Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От нас зло не должно исходить
Все мы читали и читаем Евангелие и все мы знаем, что Господь сказал: Возлюбиши Господа Бога Твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея, и всею крепостию твоею и всем помышлением твоим, и ближняго своего яко сам себе (Лк. 10, 27). На этих двух заповедях, как сказано, - весь закон и пророцы (Мф. 22, 40) - то есть всё. Сегодня мы празднуем память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — апостола любви, как он именуется. Он и сам это утвердил, когда в последнее время земной жизни говорил только одно: «Детки, любите друг друга», - и больше ничего. — К чему ты, отче, - спрашивали его, - так часто это повторяешь? — Это, - отвечал он, - самая главная заповедь. Когда Господь восстанавливал апостола Петра в апостольском звании, он прежде всего спрашивал: Любиши ли Мя? (Ин. 21, 15). Речь о чем шла? О любви только. Почему в этой жизни трудно разобраться? Потому что всё, к несчастью, переплетено грехом. Грех, который есть во всех видах злобы, разделения, раскола, - он, собственно, и является причиной того, что люди не могут разобраться в жизни, не могут понять: как же себя вести? Какие примеры дает нам Господь? Сегодня мы празднуем еще и прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского. Кого Господь поставил на свещнице первостоятелем Церкви нашей Российской в то время, когда была революция, когда убивали духовенство, когда грабили церкви - насилие, беззаконие было вопиющее? Святителя Тихона, о котором говорили: самый добрый, - из кандидатов в Патриархи. Вы знаете: миллионы людей погибли в те времена. И что только и могло тогда устоять? Только любовь. Это удивительно, конечно, но это так. И когда в любых обстоятельствах, в которых мы оказываемся в жизни, с кем бы это ни происходило: с нашими близкими, с родственниками или с сотрудниками, со случайными ли людьми, как мы говорим, - и когда возникает вопрос: как быть, как поступить? - то чем нам руководствоваться? Когда-то наш батюшка отец Сергий, Царствие ему Небесное, когда я ему задал вопрос: «Батюшка, как быть? Не знаешь, как вести себя в этих обстоятельствах...» - ответил очень просто: — От нас зло не должно исходить. Смысл этого очень глубокий. Помните: От сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Мф. 15, 19). И сказано еще: от избытка сердца уста глаголют (Мф. 12, 34). Что это значит? Нужно, самое главное, стараться не потерять сердечного устроения, стяжать беззлобие. «От нас зло не должно исходить» - значит, у нас должно быть беззлобие. Не озлобиться.
Вот возьмите нашу обычную повседневную жизнь. Злоба - это уже крайнее состояние, а сначала бывает состояние какого-то безразличия. А безразличие - это уже преддверие недовольства. Потому что вроде бы безразлично, а на самом-то деле - не безразлично. Тебя что-то уже начинает раздражать. Ты пока еще не дошел до того, чтобы сразу раздражаться, - сначала тебе как бы всё равно. Когда-то святитель Игнатий (Брянчанинов) хорошо сказал. Он был очень образованный человек своего времени. И когда он старался постигнуть глубину нашей веры, решить для себя, как строить духовную жизнь, как вообще жить - он, сказано, обратился к наукам. Но науки молчали. Одна только математика возвысила свой голос. Для того чтобы из положительной области перейти в отрицательную область, существует понятие нуля: ни то, ни се. Это состояние - уже переходное. Переходное состояние - когда имеется безразличие. Само слово «безразличие» означает: без различия - у тебя нет ни плохо, ни хорошо, тебе всё равно. Ты охладел к добру. Безразличие - это охлаждение к добру. Ты еще не стал злым, может быть, но ты уже охладел к добру. Почему Господь говорит: Иже пестъ со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает (Мф. 12, 30). Середине-то не бывать. Есть переход. И эта борьба постоянно идет в человеке, постоянно присутствует в міре. Часто люди приходят в храм и жалуются: что-то у них в жизни происходит не так, какие- то скорби. Вся суть в том, что мы забываем, что идет война. Вы знаете, есть такая книга: «Невидимая брань». Это ее название говорит о том, что идет невидимая война. В светской жизни есть такое понятие: «холодная война». Что это такое? Внешне война вроде бы не объявлена, не стреляют из пушек, - а стреляют из пистолетов, по одному, - и война-то всё равно идет. И вот эта война идет также и в душе человеческой - война с мыслями. И это - у каждого.
