Пяток 11-й седмицы по Пятидесятнице 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пяток 11-й седмицы по Пятидесятнице



ИСТОПНИК ЖИЗНИ - В ТАИНСТВАХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

Кор., 177 зач., IV, 13-18.

Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельское чтение, ко­торое является продолжением вчерашнего. Эти евангельские чтения говорят о Втором Прише­ствии Иисуса Христа, Сына Божия. И говорится о признаках этого времени - о том, что востанет бо язык на язык, и царство на царство, и будут глади и пагубы и труси по местом (Мф. 24, 7).

Во все времена бывали и голод, и войны, и бедствия всевозможные, но Господь, преду­преждая об этом, не говорит: «Бойтесь этого» или «Берегитесь этого». У нас, когда слышат о каком-то бедствии, естественно, говорят: «Слава Богу, у нас этого нет» или «Нас минова­ла эта кара». Действительно, всё это так, слава Богу. Но никто из людей, живущих на земле, всё равно не остается вечно жить. Если его минует это бедствие, то смертный час никого не мину­ет. И во время ли бедствия это произойдет, или в результате длительной тяжкой болезни, или еще может от каких-то других причин - но это­го нам не миновать.

У нас есть такое выражение: «Береженого Бог бережет». Считают, что кто бережется, тот правильно делает, такого, дескать, и Бог бе­режет. Нет, как ты ни берегись, если Господь не сбережет, ты себя не сбережешь. Аще не Го­сподъ сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1). Естественно, человек бережет себя и старает­ся как-то оградить себя от всяких бедствий или болезней, но если он и ограждает себя, то это только потому, что его Бог бережет. А не пото­му, что он нашел врача, нашел лекарства, изба­вился от этого. Да, потому что Господь послал ему врача, и Господь дал ему это лекарство, да и силу этому лекарству Господь дал. Лекарств-то много, но на одних они действуют, а на других - не всякое действует, а на некоторых и никакое не действует. Да и всё равно, лекарствами че­ловек не продлит себе жизнь, если Господь ему не даст этой жизни. Уж каких самых совершен­ных лекарств не принимают люди состоятель­ные или власть имущие, как говорится. Но всё равно ведь умирают.

И поэтому, когда Господь говорит о бедстви­ях, то Он говорит о них как о признаках, кото­рые сопутствуют времени Второго Пришествия. А вот беречься нам Господь завещает от того, что­бы нас не прельстили. Востанут бо лжехристи и лжепророцы и дадят знамения велия и чудеса,

якоже прелъстити, аще возможно, и избранныя. Аще убо рекут вам: се, в пустыни есть, не изыдите; се, в сокровищих, не имите веры (Мф. 24, 24—26). То есть будут всё время отвлекать от ис­тинной веры.

Идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орли (Мф. 24, 28). Там, где тело, там соберутся орлы. Это где, что это за место? Это место - Цер­ковь Божия, храм Божий. Там, где Тело и Кровь Господня, - там собираются орлы, духовные лю­ди. Они собираются вокруг Таинства Евхари­стии, Таинства Причащения, где Сам Господь присутствует и животворит всех приступающих к этому Таинству. Поэтому спасение всё - только в Таинствах Церкви и прежде всего в Таинстве Причащения, которое у нас всегда соединено, естественно, с Таинством Покаяния, то есть с ис­поведью.

Спасение души - это исповедание своих грехов и приобщение Святых Христовых тайн, то есть приобщение к благодати Божией, к Го­споду. Вот единственное спасение, и к нему толь­ко нужно притекать. А всего остального, что бы люди там ни придумывали, Господь предупре­ждает беречься.

Апостол, разъясняя эти слова Господни, гово­рит, что в последние времена люди отвратятся от истинного учения и последуют своим измыш­лениям и всевозможным сказкам и басням (см.: 2 Тим. 4, 3-4). Почему суть хранения нашей пра­вославной веры заключается в том, чтобы мы

ничего не измышляли своего. Вот как установле­но святыми отцами, как мы восприняли это, так нужно стараться всё это, насколько возможно, сохранить - все правила и Уставы Церкви. Через них духовно человек возрастает. Потому что все эти правила и Уставы Церкви имеют глубочай­ший смысл. Они всё время напоминают челове­ку о том, что он должен ходить перед Богом, что он- православный христианин и должен над своей душой трудиться.

Проснулся утром, глаза открыл - сначала что нужно? Помолиться, перекреститься. Прежде всего обратиться к Богу. Обратиться за благосло­вением на наступающий день. И Господь на серд­це положит благую мысль, что делать и как.

