Омншиыв принципы логопедической работы при открытой ринолалии 47 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Омншиыв принципы логопедической работы при открытой ринолалии 47



ми т.1х звуков). Например, при сочетании ринолалии и дизар-трии у ребенка язык при подъеме кверху резко уходит щ поиую сторону. Это значит, что правая сторона его мышц сла-fteti.повой. При слабости мышц правой стороны языка следует ироиодить соответствующие упражнения только для укрепле­нии и развития мышечной силы правой половины языка. Для итого ребенку предлагают языком дотронуться до зубов с ле-мой стороны вверху и внизу, подпереть языком левую щеку, что дает нагрузку на мышцы правой стороны языка.

11 ри слабости левой стороны языка все указанные упраж-момия проводятся с учетом нагрузки на левую сторону.

!)(|)фективными являются упражнения с преодолением со-иротивления. Например, при правосторонней слабости язы­ки робенка просят высунуть язык и отвести его в левую сторо­ну.!)тому отведению логопед препятствует шпателем, чтобы ужишчить нагрузку на мышцы правой стороны языка и т. д.

Для улучшения произвольных движений языка, губ и иицоных мышц при артикуляции нужно рассказывать ре-Попку, где и как он должен дать то или иное напряжение мыши; и научить его «послушать» это напряжение, ощупать положение органов произношения, участвующих в данной артикуляции, запомнить это положение зрительно (пользу-rici. керкалом) и кинестетически. Для более четких ощуще­ний можно помочь ребенку механически. Например, взять ним к в стерильную марлевую салфетку и произвести нуж­ный уклад языка.

11 ри формировании артикуляционного праксиса необхо-димо учитывать мышечную взаимосвязь органов артикуля­ции. Для этого полезно использовать следующие приемы. II it пример, для формирования определенного артикуляци­онного уклада нужно переместить язык несколько в глубь ртп. Для этого механическим путем выдвигаются углы рта нш'род. И наоборот, при отодвигании углов рта в стороны иимк приближается вперед.

У казанные приемы используются с обязательным привле­чем ием зрительного контроля (работа перед зеркалом).

() писанный способ получения правильных артикулем дает ноиможность подробно объяснить ребенку видимые стороны ирти куляции и тем самым воздействовать на невидимые. Это



А. Г. Ипполитова


помогает ребенку ощутить и осознать движение и соответ­ствующее ему напряжение той или иной группы мышц и дифференцировать их между собой.

Таким образом, в предлагаемой системе логопедической работы используется специфическая гимнастика органов артикуляции (тренируются только те движения, которые необходимы для произнесения речевых звуков); вместе с тем предусматривается ряд дополнительных упражнений, спо­собствующих развитию артикуляционного праксиса. Разви­тие артикуляционного праксиса проводится одновременно с развитием речевого дыхания. Все упражнения по созданию артикуляций звуков являются одновременно обучением ро­товому выдоху, т. е. служат приемом воспитания речевого дыхания и гимнастикой для речевого аппарата.

Последовательность работы над звуками в подготовительном периоде



Гласные звуки. Артику-лемы гласных звуков формиру­ются в такой последовательнос­ти: а, э, о, ы, у, и, я, ё, е, ю (заканчивает эту последователь­ность полугласный звук й).

Звуки я, е, ё, ю формируются из сочетания и и соответствую­щего гласного звука (а, э, о, у). Звук и позволяет проследить на­правление выдоха как в первой, так и во второй части дифтонга.

Приводим рисунки для записи артикуляции того или иного зву­ка, подчеркивающие, особеннос­ти артикулем (звуки а, э, о, у, и). Эти рисунки показывают направ­ление вытягивания губ и подчер­кивают, что напряжение в губных мышцах падает больше на верх­нюю губу. Для звука ы напряже­ние мышц у крыльев носа, для и


виновные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 49

Подчеркивается симметричное отведение углов рта в горизон­тальном направлении. Длительность ротового выдоха схема­тически изображается длинным прочерком, а краткость его

точкой (для й).

Эти схемы можно выполнить из картона, что даст возмож­ность ощупывать их (особенно при нарушении орального нриксиса и при сильном снижении зрения).

Согласные звуки. После знакомства с артикулема-ми гласных звуков начинаются упражнения по развитию ротового выдоха на артикулемах глухих согласных звуков. 1'пбота над артикулемами гласных продолжается при шепот­ном их произнесении

Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. — М., 1983. — С. 51—58.


И. И. Ермакова

Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция

Расстройство голоса при ринофонии и ринолалии мно­госторонне. Ведущим является изменение тембра голоса — открытая назализация — неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграниче­ния носовой и ротовой полостей. Она значительно изменя­ет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполетным и слабым.

