Храм Божий - высшее, что есть на земле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Храм Божий - высшее, что есть на земле



 

Лк., 7 зач., II, 22-40

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии говорится о том, что на сороковой день после рождения Спаситель был принесен в храм, как и подобало всякому перворожденному младенцу мужеского пола: он должен был посвящаться Богу. И в Иерусалим­ском храме встретили Его святые Симеон Бого- приимец и пророчица Анна.

Историю святого праведного Симеона Бого- приимца, наверное, многие знают. Он был од­ним из семидесяти переводчиков-толковников Библии. Человек он был по тому времени очень образованный. И когда переписывал книгу про­рока Исайи и дошел до слов: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог (Ис. 7, 14), то, по человеческому разумению, он решил: «Как это может быть? Это же невозможно!» И он решил исправить. И есть даже в Третьяковской галерее картина, запечатлевшая, как он собира­

ется соскоблить ножом и исправить слово «дева» на «женщина». Но Ангел остановил его и ска­зал: «Все, что здесь написано, - истина, и ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь исполне­ния этого пророчества». И Симеон прожил три­ста лет, пока не исполнилось это пророчество. А как это произошло, вы слышали в сегодняш­нем Евангелии.

Второе из действующих лиц сегодняшнего празднества - пророчица Анна, вдовица чистая, при храме в посте и молитве подвизалась, и она тоже сподобилась видеть принесенного в храм Спасителя-Младенца.

Этот праздник Сретения, так же как празд­ник Введения во храм Пресвятыя Богородицы, призывает всех к посещению храма Божия.

Самое высшее, что есть на земле из данных человеку благодеяний, - это храм Божий. В нем пребывает благодать Божия, в нем совершаются все Таинства, в нем пребывает невидимый гор­ний мір. Церковь во всей полноте своей всё вре­мя находится прежде всего в храме Божием.

Есть видения, которые были во время богос­лужений. Вы знаете, наш храм Покрова Пресвя­той Богородицы- свидетельство этой истины. Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний видели, как Матерь Божия покрыва­ет своим Покровом всех молящихся. И вместе с Ней - Ангелы, апостолы, пророки и все святые.

Ангел явился пророку Захарии в алтаре, ког­да возвестил ему о рождении Иоанна Предтечи.

Ангелы Хранители всегда находятся у престо­ла Божия в храмах, и это - свидетельство того, что здесь особое место пребывания бесплотных сил и вообще святых. Поэтому Церковь воспе­вает так: В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним.

Исходя из этого, и все святые прежде всего стремились в храм Божий. И если они не находи­лись в глубокой пустыне, как преподобные Анто­ний Великий или Марк Фраческий, Павел Фивейский или Мария Египетская, то все они прежде всего всегда пребывали в храме Божием. Так что наши праздники памяти святых говорят о необ­ходимости посещения храма Божия.

Одна из наших русских святых, благоверная княгиня, подвизалась в домашней молитве, в по­сте, дела милосердия совершала, благотворила много, старалась больных посещать. И вот некое­му рабу Божиему было такое явление. Ему было сказано: «Скажи ей, что добре она подвизается, всё это она хорошо делает. Но скажи ей, чтобы она обязательно все-таки в храм приходила». То есть хотя она и вела жизнь праведную и ми­лосердную, но при всем при том, если храм есть, то его нужно обязательно посещать. Вот ответ на многочисленные возражения: «Главное, мол, - в душе, а в храм Божий ходить - это неважно».

Если воспитание Матери Божией - Той, Ко­торая стала честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, - происходило в храме Божием, если Господь был принесен Матерью

Божией в храм и здесь Его встретил Симеон Бо- гоприимец, который узрел в этом исполнение того, что ему было предсказано: ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь своими глазами Того, про Кого ты читал и думал: как это может быть? - то что еще нужно говорить о значении храма Божия в нашей жизни?

И здесь Симеон Богоприимец говорит за­мечательные слова, обращаясь к Спасителю: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по гла­голу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасе­ние Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. Подтверждая и утверждая эти слова Симеона Богоприимца, от лица Господня вос­певает Церковь: Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит. Внешне Младенца держит на руках Симеон Бо­гоприимец, но он держит Того, Кто держит всё творение в Своей руке.

