Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца



ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА

 

Лк., 24 зач., VI, 17-23

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня праздник святителя Николая. В Еванге­лии говорится о том, что, когда Господь произ­носил Нагорную проповедь и говорил о запове­дях блаженства, к Нему приходило много людей...и весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше и изцеляше вся (Лк. 6, 19). То есть народ шел за исцелением, а Господь, об­ращаясь к этим людям, говорил: блажени нищии духом, яко ваше есть Царствие Божие. Блажени, алчущий ныне, яко насытитеся. Блажени, пла­чущий ныне, яко возсмеетеся. Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сы­на Человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте, се бо, мзда ваша многа на небеси (Лк. 6, 20-23).

Люди прибегают к Спасителю в надежде ис­целения от болезней, а Господь говорит им о ду­ше. Ведь всё это прежде всего относится к душе. В заповедях блаженства нет ни одного утвержде­ния, относящегося к телу. Блажени нищии духом, блажени ищущие и жаждущие правды - не пищи земной, а правды. Блажени плачущий, - но плач здесь имеется в виду не телесный - это плач о грехах, внутренний плач. Рыках от воздыха­ния сердца моего (Пс. 37,9),-говорит пророк Да­вид. Рыдание, которое вырывается от избытка внутреннего состояния.

Ну, а уж поносят вас - это опять не телесное, а душевное состояние. Переживает-то душа, ког­да ее поносят. И получается так, что все прибе­гают к Господу с нуждами, относящимися к те­лу, а Господь им напоминает о душе. Душа есть главное. И все чудеса, которые Господь творил и творит и которые совершают Его святые, пре­жде всего относятся к душе.

Да и исцеления-то, которые Господь совер­шал, о которых мы читаем в Евангелии, таким образом происходили. Христос говорит: Человече, оставляют ти ся греси твои, а потом - востани и ходи (Лк. 5, 20-23). Или приносят одного больного, просят: «Исцели, он рассла­блен», а Господь говорит: Оставляют ти ся греси твои (Лк. 5, 20). Другой человек лежит тридцать с лишним лет расслаблен - и опять: се, здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5,14).

Отца, который привёл своего бесноватого ре­бенка, Господь спрашивает:

— А давно ли у него это?

— С детства.

Святые отцы говорят, что Господь таким обра­зом напомнил отцу, что ребенок по его грехам- то страдает. В детстве что он успел сделать? Отец его наградил этим. Аще что можеши, помози нам, милосердовав о нас (Мк. 9, 22). Видимо, грехи эти были ещё от неверия. Потому Господь ему: еже аще что можеши веровати, вся воз­можна верующему (Мк. 9, 23). И тот воскликнул со слезами: Верую, Господи, помози моему неве­рию (Мк. 9, 24). Он понял, о чем речь идет. Ви­димо, согрешил неверием. И Господь показал на его ребенке, что есть тот мір, и страшный мір, который творит насилие над человеком, если он отвращается от Бога.

Увидев согбенную женщину, Господь говорит: сию же дщерь Авраамлю сухцу, юже связа сатана, се, осмоенадесяте лето, не достояше ли разрешитися ей от юзы сея в день субботний (Лк. 13, 16). И тут о духовном міре, о душе, о грехах тоже напоминается. Все чудеса, которые творит Го­сподь и Его святые, прежде всего имеют целью духовную пользу, духовное исцеление.

Почему Господь не являет чудес видимых, те­лесных? Потому что если от них не будет духов­ной пользы, то они не нужны.

И ведь действительно, можно не обращаться за этими примерами к житиям святых и не уде­лять внимания этим чудесам, но даже если про­сто рассудить по-земному даже. Вот нужно ли здоровье человеку, если он негодяй? Больше то­го, ему не только не нужны здоровье и сила, ему

даже раньше полагалась смертная казнь. Жизнь не нужна, если он здесь ведет греховную жизнь и других еще губит.