Расщелина нёба как анатомический дефект надставной трубы приводит к асимметрии в строении резонаторных по­лостей гортани, глотки, носа, а также дискоординирует фун­кцию комплекса нёбо — гортань, в котором нёбо играет роль пускового двигательного возбудителя. Доказано, что поло­жение мягкого нёба вызывает изменение положения голо­совых складок. Поэтому нарушение целостности, анатоми­ческая и функциональная асимметрия мышц мягкого неба и глотки приводят с возрастом к функциональной асиммет­рии голосовых складок, что снижает силу голоса, делает его сдавленным, истощимым, немодулированным.

Анатомический дефект, гортанные звукообразования, двигательная дисфункция в сочетании с неправильным го­лосоведением провоцируют узелковые и воспалительные процессы в гортани, фонастению, парез внутренних мышц гортани у 70—80% подростков и взрослых с расщелинами нёба. Эти заболевания ослабляют и истощают голос, прида­ют ему осиплость и охриплость.

Все перечисленные патологические качества голоса усу­губляются нарушением фонационного дыхания и особенно­стями поведения людей, страдающих ринолалией или рино-фонией.

В результате звучание голоса и механизм фонации при расщелинах нёба становятся настолько специфичными, что М. Зееман выделил голос при ринолалии в сажостоятельное


Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 51

расстройство и назвал его «дисфония палатина» или «пала-тофония».

Из всего вышесказанного становится ясно, какое важное место занимает коррекция голоса в комплексе коррекцион-но-педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии. Основные задачи этих мероприятий — норма­лизация тембра, развитие природных голосовых данных де­тей, восстановление двигательной функции гортани при за­болеваниях голосового аппарата и воспитание навыков правильного голосоведения.

К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции нёба, относятся постановка физио­логического и фонационного дыхания, профилактика дист­рофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроиз-ношения.

После операции работа над голосом состоит из дыхатель­ной гимнастики, удлиняющей выдох и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафраг­мы, усиление нёбно-глоточного смыкания, выработки навы­ка правильного голосоведения, расширения диапазона голо­са, увеличения его силы, а также компенсации расстройства двигательной функции гортани, если таковое уже имеется. Все фонопедические мероприятия тесно переплетаются и проводятся в комплексе с другими, направленными на ис­правление фонетической стороны речи.

Непосредственно голосовые упражнения начинаются на I этапе с постановки гласных фонем. На II этапе они продол­жаются в виде вокальных упражнений, которые дают наи­лучший эффект в решении основной задачи — развитии под­вижности нёбной занавески. Применение вокальных упражнений в обучении лиц с нёбно-глоточной недостаточ­ностью и расщелинами нёба основано на тесной филогене­тической и функциональной связи мягкого нёба и гортани. В норме при пении мышечный тонус нёбной занавески рез­ко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое нёбо рефлекторно поднимается и примы­кает к задней стенке глотки.

Вокальные упражнения растягивают нёбную занавеску, растормаживают и одновременно активизируют всю муску­латуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать


52 ии- Ермакова

рот, увеличивать силу звука. 1Методика проведения фонепе-дических упражнений и их последовательность при ринола-дии имеют ряд особенностей.

На II этапе эти упражнение сводятся к пению гласных: вначале звуков а и э, через 2—-3 урока прибавляется о, еще через неделю и и последним у- При ежедневных занятиях сроки сокращаются.

Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что детям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но интервалы меньше двух тоноз, как правило, недоступны детям с ринолалиеи, поскольку они не привыкли петь, не слышат разницы в высоте тонозз, а новизна материала и ощу­щений и восприятие музыкальных тонов еще больше затруд­няет слуховые дифференцировки.

К вокальным упражнениям приступают на 3—4-м заня­тии после повторения гласных, когда появляется хотя бы не­значительная подвижность мягкого нёба. Его тренируют пе­нием гласных в диапазоне терцлаи первой октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми.

При практически неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края: начинают с пения а или э на одной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезву­чия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые попыт­ки осуществляют только под контролем логопеда. При рас­слаблении нёба занятия немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2—3 раза подряд до 12 раз в день под ак­компанемент фортепиано.

Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сег­менты нёба в высокой позиции. Поэтому при снижении слу­ха подросткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватывающие 3,5—4 тона.

Поют трезвучия и терции не менее трех недель. Чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыка­ния мягкого нёба с задней стенкой глотки, повторяют вер­хнюю ноту трезвучия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и усиления смыкания поют достаточно громко, но не форсируют голос, поскольку активность нёба быстро истощается и оно провисает, вследствие чего звук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.26 (0.014 с.)