В этих словах заключен глубочайший смысл. Когда в нашей жизни иногда возникают такие мысли, что мы что-то там делаем, как говорят, для созидания, для поддержания Церкви, что мы защищаем, отстаиваем Церковь, - на самом де­ле Церковь нас защищает, и отстаивает, и сози­дает нас.

Когда еще в Ветхом Завете люди приносили дары в церковь, то Господь говорил им: «То, что вы Мне приносите, не Мое ли это? Поэтому при­носите мне свою душу». Даждъ ми, сыне, твое

сердце (Притч. 23, 26) - так говорит Господь. Нужно помнить эту истину: что, когда мы что-то совершаем как бы ради Бога или же во славу Бо­жию, на самом деле не мы это совершаем, а Го­сподь сподобляет нас это совершать или прини­мать в этом участие. Ибо невидимо совершается всё благодатью Божией. Всё творит Господь.

Было такое видение: была некая трапеза, пир, и все участвуют, каждый что-то делает, но участвует, и Господь тоже. И Господь трудится боль­ше всех.

Если мы что-то делаем, то делаем потому, что Господь дал нам силы, дал разумение, и мы мо­жем это делать. Ведь если у тебя не будет ни рук, ни ног, ни разума, - что ты сможешь делать? Ес­ли ты делаешь что-то, то потому, что тебе дано. И тот, кто делает, и делает так, как подобает, со­вершает то, что должен. Вот если он не делает, то совершает преступление.

Святой апостол Павел, получив благодать апо­стольства, говорит: Аще... благовествую, несть ми похвалы, нужда бо ми належит. Горе же мне, аще не благовествую (1 Кор. 9,16).

Такие слова можно сказать обо всем. Если ты что-то делаешь ради Бога - я уж не говорю, для храма, для Церкви, а вообще что-то делаешь доброго, - то ты делаешь то, что должен делать, и горе тебе, если ты этого не делаешь. А то, что делаешь, ты делаешь потому, что тебе дано. Ты не сможешь ничего сделать, если в тебе не будет этого дарования.

Святой праведный Симеон Богоприимец не дождался бы рождения Спасителя, если бы ему не дано было такое долголетие. Господь дал ему и держал его: Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит.

Вот это как раз и есть то, что должно быть в душе каждого верующего человека. Помнить нужно, что всё - от Бога, и с Богом, и к Богу: Вся Тем быша, и без Него ничтоже быстъ, еже быстъ (Ин. 1, 3). Всё, что мы имеем, мы имеем как дар Божий, и если что приносим, то Божие.

Вот простейший пример: детей растят, вос­питывают, учат. А потом этот ребенок, выра­щенный родителями, получивший образование, профессию, что-то покупает и приносит в по­дарок своим родителям на день рождения или на именины. Какую часть он делает из того, что для него сделано?

Восточная мудрость гласит, что если ты на ладони своей изжаришь яичницу для сво­ей матери, ты ничего еще для нее не сделал. То есть держать на огне руку так, чтобы там зажарилась яичница - такое самопожертвова­ние, - и то еще это ничто из того, что ты должен был бы для нее сделать. Если, как говорит зем­ная мудрость человеческая, которая тоже всё черпает от Бога, мы в таком долгу перед свои­ми родителями, от которых получили жизнь, в каком же мы долгу перед Богом, от которого имеем всё? И что мы приносим Ему из того, что нам дано?

Поэтому Господь, явив Свое неизреченное смирение, сказал: Шесть дней делай и сотвори- ши в них вся дела твоя; в день же седьмый, суб­бота Господу Богу твоему (Исх. 20, 9-10). Свя­титель Иоанн Златоуст говорит, что, Владыка и Творец всего, Он не взял себе большую часть, не взял половину, ни третью часть - а только одну седьмую. И то, если взглянуть на это по- настоящему, то это больше дар Божий нам, чем наш - Богу. Потому что, вырываясь из круговер­ти суеты, мы приходим в храм Божий, получа­ем здесь благодать и хоть тогда задумываемся над бренностью этой жизни. И очищается душа, и обновляется.

Будем же ценить дар Божий, который дан каждому человеку в его дарованиях. И этот бес­ценный дар - дар милости Божией, веры истин­ной - храм Божий. Будем ценить это и по воз­можности посещать храм Божий и смиряться, всегда напоминать себе, что если мы пришли сюда, то не мы что-то совершили, а Господь спо­добил нас вступить в это святое место. Аминь.

Февраля 2001 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.006 с.)