Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Казанской иконы Божией Матери
Слово перед исповедью ЕДИНСТВЕННЫЙ ОРИЕНТИР В ЖИЗНИ
Лк., 54 зон., X, 38-42; XI, 27-28
...Человек несовершенен и поэтому может ошибаться. Когда были смутные времена, то не было царя - не было того, кто должен был возглавить государство. Кто помнит из истории, в эти времена явились люди, которые выдавали себя за сына царя, убиенного царевича Димитрия, и назывались они Лжедмитриями. И история этого времени свидетельствует о том, что были люди, которые попадались, как говорится, на этот обман. Это говорит о том, что человек несовершенен и, таким образом, очень легко может ошибиться. Единственный ориентир в жизни - это истинная православная вера. Она как раз и показывает путь - показывает, как в жизни можно устоять и с помощью Божией разобраться в том, что происходит. То есть, только основываясь на истинной вере, это становится возможным. Держаться нужно за веру. Всё остальное проходит, меняется, и меняется не случайно. Происходят какие-то события, возникают какие-то личности, увлекают за со бой, творят разные дела. И часто происходит так, что когда всё идет своим чередом, как бы размеренным порядком, то все вроде бы люди как люди. А когда лихие времена наступают, то смотришь - среди этих людей сразу чуть ли не добрая половина оказываются предателями, изменниками. Таким образом, трудные времена являются неким таким экзаменом на нравственную чистоту народа. Тут, как в сегодняшнем Евангелии Господь говорит, нужно едино на потребу. Только тот, кто имеет истинную веру, устоит в трудных обстоятельствах. Потому что если ориентироваться на людей (выдвигает, например, кто-то свою кандидатуру, наобещает всего), часто потом оказывается, что всё опять обман, а люди поверили, за предводителями пошли. Причем раньше это не просто так происходило - это происходило в интригах, часто в кровопролитиях. А, оказывается, шли не за тем. В этой обстановке только вера и давала правильное направление. Святитель Ермоген тогда пытался всех наставить на истинный путь, за что и был уморен в Кремле, от голода умер в заточении. И свидетельство это, в своей высшей силе, очень наглядно - вот, пожалуйста, как внутренне ориентироваться, как себя настраивать, какого направления держаться.
То же самое было во времена смуты, когда наши предводители менялись, когда произошло смещение царя и началось время смутное для нашей страны, - более чем на 70 лет. И в эту же годину Господь поставил на свещнице Церкви патриарха Тихона, который опять же держал нужное направление. Ведь шла Гражданская война. И патриарх Тихон повел себя с такой мудростью, что теперь, оглядываясь назад, можно только дивиться - как это в то время, когда всё было перемешано, когда разрушались церкви, была междоусобная братоубийственная война, патриарх Тихон призывал всех только не убивать, не заниматься кровопролитием. И он не благословил предводителей Белой армии на войну. Ну а советские войска, естественно, и не просили благословения. Но патриарх проклял всех разрушителей православной веры. И вроде как бы победила одна сторона, но на самом деле не совсем так. Вернее, совсем не так - не победила ни одна сторона. В конце концов, все, на кого пало проклятье, исчезли, всё кончилось, и опять мы видим, что остается только одна опора - православная вера. Всё остальное качается туда-сюда. Поэтому эти слова евангельские о едином на потребу всё время приближают к жизни. И это - не только едино на потребу в смысле того, как нам направлять свою жизнь. Это является главной причиной и сущностью всего, что происходит: отступление от веры ведет за собой всевозможные нестроения, разделение и войны. И в сегодняшний день - праздник Казанской иконы Божией Матери - мы вспоминаем эти слова, которые в то время были открыты, что суд об Отечестве нашем там, на Небе, преложен на милость. И тогда произошло то, что произошло. Так же в свое время молились рабы Божии об Отечестве нашем, об избавлении Москвы от нашествия иноплеменников в войне 1941- 1945 годов перед иконой Божией Матери «Казанская». Матерь Божия опять умолила, и гнев Божий был сменен на милость. Начали открываться храмы, были возвращены священники. Но враг, конечно, не мог допустить этого. И опять начались гонения. Но всё равно всё возвратилось на круги своя. И теперь вновь всё восстанавливают. И это говорит о том, что духовная жизнь является стержнем всей жизни. Всё остальное сменяется: правители, общественные устройства. А Церковь живет своей жизнью и будет жить до скончания века. Правители будут меняться, будут меняться государственные устройства, и только Церковь будет оставаться, ибо сказано: едино на потребу. Только здесь можно найти приют, «тихое пристанище» во всех скорбях, трудностях. Где люди могут найти и находят утешение? Только в Церкви.
