Божия свобода и рабство греха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Божия свобода и рабство греха



 

Мф.,8 зач., V, 12-17

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня воскресный день - неделя по Богоявле­нии, ближайший воскресный день после празд­ника Крещения Господня. И вот как раз этот день своим Евангелием дает нам поучение о том, что является самым главным. Для чего Господь ро­дился, вочеловечился и пришел. Он скажет по­том, во время Своей евангельской проповеди: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 2, 1). В сегодняшнем Еванге­лии как раз об этом и говорится: Людие, седящии во тьме, видеша свет велий. То есть смысл Еван­гелия - призыв к покаянию.

Когда Господь посылал учеников на пропо­ведь, уже после Своего Воскресения, Он говорил им то же самое: Тако подобаше пострадати Хри­сту, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпуще­нию грехов во всехязыцех (Лк. 24,46-47). Именно это, то есть призыв к покаянию, является сущно­стью Евангелия, потому что человек, удалившись

от Бога, забыв все Его благодеяния и даже бе­зумно присвоив себе вообще все, что ему дано от Бога, пребывает именно в этом ослепленном состоянии - в состоянии греха. То есть когда че­ловек начинает жить по своей воле, по своему разумению, а разумения-то не так и много, одно самомнение только, то он поэтому и начинает всё делать не так, как должно. Истина эта настолько очевидна, что если мы просто внимательно заду­маемся над нашей повседневной жизнью, то уви­дим, что всё это действительно так и есть.

То есть человек грешен, слаб, немощен, и ча­сто у него всё настолько перепутывается в его сознании, представлении, что он считает себя сильным. А на самом деле он слаб.

Свидетельство тому, что человек находится в заблуждении, - такое самое распространенное явление. Когда человек чего-то добивается, ему чего-то очень хочется, то он всё свое разумение, все свои способности употребляет на то, чтобы достигнуть какой-то цели, и он ее добивает­ся. У нас называют такого человека волевым, сильным, целеустремленным. Ну да, целе-то-устремленный - может быть, но насчет волевого и сильного - это еще вопрос. Когда человеком овладевает страсть, то он устремляется на удо­влетворение этой страсти и готов всем пожерт­вовать ради того, чтобы исполнить то, что ему хочется. Употребляет все силы, и силы у него очень увеличиваются, но не за счет его собствен­ных усилий, а за счет помощи бесовской.

Да, сила-то вроде бы и есть, а воли - вооб­ще нет. Потому что воля его вся предана стра­сти. Воля его отдана сатане, и та воля и та сила в нем действуют. Поэтому он может идти, как говорят, по трупам и готов что угодно сделать, лишь бы добиться своего. И этот человек - не во­левой и сильный, а безвольный и слабый, с точки зрения духовной. Если сказать такому человеку: «Ты не то делаешь, тебе это надо оставить», - это будет для него равносильно смерти.

Как это? Признаться, что ты не прав? Нуж­на сила воли. Сила воли - признать себя непра­вым, то есть грешным. И на это немногих хва­тает - сказать: «Да, я не прав». И оставить это совсем. Вот, действительно, подвиг. И поэтому, как говорит святитель Феофан Затворник, глу­бочайшее заблуждение и самая распростра­ненная ошибка современных людей, особенно и в первую очередь интеллигенции, в том, что они считают, что они думают. А заключается эта ошибка в том, что человек считает: всё, что в его сознании, есть его. На самом деле - многое не его. И он даже сам этого очень часто и не по­нимает. Он что-то делает, стремится к чему-то и в то же время, стремясь и добиваясь всего этого, он не понимает, что им что-то управляет и он является только, как говорят, марионет­кой. Да, его воля участвует в этом, он склонился когда-то к этому направлению, он принял его как свое. И после этого он уже им не владеет, а владеет оно им.

