Использование заболеваемости при расчёте эффективности мероприятий ФК и зож 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование заболеваемости при расчёте эффективности мероприятий ФК и зож



Различают три состояния человека: здоровье, предболезнь (пограничное состояние) и болезнь. Заболеваемость является количественной характеристикой болезни. Основными количественными показателями заболеваемости являются: количество дней нетрудоспособности и количество случаев или частота заболеваний за определённый период. В здравоохранении принято считать заболеваемость за год и по этим показателям пересчитывать её на 100 (1000 или 10000) человек.

В СССР заболеваемость детей составляла 650-2500 дней в году, взрослых (по разным предприятиям) – от 1200 до 2400 дней в году на 100 человек. Цифры более 1500 дней считаются высокой заболеваемостью. Частота заболеваний, или количество случаев заболеваний, также является важным показателем. Он уточняет характер заболеваний – как часто люди обращаются к врачу.

Однако без персонификации оба указанных показателя не дают полной информации о сущности такого сложного явления, как болезнь, и её количественной характеристике – заболеваемости. В небольших группах очень важен показатель – персонификация болезни. Например, из 100 человек могут болеть только 10 человек, а 90 человек – быть здоровыми. И эти 10 человек могут дать высокую заболеваемость и в днях, и в количестве случаев. А один больной, например, после травмы спинного мозга, может дать высокую заболеваемость в днях всего при одном обращении (госпитализации). Или десять обращений к врачу при продолжительности заболевания в 5-10 дней могут дать примерно такую же заболеваемость.

Почему следует учитывать количество случаев (их персонификацию)? Этот показатель позволяет выяснить – болеет вся группа или определённая её часть. Тогда можно установить причины заболеваемости и способы её снижения.

Например, при сравнении заболеваемости спортсменов и людей, ведущих малоподвижный образ жизни, выясняется, что у тех и других она примерно одинаковая. Тогда возникает вопрос: «Зачем заниматься спортом, если у спортсменов такая же заболеваемость, как у двигательных лентяев?» Здесь можно привести несколько аргументов в пользу спортсменов.

Во-первых, спортсмены при более высоком функциональном состоянии организма способны трудиться в несколько раз интенсивнее по сравнению с «двигательными лентяями».

Во-вторых, сравнение профессиональной заболеваемости спортсменов и заболеваемости «двигательных лентяев» является некорректным, потому что условия производства (деятельности) у них совершенно разные. Это относится ко многим профессиям, требующим высокой двигательной активности: строителям, военнослужащим, работникам МЧС, МВД и пр. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, физически не способны выполнять профессиональные обязанности, связанные с большими объёмами движений.

При одинаковых производственных и бытовых условиях люди, «часто», «очень часто» и «длительно» болеющие, являются профессионально непригодными к профессиям, требующим высокой двигательной активности. Им нужно думать о смене места работы или смене профессии. Например, профессии литейщика, сталевара, сварщика и прочие подобные профессии противопоказаны людям с бронхиальной астмой.

В СССР при поступлении в вуз абитуриент должен был пройти медицинскую комиссию, которая при условии, что он здоров, выдавала ему справку формы 286. Существовали противопоказания к поступлению на определённые специальности. Сейчас все противопоказания сняты. Каждый человек вправе использовать своё конституционное право на образование. А то, что он после окончания вуза не сможет работать по специальности, его личная проблема. Но это только в том случае, если образование он получал за свои деньги, а не за счёт государства. Поэтому государству или частному предпринимателю не выгодно учить заведомо больного человека.

Как быть, если такие люди существуют, и по данным статистики их число растёт. Проблему их здоровья всё равно решать придётся.

В связи с изложенным выше возникла одна мысль. Профессия лётчика, особенно военного, требует абсолютного здоровья. Ещё более высокие требования предъявляют к здоровью космонавтов. Возможно, физической подготовке современных космонавтов не уделяют такого большого внимания, какое предъявляли (уделяли) первым космонавтам и космонавтам 70-80-х годов прошлого века, и их физические нагрузки не являются столь объёмными и интенсивными. Но очевиден факт – выдержать их могли только люди физически крепкие, обладающие исключительным здоровьем. Но людям с высокой устойчивостью к большим физическим нагрузкам, как правило, присуща высокая потребность в двигательной активности. Однако в космосе для поддержания даже нормальной двигательной активности нужно создавать определённые условия, целый комплекс специальной аппаратуры, специальные костюмы, имитирующие работу антигравитационных мышц.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Нужна ли космонавтам высокая физическая подготовленность, если в космосе поддерживать её достаточно сложно? Возможно, космонавты с генетически низкой потребностью в двигательной активности легче перенесут космический полёт. А если это так, тогда нужно менять критерии отбора, ориентируясь в большей мере на людей, способных сохранять высокую профессиональную работоспособность в условиях низкой двигательной активности.

С целью актуализации самостоятельной активности в использовании гигиенических мероприятий, закаливающих процедур и других ценностей физической культуры, направленных на профилактику заболеваемости занимающихся, нами разработаны критерии оценки блока «заболеваемость», представленные в таблице 26.

 

Таблица 26 – Критерии оценки заболеваемости

 

Баллы 100-91 90-81 80-71 70-61 60-51 50-41 40-31 30-21 20-11 10-0
Кол-во дней простудных заболеваний
      1-3 4-6 7-10 11-15 16-21 22-25 26-29 Более30
Кол-во случаев простудных заболеваний
  Нет Нет       1-2 1-3 2-3 4-5 Более 5

Примечание:

100-81 баллов – заболевание не наблюдалось, но могло отмечаться пограничное состояние или плохое самочувствие.

.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Проанализируйте своё состояние на протяжении учебного года и определите, сколько раз вы болели, какое количество дней сопровождалось состоянием предболезни, а также, сколько учебных дней вы пропустили по причине болезни. Постарайтесь определить причину(ы) заболевания и проследить характер его протекания.

2. Активно занимающийся физической культурой студент имеет довольно высокие показатели физической подготовленности. Означает ли это, что он менее подвержен заболеваниям, чем студент, у которого более низкий уровень физической подготовленности? Обоснуйте ответ.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев, А. М. Методы оценки экономической эффективности физической культуры / А.М. Алексеев // Теория и практика физической культуры. – 1988. – № 10. – С. 5–7.

2. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. – М.: Медицина, 1979. – 295 с.

3. Вайнер, Э. Н. Валеологические подходы и критерии здоровья и болезни / Э. Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008. –№12, 2009. –№1. – С. 47

4. Жуков, В. Г. Здоровье. Как его оценить? (Факторная концепция) / В.Г.Жуков. – Екатеринбург: Центр интеллектуального развития молодежи. – 1997. – 70 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.005 с.)