Неделя пред Богоявлением. Обрезание Господне. Память святителя Василия Великого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неделя пред Богоявлением. Обрезание Господне. Память святителя Василия Великого



ГОСПОДЬ ОСВЯТИЛ ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА

 

Мк., 1 зач., I, 1-8.

Лк., 6 зач., II, 20-21, 40-52.

Лк., 24 зач., VI, 17-23

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня день особенный - сочетание таких празднеств знаменательных. Прежде всего, идут Святки - дни святые. С одной стороны - светит­ся праздник Рождества Христова, с другой - уже светится праздник Крещения, или Просвещения. И сегодня же совершается празднование святи­теля Василия Великого.

Святая Православная Церковь установила на восьмой день после Рождества Христова от­мечать Обрезание Господне. Празднование этого события установлено Церковью для того, чтобы не было непонимания о смысле воплощения Сы­на Божия. Потому что, когда Господь воплотил­ся, родился, совершилось велие чудо: Бог стал еще и Человеком. Иисус Христос - Сын Божий, Богочеловек.

Один из великих вселенских учителей святи­тель Иоанн Златоуст так говорит об этом. Цер­ковь учит, и на Вселенских Соборах это учение утверждено, что в Иисусе Христе Божествен­ное и человеческое естество соединено неслит­но, неизменно, неразлучно и нераздельно. Неиз­менно- то есть в Нем остается человеческое естество, а не какое-то лишь призрачное виде­ние человечества, как пытались толковать ере­тики. Они говорили, что поскольку Бог непо­стижим, то как же может, мол, непостижимое соединиться с постижимым? Плоть-то пости­жима, а Божество- непостижимо. И потому якобы Его плоть - это только образ плоти. И вот об этом Иоанн Златоуст говорит, что Господь Иисус Христос - совершенный Бог и совершен­ный Человек, и Он неслитно, неразлучно, неиз­менно и нераздельно соединен в естестве Иисуса Христа. Что это так, говорил святитель, - я верую и исповедаю, но как это - постигнуть не могу.

И вот, чтобы не было всяких человеческих мудрствований по этому поводу, Господь был об­резан так, как это полагалось всем людям муж­ского пола по закону Моисееву в восьмой день. Завет обрезания шел еще от Авраама. Господь исполнил все установления закона.

Таким образом, здесь всё время подчеркивает­ся то, о чем Сам Господь потом сказал: Не приидох разоритизакон, но исполнити (Мф. 5,17). Испол­нение закона: так подобает - значит, это нужно. Вот Господь и совершал это исполнение закона, как все прочие люди, - тем самым, именно в этом смысле, не отделяя Себя от остальных людей.

И это - свидетельство непостижимого сми­рения Божия. Когда грешники приходили кре­ститься, пришел безгрешный креститься. И ког­да Иоанн Креститель возражал: «Как это может быть?» - Иисус отвечал: Остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду (Мф. 3, 15). Смысл крещения Спасителя был не в очищении, как обычно все прочие человецы очищались от греха через покаяние и погруже­ние в воду. Господь был безгрешен, в покаянии не нуждался - и, как сказано, абие изыде от во­ды, то есть сразу же, без всякого исповедания грехов, потому что их не было. Но Господь своим Божественным человеческим естеством освя­тил воду, почему и освящается вода в праздник Крещения - в ознаменование того, что Господь, крещаясь, освятил воду. Так же, как Господь, ис­полняя закон, засвидетельствовал, что если да­же Он это исполнял, то тем более мы должны ис­полнить то, что предписывается законом.