Так что нет здесь ничего противоречащего и общечеловеческому, как это иногда пытаются представить. Вот если душа обладает доброде­телями, то тогда и тело нужно этой душе, чтобы жил этот добрый человек и делал добро. Белый свет не без добрых людей, говорят. И еще: «На до­брых людях стоит белый свет». Это же истина, и никуда от нее не денешься. Истина - то, что душа - самая главная, и в ней самое важное - ее добродетели, ее святость, а все остальное нахо­дится в подчиненном к этому положении. И по­этому Господь всем приходящим к Нему за исце­лениями прежде всего говорит о душе.

И в тех заповедях блаженства, которые чита­ем в Евангелии, мы видим: И весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше и изцеляше вся (Лк. 6,19). То есть все стремились к тому, чтобы получить силу от Него. Но Господь ко всем, и прежде всего к ученикам-апостолам, обращается со словами о духовной пользе, о ду­ше. Вот всё и просто. Вот ответ на все вопросы жизни.

У нас сейчас особенно наглядно видно то, что евангельская истина оставлена. Не к Богу, не к истинной вере все устремлены, а к чудесам, исцеляющим тело. Готовы верить кому угодно, лишь бы было здоровое тело, лишь бы избавить­ся от болезни, выздороветь от того или от другого - и все равно, кто это сделает. Для многих, к несчастью, это так.

Поэтому мы, прославляя святителя Николая, первыми словами в тропаре, его прославляю­щем, произносим: Правило веры и образ крото­сти. Вера - это есть главное. Можно на это взгля­нуть очень просто.

Некоторые говорят: «Не все ли равно, как ве­ровать?» Нет, совсем не все равно. Ну, во-первых, скажем очень просто. Если святые отцы на Пер­вом Вселенском Соборе, на котором святитель Николай тоже защищал истину православной веры, спорили из-за одной буквы, чтобы бы­ло именно вот так, а не иначе. Что ж, считать, они занимались не делом, что ли? А ведь это были именно святые, среди них святитель Ни­колай, Спиридон Тримифунтский, чудотворец, и многие другие. И все эти великие святители считали это важным - о чем можно говорить?

Есть такая книжечка о человеке, душа кото­рого выходила из тела, а потом вернулась. Так вот вначале там рассказывается, как он веровал. Ему бабушка говорит: «А ты мог бы поститься. Здоровый ты. Почему ты не постишься?» А он ей так, как обычно молодежь говорит: «Ну, это неважно». Она ему ответила: «Господь по­стился, а ты считаешь, это неважно?» - «Только потом я понял, - пишет этот молодой человек, - что более убедительного довода не могло быть». Господь постился, а ты говоришь, что это неваж­но. Уже выше Бога стал, рассудил.

Так же те, которые говорят: «А, это неважно, как веровать!» Они уже выше святителя Николая, который отстаивал истинную веру, и всех святых отцов, которые на семи Вселенских Соборах от­стаивали чистоту истинной православной веры. Очень просто. Многие даже и не задумываются над тем, что когда они говорят: «Это неважно», то тем самым они всех светильников вселенной: святителей Василия Великого, Григория Бого­слова, Иоанна Златоуста и многих других - низ­водят в ранг тех, кто неизвестно чем занимался, а они, видите ли, понимают так, как нужно.

А всё очень просто. Все, что связано с исти­ной, - всё чисто, все свято, там не должно быть никакой неправды, нечистоты, греховности. И если человек говорит, что он будто бы Божией силой что-то творит - а сейчас много таких «це­лителей», теперь через одного все «целители», - но при этом они исповедуют свою веру, что тогда получается? Пользоваться благодатью Божией, а говорить про Бога что хочешь? Извините, это даже по человеческим меркам неприлично. Кто будет так вот пользоваться данной ему властью, а о том, кто дал ему эту власть, говорить что вздумается? В мірской жизни обычно так не бы­вает - он когда-нибудь за это расплатится. А ду­мают, в духовной жизни это можно, что ли? Нет, она- первообраз всего. Почему и поставлено на первом месте в тропаре святителю Николаю: Правило веры и образ кротости. Правило - об­разец веры.

