Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Божия свобода и рабство греха
Мф.,8 зач., V, 12-17
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня воскресный день - неделя по Богоявлении, ближайший воскресный день после праздника Крещения Господня. И вот как раз этот день своим Евангелием дает нам поучение о том, что является самым главным. Для чего Господь родился, вочеловечился и пришел. Он скажет потом, во время Своей евангельской проповеди: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 2, 1). В сегодняшнем Евангелии как раз об этом и говорится: Людие, седящии во тьме, видеша свет велий. То есть смысл Евангелия - призыв к покаянию. Когда Господь посылал учеников на проповедь, уже после Своего Воскресения, Он говорил им то же самое: Тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всехязыцех (Лк. 24,46-47). Именно это, то есть призыв к покаянию, является сущностью Евангелия, потому что человек, удалившись от Бога, забыв все Его благодеяния и даже безумно присвоив себе вообще все, что ему дано от Бога, пребывает именно в этом ослепленном состоянии - в состоянии греха. То есть когда человек начинает жить по своей воле, по своему разумению, а разумения-то не так и много, одно самомнение только, то он поэтому и начинает всё делать не так, как должно. Истина эта настолько очевидна, что если мы просто внимательно задумаемся над нашей повседневной жизнью, то увидим, что всё это действительно так и есть. То есть человек грешен, слаб, немощен, и часто у него всё настолько перепутывается в его сознании, представлении, что он считает себя сильным. А на самом деле он слаб. Свидетельство тому, что человек находится в заблуждении, - такое самое распространенное явление. Когда человек чего-то добивается, ему чего-то очень хочется, то он всё свое разумение, все свои способности употребляет на то, чтобы достигнуть какой-то цели, и он ее добивается. У нас называют такого человека волевым, сильным, целеустремленным. Ну да, целе-то-устремленный - может быть, но насчет волевого и сильного - это еще вопрос. Когда человеком овладевает страсть, то он устремляется на удовлетворение этой страсти и готов всем пожертвовать ради того, чтобы исполнить то, что ему хочется. Употребляет все силы, и силы у него очень увеличиваются, но не за счет его собственных усилий, а за счет помощи бесовской.
Да, сила-то вроде бы и есть, а воли - вообще нет. Потому что воля его вся предана страсти. Воля его отдана сатане, и та воля и та сила в нем действуют. Поэтому он может идти, как говорят, по трупам и готов что угодно сделать, лишь бы добиться своего. И этот человек - не волевой и сильный, а безвольный и слабый, с точки зрения духовной. Если сказать такому человеку: «Ты не то делаешь, тебе это надо оставить», - это будет для него равносильно смерти. Как это? Признаться, что ты не прав? Нужна сила воли. Сила воли - признать себя неправым, то есть грешным. И на это немногих хватает - сказать: «Да, я не прав». И оставить это совсем. Вот, действительно, подвиг. И поэтому, как говорит святитель Феофан Затворник, глубочайшее заблуждение и самая распространенная ошибка современных людей, особенно и в первую очередь интеллигенции, в том, что они считают, что они думают. А заключается эта ошибка в том, что человек считает: всё, что в его сознании, есть его. На самом деле - многое не его. И он даже сам этого очень часто и не понимает. Он что-то делает, стремится к чему-то и в то же время, стремясь и добиваясь всего этого, он не понимает, что им что-то управляет и он является только, как говорят, марионеткой. Да, его воля участвует в этом, он склонился когда-то к этому направлению, он принял его как свое. И после этого он уже им не владеет, а владеет оно им. Такой очень простой пример, распространенный и наглядный, шаблонный - курение. Человек когда-то посмотрел на это занятие - интересно, что это такое. Потом допустил это один раз, другой. Сначала это ему было даже неприятно, но на него посмотрели: «Что ты, не можешь, что ли, задвахнуться?» (Как это в детстве говорили: «задвахнись».) Как мне один такой несчастный молодой человек сказал. Я его спрашиваю: — Зачем ты куришь? А он говорит: — Мне сказали девчонки: «Какой же ты мужчина, если не куришь?» И он сдуру, чтобы доказать, что он мужчина, стал эту соску сосать. А потом приходят такие, им говоришь: «Брось курить!» - «Не могу! Не могу!» Да что ж ты, милый, против этой сосочки? Ну, ребенок плачет - понятно, ему соску сунули - он сосет, замолчал, чем-то занимается. Но ты-то - взрослый человек, считаешь себя разумным. И что же ты не можешь?