И в наше время, через много сотен лет, на по­роге двадцатого века, был такой случай, который описан в книжечке «Невероятное для многих, но истинное происшествие». Там один человек рассказывает о том, как его душа выходила из те­ла. Он умер, но потом, по повелению Божию, душа вернулась, и он продолжал жить. Этот че­ловек пишет, что до этого он не очень соблюдал церковные установления, в частности о посте. И когда ему бабушка сказала: «А ты здоровый, мог бы поститься», - он ей ответил: «Пост – это не важно». И тогда она ему привела такой довод: «Господь постился, а ты говоришь - неважно?» Как писал впоследствии этот человек, он понял потом, что более убедительного довода не было. Так вот, более убедительного довода нет - как и сегодняшний праздник: Господь исполнял, значит, это нужно. Для чего? Хотя бы для того, чтобы просто слушаться.

В житиях святых мы часто встречаем при­меры того, как когда кому-то говорилось: «Надо сделать вот это и это», - то главная цель была - послушание. То есть суть состояла даже не в том, что именно нужно было сделать. Известен такой пример с преподобным Серафимом. К нему подошли два человека за благословением идти в монастырь. А преподобный Серафим сажал капустку. Делал ямочки, потом туда сажал расса­ду. И когда к нему подошли, сказал: «Ну, я пойду помолюсь, а вы пока сажайте вот так», - и стал капусту сажать вверх корнем. Один из них, как показали, так и стал сажать, а другой думает: «Ну кто же так сажает?» И посадил, как обычно: корнем вниз. Преподобный Серафим пришел и сказал тому, кто сажал капусту вверх ногами: «Ты иди в монастырь, ты способен там быть», а второму: «Нет, тебе еще рано. Из тебя монаха не получится - послушания нет».

Вот видите, какая премудрость заключена в этом празднике, в таких примерах. Господь ис­полнил обрезание, когда это был прообраз Кре­щения, Завета с Богом. Господь, как все, пришел

к Иоанну Крестителю креститься. И можно спро­сить, как говорят, «по логике»: а для чего Ему это нужно было? Для того, чтобы нам показать, что исполнение закона - это дело важное.

Иногда человек пытается понять умом то, что Господь совершает. Но ведь смысл этого может заключаться даже не в том, что непосредственно совершается. Нынешнее празднество установле­но и для того, чтобы засвидетельствовать, что у Спасителя было совершенное человеческое естество, и для того, чтобы все исполняли закон, как подобает.

На сороковой день Матерь Божия придет в храм - вы знаете, будет праздник Сретения. Женщине на сороковой день после рождения ре­бенка полагается приходить в храм - для очище­ния. Матерь Божия была Приснодевой - то есть всегда Девой. И Она, Чистейшая, не требовала очищения, так же как Господь не требовал очи­щения при крещении. Он освятил Собою водное естество. Матерь Божия, как и ее Божественный Сын, освятила своим послушанием исполнение закона. Почему и глубочайший смысл в этом. Отсюда и дано на все времена: законодатель должен сам исполнить закон.

У нас забывают эту истину, этот принцип в жизни нами нарушается. Считают, что если он законодатель, то закону может не подчинять­ся. Нет, Сам Бог, давший закон для всех, Сам же его исполнял. Или, например, при воспитании детей им запрещают что-то, а сами - делают.

Правила должны исполняться прежде всего са­мим воспитателем, а потом, в соответствии с этим, будет и научение младших.

Почему слово святых было со властью? Пре­жде всего именно поэтому. О преподобном Сера­фиме Саровском, о преподобном Силуане Афон­ском высказывались так, что они, мол, говорят вроде бы то же самое, что написано в Священном Писании, в Евангелии. И, отвечая на вопрос, по­чему всё равно к ним идут люди и их слушают, другие святые говорили: «К ним идут потому, что они всё, что говорят, прежде всего сами де­лают». Поэтому их слово имело силу. У них было полное соответствие, полная гармония того, что говорилось, с тем, что делалось.

И поэтому, естественно, существует совер­шенно четкий ответ на вопрос, почему у нас что-то не ладится. Если мы не исполняем сами то, о чем говорим своим детям, то их непослу­шание, их невосприятие наших слов в значи­тельной мере связано с тем, что мы сами далеки от того, о чем им говорим. Сам курит, а ребе­нок - не смей.