Постоянно священники с этим соприкасаются. Люди приходят с горестями, с проблемами. Я не раз задавался вопросом: ну где еще есть такое место, где разрешаются любые проблемы - внутренние, сердечные, семейные? Где налаживаются отношения людей между собой? Когда в семьях происходят какие-то нестроения или огорчения, скорби, когда медицина отказывается и говорит, что «почти безнадежен», то куда идут? Только в церковь. Я - свидетель как священник. Когда прибегают и говорят, что врачи в реанимации сказали - безнадежно. Еще этого не совершилось и только должно совершиться, а там уже об этом знают и беспокоятся. И в нашем храме есть свидетельство, когда одной рабе Божией явился во сне батюшка Сергий Орлов (а она его никогда не видела) и сказал: «Как мне тебя жалко. Ты неизлечимо больна». - «Чем я больна? Я здорова». - «Нет, ты неизлечимо больна, тебе ничто не поможет. Молись, только молись». И через некоторое время приносят её ребенка, с пробитым черепом, истекающего кровью. И она у этого полутрупика в течение недели постоянно молилась. Вот тут понимает человек, что такое едино на потребу. Не дай Бог, конечно, таким путем приходить к Богу - это очень тяжело. Но это так. Поэтому всё это как было, так и остается - едино на потребу. Помогает, конечно, и медицина иногда, и еще что-нибудь. Но что помогает всегда, когда уже ничего не помогает, - это только вера православная. Поэтому будем укреплять веру. Будем помнить, что для нас едино на потребу, - в первую очередь будем помнить об этом. Когда что-то происходит с нами или с близкими, будем всегда просить помощи Божией. А уж как Господь ре- шит - это Его святая воля. Ясно только одно, что решит всегда наилучшим образом. Это не значит, что обязательно жить только здесь. И эти свидетельства есть. Люди молились, молились, здесь ожидали и не дождались. Но Господь таким образом там всё равно их помиловал. И это - тоже свидетельство помощи Божией. Поэтому будем веру укреплять, будем эти примеры исторические из конкретной жизни святых людей приводить себе, когда нас посещает горе. Как говорил пророк Давид (каждый раз в шестопсалмии читается этот псалом): Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся (Пс. 142, 4). То есть когда обращаемся сразу с упованием, Господь являет милость нам, грешным, укрепляя нас через это. Человек утешается, и не просто утешается, а действительно получает избавление если не в этой, то в будущей жизни. Поэтому сегодня, в день памяти иконы «Казанская», помолимся Божией Матери. Как воспевается в Её тропаре: Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим. Аминь. Ноября (?) года
Неделя о самаряныне ЖАЖДУЩЯЯ ДУША
Ин., 12 зач., IV, 5-42
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В дни Святой Пасхи, которую продолжают праздновать и после праздника Преполовения Пятидесятницы, вы слышали Евангелие о самаряныне. Апостол и евангелист Иоанн Богослов подробно, как мы только что слышали, излагает всю беседу с самарянкой и всё, что было с этим связано. Ученики отошли в город купить пищи, Господь сидел у источника. Иоанн Богослов, который никогда не оставлял своего любимого Учителя, видимо, остался с ним, потому что он-то и слышал эту беседу и записал ее. И сегодня мы ее слышим. Святые отцы избрали это евангельское чтение, эту беседу, в один из воскресных дней Святой Пасхи. Называется он «Неделя о самаряныне». Евангелие, которое сегодня читается, очень многогранно и касается многого. Оно сравнительно большое по объему (ведь в Евангелии вообще не так много записано), и беседа описана очень подробно. Поскольку ни одно слово не за писано в Евангелии просто так, то значит, здесь особенно каждое слово было назидательно. Прежде всего здесь опять образ воды и жажды. Человек может жить без пищи довольно долго, но без воды долго человек не может существовать. Вода присутствует уже в первые дни творения. Вода является носителем благодати Божией, которую человек получает в Таинстве Крещения через погружение в воду. Водой животворится все. Вы знаете, безводные пустыни - там ничего не растет. Любая почва без воды не может ничего производить. Должна быть вода. Она может быть в виде капелек каких-нибудь маленьких, но она должна быть. И поэтому здесь этот символ воды и жажды как раз во всей беседе и присутствует. И этот символ жажды и воды напоминается нам в дни Преполовения. Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет (Тропарь Преполовения. - Прим. ред.). Вот эти два момента - Преполовение, опять же связанное с водой (...жаждущую душу мою...), и беседа с самарянкой у источника - соединены в сегодняшнем дне. То есть мы празднуем и Неделю о самаряныне, и попразднство Преполовения - совершенно ясное евангельское свидетельство: Аще бы ведала еси дар Божий, и Кто есть глаголяй ти: дождь Ми пиши, ты бы просила у Него, и дал бы ти воду живу (Ин. 4,10) и...жаждущую душу мою благочестия напой водами... И она говорит ему: Господи, даждъ ми сию воду, да ни жажду, ни прихожду семо почерпати. Вроде бы речь идет об источнике, а на самом деле речь идет о духовной жажде. Это же слово прозвучит уже в другом евангельском тексте. На кресте Господь воскликнул: «Жажду». И губу с оцтом приставили к Его устам. Но здесь опять была жажда спасения нашего. Господь жаждал совершить подвиг искупления рода человеческого от греха и смерти.
Поэтому слово «жажда» здесь как раз и дает ответ. После того как Господь сказал: Всяк пияй от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки, и самарянка попросила у Него этой воды, Господь незаметно переводит ее на историю ее жизни. «Приведи мужа своего сюда». И ответ: «Не имам мужа». - «Добре рекла еси, яко мужа не имам». Она невольно, как это часто бывает в жизни, говорит те вещи, которые сознание в тот момент не может постигнуть. Читающий поверхностным взором это Евангелие по-своему скажет: «Конечно, она пять мужей имела, а теперь, значит, шестой. Ничего себе!» Но из дальнейшего повествования выясняется, если смотреть на это с чистым сердцем, что не мужей она меняла, а она искала удовлетворения для своей души. Ведь бывают чистые движения души одного человека к другому, но, к несчастью, в ответ таких чувств может не быть, а только плотские. И душа не находит удовлетворения. И снова ищет, и опять не находит - там уж только плоть. И еще, и опять всё равно не то. Душа самарянки стремилась к истине. Она не мужей меняла, она не могла найти удовлетворения для своей души. И здесь - свидетельство того, что в земном чувстве не может быть полноты удовлетворения. Только какое-то временное - порыв, который потом очень часто несет за собой разочарование. И поэтому вот эти ее порывы были только порывами, которые не могли дать удовлетворения ее душе. Душа ее стремилась к чистому, к высшему, к духовному. Ведь сразу же после того, как Господь засвидетельствовал ей свою Божественную природу, то есть открыл ей, что Он всё знает, то первый ее вопрос был о Мессии, то есть о том, к чему ее душа стремилась. Вем, яко Мессиа приидет, глаголемый Христос. Егда Той приидет, возвестит нам вся. Господь отвечает ей так, как не говорил, пожалуй, никому: Аз есмъ, глаголяй с тобою. «Кто этот Мессия?» - «Я». Никому почти Господь так конкретно не говорил. Вот именно этого она и жаждала, потому что вопрос о Мессии был первым, который она задает. Это совершенно четко свидетельствует, что стремления её были не плотского характера. Это были стремления души, а на их пути возникали вот эти плотские моменты. И поэтому получалось разочарование. И опять жажда. И вот она искала, искала и, наконец, нашла. Потому что истинные стремления души Господь видит и всегда отвечает на этот зов, на эту жажду духовную. Не может быть, чтобы Господь отверг кого-то. И вот как раз свидетельство это говорит о том, что самарянка была незаурядной личностью, непростой женщиной. Как говорят святые отцы, мы отличаемся от святых непостоянством. То есть у нас только порывы, которые проходят. И вот насколько сильна эта жажда духовная, насколько сильно это желание, настолько и может человек бесповоротно идти по пути спасения, когда обретает истину. Большая часть из нас немощна. И эта жажда есть в душе. И мы в общении стремимся к этому. Но на пути этом у нас, как у самарянки, возникает земная, плотская, сторона. И часто она влечет за собой горечь и разочарования. И нужно бы устремиться тогда дальше, не останавливаться на этом. Но часто человек угасает и как- то влачит свое существование в этом каком-то таком земном жительстве. Остановившись, так и ползет по жизни, и так существует.