Мы согрешаем принятием всяких нечистых помыслов - прости, Господи! В церкви мысль приходит - мы все, как говорится, разинув рот, это принимаем. И получается, что мы всё время находимся во власти мыслей, которые диавол старается нам внушить. Весь мір находится в состоянии этой войны. За каждую душу идет непрестанная борьба. Средства массовой информации: телевидение, газеты, всевозможные рекламы, плакаты - всё это выраженные в образах или во всяких надписях мысли. Почему многие сейчас против телевизоров. Не против них вообще, не против образов как таковых. Что такое образы? Вы ведь знаете, есть сектанты, еретики, которые отвергают иконы, - это все, конечно, ересь, хула. Потому что истинные образы, истинные изображения нужны. Они очищают, возвышают душу, одним словом, благотворно действуют на нее. А нечистые изображения - изображение ложных богов, культ человеческой плоти - это было запрещено. Поэтому когда кто-то сказал отцу Иоанну (Крестьянкину): «Я телевизор разобью», - батюшка возразил: «А он, бедный, чем же виноватто?» Это- железка. Виновато бывает то, что по нему показывают. Ведь если бы телевизор показывал, допустим, храмы, или иконы, или проповеди бы передавались по нему, показывали хотя бы красоту природы - творение Божие, - это было бы одно. Но ведь там, как говорят, по всем каналам течет телеканализация. То есть вся скверна изливается. Видите, какие слова-то у нас гибкие - как они четко характеризуют сущность. Мысли, как мы говорим, приходят. Мысли бывают от Бога, мы просим, чтобы Господь послал нам благую мысль. И мысль сама по себе не есть скверна - нет, это сущность жизни, мы размышляем, мы мыслим. Так же - чувства. Устремленность души может быть разная: смотря к чему. Одна раба Божия сказала отцу Сергию Мечёву (Царство ему Небесное, его молитвами, Господи, помилуй нас): — Батюшка, сломайте мою волю. Он говорит: — Ты что, глупая. Волю нужно не ломать, ее нужно укреплять и направлять туда, куда нужно. То есть нужно усердие. Вот классический пример устремленности. Совершенно без размышления, без оглядки, безумно, в духовном смысле, бросилась в детстве в греховную жизнь Мария Египетская. Много лет провела так. А потом с такой же, с еще большей силой, не оглядываясь, пошла в пустыню, от всего отреклась. Когда одну светскую женщину стали осуждать, то один из святителей сказал: — Так чего ж осуждать? Усердие-то у нее какое - правда, не в ту сторону направлено. И она, услышав эти слова, потом действительно поняла, что ее жизнь направлена не туда. И в конце концов стала святой. Всё это говорит о том, что такое грех. Грех - это извращение всех даров Божиих, которые даны человеку. Воля - не туда направлена. Любовь - не к Богу, не к ближнему, а ко всему тленному, временному, земному. И всё это - с усердием. Почему и настоящая сила воли состоит в том, что человек способен признать: «Да, я не прав». Еще и смирение в этом. Сейчас множество людей не может обратиться к вере. Потому что многие из них были среди атеистов, коммунистов, комсомольцев. И теперь признаться в том, что они были одурачены, что и ты, в общем-то, глуп, - конечно, не хватает ни силы воли, ни смирения. Таково греховное состояние человека. Если у человека, твердого в вере, есть решимость держаться ее, то другой, более слабый в вере, не может на это решиться - и ищет уловки. И диавол подсказывает ему всякие мысли: «А ты читал статью про архиереев? А ты видел такое-то в церкви? А этот был выпивши...» Но не думают о том, против чего направлены все эти мысли.