Так же, естественно, когда руководитель какого-нибудь предприятия старается заставить подчиненных вести себя как подобает, а сам счи­тает, что ему, как руководителю, можно сделать исключение, - ничего тут не будет ладиться.

Ну, и забирай выше. Если это будет государ­ственный муж, то если он не будет сам испол­нять закон, то почему бы и тому, кто пониже, тоже не нарушать его в тех рамках, в которых он находится?

Глубочайший смысл заложен в этих богослу­жебных примерах. Каждый православный че­ловек должен ходить на богослужения. Все эти церковные установления: праздники, Уставы Церковные имеют глубокий смысл. Смысл этот как раз и раскрывается в жизни. Но для того чтобы он раскрылся, для этого нужно, - если Го­сподь даст, конечно, - еще и разумение.

Святой Иоанн Предтеча говорит о покая­нии, и Господь говорит о покаянии. Но об Иоанне Предтече говорится: Сей есть, о нем же писано есть: Се Аз послю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже устроит путъ Твой пред Тобою (Лк. 7, 27). Что это такое? А это значит, что по­каяние подготавливается, а само покаяние - уже следующая ступень. То есть здесь говорится о по­степенности. Все эти столетия, и даже тысяче­летия, в которые человечество ожидало прише­ствия в мір Сына Божия, - это была подготовка. Ведь к покаянию призывали и другие пророки. Но нужен был еще Иоанн Предтеча. А потом уже о покаянии говорит Сам Сын Божий. И всё это говорит о том, что должна быть постепенность.

Бывают исключительные случаи, как пово­рот апостола Павла, когда Господь явился ему, и он сразу, как говорится, пошел в обратную сторону - к тому, против чего он упирался. Это чудесное воздействие благодати Божией. Так же и поворот Марии Египетской от пути греха к пу­ти равноангельной святости. Бывают такие ис­ключения. Но, как правило, всё бывает так, как бывает в Церкви: предпразднство, сам праздник, затем попразднство.

Поэтому, когда мы хотим - я уж не говорю о себе, а других, в частности своих близких, род­ных, детей или сродников, - направить на путь истинный, то нужно помнить, что тут нужно время. Эту же истину люди часто выражают сло­вами: «Москва не сразу строилась». Но забыва­ют об этом, как ни странно, в обычной жизни. Если Москва не сразу строилась, то тем более ду­ша человеческая не сразу может перестроиться, переродиться и измениться - нужна предвари­тельная подготовка, нужен длительный труд.

Всё это сказано в Евангелии: В терпении ва­шем стяжите душа ваша (Лк. 21, 19). Нужно набраться терпения - в конце концов, всё совер­шает Господь, благодать Божия. Конечно, сам че­ловек должен что-то предпринимать, но прежде всего - с помощью Божией. Один человек своими силами не может сделать так, как подобает. Если человек мог бы, тогда не нужен был бы Спаси­тель. Апостол Павел, испытав на себе действие благодати Божией, сказал: Благодатию Божиею есмъ, еже есмь (1 Кор. 15,10). То есть то, что есть в нас доброго, - только благодатью Божией.

Все истины, которые нам даются в Еванге­лии, которые Церковь нам предлагает в апо­стольских посланиях, в Уставе Церкви, говорят об одном: о том, что спасение души - и сво­ей, и своих ближних тем более, - требует вре­мени и подвига. И существует время подготовки, время возрастания, потом - время испытания, когда периодически что-то посылается и прове­ряется: а чего ты достиг? По мере духовного воз­растания нас посещают искушения, испытания, и человек постоянно проверяется: насколько он исполняет закон? Касается ли это молитвы, по­сещения храма Божия, поста, других церковных правил - человек проверяется, насколько он уже усовершенствовался.

Вот начинают люди в обычной жизни заду­мываться над тем, что надо вроде бы что-то де­лать, как-то двигаться. С чего начать? А жизнь крутится, крутится... Как-то мне сказал один раб Божий - не знаю, где он сейчас, он из другого го­рода даже приезжал: «Вот, я могу рассуждать, философствовать о вере, могу даже сразиться с кем-либо на любую тему (он человек ученый был). А вот что мне как православному челове­ку нужно делать, когда я глаза открыл утром, - я не знаю».

