Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рождество Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии ЯСНОСТЬ НЕПОСТИЖИМАЯ
Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы. Первый великий двунадесятый праздник, который совершается в начале церковного года. Первого сентября по старому стилю, по новому - четырнадцатого сентября начинается церковное новолетие, церковный год. И первым праздником церковного новолетия является Рождество Пресвятой Богородицы. Как воспевает Церковь, радость возвестив всей вселенной (тропарь праздника. - Прим. ред.). Если раньше были праотцы, предки Спасителя, которым было обещано, что из их рода родится Сын Божий, то здесь уже родилась Та, которая будет Матерью Божией. Это значит: не через поколения, а в пределах одной человеческой жизни это уже совершится. Если раньше ждали, что будет в потомках кто- то - а потомки могут быть еще через многие поколения, - то здесь уже было сказано конкретно: вот Она - Матерь Божия. Этот младенец, девочка родившаяся и есть Та, которой предопределено для всего творения быть Высшей и Непостижимой. Потому что совершается Таинство, которое постигнуть не может ни человеческий, ни ангельский ум. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангелъскима очима (акафист Благовещению Пресвятой Богородицы. - Прим. ред.). Таким образом, этот праздник уже является началом Откровения, ведущего ко спасению. Поэтому и установлен он в самом начале церковного года. Причем празднуется он восьмого числа церковного года первого месяца. И это тоже не просто так, в этом есть глубокий смысл. В те времена люди жили не так, как теперь, когда везде информация, везде календари, всё отмечается, регистрируется. Даже относительно недавно, еще до того, как новый стиль у нас появился, люди, родившиеся в сельской местности, часто и не знали даты своего рождения. Потому что раньше не жили так, чтобы каждый день отмечать. Не было отрывных календарей, не было так, чтобы в каждом кармане - календарь. Это мы теперь всё это как обычное воспринимаем. А ведь жизнь была совершенно другая: сегодня дан день - слава Богу! Конечно, были какие-то государственные даты. Но преимущественно люди жили - поскольку у всех была вера - по праздникам: от праздника до праздника. Так жили и в древности. Поэтому год Рождества Христова вычислен уже потом, в VI веке.
Когда родился Господь, то это было безвестное событие. Евангелист Лука только пишет, что тогда была перепись. Таким образом, он как бы отмечает, дает отметку государственного характера. Но опять это - год. А точность хронологии в те времена не была такой, как теперь, когда всё подсчитывается точно. Потому и в этом отношении были всё время споры, особенно недавно, когда пытались некоторые, по безумию своему полному, опровергнуть еще и Рождество Христово. Вычисляли, и якобы оказывается, что тот Ирод, который искал убить родившегося Христа, умер еще до Рождества Христова. Кстати, когда вот это говорили, то рассчитывали на неграмотных людей или на тех, кто просто не думает. Потому что человек образованный понимает, что если дата вычислена была пятьсот лет назад на основании того, что вот такой-то правитель правил столько-то, а до него правил тот-то, то, конечно, ошибка (погрешность) здесь, даже до двух-трех лет, за пятьсот лет возможна. И неудивительно, что что-то было не совсем точным, так вполне могло быть. А можно допустить и то, что вычислили уже потом тоже неточно. Те, кто вычислял, пользовались просто другими хронологиями, и неизвестно, какая точность там. Таким образом, даже год, а уж не говоря о датах - это вещь довольно приблизительная. Но суть вся не в этом. То, что Христос родился, - это факт. Это факт, что Он воплотился. Мы свидетели тому, что наша вера христианская не может быть безосновательной, бессмысленной. Это так только у тех, кто проповедовал, что всё само собой получается. У нас само собой не получается, у нас только кто-то должен что-то сделать. Ну а раз Христос родился, и родился от Девы Марии, значит, должна быть и Его Матерь, Богородица. И если Он был Богочеловеком, то Она должна была родиться не сверхъестественным образом. Хотя это и не совсем так, потому что родилась Она не совсем по естеству, а была дана родителям уже в старости. Так же, как в старости был дан Иоанн Предтеча Захарии и Елисавете.