Такой очень простой пример, распространен­ный и наглядный, шаблонный - курение. Чело­век когда-то посмотрел на это занятие - интерес­но, что это такое. Потом допустил это один раз, другой. Сначала это ему было даже неприятно, но на него посмотрели: «Что ты, не можешь, что ли, задвахнуться?» (Как это в детстве говорили: «задвахнись».) Как мне один такой несчастный молодой человек сказал. Я его спрашиваю:

— Зачем ты куришь?

А он говорит:

— Мне сказали девчонки: «Какой же ты муж­чина, если не куришь?»

И он сдуру, чтобы доказать, что он мужчина, стал эту соску сосать.

А потом приходят такие, им говоришь: «Брось курить!» - «Не могу! Не могу!» Да что ж ты, милый, против этой сосочки? Ну, ребенок плачет - понят­но, ему соску сунули - он сосет, замолчал, чем-то занимается. Но ты-то - взрослый человек, счита­ешь себя разумным. И что же ты не можешь?

Я уж не говорю о более страшном - о пьян­стве. Да, сначала вот так, а потом он уже без это­го не может. Он готов на все что угодно, он идет на преступление, чтобы только получить то, что им уже владеет, - безвольный человек.

И еще более наглядный и страшный, совер­шенно безумный пример - наркомания. Совре­менное явление, распространенное. А это что? Ну, тут уже, пожалуй, никто не будет возражать, что это полное безволие. Они ничего не могут.

И так - все грехи. И поэтому, когда челове­ку говорят: «Это плохо, нужно оставить», - тут сразу видно, есть у человека сила воли или нет. Сильный это человек или тряпка.

В свое время, выступая перед собранием офи­церов, я им так, в шутку, сказал: «Вы же вообще- то безвольные все, тряпки». А у них эполеты та­кие, со многими звездами. Это была, конечно, перчатка, брошенная в зал. «Как такое?» - «А вы бросьте курить». И - всё. Стоп, машина. Никто не может. Они час не могут протерпеть, а куда там - больше.

Мір сам смеется над собой. Я прочитал в одном журнале, в какой-то западной стране провели такой эксперимент: сколько-то там тысяч дол­ларов пообещали семье, которая год не будет смотреть телевизор. Вы знаете, оказывается, ни­кто не выдержал. Люди веками жили без этих гляделок, а они не могут выдержать год. Да как это такое - что это, воздух, что ли? И такой дури полно.

И это гордый мір, который заявляет, что он сильный, он волевой - да никакой там воли нет, там полное рабство. Как Господь и сказал: Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободны буде­те (Ин. 8, 36). - «О, мы, да мы никогда не были рабами!» Никогда? Да вы всё время рабы. У вас очень много цепей.

И действительно, это рабство и есть. По­чему призыв к покаянию и есть как раз тот глас вопиющего в пустыне, - как сказано об Иоанне Предтече, - потому что все остальные на­ходятся в этих цепях, оковах, и если сказать: «Ты не так делаешь. Покайся, исправься». - «Как же, это невозможно!»

У нас полно такого. Возьмите пост. «Да без мяса невозможно!» Нуда, невозможно. Как еще возможно! Всё это чепуха. Сама география го­ворит об этом. В журнале «Вокруг света» была статья о племенах тубу, которые живут в Цен­тральной Африке. В их рационе вообще нет ско­ромной пищи. Ну, в глубине Африки рыбы особо не найдешь, конечно, хотя мясо можно найти. Но они не едят ни того, ни другого. У них пища только растительная. Они утром выпивают отвар из кореньев, днем съедают горсть проса с коко­совым маслом, а вечером - несколько фиников. И так питаются всю жизнь. У них самая высокая продолжительность жизни, самая низкая дет­ская смертность и зубы сохраняются до смерти. Выносливость их - потрясающая. Поэтому гово­рить, что без мяса будешь падать, - нет. Те фран­цузы, которые изучали эти племена, на джипах ездили, а эти пешком шли по пустыне, и не про­сто гуляли, а были нагружены, несли на себе соль. Французы дали им куриного бульона, те попробовали, но после этого долго плевались.

