Оценка уровня интегральной потребности в ценностях физической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка уровня интегральной потребности в ценностях физической культуры



 

Одна из причин, почему на обязательных уроках физической культуры у школьников и студентов не формируется устойчивая потребность в физической культуре и здоровом образе жизни, – отсутствие методик количественной и качественной оценки потребности как в отдельных ценностях физической культуры, так и в физической культуре как интегральном социальном явлении.

Очевидно, что потребности отличаются содержанием (что хочет человек), силой и продолжительностью. Учёные неоднократно предпринимали попытки оценить силу потребности. Но все предлагаемые формулы не несли в себе качественной и количественной оценки в строгом смысле. Эти формулы хорошо выражали основную идею авторов, но были совершенно не пригодны для конкретных расчётов. В своих работах авторы не раскрывали характера зависимостей, о которых идёт речь, и не предлагали меры, позволяющие дать количественную оценку связываемых явлений. На эту проблему указывал известный нейрофизиолог П. В. Симонов: «… у нас нет универсальных единиц измерения потребностей, эмоций и прагматической ценности информации…».

Если в коммерческих структурах потребность в физкультурных услугах оценивается с помощью косвенных показателей (спрос, количество оказанных услуг, выручка, прибыль и пр.), то в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательной дисциплиной, подобные показатели не используются. Поэтому мы предположили, что силу потребности может измерить только сам человек и выразить её в баллах определённой шкалы. Для этого мы разработали две анкетные методики количественной оценки потребности в ценностях физической культуры у школьников старших классов и студентов средних специальных и высших учебных заведений.

Методика 1 основана на анкете 1 и в большей мере предназначена для оценки интегральной (совокупной) потребности в физической

культуре и здоровом образе жизни.

Методика 2 основана на анкете 2. Она позволяет точнее дифференцировать величину потребности в конкретной ценности физической культуры и здорового образа жизни.

У методики 2 есть определённые преимущества.

Во-первых, в анкету 2 можно включать ценности, интересующие преподавателя.

Во-вторых, по сравнению с методикой 1 она является экспресс-методикой оценки как интегральной потребности, так и потребности в конкретной ценности.

В-третьих, она визуально информативна, что позволяет оперативно вносить изменения в учебных процесс.

 

Методика 1 – Оценка интегральной потребности в ценностях физической культуры и здорового образа жизни

 

Инструкция к работе с анкетой №1 (14 блоков)

В анкете количественная оценка потребности в физической культуре проявляется через отдельные ценности, сгруппированные в 14 блоков, каждый из которых содержит по четыре суждения. Сначала необходимо внимательно прочитать все вопросы одного блока, затем выбрать одно суждение, которое в большей мере соответствует реальной потребности респондента. Выбранное суждение отмечается знаком «+» или «˅».

Результаты анкетирования оцениваются с помощью таблицы 23, отражающей стоимость каждого выбранного суждения в баллах. Максимальный (органический) уровень потребности равен 100 баллам, минимальный – 1 баллу.

Нередко случается, что при ответе на анкету выбирают суждения, с которыми отвечающие согласны по убеждению, т.е. считают, что так должно быть или это правильно (особенно это часто случается со студентами – будущими учителями физической культуры). Поэтому при проведении анкетирования необходимо дать указания, что нужно выбирать то суждение, которое соответствует истинной потребности опрашиваемого.

 

Анкета 1 – Интегральная потребность в ценностях ФК и ЗОЖ

А) Резкие изменения погоды очень сильно отражаются на моем самочувствии (головные боли, резко снижается работоспособность, боли в суставах, подташнивание и т.п.).

Б) При изменении погоды чувствую слабость, значительно снижается работоспособность.

В) Резкие изменения погоды не отражаются на моем самочувствии.

Г) Смену погоды ощущаю, но работоспособность практически не изменяется.

А) Я не провожу закаливающих процедур, т.к. не считаю это нужным.

Б) Провожу закаливающие процедуры, но иногда.

В) Провожу закаливающие процедуры постоянно и с удовольствием.

Г) Закаливанием хотелось бы заняться, но не знаю, как это сделать, с чего начать.

А) Оцениваю собственное здоровье как слабое.

