышечного тонуса как в скелетной, так и в речевой мускулатуре. Успехи речевой терапии дизартрии во многом зависят от раннего начала логопедических мероприятий, поэтому ранняя диагностика дизартрии имеет очень большое значение. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972. — С. 339—255. И. И. Панченко, Л. А. Щербакова
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.018 с.) |