Самарянка, видимо, была женщиной очень энергичной. Она не осознавала вот этой своей жажды. Но у нее как-то не сложилось в жизни, и она еще стремилась, еще искала. И опять не сложилось, и она еще искала. Конечно, это не путь. Точнее, это путь, но только это не значит, что нужно подражать в этом смысле. Да, она искала, искала до тех пор, пока не встретила Спасителя - в жизни человека бывает такое. И когда Господь встречается на пути, тогда нужно уже оставить то, что было, то, что мешало, и с помощью Божией ринуться за спасением. Господь говорит очень важные слова: Духом и истиною достоит кланятися. Многие истолковывают эти слова по-своему. Слово «ересь» по-гречески означает «выбор». Люди, которые не ищут воли Божией, а ищут именно своего разумения, своего мнения, выбирают для себя то, что подходит им. Это берут, и на этом останавливаются. И вот как раз многие, отвергая Церковный Устав, отвергая какие-то правила, некие духовные рамки, в которых подобает человеку находиться, говорят: «Это всё неважно. Богу нужно духом молиться». Правильно. Бог есть Дух, и поклонение Ему должно быть прежде всего в духе. Но Господь сказал: Духом и истиною. А вот что такое «истиною»? Ну да, духом-то духом, а истиною - это как? Вот здесь-то как раз важный момент. К духу еще прибавлена истина. Духом и истиною достоит кланятися. А это значит, что в духе можно, но если без истины, то неизвестно, в каком духе. Вот это как раз тот самый момент, который часто отбрасывается многими. Стандартный ответ многих людей, далеких от Церкви, от истинной веры, такой: «Главное, что Бог один. Всё неважно. Главное - духом, а остальное неважно». Нет, духом и истиною кланяться подобает, и разделять это нельзя. Еще апостолам Господь об этом говорил (вот почему всё надо брать в полноте-то!). Помните, когда подошли они к самаринской веси (кстати, тоже связано с самарянами), и их не приняли, ученики говорят: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Господь сказал: «Не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 54—56). «Какого вы духа...» - оказывается, дух- то духом, так еще важно - какой? Духом и истиною. Дух должен быть истинным. Все мы знаем молитву «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины...» В эти Пасхальные дни вместо неё читается тропарь «Христос воскресе», но эти слова-то мы помним: «Утешителю, Душе истины». Не читают - это не значит, что ее грех читать. Нет, не бойтесь, это неправда. Просто Господь говорит: «Не просите пока, потому что Я Сам с вами». А в день сошествия Святаго Духа - вот после этого будем просить. Именно по тому обетованию Господа, когда Он сказал: Се, Аз послю обетование Отца Моего на вы, вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше (Лк. 24, 49). Поэтому молитва эта не читается. Но я просто привожу эти слова: «Утешителю, Душе истины...» Ни одно слово не сказано просто так. Духом-то духом, но духом и истиною. Вот какое глубокое содержание в двух словах, поставленных рядом и неразделимых. В этой беседе с самарянкой - целое богословие, почему и ученики даже удивились: чего это Он с ней говорит? И опять в этой беседе - свидетельство того, что...нестъ иудей, ни елпин; нестъ раб, ни свободъ; нестъ мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе, как потом скажет апостол Павел (см.: Гал. 3, 28). Здесь возвышается женский пол на такую высоту, что Сам Господь ведет с женщиной - да с самарянкой еще, то есть другого вероисповедания, - философскую беседу о спасении души: откуда спасение, в чем спасение. Так вот и самаряне о том свидетельствуют: Сей есть воистинну Спас міру, Христос (Ин. 4, 42). Спаситель міра! Не Спаситель одного народа, или другого, или нескольких, - всего міра. И это тоже опять - богословие. Первые апостолы, первые ученики не могли даже сначала понять: почему Дух Святой сошел и на язычников? Они думали, что Дух будет только на Израиле. Потом апостолу Петру было сказано: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10, 15). То есть здесь раскрывается величайшее богословие, раскрывается истина - истина пришествия в мір Сына Божия, Спасителя міра. И вот об этом беседует Господь с самарянкой. Он не мог бы с ней об этом беседовать, если бы она не имела такую душу, которая способна была воспринять это. Она восприняла сразу же, и поэтому Господь раскрывает ей истину, что Он - Мессия. И говорит: Жено, веру Ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу. Об этом же Господь говорил ещё через пророка Давида:...