Силою Божией святитель Николай творит неисчислимое чудес море. И многие - свидетели этим чудесам. О многих из них мы знаем. Но все они сотворены святителем, который при этом особенно соблюдал чистоту веры. Так что и чуде­са эти совершаются тоже для укрепления веры.

Если кто помнит, когда-то одна девушка, ког­да у нее не оказалось пары на танцах, легкомыс­ленно взяла икону святителя Николая и пошла с ней танцевать. И замерла, - не могла двинуться с места. «Стояние Зои» - так назвали это чудес­ное явление. Так было показано, что со святыми, с верой, с иконами не шутят. Нельзя кощунство­вать, святотатствовать.

Да, можно возразить: а сколько икон уничто­жили? И что ж те-то, делавшие все это, не остол­бенели? Но «стояние Зои» было в пятидесятые годы, когда вера уже начала возрождаться, - для её укрепления. А в те, более давние време­на ослепление было таково, что люди все равно не могли остановиться. Поэтому они шли уже просто к погибели.

Известен случай, когда люди в Дивееве реши­ли вытащить крест для своего кощунственного шествия, но он не проходил в двери. Тогда один из них решил обрубить Распятие там, где рука Спасителя. Пока он рубил сам крест, щепки лете­ли, а когда дошло до изображения руки - потек­ла кровь. Тот святотатец сошел с ума, и те, кто был рядом с ним, а остальные все равно не об­ратились к Богу, к несчастью.

Чудеса эти совершались, совершаются, но их главная цель - не тело, а душу изменить. Свя­титель Николай своим житием, чудесами напо­минает, призывает нас к тому, чтобы мы прежде всего подумали о чистоте веры и о своей душе.

Вчера мы прославляли святителя Николая, пели ему акафист. И вот здесь дается замечатель­ный пример того, как нужно подходить к свое­му внутреннему состоянию. Один из кондаков этого акафиста звучит так: Спасти хотя душу, плоть твою духови покорил еси воистину, отче наш Николае. Молчанъми бо прежде и боренъми с помыслы, деянию богомыслие приложил еси, богомыслием же разум совершен стяжал еси...

То есть, чтобы плоть духу покорить, нужно об­ратиться к духу, к его главенствующей роли. Дух находится под воздействием духовного мира. Многие наши поступки и дела начинаются с мыс­ли. Остановишь мысль - не выйдет она на язык. Следующая ступень, когда человек сдерживает свои уста: положи, Господи, хранение устом мо­им, и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140, 3). Как говорится, слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. То есть человек уже избавляет себя от последствий, если он сдерживает свой язык. А дальше, если начинают приходить мысли о каких-то действиях, то здесь уже дух начинает останавливать действие мысли, и тогда человек хоть в чем-то начинает себя сдерживать.

Вот и постараемся мы, с помощью Божи­ей и молитвами святителя Николая, веру свою

твердо блюсти. Будем вот это правило святителя Николая в своей повседневной жизни старать­ся исполнять. Молчанъми бо прежде... А даль­ше уже начнется борение с помыслами. Это бо­рение происходит в духовном мире, и поэтому здесь нужны духовные средства: сей же род не ис­ходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). То есть когда начинается борьба с помыслами, тогда уже другого выхода и пути нет, как обра­титься к молитве. Поэтому, когда мысль начина­ет одолевать, некоторые люди, которые старают­ся бороться с помыслами, даже вслух начинают говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. То есть обращаются к мо­литве.

Так вот, с Божией помощью, начнем хоть ма­лый духовный подвиг - труд над своей душой. Аминь.

Декабря 2000 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.012 с.)