Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И. Ю. Левченко, О. Г. Приходъко
Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи Логопедическое обследование детей с церебральным параличом Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития при ДЦП охватывает все стороны речи. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологической симптоматики) в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи. Комплексное всестороннее обследование особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием обследования и постановки диагноза является согласованность действий логопеда-дефектоло-га, невропатолога, врача ЛФК. В ходе логопедического обследования детей с ДЦП используют следующие методы: изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных); наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации); беседа с родителями и ребенком; визуальный и тактильный контроль (ощупывание артикуляционной мускулатуры в покое и в процессе речи); использование компьютерных игр при обследовании зву-копроизношения, дыхательной и голосовой функций. 248 И. Ю. Левченко, О. Г. Приходькв Прежде чем начинать обследование ребенка, важно вс§«-5 сторонне изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и проанализировать результаты обследования И. заключение невропатолога (неврологический статус), эти данные желательно обсудить с врачом. Особенностью лого» педического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с церебральным параличом является принцип соотнесения расстройств артикуляционной моторики с общими двигательными нарушениями. При ДЦП артикуля-ционная моторика, особенности дыхания и голосообразова-ния оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями ребенка (отмечаются даже незначительные двигательные расстройства).
Совместно с невропатологом логопед изучает особенности общей моторики ребенка (удержание головы, свободны! повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоятельная ходьба) и функциональные возмож-ности кистей и пальцев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделени! ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие дифференцированные движения пальцев). При определении ведущего неврологического синдрома И степени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отмв» тить отсутствие патологических тонических рефлексов или их наличие и влияние на дыхание, голосообразование и артикуляцию. Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отразиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представление о двигательных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разньш положения: на спине, на боку, на животе. В более легких случаях обследование проводится в положении сидя или стоя. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений речи 249 Как и при всяком, комплексном обследовании, важно оце-нить особенности развития познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления), сенсорных функций (зрительного, слухового и кинестетического восприятия), проявления эмоционально-волевой сферы. Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследования. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз.
Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов*, губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. При этом логопед определяет, насколько их строение соответствует норме. Необходимо оценить состояние тонуса мышц артикуля-11,ионного аппарата в покое, при попытках к речевой деятельности, в процессе речи, при мимических, общих и артикуляционных движениях. Состояние мышечного тонуса и органах артикуляции (лицевой, губной и язычной мускулатуре) оценивается при совместном осмотре логопеда и не-иропатолога. У детей с церебральным параличом нарушения тонуса артикуляционных мышц характеризуются спастич-иостью, гипотонией или дистонией. Нередко имеет место смешанный характер и вариабельность нарушений мышечного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в лицевой и губной мускулатуре может быть выражена гипотония, а в язычной — спастичность). Отмечается наличие или отсутствие гипомимии, асимметрии лица, сглаженности иосо-губных складок, синкинезий, гиперкинезов лицевой и иаычной мускулатуры, тремора языка, девиации (отклонения) языка в сторону, гиперсаливации. Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание). Иыясняются особенности нарушения акта приема пищи у ребенка: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи: и откусывания от куска; поперхивание и захлебыва-11 и е при глотании. И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, Особое внимание обращается на состояние произвольной|Ж Оценка понимания обращенной (импрессивной) речи яв* щ
При обследовании собственной (экспрессивной) речи ре* Л бенка выявляется уровень его речевого развития. Важно от» Щ метить возрастную сформированность лексической и грам- j матической сторон речи, усвоение различных частей речи, ^ особенности слоговой структуры слов. У безречевых детей Особенности логопедической работы по преодолению нарушений речи 251 отмечается возможность использования ими различных не-иербальных средств общения: выразительной мимики, жестом, интонации. При изучении произносительной стороны речи выявляется степень нарушения ее разборчивости (речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая, смазанная). Далее отмечаются особенности нарушений дыхания (поверхностное, учащенное, неритмичное), голоса (недостаточность силы и отклонения тембра голоса) и просодической организации речевого потока. Подробно проверяется фонетико-фонематический строй речи. При обследовании звукопроизношения необходимо иыявить умение ребенка произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и особенно в рече-iioM потоке. Следует отметить недостатки звукопроизношения: искажения, замены, пропуски звуков. Нарушения ииукопроизношения сопоставляются с особенностями фонематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношения в чужой и собственной речи; как он дифференцирует на слух нормально и дефектно произносимые им науки. <...> В настоящее время разработаны приемы ранней диагностики дизартрических расстройств на основе оценки нерече-шjх нарушений. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем большее значение имеет анализ неречевых нарушений. Наиболее частым первым проявлением дизартрических расстройств является наличие псевдо-Пульбарного (спастико-паретического) синдрома, первые признаки которого можно обнаружить уже у новорожденного. Прежде всего это отсутствие крика (афония) или его слабость, однообразие, непродолжительность. Крик может Пить сдавленным или пронзительным, иногда имеют место отдельные всхлипывания или вместо крика — гримаса на лице. Почти у всех детей с церебральным параличом отмечается раннее проявление неврологической симптоматики п мускулатуре и моторике речевого аппарата. Наиболее характерными являются следующие н а р у -1П ения.
