Ишюпные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 41 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ишюпные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 41



Г>. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики.

Итп гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.

И системе упражнений по развитию артикуляционного пракейса главным должно быть использование физиологи­ческого взаимодействия мышечных групп речевого аппара­та, т. е. их взаимосвязанности и взаимозависимости.

Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не и нляющихся основой артикуляции каких-либо звуков (иысовывание языка, отведение высунутого языка на верх­нюю губу и т. п.), так как они никак не соответствуют про-ишюльным движениям, необходимым для закрепления ар­тикуляций отдельных звуков.

Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок мыподнял показанное движение легко, без напряжения, так к и it напряжение может иррадировать на другие группы м i.1111 ц речевого аппарата.

Дополнительные артикуляционные упражнения можно применять только в строго дифференцированном плане и только в необходимых случаях. Все они должны быть есте-етменными, физиологичными и выполняться ребенком без особого напряжения. Чаще всего они применяются в случа-11х комбинированных расстройств. Так, в случаях тяжелых дииартрий, которые могут сопутствовать ринолалии, приме­няется массаж и механическая помощь для развития дви­жения необходимых групп мышц, тренируются движения дли преодоления односторонней слабости языка и т. д. Уп­ражнения строго дифференцируются с учетом необходимос­ти и полезности каждого из них. Итак, при проведении гим­настики артикуляционного аппарата следует обращать м 11 и мание на то, что все тренируемые движения должны слу-жить формированию определенных артикуляционных укла­дом речевых звуков.

(>. При вызывании звука первоначально внимание ребен­ка направляется на его артикулему; не следует фиксировать и пи мание ребенка на звуке с привлечением слухового конт­роля для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного про-



А. Г. Ипполитова


изношения. Ребенок не должен знать заранее, над произно­шением какого звука он работает.

7. Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично — родителями под руководством логопеда.

На первых 10—15 занятиях контроль за формированием правильных речевых навыков осуществляется только лого­педом, т. е. ребенок не получает заданий на дом.

После того как артикуляции окажутся усвоенными, вво­дится буквенное обозначение звуков: речевой материал, про­работанный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных занятиях под контролем родителей.

После закрепления произношения отдельных звуков про­водится их автоматизация в словах и фразах, которые ребе­нок произносит под контролем логопеда.

Объем речи на занятиях постепенно расширяется, услож­няясь до контекстной речи, и окончательные речевые навыки закрепляются в форме диалога в новых для ребенка условиях.

В соответствии с изложенными принципами нами разра­ботана методика обучения правильной речи больных с ри-нолалией в дооперационный и послеоперационный периоды. Система занятий, изложенная в методике, оправдала себя в практической работе. Она проста и физиологична, не уто­мительна для ребенка, значительно облегчает труд логопе­да и сокращает срок логопедических занятий.

В основу работы положены занятия по формированию правильного речевого дыхания и одновременного построе­ния правильных артикулем.

Логопедическая работа в дооперационном периоде

Дооперационное логопедическое воздействие при откры­той ринолалии до недавнего времени почти не применялось, о возможности его применения говорилось очень осторож­но. Занятия проводились в основном с оперированными боль­ными. При операции анатомический дефект частично или полностью устраняется, но нужного эффекта для речи чаще всего не возникает.

Поздние сроки осуществления операции уранопластики, недостаточная эффективность ее влияния на совершенство-


Ншшнные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 43

паи не речи, длительность логопедического воздействия пос­пи операции и ряд других причин привели к необходимости ннроемотра сроков логопедического воздействия после опе­рации и заставили искать плодотворные пути логопедичес­кой работы до операции.

Мели исходить из того, что дефект речи при ринолалии обусловлен не только наличием расщелины, но и неправиль-н 1.1 м положением языка в полости рта и нарушением взаи-модойствия мышц всего артикуляционного аппарата, то можно предположить, что компенсация двух последних де­фектов (неправильного положения языка в полости рта и и «рушения взаимодействия мышц артикуляционного аппа-|тта) возможна до операции и обеспечит предпосылки для улучшения речи.

Таким образом, еще до операции можно создать предпосылки для формирования правильной речи. Логопедическое воздействие в дооперационном периоде осуществляется в условиях наличия анатомического дефекта у больных, часто имеющих также определенные психологические особенности.

11 оэтому в работе учитываются формирование правильной речи и коррекция развития личности.

Формирование правильной речи (работа над произноше-н ном) у ринолалика складывается из воспитания направлен­ного ротового выдоха в сочетании с одновременным созда­нном полноценных артикулем речевых звуков. Процесс и о mi одического воздействия делится на два периода.

Подготовительный период.

Основная цель занятий этого периода — формирование itpaпильного речевого дыхания параллельно с освоением ар­ен кулем.