Вот как раз с тех самых моментов, которые вводят правила в жизнь православного христиа­нина, и нужно начинать - они все нужные, все нас воспитывают. Когда станешь сам начинать так делать каждый день: утром открыл глаза - перекрестился. Далее, встал - запомни: нужно помолиться. Вот попробуйте каждый- чтобы регулярно вставать, а потом молиться. А ведь не каждый день так получается, оказывается.

С ребенка требовать - еще труднее, потому что даже взрослый не всегда выдерживает такое по­стоянство.

Ну, а перед сном помолиться? Тут, пожалуй, еще посложнее для некоторых будет. Потому что умотались настолько, что уже бухаются в кро­вать - и: «Ах, да, забыл, не помолился».

А перед вкушением пищи? После еды? Тут еще чаще пропускаем - что-то увидел, в рот схватил. И чего удивляешься, что ребенок хватает так же? А ты без молитвы сколько хватал в рот? Забыл, махнул что-то. Это взрослый человек не пом­нит, схватил, а потом: «Ах, да! Сегодня среда или пятница?» И вот начинаешь в самых элементар­ных таких, простых вещах чувствовать, что со­блюдать правила, оказывается, не так-то просто. Если не привыкли их соблюдать с детства. Когда с детства есть к этому привычка, то очень про­сто, всё это - само собой разумеющееся, ничего особенного: встал - ну как же, прежде всего на­до обязательно помолиться.

Когда я учился в школе, все знали, что я в цер­ковь ходил с раннего детства. Однажды учитель­ница меня неожиданно вызвала, я встал - и пе­рекрестился. Привык, что первым делом всегда нужно помолиться. Настолько это был естествен­ный момент - само собой разумеющийся.

Поэтому, когда что-нибудь случается, если человек имеет такую привычку, он сразу мо­лится: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, по­милуй мя, грешного. А кто не привык - тот на­чинает ругаться. Да ты помолись вместо того, чтоб ругаться-то! И вот этот навык - исполнения таких правил - постепенно стяжавается.

Человек знает, что каждый воскресный день нужно быть в храме, - если только он не болен или не какие-нибудь особые обстоятельства. И когда это правило человек для себя принима­ет, уже никаких мероприятий в это время не мо­жет быть: как же, ведь в церковь надо идти, ни­как нельзя, это тут просто исключено - нужно быть в церкви.

Утром вскочил - и, прежде чем в рот что-то взять, мысль: «А святой воды попил? Просфорочку съел? Освятился?» То есть правила эти на­столько дисциплинируют, что потом вырабаты­вают ритм жизни такой, православный. Так жили все наши православные предки. Все, что у них в жизни происходило, было связано с тем, что происходило в Церкви. Никольские морозы, кре­щенские, рождественские. Евдокия-капельница, Герасим-грачевник, Сампсон-сеногной - всё это связывало память о святых с тем, что происхо­дит вокруг. Что по хозяйству делать, когда нуж­но сажать, сеять, убирать, после этого праздни­ка - одно делали, после того - другое. Всё было связано. Я думаю, многие не задумываются над тем, какой раньше был строй жизни, особенно когда говорят, что раньше не верили. Тогда люди были очень верующие, и жили они именно так. И имена детям давали: родился в день такого святого - значит, вот так.

А сейчас родился - и что за день, когда ро­дился? И начинают искать гороскопы и дурью мучаются. А потом еще объясняют - будет он осел или вол, понимаете ли, будет ярмо тянуть или ушами хлопать. Чего только не придумы­вают люди вместо истинного. Действительно, мерзость запустения на месте святе (Мф. 24, 15). Вместо святых поставили скорпионов, змей, драконов всяких. И это всё - свидетельство того, что, когда человек уходит от истины, он начина­ет блуждать неизвестно где.