И. Ю. Левченко, О. Г. Приходькф _ Патологические изменения в строении и функциониро* вании артикуляционного аппарата. Нарушение тонуса Щ подвижности артикуляционных мышц: в лицевой мускулатуре: наличие асимметрии, сглажен» ность носо-губных складок, опущение одного из углов рта» перекос рта в сторону при улыбке и плаче; гипомимия; на* рушение тонуса лицевой мускулатуры по типу спастичноо11 ти, гипотонии или дистонии; гиперкинезы лица; в губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, рев" кое или незначительное ограничение подвижности губ; н§«достаточность смыкания губ, затруднение удержания рта закрытым, отвисание нижней губы, препятствующее плот* ному захвату соски или соска и вызывающее вытекание мо» лока изо рта; в язычной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса! патология строения языка (при спастичности — язык мао* сивный, оттянут комом назад или вытянут «жалом» вперед; при гипотонии — тонкий, вялый, распластанный Ш полости рта; раздвоенность языка, невыраженность кончика языка, укорочение уздечки); патология положения языка (девиация в сторону, высовывание языка изо рта); гипбр* кинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; огра«ничение подвижности язычной мускулатуры (от полной невозможности до снижения объема артикуляционных движений); повышение или понижение глоточного (рвотного) рефлекса; в мускулатуре мягкого нёба: провисание нёбной занавес» ки (при гипотонии); отклонение увуля от средней линии; в твердом нёбе: нёбо высокое, готическое, узкое, уплощенное, наличие в нем расщелины; аномалии зубного ряда и прикуса. Нарушения дыхания: инфантильные схемы дыхания (преобладание брюшного типа дыхания после б мес), уча«щенное, неглубокое дыхание; дискоординация вдоха и вы«доха (поверхностный вдох, укороченный, слабый выдох)! стридор. Нарушения голосообразования: недостаточная сила голо* са (тихий, слабый, иссякающий), отклонения тембра (наша» лизованный, глухой, хриплый, сдавленный, напряженныЙ| прерывистый, дрожащий); нарушение голосовых модуля» Особенности логопедической работы по преодолению нарушений речи 253 ций, интонационной выразительности голоса. Иногда отмечается асинхронность дыхания, голосообразования и артикуляции. Нарушение акта приема пищи: сосания (слабость, вялость, неактивность, неритмичность сосательных движений; вытекание молока из носа), глотания (поперхивание, аахлебывание), жевания (отсутствие или затруднение же-нания твердой пищи), откусывания от куска и питья из чашки. Гиперсаливация (постоянная или усиливающаяся при определенных условиях). Оральные синкинезии (ребенок широко открывает рот при пассивных и активных движениях рук и даже при попытке их выполнения).