Самое-то страшное, что люди не имеют разумения, рассуждения и мысли, факты, которые направлены против греха, употребляют против истины. Вот, например, обличают какого-то священнослужителя, что он пьет. Ну, не туда его понесло. Ну, и что дальше? Причем тут Евангелие, причем тут Церковь, причем тут духовные истины-то? Разве где-нибудь в Священном Писании сказано, что нужно торговать водкой или сигаретами? Посмотришь, в этом храме, в соседнем, в другом, третьем, четвертом, пятом - у нас в округе, сколько знаешь храмов, - никто сигаретами не торгует. Сколько знаешь архиереев - никто опять же в ларьках с сигаретами не стоит. Вдруг выискали кого-то. Ну, ладно, ну даже если это есть - что дальше? Чего там искать? Откройте Евангелие - там есть один Иуда. Ну и что? Иуда не покаялся. А этот, может, еще покается. Вот апостол Петр - отрекся же. А потом пошел на смерть. Получается что? Когда пытаются отвести от Церкви, то указывают на то, что притащили в Церковь из міра. На это пальцем указывают и говорят, как, мол, в Церкви плохо. Да не в Церкви плохо-то, а плох грех, принесенный сюда из міра. Еще Крылов написал: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» В зеркало смотришь - на свою физиономию смотришь. Ты ведь там отражаешься-то. Это всегда было. Укорили когда-то одного архиерея: — Что же это, мол, у вас в монастырях такие монахи? — Так они же от вас приходят, - ответил он. - Не с неба же к нам идут. И - всё. Указывают-то - на себя. Гоголь написал это же самое в «Ревизоре»: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь». И всё это говорит об одном. Есть Божественная истина, чистота, святость - и есть грех. И если кто-то в чем-то даже согрешает, то всё равно он всё-таки к истине стремится. Вот сейчас целые баталии идут, сражаются: вот царская семья, вот царь чем-то там погрешил, что-то сказал не так. Да апостол Петр тоже не так сказал! Милосерд Ты, Господи, не иматъ быти Тебе сие (Мф.16, 22). Господь ему Сам на это возразил: Иди за мною, сатано (Мф.16, 23). Ви дите, как Он ему страшно ответил. И кому? Святому апостолу Петру. Ну да, пришла ему такая мысль - он и высказался. А другая мысль явилась - и сказал: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго. Господь сказал: Плоть и кровъ не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех (Мф.16, 16-17). В одном случае эту мысль дал тебе Отец, а эта мысль - от лукавого.