Я уж не говорю о более страшном - о пьянстве. Да, сначала вот так, а потом он уже без этого не может. Он готов на все что угодно, он идет на преступление, чтобы только получить то, что им уже владеет, - безвольный человек. И еще более наглядный и страшный, совершенно безумный пример - наркомания. Современное явление, распространенное. А это что? Ну, тут уже, пожалуй, никто не будет возражать, что это полное безволие. Они ничего не могут. И так - все грехи. И поэтому, когда человеку говорят: «Это плохо, нужно оставить», - тут сразу видно, есть у человека сила воли или нет. Сильный это человек или тряпка. В свое время, выступая перед собранием офицеров, я им так, в шутку, сказал: «Вы же вообще- то безвольные все, тряпки». А у них эполеты такие, со многими звездами. Это была, конечно, перчатка, брошенная в зал. «Как такое?» - «А вы бросьте курить». И - всё. Стоп, машина. Никто не может. Они час не могут протерпеть, а куда там - больше. Мір сам смеется над собой. Я прочитал в одном журнале, в какой-то западной стране провели такой эксперимент: сколько-то там тысяч долларов пообещали семье, которая год не будет смотреть телевизор. Вы знаете, оказывается, никто не выдержал. Люди веками жили без этих гляделок, а они не могут выдержать год. Да как это такое - что это, воздух, что ли? И такой дури полно. И это гордый мір, который заявляет, что он сильный, он волевой - да никакой там воли нет, там полное рабство. Как Господь и сказал: Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободны будете (Ин. 8, 36). - «О, мы, да мы никогда не были рабами!» Никогда? Да вы всё время рабы. У вас очень много цепей. И действительно, это рабство и есть. Почему призыв к покаянию и есть как раз тот глас вопиющего в пустыне, - как сказано об Иоанне Предтече, - потому что все остальные находятся в этих цепях, оковах, и если сказать: «Ты не так делаешь. Покайся, исправься». - «Как же, это невозможно!» У нас полно такого. Возьмите пост. «Да без мяса невозможно!» Нуда, невозможно. Как еще возможно! Всё это чепуха. Сама география говорит об этом. В журнале «Вокруг света» была статья о племенах тубу, которые живут в Центральной Африке. В их рационе вообще нет скоромной пищи. Ну, в глубине Африки рыбы особо не найдешь, конечно, хотя мясо можно найти. Но они не едят ни того, ни другого. У них пища только растительная. Они утром выпивают отвар из кореньев, днем съедают горсть проса с кокосовым маслом, а вечером - несколько фиников. И так питаются всю жизнь. У них самая высокая продолжительность жизни, самая низкая детская смертность и зубы сохраняются до смерти. Выносливость их - потрясающая. Поэтому говорить, что без мяса будешь падать, - нет. Те французы, которые изучали эти племена, на джипах ездили, а эти пешком шли по пустыне, и не просто гуляли, а были нагружены, несли на себе соль. Французы дали им куриного бульона, те попробовали, но после этого долго плевались. А другие говорят: без мяса невозможно жить, организм человеческий требует столько-то белков, столько-то жиров, столько-то углеводов. Врачи меня тут положат на лопатки, но жизнь, увы, говорит немножечко иное. Сказано: Не о хлебе едином жив будет человек (Мф. 4, 4) - даже не хлебом, а уж про мясо тут вообще разговора нет.
Так вот, все эти условности, в которые закован человек, и держат его. И на самом деле, людей с сильной волей и действительно сильных духом - очень мало. В основном все полностью безвольны или почти полностью. Что такое сила воли? Это внутренняя духовная сила, которая может сказать спокойно: «Нет». Любому своему устремлению. «Нет, хватит». Если человек не может сказать «нет», не может сказать «хватит», значит, у него силы воли нет. Почему святые, сказано, через сдерживание своих даже насущных потребностей плоть духови покорили. И у них действительно была сила воли. И они могли выдерживать невероятные для нас вещи. Возьмем преподобного Серафима, который тысячу дней и ночей молился на камне. Причем молился и зимой, и летом. А мы в церкви простоять не можем несколько часов. Если представить себе комариков, которые в тех местах бывают, - пожалуй, недолго ты простоишь-то. А ведь он стоял. Эти свидетельства говорят о том, что на самом-то деле в человеке очень много такого, к чему он просто привык. Он приучил себя, или его приучили. И на поприще освобождения себя от всех этих привычек немногие, в общем- то, преуспевают. Большая часть сдается: «Нет, не могу никак, простите». Но это уже хорошо, если он сознает, что он просто не может. Страшнее, когда человек считает, что он может, и больше того - считает именно это свое состояние нормальным. «Да, я вот так живу, я так считаю». Хотя, если рассудить разумно, то многие вещи всё равно не подчиняются такому объяснению. Поэтому, когда говорят: «Вот ты мне докажи, засвидетельствуй что-то», - массу можно найти примеров, когда доказано, а люди всё равно ничего не могут с собой сделать. Доказано, что никотин - яд, курение вредно. Это доказано, подписано даже под рекламами, которые предлагают крупным планом отраву, а мелкими буковками, которые и не заметишь сразу, - предупреждение, что это - отрава. Очень такое наглядное свидетельство мірское. Грех- он разукрашен вот так, а предостережение о грехе - чуть-чуть, мелкими буковками. Вот тебе перспектива: потом, правда, погибнешь, - зато смотри, как всё это красиво! И ведь действительно, тот же самый телевизор - как он разукрашивает все эти вещи! Хотя конец-то - погибель. Как говорят, тупиковая ситуация, дальше перспектив нет.