Отсутствие или ослабление рефлексов орального автоматизма (до 3 мес), наличие патологических рефлексов орального автоматизма (после 3—4 мес). С возрастом у ребенка с церебральным параличом все (тлыне выявляется недостаточность голосовых реакций — крика, гуления, лепета. Длительное время крик остается тихим, мало модулированным, монотонным, без интонационной выразительности (не изменяется в зависимости от состояния ребенка). Часто крик имеет носовой оттенок. Нвуки гуления и лепета отличаются однообразием, бедностью звукового состава, малой активностью, фрагментарностью. На более поздних этапах развития в диагностике дизар-трических расстройств все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: качественная недостаточность голосовых реакций, стойкие нарушения звукопро-иаиошения, речевого дыхания, голосообразования, просодики. Проанализировав результаты обследования, логопед дает ншшючение, позволяющее судить о состоянии речевого раз-пития ребенка на момент обследования. Логопедическое зак-л ючение (диагноз) ставится совместно логопедом и невропатологом. И. Ю. Левченко, О. Г. Приходысо \ Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи при ДЦП Знание особенностей речевых нарушений у детей с церебральным параличом позволяет сформулировать основные положения, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы при ДЦП. Важно постоянно учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребенка. Вследствие этого логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций. Таким образом осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности. Речевая терапия основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функции. Сочетание логопедической работы с медицинскими мероприятиями (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК и др.) является важным условием комплексного воздействия специалистов медико-педагогического блока. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств при ДЦП, общность поражения артикуляционной и общей моторики. Например, необходимо подавлять патологическую рефлекторную активность как в речевой, так и в скелетной мускулатуре. Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Это связано с положением об анатомической близости корковых зон иннервации речевого аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца. При ДЦП тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений речи 255 Очень важна стимуляция двигательно-кинестетического анализатора, что позволит сформировать управление артикуляционным праксисом (умение выполнять целенаправленные артикуляционные действия), развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребенок (кинестетическое ощущение артикуляционной позы). При этом необходима опора на другие анализаторы (на зрительный — при выполнении артикуляционных упражнений перед зеркалом; на слуховой — когда движения сопровождаются четкой речевой инструкцией). Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-логопедической работы (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных). Задачи логопедической работы Основная цель логопедической работы с детьми с ДЦП — развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими. Для реализации этой цели необходимо: 1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях — нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата). 2. Развитие речевого дыхания и голоса. Формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции. 3. Нормализация просодической системы речи (мелоди-ко-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи). 4. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. 5. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. 7. Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи, (при смешанном, сложном речевом 256 И. Ю. Левченко, О. Г. Приходька расстройстве, проявляющемся как дизартрической, так и Установив диагноз на основании первичного логопеди-1 ческого обследования, логопед совместно с невропатологом) разрабатывают тактику коррекционно-логопедической работы, определяют основные направления и формы рабоч ты, прогнозируют конечный результат логопедического воздействия, определяют противопоказания и дозировку занятий. Для каждого ребенка желательно составить инди* видуальную комплексную программу, включающую конк* ретные коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы. При проведении-коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, целесо* образно использовать следующие методы логопедического воздействия: дифференцированный логопедический массаж (расслаб* ляющий или стимулирующий); зондовый массаж; точечный массаж; пассивная и активная артикуляционная гимнастика; дыхательные и голосовые упражнения; искусственная локальная контрастотермия (сочетанию гипо- и гипертермии). Дифференцированный логопедический массаж Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизар* трией, логопед стремится сначала ослабить проявления рао* стройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возмож* ностк движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляциом* ный процесс, что, в свою очередь, повысит качество звуке вой системы речи. Необходимо использовать средства, ирй' емы дифференцированного логопедического массаже (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости ОТ характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуля» ционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от (НИ стояния мышечного тонуса проводится расслабляющий мяо» Особенности логопедической работы по преодолению нарушений речи 257 он ж (при спастичности мышц — с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии — с целью активизации мышечного тонуса). <...> Пассивная артикуляционная гимнастика Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало и конец, фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку и требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3—5 движений. Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролиро-пать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его. Пассивная гимнастика языка: 1) выведение языка из ротовой полости вперед; 2) втягивание языка назад; 3) опускание языка вниз (к нижней губе); 4) поднимание языка вверх (к верхней губе); 5) боковые отведения языка (влево и вправо); 6) придавливание кончика языка ко дну ротовой полости; 7) приподнимание кончика языка к твердому нёбу; 8) легкие плавные покачивающие движения языка в стороны. Пассивная гимнастика губ: 1) собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии); 2) собирание нижней губы (тем же приемом); 3) собирание губ в трубочку — «хоботок» (движение производится к средней линии); 258 И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько 4) растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами j углов рта; 1 5) поднимание верхней губы; j щ 6) опускание нижней губы; I Щ 7) смыкание губ для выработки кинестетического ощуще- / щ ния закрытого рта; щ 8) создание различных укладов губ, необходимых для jj произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы,э). щ Активная артикуляционная гимнастика | При проведении артикуляционной гимнастики большое 1 значение придается тактильно-проприоцептивной стимуля- | ции, способствующей развитию статико-динамических ощу- j щений и четких артикуляционных кинестезии. Осуществ- 1 ляя принцип компенсации, на первых этапах работы ц используют максимальное подключение различных анали- Щ заторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный Щ анализатор играет существенную роль в кинестетическом Ъ восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику про- | водят перед активной артикуляционной гимнастикой. Да- М лее для развития более четких и дифференцированных ар- jj тикуляционных кинестезии постепенно исключают участив Л тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие улражие- § ния можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, ак- _i центируя его внимание на проприоцептивных ощущениях. г При выполнении активных артикуляционных движений ~z в мимической, губной и язычной мускулатуре важно фор» ж мировать полноту объема движений, дифференцированносга Л включения различных мышц; плавность, симметричность -^ движений; скорость включения и переключения. Необходи- = Упражнения для развития мимических ~у мышц лица: -=г 1) закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз; 2) нахмуривание бровей; 3) поднимание бровей, образование продольных морщим на лбу; Особенности логопедической работы по преодолению нарушений речи 259 4) надувание щек; 5) проглатывание слюны; 6) открывание и закрывание рта; 7) жевательные движения. Упражнения для развития губной мускулатуры: 1) вытягивание губ вперед трубочкой; 2) растягивание их в стороны; 3) чередование движений «хоботок — оскал»; 4) смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях; 5) размыкание губ при закрытом и открытом рте; 6) мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»); 7) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно); 8) целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками); 9) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица). Для создания большей иннервационной активности, по-нышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания: 1) выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой:»а щеку (попеременно слева и справа); 2) перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т. д.); 3) удерживание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением. Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифферен-([.ированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти. Упражнения для язычной мускулатуры: 1) прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов; 2) выдвигание языка вперед; И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько 8) втягивание языка назад, внутрь; 4) опускание языка вниз; 5) приподнимание языка вверх; 6) боковые отведения (вправо и влево); 7) приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти; 8) суживание языка и заострение его; 9) переключение различных позиций. Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков. Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой помощи семья нуждается постоянно, независимо от возраста больного. Более того, по мере взросления ребенка возрастает значение психологической помощи, так как ситуация, в семье непрерывно усложняется. По нашим наблюдениям, все семьи, имеющие детей-инвалидов с двигательными нарушениями, можно условно разделить на три группы: семьи, которые в течение определенного времени после постановки диагноза могут достигнуть внутрисемейной И социальной (внесемейной) адаптации; семьи, которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях не формиру* ются правильные представления о положении ребенка, воа» можностях его лечения и развития; промежуточная категория семей, т. е. семьи с отклонени» ями во внутрисемейной и внесемейной адаптации. Трудно выявить статистически значимую зависимость между особенностями семейной адаптации и клиническими характеристиками больного ребенка. Существуют предварительные данные, которые указывают на то, что наибольшие трудности испытывают семьи, имеющие детей с ДЦП и ум-ственной отсталостью, а наиболее благоприятны семьи, воспитывающие ребенка с легкими проявлениями основного Особенности логопедической работы по преодолению нарушений речи 261 заболевания (В. В. Ткачева, 1999). В адаптации семьи большую роль играют личностные особенности родителей, особенно матери. Влияние этого фактора убедительно показано в работах В. А. Вишневского и В. В. Ткачевой, описавших различные типы реагирования на факт установленного у ребенка заболевания (паранойяльные тенденции, депрессия, реакция отказа, адекватное реагирование ит. д.). Огромна роль здорового психологического климата в семье, где растет инвалид с детства вследствие ДЦП. Отсюда важность психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей инвалида. Психолог образовательного учреждения располагает уникальными возможностями для коррекционной работы с ребенком и его семьей. В отличие от психолога, работающего в клинике или реабилитационном центре, он может встречаться с ребенком в течение нескольких лет, наблюдать тончайшие изменения в его психологическом статусе. Эти изменения определяются не только работой психолога, но и семейной ситуацией, отношением к ребенку членов его семьи. Роль семьи в реабилитации детей с ограниченными возможностями трудно переоценить: родители и другие родственники ребенка могут стать союзниками профессионалов (врачей, педагогов, психологов), а могут сознательно или бессознательно препятствовать реабилитационному процессу. <...