А другие говорят: без мяса невозможно жить, организм человеческий требует столько-то бел­ков, столько-то жиров, столько-то углеводов. Врачи меня тут положат на лопатки, но жизнь, увы, говорит немножечко иное. Сказано: Не о хлебе едином жив будет человек (Мф. 4, 4) - даже не хлебом, а уж про мясо тут вообще раз­говора нет.

Так вот, все эти условности, в которые зако­ван человек, и держат его. И на самом деле, лю­дей с сильной волей и действительно сильных духом - очень мало. В основном все полностью безвольны или почти полностью.

Что такое сила воли? Это внутренняя ду­ховная сила, которая может сказать спокой­но: «Нет». Любому своему устремлению. «Нет, хватит». Если человек не может сказать «нет», не может сказать «хватит», значит, у него силы воли нет. Почему святые, сказано, через сдержи­вание своих даже насущных потребностей плоть духови покорили. И у них действительно была сила воли. И они могли выдерживать невероят­ные для нас вещи.

Возьмем преподобного Серафима, который тысячу дней и ночей молился на камне. Причем молился и зимой, и летом. А мы в церкви про­стоять не можем несколько часов. Если пред­ставить себе комариков, которые в тех местах бывают, - пожалуй, недолго ты простоишь-то. А ведь он стоял.

Эти свидетельства говорят о том, что на самом-то деле в человеке очень много тако­го, к чему он просто привык. Он приучил себя, или его приучили. И на поприще освобождения себя от всех этих привычек немногие, в общем- то, преуспевают. Большая часть сдается: «Нет,

не могу никак, простите». Но это уже хоро­шо, если он сознает, что он просто не может. Страшнее, когда человек считает, что он может, и больше того - считает именно это свое со­стояние нормальным. «Да, я вот так живу, я так считаю».

Хотя, если рассудить разумно, то многие ве­щи всё равно не подчиняются такому объясне­нию. Поэтому, когда говорят: «Вот ты мне до­кажи, засвидетельствуй что-то», - массу можно найти примеров, когда доказано, а люди всё рав­но ничего не могут с собой сделать. Доказано, что никотин - яд, курение вредно. Это доказано, подписано даже под рекламами, которые предла­гают крупным планом отраву, а мелкими буков­ками, которые и не заметишь сразу, - предупре­ждение, что это - отрава. Очень такое наглядное свидетельство мірское. Грех- он разукрашен вот так, а предостережение о грехе - чуть-чуть, мелкими буковками. Вот тебе перспектива: по­том, правда, погибнешь, - зато смотри, как всё это красиво!

И ведь действительно, тот же самый телеви­зор - как он разукрашивает все эти вещи! Хотя конец-то - погибель. Как говорят, тупиковая си­туация, дальше перспектив нет.

Вот разбивают семьи: он- туда, она- сю­да. А дальше - что? Перспектива-то тупиковая. Но это же свобода, это же чувство твое, ты - дол­жен! Или она - должна! Твое ли это еще чувство? А чье было намедни чувство? А если уже три-четыре захода сделал, чье это было каждый раз чувство: твое или не твое? Вот объясните просто.

Ведь приходят иногда: «Вы знаете, вот - всё, я встретил человека. А все, что было до этого, - не то». А немного погодя ты не придешь и не ска­жешь, что это тоже «не то»? И так часто бывает.

С этого всё и начиналось. Когда-то родители говорили: «Куда ты?» Нет, только туда, и больше никуда! Оказалось - не туда. И это было только началом того, что «не туда». И таких примеров ты­сячи. Это как раз то самое состояние греха, в ко­тором человек находится, когда его то туда, то сю­да мотает. Почему это состояние и называется безумием. Безумие или сумасшествие - эти слова сами объясняют состояние человека. Своего ума у него уже нету. Ему приходит мысль - всё, она за­владевает им, он отдается ей, - и пошел. Потом что-нибудь там не получается - приходит другая мысль и ведет его в другое место, и он опять идет туда и делает что-то. Потом еще другая мысль приходит и уводит уже туда. И вот так его гоняет, гоняет везде. Как сказано: «Куда ветер дует».