Почему я вам всё это так подробно рассказываю, объясняю? Духом Святым через святых отцов установлены вот эти празднества. Некоторые говорят: ну, это всё люди придумали. Придумали?! Если Господь тебе не даст разумения, ничего ты не придумаешь! Если Господь не даст разума, не только ничего не придумаешь, а ничего вообще соображать не будешь. Достаточно таких примеров, которые являют нам людей, которые не знают, как есть и где они находятся, что с ними происходит и как их зовут. Выражение: «Это люди напридумывали!» - от тех самых Неверов, которые сами того не понимают, что они и сказать бы этого не могли, если бы Господь не дал им разумения. Мы всё это исповедуем только так, как оно истинно есть: высшее всё идет от Бога. Человек не может здесь сделать ничего, если ему не дано будет разумения. Правда, человеку еще дана свободная воля. И он может ее употреблять или в том, или в ином направлении. И, таким образом, дар разумения и рассуждения ему дан. Дар этот, естественно, не безграничный, потому что человек - существо конечное. Дано ему это для того, чтобы он как-то это использовал. Почему Господь, знающий наперед всё, что происходит, даже некоторым негодяям дает разумение, какие-то дарования? Это, в общем- то, выше нашего разума. Этого постигнуть мы не можем до конца. Хотя есть и этому, в меру нашего разумения, объяснение. Господь показывает, что Он дает не потому только, что тот хороший, а этот негодяй, а дает беспристрастно. Если бы Он давал так: вот этому дал, а тому - не дал, потому что этот будет делать то-то, а тот будет делать то-то, тогда была бы, как говорится, пристрастность. То есть заранее были бы всем хорошим даны способности, а плохим эти способности бы не давались. Тогда мы, по своему лукавству, говорили бы: «Конечно, если бы мне дал бы Господь, я бы, может быть, вот то-то и то-то сделал!» Ну вот, тебе-то не дал Господь, потому что ты то-то и то-то наделал. А вот другому дал, и он то же самое то-то и то-то наделал, что ты наделал, да ещё хуже. Потому что ему были большие дарования даны. Здесь Промысел Божий раскрывается иногда частично для нашего понимания, но до конца он всё равно непостижим. Поэтому, когда мы говорим о том, что установлено, как и почему, то это то, что нам Господь приоткрывает. То, что мы можем вместить, то, что нам поучительно. И этого должно быть достаточно. Свыше этого нам не полезно знать. Сказано: «Выше себя не ищи!» То есть это нам только кажется, что мы можем. Нет! В обычной жизни мы беремся поднимать чаще всего то, что нам подъемно. Ведь никто, как безумный, не подходит и не начинает ворочать камень, который он не может вообще даже шевельнуть! Когда же вопрос касается вещей духовных, то мы не понимаем, что есть вещи, которые нам неподъемны! Мы пытаемся их разрешить. Да почему это так, а это вот так? Ну, потому, что это так. А почему? Ну, частично Господь может приоткрыть, и то, если ты ещё сможешь понять. Потому что мы, как только что-то схватываем, сразу: «А дальше как же?» - Сиди пока! Дальше! Ты хоть справься с этим, это усвой. А то - ещё дальше! Ведь когда человек занимается какими-то земными науками, то сразу всё мастерство в них никто не может постигнуть. Нужно время, нужно постоянное усвоение этих знаний, закрепление. Лишь тогда можно дальше переходить. А сразу сказать: «Вот так, так и так-то» - это не под силу человеку. Поэтому Господь приоткрывает, а дальше - переваривай! Дальше - думай. Дальше - жди, когда Господь ещё откроет. Если не откроет, то и не поймешь!
Всё это касается даже нашей обыденной жизни, не говоря уже о вещах, которые, как я уже сказал, выше нашего разумения, а именно - воплощение Сына Божия и рождение Его Пречистой Матери. Потому что всё, что совершалось там, совершенно необычно, и, как я уже сказал, многое и вообще непостижимо. Рождество Пресвятой Богородицы празднуется, как я уже сказал, восьмого сентября по старому стилю. Восемь - число священное, осьмица будущего века. Три - число священное, особое. Семь - число священное, и восемь, восьмерка. И соверши Бог в день шестый дела Своя, яже сотвори; и почи в день седмый от всех дел Своих, яже сотвори (Быт. 2, 2). Седьмой день идет от того момента, когда Господь окончил свое творение. Восьмой день- это будущая жизнь. Ему конца уже не будет. Поэтому в восьмой день празднует Церковь Рождество Пресвятой Богородицы как прообраз будущей жизни ещё здесь, на земле. Если мы говорим, что Господь Иисус Христос есть Богочеловек - это принимается. Это можно в какой-то мере понять, потому что Он - Богочеловек. Но Его Пречистая Матерь показала, что возможно и человеческому естеству- только человеческому естеству! - благодатью Божией здесь достигнуть той высоты, которую невозможно постигнуть человеческому разумению. Это непостижимо! Даже страшно подумать, что раскрывается нам в примере Матери Божией! Страшно подумать, потому что, когда сатана возгордился своими дарованиями и отпал от Бога, он сказал: «Буду подобен Всевышнему! Престол мой на звездах поставлю!» И вот - противоположное свойство, а именно - добродетель смирения. Она производит то, о чем денница, по гордыни своей, возмечтал по дару Божию - это непостижимо даже! Человек, высшее творение, сотворенное по образу Божию, сподобляется такой чести, которую представить себе невозможно: если Бог всё творит, то это - Матерь Божия! Это постигнуть невозможно! Она же Богородица, значит, Матерь Божия! Ум не вмещает: Мать Творца, всё сотворившего! Постигнуть невозможно! Вот почему говорю я, что есть вещи, которые постигнуть невозможно. Поэтому Рождество Пресвятой Богородицы празднуется, как я уже сказал, восьмого числа и свидетельствует о жизни высшей, бесконечной, непостижимой для нас здесь, на земле. Оно раскрывает тайну невероятную и непостижимую. Рождается Матерь Божия, Вместившая Невместимого. Это невозможно даже себе представить! Бог везде, Он всё объемлет, всё Собою обнимает, всё созидает, всё животворит. И всё это вмещается в Пречистую Деву! Непостижимо! Дух захватывает от высоты всего этого. Действительно, высото неудобовосходимая человеческими помыслы, как мы в акафисте поем. То есть мысль до этого не может подняться - непостижимо. И Ангелы не могут узреть глубину - до того глубоко. То есть и высота, и глубина.