Вот разбивают семьи: он- туда, она- сюда. А дальше - что? Перспектива-то тупиковая. Но это же свобода, это же чувство твое, ты - должен! Или она - должна! Твое ли это еще чувство? А чье было намедни чувство? А если уже три-четыре захода сделал, чье это было каждый раз чувство: твое или не твое? Вот объясните просто. Ведь приходят иногда: «Вы знаете, вот - всё, я встретил человека. А все, что было до этого, - не то». А немного погодя ты не придешь и не скажешь, что это тоже «не то»? И так часто бывает. С этого всё и начиналось. Когда-то родители говорили: «Куда ты?» Нет, только туда, и больше никуда! Оказалось - не туда. И это было только началом того, что «не туда». И таких примеров тысячи. Это как раз то самое состояние греха, в котором человек находится, когда его то туда, то сюда мотает. Почему это состояние и называется безумием. Безумие или сумасшествие - эти слова сами объясняют состояние человека. Своего ума у него уже нету. Ему приходит мысль - всё, она завладевает им, он отдается ей, - и пошел. Потом что-нибудь там не получается - приходит другая мысль и ведет его в другое место, и он опять идет туда и делает что-то. Потом еще другая мысль приходит и уводит уже туда. И вот так его гоняет, гоняет везде. Как сказано: «Куда ветер дует». Первообраз этого - в первом псалме Давида. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых... И будет, яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое... - то есть твердо стоит на одном месте и плод приносит. И если колеблется, то всё равно остается на месте. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли (Пс. 1,1-4). То есть куда дунет, туда летит. Все эти моды... Многие, наверно, помнят, как в свое время появилась синтетическая одежда, все с ума сходили, покупали, доставали, в очередях стояли, снимали хлопчатобумажные, натуральные ткани и надевали нейлоновые кофточки, рубашки - пластмассовые мешки на себя. Безумие. Потом надевали и другие такие же одежды, в которых обмораживались, которые тело не согревали, свое назначение не выполняли. И сколько таких веяний, сколько таких мод. Куда ветер дует - то туда, то сюда. Было же время, и это во всем міре, когда появились «красивые вещи» из прессованных опилок. «Красивые» - понятие относительное: блестящие, броские, лакированные, красоты там особой не было. А натуральные, из хорошего дерева: дуба, ореха или березы, - выбрасывали на помойки. Сейчас, правда, опять в цене уцелевшие вещи из натурального дерева. И сколько такого безумия. А что, это разве собственные рассуждения? Действительно, будут все время называть свиньей - захрюкаешь. Есть такое выражение. Твердили всем, что произошли от обезьяны- и начали обезьянничать. Один сделает, а другие обезьянничают. Мне, помню, как-то рассказали такой юмористический случай. У одной модницы, на которую все смотрели, просто не хватило материала на какие-то там шаровары спортивные, и пришлось добавить другого материала иного цвета. И другие тогда стали обрезать свои
хорошие вещи и пришивать куски из других тканей, потому что у нее так было. Да, иногда из лоскутков делают одеяла - чтобы использовать лоскутки. Но если начать резать нормальный материал, а потом склеивать его в лоскутки - это будет безумием. Но так делают - мода. Так что рассуждения-то не очень много в этой жизни. А больше делают потому, что это так принято. И, естественно, когда люди проживают жизнь и оглядываются назад, они видят всё это. Почему сейчас и отставили старшее поколение, отодвинули вообще. Вначале всячески воспитывали с мыслью о том, что родители - это темные, отсталые люди. И теперь молодым дали свободу, чтобы они, не имея опыта, как раз и блуждали во тьме. Как сегодня сказано в Евангелии: люди, сидящие во тьме, видеша свет велий. Только тут не хотят, чтобы этот свет видели, - чтобы сидели во тьме, чтоб блуждали. И, может быть, они придут, конечно, - те, кто останутся целы, - к тому же, но некоторые погибнут, как гибнут многие от наркомании, прямо скажем. А некоторые очень много себе повредят и многое потеряют в жизни, как это бывает. Самое первое, что теряет обычно человек, который не прислушивается к старшим, - это время. Проходит время, и потом он спохватывается, только оно уже упущено, и человек не может его вернуть. И начинается реставрация какая- то, подделки подо что-то. А в общем-то, жизнь уже, как говорят, дала крен. И человек начинает жить просто, как получится. А он уже набрался всяких привычек, набрался мнений, которые он считает своими. На