Первообраз этого - в первом псалме Давида. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых... И будет, яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое... - то есть твердо стоит на одном месте и плод приносит. И если колеблется, то всё равно остается на ме­сте. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли (Пс. 1,1-4). То есть куда дунет, туда летит.

Все эти моды... Многие, наверно, помнят, как в свое время появилась синтетическая одежда, все с ума сходили, покупали, доставали, в оче­редях стояли, снимали хлопчатобумажные, на­туральные ткани и надевали нейлоновые коф­точки, рубашки - пластмассовые мешки на себя. Безумие. Потом надевали и другие такие же одежды, в которых обмораживались, которые тело не согревали, свое назначение не выполня­ли. И сколько таких веяний, сколько таких мод. Куда ветер дует - то туда, то сюда.

Было же время, и это во всем міре, когда по­явились «красивые вещи» из прессованных опи­лок. «Красивые» - понятие относительное: бле­стящие, броские, лакированные, красоты там особой не было. А натуральные, из хорошего дерева: дуба, ореха или березы, - выбрасывали на помойки. Сейчас, правда, опять в цене уце­левшие вещи из натурального дерева. И сколь­ко такого безумия. А что, это разве собственные рассуждения?

Действительно, будут все время называть свиньей - захрюкаешь. Есть такое выражение. Твердили всем, что произошли от обезьяны- и начали обезьянничать. Один сделает, а другие обезьянничают. Мне, помню, как-то рассказали такой юмористический случай. У одной модни­цы, на которую все смотрели, просто не хватило материала на какие-то там шаровары спортив­ные, и пришлось добавить другого материала иного цвета. И другие тогда стали обрезать свои

хорошие вещи и пришивать куски из других тка­ней, потому что у нее так было. Да, иногда из ло­скутков делают одеяла - чтобы использовать лоскутки. Но если начать резать нормальный материал, а потом склеивать его в лоскутки - это будет безумием. Но так делают - мода.

Так что рассуждения-то не очень много в этой жизни. А больше делают потому, что это так при­нято. И, естественно, когда люди проживают жизнь и оглядываются назад, они видят всё это. Почему сейчас и отставили старшее поколение, отодвинули вообще. Вначале всячески воспиты­вали с мыслью о том, что родители - это темные, отсталые люди. И теперь молодым дали свободу, чтобы они, не имея опыта, как раз и блуждали во тьме. Как сегодня сказано в Евангелии: люди, сидящие во тьме, видеша свет велий. Только тут не хотят, чтобы этот свет видели, - чтобы сидели во тьме, чтоб блуждали. И, может быть, они при­дут, конечно, - те, кто останутся целы, - к то­му же, но некоторые погибнут, как гибнут мно­гие от наркомании, прямо скажем. А некоторые очень много себе повредят и многое потеряют в жизни, как это бывает.

Самое первое, что теряет обычно человек, ко­торый не прислушивается к старшим, - это вре­мя. Проходит время, и потом он спохватывает­ся, только оно уже упущено, и человек не может его вернуть. И начинается реставрация какая- то, подделки подо что-то. А в общем-то, жизнь уже, как говорят, дала крен. И человек начинает жить просто, как получится. А он уже набрался всяких привычек, набрался мнений, которые он считает своими. На самом деле это не его мне­ния, а чаще мнения других людей. А у других людей - тоже не всегда их мнения, потому что мысли, которые возникали в их сознании, при­ходили к ним откуда-то.

Есть такой пример. «Из келейных записок афонского старца» - такая книжечка маленькая была. Один человек приходит в церковь и гово­рит: «А здесь что происходит?» Пришел он с пози­ции критика. Очень часто люди приходят, ничего не смыслящие духовно, где-то наберутся и здесь начинают рассуждать. И начинают высказывать­ся о той области, о которой они ничего не знают. Это всегда смущает, думаешь: как же может че­ловек рассуждать, не зная ничего в этой обла­сти? Мне не раз приходилось это слышать, когда люди сюда приходили. Да вот недавно тут видел: стоят, «энергии набираются». Кто думает, что нужно встать под куполом, тогда на тебя сойдет, чуть в сторону отошел - не получится, кто - еще что-то. Прикладываемся мы к святыням, а они, двое, стоят - руки держат над Евангелием. «Что это вы делаете?» - «Нам надо». Чего они выду­мали? Какая им цыганка это нагадала? Дури на­брались от всяких новоявленных «знатоков», ко­торые ничего в этом не смыслят. И вот там, где кладезь премудрости, в сокровищнице святых отцев Церкви, - они стоят и ничего не смыслят.