Мы не можем узнать, где кончается вселенная. А если и кончается, то что там далее? Это - высота. Ведь мы даже не можем сказать, из чего, в конце концов, всё состоит. Потому что любое мельчайшее вещество тоже из чего-то состоит. Вот это и есть то самое: ни той глубины, ни той высоты, которых мы постигнуть не можем, - всё это обнимает Матерь Божия. Действительно, Рождество Пресвятой Богородицы - это свидетельство тайны непостижимой. Непостижимой тайны непостижимого Божества. Потому что Господь творит: Бог, идеже хощет, побеждается естества чин (стихира Благовещения.- Прим. ред.). По человеческому естеству, как святитель Иоанн Златоуст говорит: «Иисус Христос - Богочеловек. Как человек Он - в одном месте есть, а в другом, по-человечески, Он не может быть, потому что Он - здесь. Ведь когда мы здесь, нас в другом месте нет. Но как Бог - Он везде. Но - Божество и человечество нераздельно соединены. Поэтому, если Божество там, и человечество там». Но как же это?! Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Господь везде. И в то же время - здесь. Это я верю, что хотя, с одной стороны, Он не может быть и здесь, и там, по-человечески, а как Богочеловек - Он и там, и здесь весь, во всей полноте, и это так. Так я верю. А как - постигнуть не могу. Здесь раскрывается тайна непостижимая. Если задуматься над этими вещами, то приходишь во внутренний трепет, и дух захватывает от величия этой тайны. И, спустившись на землю, в обыденную жизнь, смотришь и думаешь: Господи! Какое же безумие, когда люди начинают рассуждать об основах нашей веры православной. Невозможно постигнуть! И с этими «куриными мозгами» - есть такое выражение. Какие куриные? Там и куриных-то нету! Есть ли вообще мозги-то там?! В духовном-то смысле? А начинают рассуждать: «Ну, что там в церкви? Ну, что там вера? Ну, вот всякие веры бывают...» Да что ты знаешь? Что ты знаешь из этих вер? Какие веры бывают? Знаешь ли ты хоть христианскую веру? Задумался ли ты когда-нибудь над ее непостижимыми тайнами? Но она есть! Она действует! Живет! И это факт. И есть ли что-нибудь и где-нибудь настолько непостижимое и так вот ясно выраженное? Нигде ничего подобного нет. Всё остальное - приземленное. Конечно, все мы, в конце концов, - да куда тут денешься без Творца-то?! - вынуждены признавать что-то. Ну а дальше?! Где есть такая высота, где есть такая чистота и такая ясность? Ясность непостижимая. Вот это и есть то, что присуще только нашей, истинной православной христианской вере.
Православная христианская вера — это так исповедует. И если другие конфессии также пытаются это как-то постигнуть и начинают еще создавать всевозможные догматы, православная вера не дерзает этого делать. Она принимает, исповедует и смиряется перед непостижимостью основ нашей веры. Смиряется потому, что так есть, и всё. Поэтому и читается в Богородичные праздники — это Евангелие. На утрени вчера вы слышали слова Матери Божией:...яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1, 48). Сегодня читается Апостол Богородичный о Спасителе: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (Фил. 2, 8-9) - опять о смирении. И всё это прежде всего говорит нам о том, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Поэтому другого пути нет, кроме указанного Иисусом Христом: научитеся от Мене, яко кроток Есмъ и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашым (Мф. 11, 29). И действительно, если чаще смиряться - по любым вопросам - то волнения все отпадут, обрящем покой: значит - так. Значит, есть что- то такое, чего я не понимаю. Ну не могу, значит, и всё. И вот когда человек так будет свою душу устраивать, то он уже здесь будет обретать покой. И если ему что-то посылается - почему это?! Ну, значит, так, такова воля Божия. Ну, что теперь делать? Ну, ничего. С Божией помощью. И успокаивается человек. Так что будем смиряться, тогда и здесь мы обретем покой, и в будущем веке, по милости Божией, обрящем Царство Небесное. Аминь. Сентября 1994 года
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.02 с.) |