Возникают мысли что-то сделать, куда-то пой­ти - опять нужно вспоминать слова апостола, который говорит: Аще Господъ восхощет, и жи­ви будем, и сотворим сие или оно (Иак. 4, 15). То есть если Богу угодно и Господь поможет, то сделаешь. И потом только начинать.

Садишься ты за трапезу - прежде всего помо­лись, спроси благословения на трапезу, на пищу. Ведь пища эта не только через твои руки про­шла, хотя и ты тоже бываешь иногда раздражен, а есть и другие люди, которые вообще не заду­мываются ни о чем или при этом сквернословят. А ведь печать этого отношения лежит на тех ве­щах, с которыми соприкасается человек. Если на них проклятие или еще какая скверна, то она может повредить, есть такие примеры. Поэтому

нужно очистить все это, чтобы благодать Божия очистила, помолиться, благословения испро­сить. Вкусил пищу - опять помолись, поблагода­ри Бога, что Господь тебя напитал, чтобы все это пошло на пользу.

И далее, когда смотришь, как свои дела устро­ить, как что распределить, открой церковный календарь - теперь у каждого есть возможность иметь церковный календарь. Открой и посмо­три, какой сегодня день-то - чья память, или может быть близко какой-то праздник? Чтобы не забыть, не закрутиться в суете, не пропустить, не почтив, святой день. А то иногда затеешь уборку или еще какую-то работу, а вечером-то нужно идти на всенощную. А какая там уже все­нощная? Вот, враг уже поймал.

Вот человек планирует как-то свой день. А ведь по Церковному Уставу полагается в празд­ник в храме быть, в воскресный день - тоже в храме быть. Всё совершать, как подобает. Пи­щу вкушаешь - задумайся всегда, а какой день-то? Не постный ли день? А то иногда так раз - и в рот. Поел, а потом вспомнил, что среда - а уже засунул в рот и проглотил. Устав напоминает нам всё время: не живи как попало, а живи, как Бог велит. «Не живи, как хочется, а как Бог велит» - так говорит наш русский православный народ.

Вот такой простой православный подход к жизни душу перестраивает. Потом уже начина­ет человек в таком ритме жить, и это становится естественным ходом жизни, и так, милостью Бо­жией, и живет. И это ограждает от многих иску­шений, от соблазнов всевозможных. Потому что Устав Церковный и все эти правила составлены святыми отцами, и вместе с нами во всем бого­служении участвуют святые. А их молитвами мы и живем, их молитвами очищаемся от грехов и спасаемся.

Поэтому когда ты будешь так строить свою жизнь, то ты не будешь даже и знать, что «кто-то, где-то, что-то». Ведь как только человек отвлека­ется от этого, то начинает просто судачить: а где, а что? Вместо церкви, вместо молитвы начинает болтать и сплетничать. «А ты знаешь, тот-то ез­дил вот туда-то, а там то-то и то-то». Да вот здесь сам Господь - куда еще тебе ехать, куда там еще что-то разыскивать? Трудись. Святые люди есть, конечно, но всё равно если ты не будешь тру­диться, то никакой святой не поможет, толку те­бе не будет от него.

Уж куда выше - сам Господь ходил и пропове­довал. Кто-то ходил за ним, ученики были у него, а кто-то так и проходил мимо, и не знал. Да не только не знал - а еще потом и распяли Его. Кого? Сына Божия! Того, Который только одну любовь и милость являл ко всем.

Поэтому вот этот обыденный, простой пра­вославный режим жизни, такой вот повседнев­ный труд, он ограждает от многих искушений. И поэтому зачем искать какого-то чего-то? Трудись. Вот когда начинаешь трудиться и по­стараешься всё-таки не осуждать, не роптать, не лениться, то тут уже не до чего. Куда там! Не хватает времени.

Когда человек занят, трудится, то к нему и не подлетают, не прилепляются всякие чуж­дые вещи-то. Святые отцы очень просто говорят: «На кипящий котел мухи не садятся».

Так, когда человек трудится, его и не прель­стить - ему не до прельщений. Он занят - тру­дится над своей душой, молится и трудится, - ему не до каких-то этих новшеств. А кто этим не занимается, у того времени лишнего, видно, много остается. Вот он глазеет в телевизор: там что-то услышал, где-то чего-то там увидел, еще кто-то приехал.

И что интересно: когда людям, которые ходят в церковь, другие говорят, о том, что кто-то где- то появился (приехал какой-то проходимец оче­редной из-за границы, или еще чем начинают головы морочить), то они даже и не знают, кто это такой. А те увлекаются этим, идут, не зная и не обращая внимания на то, что у нас такая сокровищница, благодать - Церковь Христова Православная, храм Божий.