В свое время Толстой, когда ему привели пример из Аввы Дорофея, спросил: «А кто это та­кой?» Он даже не слышал, что такие книги есть. А он пытался высказываться в этой области, в ко­торой ничего не смыслил. И не мог он признать свое заблуждение, потому что не было у него си­лы воли. Не мог признать себя неправым, подой­дя к Оптиной. Он топтался, топтался - и не мог переступить порога.

Многие не могут переступить порог хра­ма. Был такой пример. Как-то группа туристов в Лавре подошла к загородочке, посмотреть на студентов семинарии. И через оградку стали с ними разговаривать.

— А вы тут, как в зоопарке, - говорят.

Вроде их там держат.

Но попали на такого человека, который очень разумно ответил:

— В зоопарке как можно: в клеточку войти к обезьянке и выйти. А она - только там. Мы к вам можем выйти, а вы-то - только там. У вас клетка большая.

И действительно клетка большая. И в этой большой клетке люди считают, что они сво­бодны. А на самом деле сидят в клетке, и сидит каждый на своей цепи. Имеются в виду страсти и грехи, которые их держат.

Поэтому Господь сказал: «Я сделаю вас свобод­ными». Это было обращено к тем людям, которые ходили в міре, а на самом деле были в рабстве. Примеры рабства я вам уже назвал: курение, пьянство, наркомания, блуд, - много всякой гадости, даже перечислять не стоит - сколько це­пей, сколько видов рабства у людей. Не говоря о том, что всех еще держит гордыня. Они находят­ся, в общем-то, в чужих мнениях - своего-то там почти ничего нет. Потому что так воспитывали. Они говорят о тех, кто раньше жил: «Ну, их там вот так учили». А теперешних учат - по-другому. И другого они просто не знают.

Мне рассказывал один раб Божий - потом он уже пришел в Церковь, конечно, - в свое время, будучи студентами, они приехали в Лавру. И там случайно, как говорят, встретились с одним на­сельником Лавры, иеромонахом. И стали с ним беседовать. Они, как они говорили, решили «по­щипать попиков». Гордыня тогда была у них непо­мерная. И этот «попик», который им встретился, прочитал краткую лекцию по всей материали­стической философии, а потом, на основании святых отцев, не оставил камня на камне от этой философии. А после этого спросил их:

— А вы можете кого-нибудь процитировать из святых отцев?

Они не только цитат, а имен не знали. Тогда он им сказал очень просто:

— Ну вот, вы видите, что я знаком и с этим, и с тем, вот поэтому я и здесь. А вы - рабы чужо­го мнения, у вас нет выбора.

Больше, как рассказывал тот раб Божий, они ни к кому не подходили, и весь хмель-то вы­летел. Они перед этим еще выпили для храбро­сти, иначе ведь и порог не переступишь.

Все эти вещи происходят и в нынешней жиз­ни. Во все времена они были, и нам, по милости Божией православным христианам, нужно пом­нить, что относится это и к нам. И у нас тоже полно уже набралось от этого міра всяких при­вязанностей, всякой греховности, от которой нам нужно избавиться. От этого рабства нужно избавляться. А избавляются только покаянием. То есть нужно приходить, исповедоваться. При­дешь - и снова одно и то же, и чувствуешь, на ка­ком ты крючке сидишь. И тогда - хоть проси по­мощи Божией и говори: «Господи, прости меня. Или хочу, или не хочу, спаси меня». Аминь.

Января 2001 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.025 с.)