на всяком месте владычества Его благослови, душе моя, Господа (Пс. 102, 22). И действительно, свидетельства благодати Божией, милости Божией есть в жизни каждого человека. И все мы с этим соприкасаемся в разной степени. Если мы не будем слепы, не будем бесчувственны, то мы это увидим. В прошлом году Господь сподобил меня проехать по святым местам, и наш корабль должен был направляться в Иерусалим, но, видимо, по грехам (прежде всего, наверное, моим - я думаю так) корабль в Иерусалим не попал. Все очень возмущались, был уже чуть ли не бунт: что же это такое?! Тогда мы вспомнили о том, как наши предки ходили в Иерусалим. Были такие рабы Божии, которые приходили, видели город Иерусалим, целовали Святую Землю и говорили: «Достаточно нам и этого, мы недостойны быть там, где Господь воскрес», - и возвращались назад. И они ехали не на пароходах, не на самолетах летали, а часто шли пешком и ночевали, где придется, в дороге, а не в каютах, и не получали регулярного питания. То есть это были настоящие паломники, и труд их был велик. В житиях святых есть такой пример, когда три раба Божия подошли к Святому городу, и двое вошли в него, а третий поклонился, взял три камушка и пошел назад от Святой Земли. И когда эти два раба Божия, которые оказались в Иерусалиме, пришли к патриарху, он сказал: «А где третий? Догоните его и скажите, чтобы он вернул хотя бы два камушка, потому что с тремя камушками он унес всю благодать Святой Земли». И вот когда там, на корабле, я вспомнил это и рассказал, то все как-то успокоились. Кто-то посмеялся, конечно. На самом-то деле это так. Земной поклон нужно сделать Святому Иерусалиму, как делали наши предки, - ну и поплыли дальше. И вот в этом году мы на Пасху в нашем храме получили Благодатный огонь этой Пасхальной радости. Оттуда был принесен сюда огонь Промыслом Божиим, и здесь мы встречали Светлое Христово Воскресение с этим Благодатным огнем, который до сих пор сохраняется в нашем храме. Вот как Господь утешает. И действительно, даже видимым образом благодать Божия присутствует в храмах, и совершается то, о чем говорил Господь: не только в Иерусалиме, а по всей земле Духом и истиною поклоняются Богу. И Господь на людей изливает свою благодать, и всё это на самом деле есть. Поэтому будем стараться укреплять свою веру и особенно беречь истину веры. Чистоту православной веры нужно сохранять. По крайней мере, если мы не способны по своей немощи, по своей греховности всё исполнять так, как подобает, нужно всё время всё-таки это помнить - как подобает. И когда мы этого не совершаем - каяться в этом, просить у Бога прощения. Но опять же всё равно стремиться, как самарянка, к этой духовной высоте и чистоте, потому что это - жажда, которая утоляется только Богом. Поэтому сказано: просите - и дастся вам, ищите - и обрящете (см.: Мф. 7, 7). Будем стараться не останавливаться на земных вещах. Всё земное - преходяще. Образ мира сего преходит. То есть все изменяется, все проходит. И мы сами часто убеждаемся в этом. Бывает, захотелось чего-то - ну вот есть, ну и что? А дальше что? И особенно, когда человек уже поживет немножечко, он начинает это понимать. Сколько мечтаний было в детстве? «Вот наемся мороженого, сколько хочется; куплю себе вот это, вот это...» А потом? А дальше что? Вот стал взрослым. Многие мороженое уже особенно-то и не едят. Хотя иногда хочется вроде - поел, а потом или горло заболит, если переел, или еще что- нибудь такое. Вот поеду туда-то! Ну, туда-то поехал, посмотрел то-то, то-то, потом приехал - как хорошо, домой вернулся. Как хорошо здесь - тихо, спокойно. Вроде стремился к этому, и это вроде уже есть. Вот одежда - сначала мечтал чего-то купить, а потом и забыл уже, что надевал. Сначала следил за прической, а потом уже и забыл, причесывался ли. И всё вот так проходит. И вот действительно Господь говорит о