Так что соблюдение церковных правил че­ловека прежде всего дисциплинирует. Поче­му нигде нет дисциплины сейчас? Потому что не привыкли. В православной семье ребенок растет - он уже знает: пост, нельзя. Знает, что нужно помолиться перед едой, он не хватает сра­зу. Когда человек молится, то у него ум устрем­ляется к духовному миру - и ему в голову всякая чепуха сразу уже не полезет. Всё это - свидетель­ство того, что, когда человек уходит от соблюде­ния Церковных Уставов и правил, то и во всей жизни делается такая же неразбериха, хаос.

Или, скажем, понятие иерархии. Это церков­ное, духовное понятие. Существуют небесная иерархия, земная иерархия. А если нет иерархии, будет анархия. Это и происходит. Иерархия уста­навливается законами, правилами. Ее еще сохра­нила здесь только Церковь. И сюда мір рвется, чтоб и здесь ниспровергнуть иерархию, чтобы почита­ния сана, почитания старшего вообще не было.

Попробуйте людей, которые не привыкли по­читать старших вообще и повиноваться иерар­хии, призвать в армию. Это анархия получится. А что такое анархия в армии - это сброд, никто не будет слушаться. Почему труднейший подвиг современных наших военачальников - как-то за­ставить молодежь подчиняться? Потому что нет этого навыка. А вырабатывается этот навык ис­полнением Уставов Церкви. Послушание: так - нужно, так - нельзя. После того как человек хо­дит в церковь, когда приходится два-три-четыре часа стоять в церкви - что ему стоять на посту? Да делать нечего! После того как привык в церк­ви столько стоять - там отдыхаешь. Стой себе и молись. Пост - это опять же сдерживание, вы­держка. Этот навык в армии очень помогает.

Господь освятил исполнение закона, установил правила, потому что это нужно для нашего воспи­тания. Когда человек, милостью Божией, укреплен духовно, то ему всё это уже и не нужно. Но для вос­питания это нужно. Все эти установления суще­ствуют как первообраз для воспитания нас и во­обще всех людей. Господь уже с самого начала дал заповедь: всё ешь, а вот от этого дерева - не ешь. Всё остальное можно, а это - нельзя. Для воспи­тания воли. Хочется? Нельзя. А если очень хочет­ся? Ну, спроси. Вот если бы человек так поступал, то он многого неприятного бы избежал. Взрослые часто говорят своим детям, молодым: «Вот так-то и так-то надо это устроить». - «А почему мне это нужно?» - «Сейчас ты еще не понимаешь».

Почему Господь Сам исполнял все как подо­бает? А потому, что Он этим дал нам первообраз: какое бы положение мы ни занимали, прежде всего сами должны стараться исполнять закон. К несчастью, жизнь показывает, что такого ис­полнения почти нет.

Вот сегодня, видите, какое сочетание, Об­резание- и уже поминается Иоанн Предтеча. С одной стороны, исполнение закона, а с дру­гой - призыв к покаянию. Если уж не исполня­ешь, тогда хоть кайся, считай себя грешным. Закон дан для нашего воспитания, вообще для сохранения всего. Но если мы по немощи своей не можем его исполнить, надо чувствовать себя грешными и просить у Бога прощения.

И в обычной жизни, когда ребенок что-то на­рушает, но чувствует себя после этого винова­тым и говорит: «Прости», - мы обычно сменяем гнев не милость. Недаром сказано: «Повинную голову меч не сечет». Если ты не исполняешь, то хотя бы кайся.

Так что будем стараться хоть что-то из того, что полагается, исполнять. Тем более, когда во­прос касается, например, поста, это уж не так сложно. Хоть немного, хоть что-то сделать, хоть что-то выполнить. Хотя бы это. А когда чувству­ешь, что не можешь, не исполняешь, молись: «Господи, или хочу, или не хочу, спаси меня и прости меня». Аминь.

Января 2001 года

 

Неделя по Богоявлении



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.02 с.)