самом деле это не его мнения, а чаще мнения других людей. А у других людей - тоже не всегда их мнения, потому что мысли, которые возникали в их сознании, приходили к ним откуда-то. Есть такой пример. «Из келейных записок афонского старца» - такая книжечка маленькая была. Один человек приходит в церковь и говорит: «А здесь что происходит?» Пришел он с позиции критика. Очень часто люди приходят, ничего не смыслящие духовно, где-то наберутся и здесь начинают рассуждать. И начинают высказываться о той области, о которой они ничего не знают. Это всегда смущает, думаешь: как же может человек рассуждать, не зная ничего в этой области? Мне не раз приходилось это слышать, когда люди сюда приходили. Да вот недавно тут видел: стоят, «энергии набираются». Кто думает, что нужно встать под куполом, тогда на тебя сойдет, чуть в сторону отошел - не получится, кто - еще что-то. Прикладываемся мы к святыням, а они, двое, стоят - руки держат над Евангелием. «Что это вы делаете?» - «Нам надо». Чего они выдумали? Какая им цыганка это нагадала? Дури набрались от всяких новоявленных «знатоков», которые ничего в этом не смыслят. И вот там, где кладезь премудрости, в сокровищнице святых отцев Церкви, - они стоят и ничего не смыслят. В свое время Толстой, когда ему привели пример из Аввы Дорофея, спросил: «А кто это такой?» Он даже не слышал, что такие книги есть. А он пытался высказываться в этой области, в которой ничего не смыслил. И не мог он признать свое заблуждение, потому что не было у него силы воли. Не мог признать себя неправым, подойдя к Оптиной. Он топтался, топтался - и не мог переступить порога. Многие не могут переступить порог храма. Был такой пример. Как-то группа туристов в Лавре подошла к загородочке, посмотреть на студентов семинарии. И через оградку стали с ними разговаривать. — А вы тут, как в зоопарке, - говорят. Вроде их там держат. Но попали на такого человека, который очень разумно ответил: — В зоопарке как можно: в клеточку войти к обезьянке и выйти. А она - только там. Мы к вам можем выйти, а вы-то - только там. У вас клетка большая. И действительно клетка большая. И в этой большой клетке люди считают, что они свободны. А на самом деле сидят в клетке, и сидит каждый на своей цепи. Имеются в виду страсти и грехи, которые их держат. Поэтому Господь сказал: «Я сделаю вас свободными». Это было обращено к тем людям, которые ходили в міре, а на самом деле были в рабстве. Примеры рабства я вам уже назвал: курение, пьянство, наркомания, блуд, - много всякой гадости, даже перечислять не стоит - сколько цепей, сколько видов рабства у людей. Не говоря о том, что всех еще держит гордыня. Они находятся, в общем-то, в чужих мнениях - своего-то там почти ничего нет. Потому что так воспитывали. Они говорят о тех, кто раньше жил: «Ну, их там вот так учили». А теперешних учат - по-другому. И другого они просто не знают. Мне рассказывал один раб Божий - потом он уже пришел в Церковь, конечно, - в свое время, будучи студентами, они приехали в Лавру. И там случайно, как говорят, встретились с одним насельником Лавры, иеромонахом. И стали с ним беседовать. Они, как они говорили, решили «пощипать попиков». Гордыня тогда была у них непомерная. И этот «попик», который им встретился, прочитал краткую лекцию по всей материалистической философии, а потом, на основании святых отцев, не оставил камня на камне от этой философии. А после этого спросил их: — А вы можете кого-нибудь процитировать из святых отцев? Они не только цитат, а имен не знали. Тогда он им сказал очень просто: — Ну вот, вы видите, что я знаком и с этим, и с тем, вот поэтому я и здесь. А вы - рабы чужого мнения, у вас нет выбора. Больше, как рассказывал тот раб Божий, они ни к кому не подходили, и весь хмель-то вылетел. Они перед этим еще выпили для храбрости, иначе ведь и порог не переступишь. Все эти вещи происходят и в нынешней жизни. Во все времена они были, и нам, по милости Божией православным христианам, нужно помнить, что относится это и к нам. И у нас тоже полно уже набралось от этого міра всяких привязанностей, всякой греховности, от которой нам нужно избавиться. От этого рабства нужно избавляться. А избавляются только покаянием. То есть нужно приходить, исповедоваться. Придешь - и снова одно и то же, и чувствуешь, на каком ты крючке сидишь. И тогда - хоть проси помощи Божией и говори: «Господи, прости меня. Или хочу, или не хочу, спаси меня». Аминь. Января 2001 года
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.025 с.) |