Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца
ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
Лк., 24 зач., VI, 17-23
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня праздник святителя Николая. В Евангелии говорится о том, что, когда Господь произносил Нагорную проповедь и говорил о заповедях блаженства, к Нему приходило много людей...и весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше и изцеляше вся (Лк. 6, 19). То есть народ шел за исцелением, а Господь, обращаясь к этим людям, говорил: блажени нищии духом, яко ваше есть Царствие Божие. Блажени, алчущий ныне, яко насытитеся. Блажени, плачущий ныне, яко возсмеетеся. Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте, се бо, мзда ваша многа на небеси (Лк. 6, 20-23). Люди прибегают к Спасителю в надежде исцеления от болезней, а Господь говорит им о душе. Ведь всё это прежде всего относится к душе. В заповедях блаженства нет ни одного утверждения, относящегося к телу. Блажени нищии духом, блажени ищущие и жаждущие правды - не пищи земной, а правды. Блажени плачущий, - но плач здесь имеется в виду не телесный - это плач о грехах, внутренний плач. Рыках от воздыхания сердца моего (Пс. 37,9),-говорит пророк Давид. Рыдание, которое вырывается от избытка внутреннего состояния. Ну, а уж поносят вас - это опять не телесное, а душевное состояние. Переживает-то душа, когда ее поносят. И получается так, что все прибегают к Господу с нуждами, относящимися к телу, а Господь им напоминает о душе. Душа есть главное. И все чудеса, которые Господь творил и творит и которые совершают Его святые, прежде всего относятся к душе. Да и исцеления-то, которые Господь совершал, о которых мы читаем в Евангелии, таким образом происходили. Христос говорит: Человече, оставляют ти ся греси твои, а потом - востани и ходи (Лк. 5, 20-23). Или приносят одного больного, просят: «Исцели, он расслаблен», а Господь говорит: Оставляют ти ся греси твои (Лк. 5, 20). Другой человек лежит тридцать с лишним лет расслаблен - и опять: се, здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5,14). Отца, который привёл своего бесноватого ребенка, Господь спрашивает: — А давно ли у него это? — С детства. Святые отцы говорят, что Господь таким образом напомнил отцу, что ребенок по его грехам- то страдает. В детстве что он успел сделать? Отец его наградил этим. Аще что можеши, помози нам, милосердовав о нас (Мк. 9, 22). Видимо, грехи эти были ещё от неверия. Потому Господь ему: еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему (Мк. 9, 23). И тот воскликнул со слезами: Верую, Господи, помози моему неверию (Мк. 9, 24). Он понял, о чем речь идет. Видимо, согрешил неверием. И Господь показал на его ребенке, что есть тот мір, и страшный мір, который творит насилие над человеком, если он отвращается от Бога.
Увидев согбенную женщину, Господь говорит: сию же дщерь Авраамлю сухцу, юже связа сатана, се, осмоенадесяте лето, не достояше ли разрешитися ей от юзы сея в день субботний (Лк. 13, 16). И тут о духовном міре, о душе, о грехах тоже напоминается. Все чудеса, которые творит Господь и Его святые, прежде всего имеют целью духовную пользу, духовное исцеление. Почему Господь не являет чудес видимых, телесных? Потому что если от них не будет духовной пользы, то они не нужны. И ведь действительно, можно не обращаться за этими примерами к житиям святых и не уделять внимания этим чудесам, но даже если просто рассудить по-земному даже. Вот нужно ли здоровье человеку, если он негодяй? Больше того, ему не только не нужны здоровье и сила, ему даже раньше полагалась смертная казнь. Жизнь не нужна, если он здесь ведет греховную жизнь и других еще губит. Так что нет здесь ничего противоречащего и общечеловеческому, как это иногда пытаются представить. Вот если душа обладает добродетелями, то тогда и тело нужно этой душе, чтобы жил этот добрый человек и делал добро. Белый свет не без добрых людей, говорят. И еще: «На добрых людях стоит белый свет». Это же истина, и никуда от нее не денешься. Истина - то, что душа - самая главная, и в ней самое важное - ее добродетели, ее святость, а все остальное находится в подчиненном к этому положении. И поэтому Господь всем приходящим к Нему за исцелениями прежде всего говорит о душе. И в тех заповедях блаженства, которые читаем в Евангелии, мы видим: И весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше и изцеляше вся (Лк. 6,19). То есть все стремились к тому, чтобы получить силу от Него. Но Господь ко всем, и прежде всего к ученикам-апостолам, обращается со словами о духовной пользе, о душе. Вот всё и просто. Вот ответ на все вопросы жизни.