11ериод можно условно разделить на два этапа:

а) формирование речевого дыхания при дифференциации мдоха и выдоха через нос и рот;

П) формирование длительного ротового выдоха при pea­nut ни щи артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков.

Л. Формирование речевого дыхания. Формирование рече­вого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребен­ком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается



А. Г. Ипполитова


формированием только длительного ротового выдоха. (I этап работы).

В основе предлагаемой системы работы — использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений.

Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.

В начале обучения необходимо определить вид физиоло­гического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боко­вую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытать­ся вызвать нижнереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и про­верить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключа­ется на нижнереберное дыхание.

С появлением правильного спокойного дыхания при зак­рытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Необходимо объяснить ученику, что су­ществуют различные виды вдоха и выдоха и их сочетания: при закрытом рте вдох и выдох происходят через нос; при открытом рте возможны различные сочетания вдоха и вы­доха. После такого объяснения ребенку предлагается проде­лать конкретные дыхательные упражнения.

Цель этих упражнений — в процессе разучивания различ­ных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох. Кроме того, эти упражне­ния закладывают основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха. Формирование речевой паузы при дыхании про­исходит спонтанно, так как ребенок задерживает выдох, об­ращая внимание на то, как нужно осуществить выдох: че­рез нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно увеличиваться и закреп­ляться. А с переходом к слоговым сочетаниям, словам и фра­зам она полностью нормализуется, что обеспечит правиль­ное речевое дыхание.


Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 45

Во время таких упражнений необходимо приучать ребен­ка к ощущению проходящей по слизистым оболочкам рото­вой и глоточной полости направленной струи воздуха во вре­мя вдоха и выдоха.

Направление выдыхаемой через рот струи воздуха конт­ролируется движением ватки, положенной на гладкую по­верхность бумаги или ладони, поднесенной ко рту при вы­дохе, чтобы ребенок мог видеть направление ее движения и корригировать это направление в соответствии с указания­ми логопеда. Такой выдох, ни в коем случае не отождеств­ляемый с выдуванием, формирует направленность полного, спокойного ротового выдоха.

Мы не считаем нужным проводить какие-либо специаль­ные упражнения по развитию дыхания (сдувание ватки, на­дувание мягких резиновых игрушек и т. п.), часто применя­емые в логопедической практике, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти уп­ражнения часто выполняются ребенком с напряжением, ко­торое для речи вредно, так как оно может иррадировать на весь мышечный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.

Внимание ребенка постоянно фиксируется на направле­нии речевого выдоха и на положении органов артикуляции при выдохе.

Для организации правильного ротового выдоха необходи­мо изменить положение языка в полости рта.

Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ре­бенка сразу же обращается на положение органов артикуля­ции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает ко­рень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (после­дний применяется в крайнем случае).

Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.

Б. Развитие орального праксиса. Параллельно с работой по развитию диафрагмапьного дыхания проводится гимнастика



А. Г. Ипполитовб


артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и со­гласных звуков (II этап работы).

На четкость речи в большой мере влияет характер произ* ношения гласных звуков. С них и начинается специфическая гимнастика, в процессе которой тщательно прослеживается уклад органов произношения для каждого гласного звука. Особое внимание уделяется положению кончика языка, ко­торый на первых порах необходимо удерживать у нижних резцов при подготовке артикулем всех гласных звуков. Этот прием позволяет увеличить объем ротовой полости и тем са­мым обеспечить возможности для прохождения воздушной струи через рот. Изменение положения губ при артикуляции гласных, благодаря мышечной взаимосвязанности, естествен­ным путем приведет язык к правильному положению для каждого отдельного звука. Гимнастика начинается с изуче­ния артикуляции гласных звуков.

В подготовительном периоде главная задача состоит в организации ротового выдоха, поэтому все артикуляцион­ные упражнения осуществляются без включения голоса., Ребенок еще не знает, что выполняемые им упражнения яв­ляются артикулемами гласных звуков. В это время логопе­ду представляется возможность уточнять и улучшать уклад \ артикулем. Формируемые артикуляции запоминаются ри-нолаликом кинестетически, устанавливаются условнореф-; лекторные связи между артикулемой и ее рисунком, и он начинает свободно воспроизводить шепотом звук, ориенти-, руясь на рисунок. Объяснения логопеда знакомят ребенка с точным положением органов произношения, с направле­нием воздушной струи через рот.

При формировании артикулем следует обращать внима­ние на выполнение упражнений без напряжения и предуп­реждать появление синкинезий лицевых и мимических мышц.

При развитии орального праксиса нужно предусмотреть I
некоторые специфические пути воздействия, которые ока- I
зываются необходимыми особенно в случаях комбиноза 1
ринолалии с другими речевыми нарушениями. J

Принцип избирательной артикуляционной гимнастики | допускает применение дополнительных артикуляционных < упражнений (не создающих непосредственно артикулем ре-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.012 с.)