> Рождение ребенка с отклонениями в развитии — большое потрясение для семьи. Условно можно выделить несколько стадий приспособления к этой ситуации (L. Miller, 1968; О. К. Агавелян, 1989; В. В. Юртайкин, О. Г. Комарова, 1996). Первая стадия — стадия шока, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного» в происшедшем, обвиняя друг друга или врачей. Иногда агрессия обращается и на но-порожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, иидя, что он не такой, как другие дети. В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат. Можно встретиться с реакцией отрицания: родители не керят, что ребенок родился с отклонениями в развитии. Вторую стадию некоторые авторы называют фазой скорби — скорби по желанному здоровому ребенку. Отношение к, аномальному ребенку зачастую лишено непосредственно- И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько сти: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком, ищут совета у специалистов. Наконец, третья стадия — стадия адаптации. Родители «принимают» сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями — от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий и пр. Конечно, говорить об адаптации можно лишь с большой долей условности: подавляющее большинство родителей живет в условиях постоянного психологического стресса большей или меньшей степени выраженности, поскольку по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые необходимо решать. Но даже эта условная адаптация происходит не всегда. Родители часто испытывают чувство неполноценности, ущербности, усугубляемое, к сожалению, отношением окружающих к ним и ребенку, которое может быть неблагоприятным. Даже если семьи не распадаются, в них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Существуют различные классификации типов неправильного воспитания. Одна из классификаций выделяет следующие типы неправильного воспитания: 1) гипопротек-ция (безнадзорность); 2) доминирующая гиперпротекция (мелочный контроль); 3) потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»); 4) эмоциональное отвержение; 5) гиперопека и симбиоз; 6) воспитание посредством нарочитого лишения любви; 7) воспитание посредством вызова чувства вины. Все эти типы воспитания так или иначе деформируют личность ребенка, затрудняют его дальнейшую социальную адаптацию. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений речи 263 В работах И. И. Мамайчук с соавторами (1989) и В. В. Ткачевой (1988) показано, что в семьях, где воспитываются дети с ДЦП, наиболее частый тип отношений — гиперо-иека, тормозящая личностное развитие ребенка, лишающая его самостоятельности, способствующая закреплению тормозимых черт личности и формированию нереальных аланов на будущее. В то же время в части семей наблюдается эмоциональное отвержение больного ребенка, что ведет к формированию у него чувства неполноценности, неуверенности в себе, а при неустойчивом типе характера вызывает реакции активного протеста. В исследовании В. С. Чавес (1993) показано, что в общении с подростком, больным ДЦП, родители используют стиль потворствующей протекции, который проявляется в удовлетворении любых потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей. Таким образом, с учетом описанной социальной ситуации развития ребенка в семье, основные направления в работе специалистов представляются следующими: гармонизация семейных взаимоотношений; установление правильных детско-родительских отношений; помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических); помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка; обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, «■казкотерапии и т. п.); помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования. Приоритетность тех или иных направлений в работе определяется после исследования семьи, бесед с родителями и ребенком, психодиагностических исследований. Соответственно и сама работа может строиться в моделях психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии (хотя надо заметить, что такое разделение письма условно). Конкретные формы работы зависят от задач, стоящих перед психологом, и его профессиональной И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько подготовки. Это могут быть и родительские клубы, и систематические занятия, и индивидуальная работа с матерью или отцом. Поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры, инсценировки, родительские сочинения — все это и многое другое может быть использовано для работы с семьей. В ходе изучения удалось описать группу семей, особенно нуждающихся в помощи психолога. Исследование показало, что более 40% матерей испытывают глубокое чувство вины, вплоть до суицидальных мыслей. Родители испытывают страх перед будущим, чувство собственной неполноценности, ощущение беспомощности. Эта сложная гамма переживаний выбивает людей из привычных рамок поведения, что сказывается как на внутрисемейных, так и на внесемейных контактах. Из общего числа обследованных нами семей в 27% случаев родители были одиночками. Некоторая часть семей не выдерживает испытаний, связанных с рождением проблемного ребенка, и распадается, что оказывает неблагоприятное влияние на развитие самого ребенка.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.115 с.) |