жажде: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами. Вот проходит и преполовение жизни часто. То есть проходит часть жизни, и человек начинает понимать, что жажда души (которая и у самарянки была) земными вещами не удовлетворяется: и это не то, и это не так, и это вроде уже не нужно. И вот когда душа начинает обращаться к тому, что действительно нужно, тогда нужно пытаться не возвратиться назад и не заполнять себя этими же «рожками», которыми питаются свиньи, а обратиться к Богу. Да, это обращение не так просто. И даже обратившись, на этом пути начнутся сразу же препоны. Бывает часто так, что мы сами уже прошли этим путем и смотрим на молодое поколение: вот как же он в церковь не ходит? что же он не молится? да как же он не понимает это всё? Да, не понимает - так же как и ты не понимал. Как сказал старец одному рабу Божию: «Что ты хочешь из своего ребенка сделать то, чего из себя не мог сделать?» И это часто как раз именно вот так:...жаждущую душу мою... Почему? Смотрите, ведь почти все мы живем именно в таком режиме - все ждем, жаждем. Вот это, ещё вот это: вот построить, вот приобрести, вот съездить туда-то. Потом съездил - один раз, второй, третий. Ну, еще потом поедешь. Что дальше? Ну вот приобрел ты, вот это еще у тебя есть. И потом часто всё, что человек хотел приобрести, уже некуда класть или ставить. Вот тогда он начинает уже выбрасывать потихонечку, или Господь экспроприирует тогда, если сам не сможешь. И причина тут одна - душа не удовлетворяется этим всем. Она стремится к высшему, а всё это - не то, всё это - тление, прах и пепел, и всё это оставится. И вот поэтому нужно жажду души своей стараться удовлетворить обращением к духовному, к истинному. Будем стараться посещать храм Божий. Да, на пути к молитве, на пути к Богу, во всех этих стремлениях к храму враг всё время будет стараться возвратить тебя на те стези, на которых ты уже был. Но в том-то и заключается подвиг, в том-то и заключается решимость, чтобы уже стараться назад не возвращаться. Большей частью мы всё равно спотыкаемся, всё равно возвращаемся, но вот эта горечь неудовлетворения напоминает, что не тем ты занимаешься, не туда ты идешь. И поэтому нужно стараться опять, и опять, и опять возвращаться к той истинной воде. К той воде, от которой не вжажадется человек во веки (Ин. 4,14). И действительно, когда душа начинает это испытывать, то со временем утишаются все земные плотские страсти, и постепенно, с помощью Божией, человек начинает немножечко умиротворяться. И люди, которые всё-таки в некоторой степени трудятся над своей душой, со временем становятся более спокойными, более сдержанными, потому что знают: всё, что дергает, всё, что так влечет, - это что-то вроде мыльных пузырей, которые быстро лопаются. И вот это устроение, которое появляется с помощью Божией, как раз всю жизнь окружающую окрашивает в иной цвет. Вот сейчас смотришь иногда на людей, которые там, в міру, суетятся. Ну а что дальше? Всё равно у них нет удовлетворения, всё равно нет покоя. Поэтому здесь уже, на этой земле, когда человек с помощью Божией начнет от этого отставать, то он начинает вкушать некое спокойствие. Не скажем «покой», потому что это слишком высоко. Как сказал преподобный Амвросий Оптинский: «Тогда придет покой, когда запоют “Со святыми упокой”». Есть в духовной жизни такое понятие: при- лог. Прилог- это то, что появляется в мыслях, в чувствах. И вот прилог этот нужно сразу же отбрасывать. Появляется - отбрасывай, обращайся к духовному. Это - конкретный совет, как нужно себя вести. Появляется мысль, когда занимаешься чем-то,- отбрасывай. Начинаешь мыслить, крутиться - мечтания начинаются, прилог этот в виде картин каких-то, что-то на глаза попалось, кто-то что-то сказал, или просто мысль начинает витать. Помните, в каноне Матери Божией: «Многими содержимъ напастьми; страстей мя смущают прилози, многаго уныния исполнити мою душу...» То есть когда начинают появляться вот эти прилоги страстей, их нужно сразу же отбрасывать и становиться на молитву. Всё здесь проходит. Эту временность нужно себе всё время напоминать и обращаться к вечному. Аминь. Год
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.049 с.) |