Мы не больше апостола Петра - это совершенно точно. И потому святые отцы говорят, и учение Церкви таково: святые - это не значит безгрешные, нужно это твердо запомнить. Безгрешен - один Бог. Сказано именно так- без исключения: Несть человек, иже не согрешит (2 Пар. 6, 36). Но чистота святых такова, что да, - у некоторых из них нет почти ни одного греха. То есть как гласит Слово Божие, так они и исполняли. Все эти воплотители истины есть. Мы просто не знаем о них. А кто не знает, тот на этом и запинается. Вот почему нужно твердо содержать веру. Согрешаем мы маловерием, гордыней, самомнением, самолюбием, тщеславием, самооправданием. Когда нам на что-нибудь в церкви указывают - у нас сразу оправдание. А сами, мол, какие? Не нужно спорить. То, что бывает в жизни, не опровергает того, к чему все мы стремимся и призываем. То, что человек делает, - это одно, а какие у него мотивы, какие внутренние причины этого - другое. На слова апостола Петра Господь сказал - указал причину этого: Иди за мною, сатано, яко не мыслиши, яже Божия, но яже человеческая (Мк. 8, 33). Вот оттуда, говорит, всё это. Когда воскресший Господь явился апостолам, они смотрели: Он ли, не Он? Что смущени есте; и почто помышления входят в сердца ваша? (Лк. 24, 38) - сказал Господь. Апостол Фома не поверил. Ну что ж, мы не больше апостола Фомы. Поэтому какие-то сомнения с нами приключаются. Но суть-то вся в том, что не нужно на этом коснеть, не нужно на этом останавливаться. Если есть любой грех - не нужно на него всё время смотреть. Одно из первых условий борьбы с грехом - это не думать о нем, стараться не видеть его. Вот мы смотрим: вокруг ходят такие разодетые, - начинаются помыслы осуждения. А чего смотришь? Не смотри. Тебе важно, какие они ходят? Ты-то какой ходишь? Почему здесь и действуют средства массовой информации. Они давят на зрение, образы, мысли все эти подкидываются. Раньше было просто. Враг всевал мысли, плевелы: почто помышления входят в сердца ваша? А теперь вроде бы всё усложнилось. Раньше были треугольники подобные, а теперь - конгруэнтные или гомотетичные. Или теперь говорят: «зомбированные». Ну, скажи ты просто: вдолбили тебе в голову всякую чушь, вот ты и ходишь. Нет, «зомбированные», «гипнотизированные», какая-то там энергия. Какая энергия? Просто обычная дурь, которую ты принял. Просто диавол всё время разжигает всё это в человеке. Вот сущность всего, что происходит: идет непрестанная борьба. Враг действует на людей. И всё это сказано в молитве Таинства Исповеди: Яко человецы суще, плотъ носяще, в міре живуще, от диавола прелъстишася. Преподобный Сергий Радонежский - мы только что праздновали его память - вооружился на мір, плоть и диавола. Мірское мнение, вся греховность в человеке- всё это возгревается нечистой силой.
В одной из своих замечательных проповедей отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Разгул зла, лукавства и вражды идет по земле... Неужели всё это сотворил человек?! Нет, дорогие мои, возможности человека ограничены, и срок жизни его - семьдесят, от силы восемьдесят лет. Иногда он не успевает даже и осознать своего назначения на земле, как уже сходит в могилу. Нет у него ни времени, ни могущества, ни воображения посеять столько бед и зла, чтобы хватило на все человечество. Всё то малое зло, которое успеваем натворить мы, грешные люди, приводит в совокупность великий дирижер - сатана, тот, кто сеет в нас малое. Он сеет малое и выращивает малое в большое. И это называется “тайной беззакония”». Откуда сейчас все эти течения? Вот, мол, я кем-то в прошлой жизни был и кем-то я еще буду. Переселение душ называется. Вот дурь-то. Ты пока еще никем не был. Кем родился, тем родился. Что ты натворил - то натворил, и за это ответишь. И никуда ты не переселялся. Вот переселишься потом в преисподнюю и тогда узнаешь. И все эти выдумки для того, чтобы увести от истины. Это всё бес придумал, а ты принимаешь мысли, которые он в тебя всевает. Вот - отгадывают, мол, мысли. Да никто не может узнать мысли. Может догадаться. Или же сам подать мысль и о ней сказать. Потому что мы и сами-то не знаем, как мы мыслим. Мне рассказали такой случай. Проводился