Куда еще идти? Как апостол Петр сказал: Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной (Ин. 6, 68). Когда мы здесь имеем глаголы жизни вечной и жизнь вечную в Таин­ствах святой Церкви - куда еще идти, чего еще искать? Безумие полное, конечно, когда люди начинают еще чего-то искать. Что-то случается у них - ищут бабок каких-то, дедок. Чего уж там

находят? А здесь - как будто Церкви не существу­ет, как будто не существует благодати Божией. Таинство Причащения, Таинство Соборования, святая вода, святой елей от лампад, домазыва­ние - всё это ведь существует, всё это исцеляет. И это во все времена действует.

Мне пришлось встретиться с одной рабой Бо­жией, с которой произошла такая история. У нее болели ноги. И вдруг она прочитала (вот читать- то полезно духовную литературу!), что какая-то женщина, у которой тоже болели ноги, молилась святителю Василию Рязанскому. Она в тех кра­ях жила, а мы ведь обычно - кто поближе, к то­му и обращаемся. И вот явился он ей и говорит: «Когда будешь в церкви, помажет тебя священ­ник обильно елеем, ты возьми со лба этот елей и помажь им ноги». Она думает: «Столько раз я ходила, даже и не думала, что это может по­мочь». Но исполнила так - помазала себе ноги. И исцелилась.

Так вот эта раба Божия прочитала и подума­ла: «Господи, ведь не сказал, к какому священ­нику. Но благодать Божия в Церкви действует, существует благодать священства - так и я сде­лаю». И пошла в храм. А там было два священ­ника. Один был такой деятельный, энергич­ный, а у другого была немощь - «угощали» его очень часто, а он не отказывался. Я его знал лично. То в одном месте «угостят», то в другом - а служить-то всё равно надо. Ну и иногда тяжко ему бывало стоять на службе, потому что «наугощался» он. И вот эта раба Божия подошла к пер­вому священнику, он помазал её, она отерла лоб, помазала ноги, постояла, постояла - ниче­го, никакого результата. Потом приходит опять в церковь, а там уже второй батюшка. Так он как по лбу мазанул - аж потекло, так сильно махнул. Где-то его уже «угощали», видимо. Она отошла и тоже взяла елей со лба и помазала себе ноги.

И дальше она рассказывает, что во время ве­ликого славословия как будто струя ударила ей в спину и прошла в пятки. И с тех пор она не зна­ет, что такое больные ноги. Ей было 70 с лишним лет, когда я с ней беседовал.

Вот это благодать Божия! Она поверила вот так, в простоте сердца, и получила исцеление. И когда я услышал, меня это поразило. Действи­тельно, думаю, Господи, ведь мы около сокровищницы, около источника жизни ходим и куда- то еще стремимся, еще куда-то несет, неизвестно куда.

Кстати, этот случай еще раз показывает нам, что нельзя осуждать, разделять - этот такой, этот такой. Один Бог знает, кто какой. Благодать Божия, как хочет, может действовать.

И вот вскоре после этого, помню, было празд­нование Зарайской иконы святителя Николая - есть икона такая явленная, Никола Зарайский. Город Зарайск - это моя родина. Я был на всенощ­ной и после службы зашел навестить двух ста­рушек, которые там жили, - кстати, у них в свое время скрывался владыка Федор (Поздеевский), последний настоятель Данилова монастыря. Когда Данилов монастырь закрыли и монахов разогнали, он два года у них там жил потихонеч­ку. Это были сёстры, Варвара Николаевна и Ан­на Николаевна. Я с детства их знал, и теперь, уже будучи священником, приехал и зашел их прове­дать. Они были очень рады, конечно. Они меня видели еще ребенком, а теперь - уже священни­ком, и им было очень приятно.

И вот одна из них, Анна Николаевна, говорит: «Совсем не сплю, нога болит - экзема, зуд». А я ей рассказываю эту историю про исцеление и гово­рю: «Вот и вам нужно так же». - «Да, хорошо, нуж­но, да я до церкви-то не могу дойти». А я из храма шел, у меня еще на лбу елей остался. Я говорю: «А у меня на лбу есть». И взял ей со своего лба елей и помазал ногу. И уехал потом.

Через некоторое время я узнал, что она в этот вечер заснула, проспала всю ночь, а утром, когда врач пришел делать перевязку, нога была чистая.

Вот благодать Божия, которая действует в на­шей Церкви. Поэтому нам нужно благодарить Бога день и ночь и твердо держаться за свою православную веру, за свои храмы, в которых до скончания века будет действовать эта благо­дать. Чтобы никто нас не прельстил и не увел от источника жизни. Аминь.

Августа 1999 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.016 с.)