У нас сейчас особенно наглядно видно то, что евангельская истина оставлена. Не к Богу, не к истинной вере все устремлены, а к чудесам, исцеляющим тело. Готовы верить кому угодно, лишь бы было здоровое тело, лишь бы избавиться от болезни, выздороветь от того или от другого - и все равно, кто это сделает. Для многих, к несчастью, это так. Поэтому мы, прославляя святителя Николая, первыми словами в тропаре, его прославляющем, произносим: Правило веры и образ кротости. Вера - это есть главное. Можно на это взглянуть очень просто. Некоторые говорят: «Не все ли равно, как веровать?» Нет, совсем не все равно. Ну, во-первых, скажем очень просто. Если святые отцы на Первом Вселенском Соборе, на котором святитель Николай тоже защищал истину православной веры, спорили из-за одной буквы, чтобы было именно вот так, а не иначе. Что ж, считать, они занимались не делом, что ли? А ведь это были именно святые, среди них святитель Николай, Спиридон Тримифунтский, чудотворец, и многие другие. И все эти великие святители считали это важным - о чем можно говорить? Есть такая книжечка о человеке, душа которого выходила из тела, а потом вернулась. Так вот вначале там рассказывается, как он веровал. Ему бабушка говорит: «А ты мог бы поститься. Здоровый ты. Почему ты не постишься?» А он ей так, как обычно молодежь говорит: «Ну, это неважно». Она ему ответила: «Господь постился, а ты считаешь, это неважно?» - «Только потом я понял, - пишет этот молодой человек, - что более убедительного довода не могло быть». Господь постился, а ты говоришь, что это неважно. Уже выше Бога стал, рассудил. Так же те, которые говорят: «А, это неважно, как веровать!» Они уже выше святителя Николая, который отстаивал истинную веру, и всех святых отцов, которые на семи Вселенских Соборах отстаивали чистоту истинной православной веры. Очень просто. Многие даже и не задумываются над тем, что когда они говорят: «Это неважно», то тем самым они всех светильников вселенной: святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и многих других - низводят в ранг тех, кто неизвестно чем занимался, а они, видите ли, понимают так, как нужно. А всё очень просто. Все, что связано с истиной, - всё чисто, все свято, там не должно быть никакой неправды, нечистоты, греховности. И если человек говорит, что он будто бы Божией силой что-то творит - а сейчас много таких «целителей», теперь через одного все «целители», - но при этом они исповедуют свою веру, что тогда получается? Пользоваться благодатью Божией, а говорить про Бога что хочешь? Извините, это даже по человеческим меркам неприлично. Кто будет так вот пользоваться данной ему властью, а о том, кто дал ему эту власть, говорить что вздумается? В мірской жизни обычно так не бывает - он когда-нибудь за это расплатится. А думают, в духовной жизни это можно, что ли? Нет, она- первообраз всего. Почему и поставлено на первом месте в тропаре святителю Николаю: Правило веры и образ кротости. Правило - образец веры.
Силою Божией святитель Николай творит неисчислимое чудес море. И многие - свидетели этим чудесам. О многих из них мы знаем. Но все они сотворены святителем, который при этом особенно соблюдал чистоту веры. Так что и чудеса эти совершаются тоже для укрепления веры. Если кто помнит, когда-то одна девушка, когда у нее не оказалось пары на танцах, легкомысленно взяла икону святителя Николая и пошла с ней танцевать. И замерла, - не могла двинуться с места. «Стояние Зои» - так назвали это чудесное явление. Так было показано, что со святыми, с верой, с иконами не шутят. Нельзя кощунствовать, святотатствовать. Да, можно возразить: а сколько икон уничтожили? И что ж те-то, делавшие все это, не остолбенели? Но «стояние Зои» было в пятидесятые годы, когда вера уже начала возрождаться, - для её укрепления. А в те, более давние времена ослепление было таково, что люди все равно не могли остановиться. Поэтому они шли уже просто к погибели. Известен случай, когда люди в Дивееве решили вытащить крест для своего кощунственного шествия, но он не проходил в двери. Тогда один из них решил обрубить Распятие там, где рука Спасителя. Пока он рубил сам крест, щепки летели, а когда дошло до изображения руки - потекла кровь. Тот святотатец сошел с ума, и те, кто был рядом с ним, а остальные все равно не обратились к Богу, к несчастью. Чудеса эти совершались, совершаются, но их главная цель - не тело, а душу изменить. Святитель Николай своим житием, чудесами напоминает, призывает нас к тому, чтобы мы прежде всего подумали о чистоте веры и о своей душе. Вчера мы прославляли святителя Николая, пели ему акафист. И вот здесь дается замечательный пример того, как нужно подходить к своему внутреннему состоянию. Один из кондаков этого акафиста звучит так: Спасти хотя душу, плоть твою духови покорил еси воистину, отче наш Николае. Молчанъми бо прежде и боренъми с помыслы, деянию богомыслие приложил еси, богомыслием же разум совершен стяжал еси... То есть, чтобы плоть духу покорить, нужно обратиться к духу, к его главенствующей роли. Дух находится под воздействием духовного мира. Многие наши поступки и дела начинаются с мысли. Остановишь мысль - не выйдет она на язык. Следующая ступень, когда человек сдерживает свои уста: положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140, 3). Как говорится, слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. То есть человек уже избавляет себя от последствий, если он сдерживает свой язык. А дальше, если начинают приходить мысли о каких-то действиях, то здесь уже дух начинает останавливать действие мысли, и тогда человек хоть в чем-то начинает себя сдерживать. Вот и постараемся мы, с помощью Божией и молитвами святителя Николая, веру свою твердо блюсти. Будем вот это правило святителя Николая в своей повседневной жизни стараться исполнять. Молчанъми бо прежде... А дальше уже начнется борение с помыслами. Это борение происходит в духовном мире, и поэтому здесь нужны духовные средства: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). То есть когда начинается борьба с помыслами, тогда уже другого выхода и пути нет, как обратиться к молитве. Поэтому, когда мысль начинает одолевать, некоторые люди, которые стараются бороться с помыслами, даже вслух начинают говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. То есть обращаются к молитве. Так вот, с Божией помощью, начнем хоть малый духовный подвиг - труд над своей душой. Аминь. Декабря 2000 года
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.012 с.) |