Б) Оцениваю своё здоровье как удовлетворительное.

В) Оцениваю своё здоровье как хорошее.

Г) Оцениваю своё здоровье как отличное.

А) Интересуюсь всем, что связано со здоровьем, с целью использования полученных знаний на практике.

Б) Не интересуюсь вопросами, касающимися проблем здоровья, вредных привычек, закаливания и т.п.

В) Есть желание заниматься физической культурой для укрепления здоровья, но не знаю как.

Г) Интересуюсь вопросами, касающимися проблем здоровья, но только в том случае, когда возникает в этом необходимость (травма, болезнь, негативное состояние и т.п.).

А) Игнорирую занятия физическими упражнениями, т.к. не хочется испытывать дискомфорт после занятий (потливость, слабость, мышечная боль и т.п.).

Б) Занимался бы физическими упражнениями, но мешает отсутствие подходящих для этого условий (душ, массаж после занятий, рекомендации компетентного тренера и т.п.).

В) Занимаюсь физическими упражнениями только в том случае, если занятия проходят на фоне комфорта.

Г) Занимаюсь физическими упражнениями и другими формами физической культуры постоянно, т.к. легкая мышечная боль после занятий вызывает приятные ощущения (прилив сил, истому).

А) После утомительной (длительной, монотонной) работы занятиям восстановительной физической культурой (душ, массаж, легкие упражнения и т.п.) предпочту пассивный отдых (у телевизора, за книгой, сон и т.п.).

Б) Хотелось бы при усталости после учебы (работы) заняться восстановительными формами физической культуры, но не знаю, как это правильно делать.

В) Занимаюсь для снятия утомления, усталости после учебы (работы) восстановительными формами физической культуры, но от случая к случаю.

Г) Постоянно занимаюсь восстановительными формами физической культуры, чтобы привести себя в порядок (снять утомление, усталость, взбодриться) после учебы (рабочего дня).

А) Ни с семьей, ни с друзьями не занимаюсь физической культурой.

Б) Участвую в соревнованиях только тогда, когда нужно поддержать класс, команду, группу (и т.п.).

В) Вовлекаю в занятия физической культурой семью, близких, друзей и т.п.

Г) Буду заниматься физической культурой, если есть для этого хорошая компания.

8. А) Сомневаюсь в нужности физической культуры как учебной дисциплины.

Б) Я хожу на уроки физической культуры только потому, что уроки ФК в учебных заведениях обязательны для посещений.

В) Я считаю, что уроки физической культуры необходимы, так как они снимают утомление после учебы (повышается работоспособность).

Г) Мне нравятся уроки (занятия) физической культурой, но только без нормативов.

9. А) Не занимаюсь самостоятельно физической культурой, так как не вижу в этом необходимости.

Б) Физической культурой занимаюсь для укрепления здоровья.

В) Занимаюсь физической культурой, так как это сейчас довольно модно.

Г) Заниматься мешает отсутствие интереса к занятиям физической культурой.

А) Занимался(лась) бы различными формами физической культуры, но постоянно не хватает свободного времени.

Б) Самостоятельным занятиям различными формами физической культуры мешает собственная пассивность (лень).

В) Занимаюсь различными формами физической культурой только в том случае, если в этом возникает необходимость (сбросить вес, коррекция фигуры, подготовка к сдаче нормативов и т.п.).

Г) Постоянно присутствует желание заниматься различными формами физической культуры.

А) Выполняю физические упражнения в том случае, если нет работы по дому (не задано много уроков и т.п.).

Б) Заниматься физической культурой мешают другие, более интересные увлечения.

В) Занимаюсь иногда, т.к. много времени отнимает транспорт до мест занятий.

Г) Выполняю самостоятельно физические упражнения (зарядку, прогулки и т.п.) постоянно.

12. А) Я стал(а) бы заниматься физической культурой, если бы за это материально поощряли.

Б) Занимаюсь физической культурой (спортом) ради материальных поощрений, грамот, кубков, всеобщего внимания, похвалы и т.п.

В) Физическими упражнениями занимаюсь независимо от того, будут ли материально поощрять за это или нет, т.к. меня интересуют другие ценности (хорошее функциональное состояние, хорошая спортивная форма, стройная фигура и т.д.).

