Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ршниройства голоса при ринолалии и их коррекция 59
Ш\, <yi. В. Харитонова), «Мелодия» (муз. А. Пахмутовой, ел. Н. Добронравова). Для заключительных вокальных упражнений IV этапа Подпирают песни, во фразах которых тоны располагаются по йиукоряду, т. е. интервалы между ними не превышают одного тона. Такое построение мелодии способствует более дли-Ч'и/п.пому удерживанию нёбной занавески в смыкании. Подпои ые тренировки позволяют преодолеть истощаемость дни гительной функции мягкого нёба. Мелодии песен и музыкальных фраз в этот период уже выходят за пределы ре-HtMioro диапазона и у взрослых охватывают октаву. Это помоги от сделать речь мелодичной и интонационной, избежать монотонности. I 1а заключительном этапе вокальных упражнений дети могуч' петь фразы из песен «Зима» (муз. В. Карасевой, ел. Л. Френкеля), «Лягушка» (муз. исл. А. Карасева), «Веселыегуси» (муи. и ел. народные), а подростки и взрослые — из песен «Дубинушка» (муз. и ел. народные), «Не повторяется такое никогда» (муз. С. Туликова, ел. М. Пляцковского), «Надежда» I м ум. А. Пахмутовой, ел. Н. Добронравова), «Лес горит, пылают горы» (муз. М. Полнареффа, ел. В. Крылова). I (окольные упражнения заканчиваются пением народных II родолжение занятий пением после исправления речи и 11 ри выявлении у подростков или взрослых фонастении ини пареза внутренних мышц гортани в коррекционно-пе-дм готическую работу включаются фонопедические упражне-м и и для восстановления голоса при различных нарушениях голосового аппарата. Последовательность упражнений следующая: 1) дутье и губную гармошку; 2) «мычание»; 3) произнесение пар оногов; 4) длительное произнесение сочетаний со звуком И. И. Ермакова м; 5) длительное произнесение сочетаний гласных звуков последовательно по одному, два, три, четыре, пять; 6) закрепление навыков правильного голосоведения в словах, начинающихся с прямых ударных слогов ма, мо, му, мэ, мы; 7) фразовые упражнения; 8) чтение текстов; 9) вокальные упражнения.
Параллельно с ними в занятия включаются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани: 1) исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с сопротивлением рук; 2) исходное положение — сжатые в кулак кисти подпирают подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением рук; 3) исходное положение — ладони к ушам. Наклоны головы в стороны с сопротивлением рук; 4) движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей; 5) надувание щек (можно с зажатыми крыльями носа); 6) доставание кончиком языка мягкого нёба; 7) поднимание мягкого нёба при зевке. Этот комплекс рекомендуют для выполнения дома 6 раз в течение дня, по 4—5 раз каждое упражнение. Принимая во внимание ряд органических и функциональных отклонений при врожденных расщелинах, проводить фо-нопедические мероприятия приходится с их учетом. Наличие носового оттенка не является препятствием для проведения фонопедии. Наоборот, в дальнейшем избыточная назализация тем легче устранится, чем полноценнее будет двигательная активность гортани и громче голос, так как усиление основного тона само но себе уменьшает носовой оттенок. Проводя вокальные упражнения в послеоперационном периоде, придерживаются очень узкого диапазона — 1—2 тона — во избежание перегрузки нездорового голосового ап*-парата. Бесполезно обучать правильному голосоведению до того, как двигательная функция гортани будет активизирована и щель несмыкания голосовых складок уменьшена. Приступая к «дутью в гармошку» с целью массажа гортани вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струей, проверяют Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция в состоянии ли подросток выполнять его. Данное упражнение можно рекомендовать для систематических занятий только после выработки стойкой, направленной воздушной струи. Дуют мягко и плавно в одно отверстие гармошки, плотно прижав губы к инструменту. Выполняя упражнение, обучающийся сидит на стуле, опустив подбородок. Ступни согнутых ног параллельно стоят на полу. Налаживая дутье в губную гармошку, следует помнить, что оно требует значительных физических усилий. Но нельзя излишне напрягаться, излишне глубоко и часто дышать, поднимать плечи. Лучше допустить беззвучное дутье, нежели неправильное. Повторяют упражнение часто — 8—10 раз в день, но дуют в один прием понемногу — всего 3—4 раза подряд. При затруднениях, которые могут возникнуть из-за утечки воздуха в нос, выполняют упражнение с зажатыми крыльями носа. Но такой вариант менее желателен.
В упражнении «мычание» обращает на себя внимание тот факт, что тактильный контроль за правильной подачей голоса «в маску» для подростков и взрослых с ринолалией почти обязателен. Поэтому, обучая «мычанию», рекомендуют прикасаться пальцами к переносице или класть ладонь на темя, чтобы ощутить вибрацию костей носа или черепа. После овладения произнесением пар слогов с фонемой м вводят аналогичные упражнения с фонемой л и тренируют попарное произнесение слогов с фонемами м — л или н — л, чтобы закрепить дифференцированное ощущение фонации «в маску» при произнесении носовых и ротовых фонем. У людей с нормальным строением верхней челюсти после проведения фонопедии голос спонтанно улучшается и в бытовой речи. Лица с врожденными расщелинами нёба нуждаются в специальных упражнениях. Упражнения по закреплению навыка правильного голосоведения с подростками и взрослыми проводятся по тем же принципам, что и с детьми на материале скороговорок, спряжений, стихов. Но количество их должно быть несколько больше. Для закрепления кинестезии приходится дольше останавливаться на произнесении слов, словосочетаний и предложений на звуки м, н, л, с которых начинается предложенный в данном пособии дидактический материал. 62 И.И. Ермаков Фонема /, произносимая в сочетании с гласными звука| ми, не только активизирует двигательную функцию гортй ни, но и значительно облегчает правильное голосоведение Поэтому целесообразно спряжение предложений с этим зву| ком, таких, например: Я ел(а) ягоды. я ехал(а) в Майкоп. Я объелась ягод. я явилась на прием. Я мою каюту. я объехал(а) яму. Я еду на юг. я Купаюсь в водоеме. После появления и стабилизации признаков улучшена двигательной функции гортани — увеличения силы голоса,! уменьшения охриплости, расширения диапазона (что обЯ1 зательно отражается на стробоскопической картине в сторо! ну ее улучшения) — приступают к работе над устранением!) остаточного носового оттенка голоса — вокальным упраЖ' нениям III и IV этапов. Но постоянно, до завершения кор-рекционно-педагогическои работы, контролируют манеру, голосоведения, пока новый приобретенный навык не станет бессознательно привычным. При значительной нёбно-глоточной недостаточности при ходится переводить фонацию в грудной регистр и отрабаты1 вать ее в упражнениях на мягкой атаке голоса и придыха* нием. Этот способ издавна применяется в логопедии для уменьшения носового оттенка речи. Особенности постановки звуков при ринолалии i Патологическое звукообразование при ринолалии имеет антропофонические и фонологические признаки. Первые заключаются в искажении звучания фонем, а вторые — в за* мене одной фонемы другой. Практически все звуки при ри* нолалии назализованы, многие из них звучат лишь прибли* женно, и одновременно они взаимозаменяются внутри групп, сходных по способу образования и акустическим при* знакам. Поэтому работа по исправлению звукопроизноше* ния занимает длительный период времени. Органически! дефекты и многолетний опыт патологической артикуляции фонем еще больше затрудняют коррекцию.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.013 с.) |