сеанс: загадайте число. И каждый думает: какое же загадать число? А бес говорит: такое-то. Один думает: вот мне пришла мысль: такое-то. И другому дается та же информация от беса. Он «угадал» то, что ты «загадал». Да не ты загадал. И тот, и другой - под воздействием нечистой силы. Одной и той же. Он якобы узнал, что я думаю. Да ничего он не узнал. И это вовсе не ты думаешь, в том-то всё и дело. Одному он в карман положил, а другому сказал, сколько положил, - только и всего. То есть сети диавола настолько тонки, и если твердо в вере не стоять, то запутаешься во всех этих бесовских изобретениях, которых сейчас множество. Прости нас, Господи! Согрешаем принятием блудных, нечистых, хульных помыслов. Вообще всяких помыслов. Враг настолько тонко действует, что святые отцы, когда им и благие-то мысли приходили, испытывали: от Бога ли это, не затягивает ли их диавол куда-нибудь? Один из духовных писателей писал даже, что враг и в монастырь затягивает, если там удобнее погубить. Видит, что человек страстный, грешный - он ему внушает тщеславие: ты, мол, достоин, и так далее. А как поступит в монастырь, так враг и нападает. Так это обычно и бывает, причем это - закон. Иногда, правда, диавол и не справляется, но затаскивать - затаскивает. Есть такой пример. Одного послушника спросили: — Когда ты пришел в монастырь, то как на всех смотрел? — Как на Ангелов. — А теперь, - спросили, - когда полгода пожил, как смотришь? — Смотрю на всех, как на демонов. Враг сначала затянул, а потом начал разукрашивать. Диавола святые отцы называют художником, он рисует всевозможные картины жизненных обстоятельств. Кстати, точно так же и в Церкви. Сначала приходят: «Ой, здесь все такие хорошие!» Потом через некоторое время: у одного, оказывается, - то, у другой - это. Та про эту говорит то-то. И думают: «Ничего себе! Что тут творится? Куда я попал?» Не в монастырь, нет, просто в храм. Пожалуйста, сколько угодно такого. Почти нет исключения, все мы так. Только кто-то поддается, а кто-то не поддается. Прости нас, Господи! Гордые, упрямые, непослушные... Осуждаем, самооправданием занимаемся. Ленивы на молитву, на посещение храма Божия, на исправление своей души, на делание добрых дел. Нарушаем посты, чревоугодливые, сластолюбивые, плотоугодные. Прости, Господи! Похотливые, сребролюбивые, жадные, завистливые. Господи, прости! Преподобному Макарию Великому явился бес, весь обвешанный приспособлениями: «Иду, - говорит, - искушать братию». Кому что подойдет. Так и у нас. Одному - блуд, другому - пьянство, третьему - деньги... Прости нас, Господи! И самое главное, я с этого начал, - неблагодарность Богу за Его бесчисленные и великие благодеяния и всеблагое промышление. Не только неблагодарность, но и ропот еще. Мы очень много согрешаем всяким недовольством. Начинается недовольство - идет озлобление, раздражение, гнев, а в гневе - зложелательство, злословие, сквернословие, укорение, злопамятность, ожесточение сердца. Прости, Господи! Всех грехов даже и не перечислишь, потому что они во всех образах. Сучков - множество. Ну, а стволы - страсти - одни и те же. Ропот - это тяжелый грех. И когда мы говорим: «Вот, такое время, такие люди», - мы ведь тоже не составляем исключения: мы грешим в это самое время, мы входим в число этих самых, нынешних людей. Но человек, волею или неволею, часто начинает роптать: почему так, почему не так? Нет чтобы сказать, как разбойник сказал: Достойное по делам нашим принимаем (Лк. 23, 41). Вот этого мы никак не можем сказать - прости нас, Господи! Господь ведь еще милостив к нам. Мы этого не ценим, поэтому наш ропот - особенно тяжкий грех. Святые отцы говорили: Господь все грехи прощает, а за ропот наказывает. Всякие от юности нашей до сего дне поползновения наши, всякие мечтания, всякую нечистоту душевную и телесную - прости нам, Господи! Надо стараться не думать, не вспоминать, образы не носить в себе, беречь зрение и чувства осязания, слуха, обоняния, вкуса. Прости, Господи, согрешаем всеми своими чувствами - душевными и телесными. Господу помолимся. Господи, помилуй! Октября 1999 года
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.028 с.) |