Г) Даже материальные поощрения не стали бы поводом к занятиям физической культурой.

А) Не имею вредных привычек, т.к. знаю последствия злоупотребления ими.

Б) Борюсь со своими вредными привычками, но, к сожалению, не всегда успешно.

В) Хотелось бы отказаться от вредных привычек, но не знаю как.

Г) Систематически курю, употребляю спиртные напитки и т.п.

А) Оцениваю собственную физическую подготовленность как слабую.

Б) Свою физическую подготовленность оцениваю как удовлетворительную.

В) Собственную физическую подготовленность оцениваю как хорошую.

Г) Собственную физическую подготовленность оцениваю как отличную.

 

Далее, руководствуясь таблицей 23, необходимо определить силу потребности в каждом из 14 блоков. Сосчитать количество ответов, за которые были получены 1, 2, 3 и 4 балла и определить их сумму по формулам:

 

∑Х 1 = N1· 1 балл; ∑Х2= N2 · 2 балла; ∑Х3= N3· 3 балла; ∑Х4= N4·4 балла,

где N1; N2; N3; N4 – количество ответов в 1, 2, 3 и 4 балла соответственно.

 

Таблица 23 – Стоимость утверждения в баллах

 

Цена (стоимость) выбранного ответа Номера блоков
                           
1 балл (Х1) А А А Б А А А А А Б Б Г Г А
2 балла (Х2) Б Г Б В Б Б Г Б Г А А А В Б
3 балла (Х3) Г Б В Г В В Б Г В В В Б Б В
4 балла (Х4) В В Г А Г Г В В Б Г Г В А Г

* Варианты ответов выделены жирным курсивом для примерного расчета уровня потребности по формуле.

 

Общая сумма баллов или интегральная потребность (П) в физической культуре рассчитывается по формуле

 

П = 1,786·∑Х4 + 1,310·∑Х3 + 0,540·∑Х2+ 0,071·∑Х1,

 

где П– уровень потребности;

∑Х4– количество ответов под номером 4, умноженное на коэффициент 1,786;

∑Х3– количество ответов под номером 3, умноженное на коэффициент 1,31;

∑Х2– количество ответов под номером 2, умноженное на коэффициент 0,54;

∑X1– количество ответов под номером 1, умноженное на коэффициент 0,071.

 

Пример подсчета результатов анкетирования

Например, в ходе работы с анкетой были получены следующие результаты (в таблице 23 отмечены жирным наклонным шрифтом).

Опрашиваемый отметил пять ответов (Г,Б,В,А,Г) стоимостью 4 балла (Х4); три (В,Г,В,) – стоимостью 3 балла (Х3); четыре (Г,Б,Г,А) – стоимостью в 2 балла (Х2); два ответа (А,Б) – стоимостью в 1 балл (X1).

Подставим полученные данные в формулу:

П = (1,786·5·4 + 1,310·3·3 + 0,540·4·2 + 0,071·2·1) = 51,972 ≈ 52 балла.

Итак, мы выяснили, что количественный показатель потребности равен 52 баллам. Согласно таблице 24 данный уровень соответствует неустойчивой потребности в физической культуре.

Подробная качественная характеристика уровней потребности представлена в таблице 24.

 

Таблица 24 – Уровни потребности в ценностях физической культуры

 

№ п/п Качественная оценка уровней потребности Уровни потребности в баллах
  Нулевая потребность  
  Зачаточная потребность 1-10
  Сослагательная или условная потребность 11-20
  Очень слабая потребность 21-30
  Слабая потребность 31-40
  Случайная потребность 41-50
  Неустойчивая потребность 51-60
  Умеренная потребность 61-70
  Сильная потребность 71-80
  Устойчивая потребность в ФК 81-90
  Органическая (физиологическая) потребность 91-100

 

Ниже предложен второй вариант методики оценки потребности в ценностях физической культуры. Предложенный вариант является экспресс-методикой. Если методика 1 в большей мере предназначена для оценки интегральной потребности в ФК и ЗОЖ, то методика 2 позволяет точнее дифференцировать величину потребности в конкретной ценности физической культуры и здорового образа жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.023 с.)