Рождество Пресвятой Владычицы нашей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рождество Пресвятой Владычицы нашей



Богородицы и Приснодевы Марии

ЯСНОСТЬ НЕПОСТИЖИМАЯ

 

Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы. Первый великий двунадесятый праздник, который совершается в начале цер­ковного года. Первого сентября по старому сти­лю, по новому - четырнадцатого сентября на­чинается церковное новолетие, церковный год. И первым праздником церковного новолетия является Рождество Пресвятой Богородицы. Как воспевает Церковь, радость возвестив всей все­ленной (тропарь праздника. - Прим. ред.). Если раньше были праотцы, предки Спасителя, кото­рым было обещано, что из их рода родится Сын Божий, то здесь уже родилась Та, которая будет Матерью Божией. Это значит: не через поколе­ния, а в пределах одной человеческой жизни это уже совершится.

Если раньше ждали, что будет в потомках кто- то - а потомки могут быть еще через многие по­коления, - то здесь уже было сказано конкретно: вот Она - Матерь Божия. Этот младенец, девочка

родившаяся и есть Та, которой предопределено для всего творения быть Высшей и Непостижи­мой. Потому что совершается Таинство, которое постигнуть не может ни человеческий, ни ан­гельский ум. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангелъскима очима (акафист Благо­вещению Пресвятой Богородицы. - Прим. ред.).

Таким образом, этот праздник уже является началом Откровения, ведущего ко спасению. Поэтому и установлен он в самом начале цер­ковного года. Причем празднуется он восьмого числа церковного года первого месяца. И это то­же не просто так, в этом есть глубокий смысл.

В те времена люди жили не так, как теперь, когда везде информация, везде календари, всё отмечается, регистрируется. Даже относитель­но недавно, еще до того, как новый стиль у нас появился, люди, родившиеся в сельской местно­сти, часто и не знали даты своего рождения. По­тому что раньше не жили так, чтобы каждый день отмечать. Не было отрывных календарей, не бы­ло так, чтобы в каждом кармане - календарь.

Это мы теперь всё это как обычное воспри­нимаем. А ведь жизнь была совершенно другая: сегодня дан день - слава Богу! Конечно, были какие-то государственные даты. Но преимуще­ственно люди жили - поскольку у всех была ве­ра - по праздникам: от праздника до праздника. Так жили и в древности. Поэтому год Рождества Христова вычислен уже потом, в VI веке.

Когда родился Господь, то это было безвест­ное событие. Евангелист Лука только пишет, что тогда была перепись. Таким образом, он как бы отмечает, дает отметку государственного харак­тера. Но опять это - год. А точность хронологии в те времена не была такой, как теперь, когда всё подсчитывается точно. Потому и в этом отноше­нии были всё время споры, особенно недавно, когда пытались некоторые, по безумию своему полному, опровергнуть еще и Рождество Хри­стово. Вычисляли, и якобы оказывается, что тот Ирод, который искал убить родившегося Христа, умер еще до Рождества Христова.

Кстати, когда вот это говорили, то рассчи­тывали на неграмотных людей или на тех, кто просто не думает. Потому что человек образо­ванный понимает, что если дата вычислена бы­ла пятьсот лет назад на основании того, что вот такой-то правитель правил столько-то, а до него правил тот-то, то, конечно, ошибка (погреш­ность) здесь, даже до двух-трех лет, за пятьсот лет возможна. И неудивительно, что что-то было не совсем точным, так вполне могло быть.

А можно допустить и то, что вычислили уже потом тоже неточно. Те, кто вычислял, пользова­лись просто другими хронологиями, и неизвест­но, какая точность там. Таким образом, даже год, а уж не говоря о датах - это вещь довольно приблизительная. Но суть вся не в этом.

То, что Христос родился, - это факт. Это факт, что Он воплотился. Мы свидетели тому, что на­ша вера христианская не может быть безоснова­тельной, бессмысленной. Это так только у тех, кто проповедовал, что всё само собой получает­ся. У нас само собой не получается, у нас только кто-то должен что-то сделать.

Ну а раз Христос родился, и родился от Девы Марии, значит, должна быть и Его Матерь, Бо­городица. И если Он был Богочеловеком, то Она должна была родиться не сверхъестественным образом. Хотя это и не совсем так, потому что родилась Она не совсем по естеству, а была дана родителям уже в старости. Так же, как в старости был дан Иоанн Предтеча Захарии и Елисавете.

Почему я вам всё это так подробно расска­зываю, объясняю? Духом Святым через святых отцов установлены вот эти празднества. Некото­рые говорят: ну, это всё люди придумали. При­думали?! Если Господь тебе не даст разумения, ничего ты не придумаешь! Если Господь не даст разума, не только ничего не придумаешь, а ни­чего вообще соображать не будешь. Достаточно таких примеров, которые являют нам людей, которые не знают, как есть и где они находятся, что с ними происходит и как их зовут. Выраже­ние: «Это люди напридумывали!» - от тех са­мых Неверов, которые сами того не понимают, что они и сказать бы этого не могли, если бы Го­сподь не дал им разумения.

Мы всё это исповедуем только так, как оно истинно есть: высшее всё идет от Бога. Человек не может здесь сделать ничего, если ему не дано будет разумения. Правда, человеку еще дана свободная воля. И он может ее употреблять или в том, или в ином направлении. И, таким обра­зом, дар разумения и рассуждения ему дан. Дар этот, естественно, не безграничный, потому что человек - существо конечное. Дано ему это для того, чтобы он как-то это использовал.

Почему Господь, знающий наперед всё, что происходит, даже некоторым негодяям дает разумение, какие-то дарования? Это, в общем- то, выше нашего разума. Этого постигнуть мы не можем до конца. Хотя есть и этому, в меру нашего разумения, объяснение. Господь пока­зывает, что Он дает не потому только, что тот хороший, а этот негодяй, а дает беспристраст­но. Если бы Он давал так: вот этому дал, а то­му - не дал, потому что этот будет делать то-то, а тот будет делать то-то, тогда была бы, как гово­рится, пристрастность. То есть заранее были бы всем хорошим даны способности, а плохим эти способности бы не давались. Тогда мы, по свое­му лукавству, говорили бы: «Конечно, если бы мне дал бы Господь, я бы, может быть, вот то-то и то-то сделал!» Ну вот, тебе-то не дал Господь, потому что ты то-то и то-то наделал. А вот дру­гому дал, и он то же самое то-то и то-то наделал, что ты наделал, да ещё хуже. Потому что ему бы­ли большие дарования даны.

Здесь Промысел Божий раскрывается иногда частично для нашего понимания, но до конца он всё равно непостижим. Поэтому, когда мы гово­рим о том, что установлено, как и почему, то это то, что нам Господь приоткрывает. То, что мы мо­жем вместить, то, что нам поучительно. И этого должно быть достаточно. Свыше этого нам не по­лезно знать. Сказано: «Выше себя не ищи!» То есть это нам только кажется, что мы можем. Нет!

В обычной жизни мы беремся поднимать ча­ще всего то, что нам подъемно. Ведь никто, как безумный, не подходит и не начинает ворочать камень, который он не может вообще даже ше­вельнуть! Когда же вопрос касается вещей духов­ных, то мы не понимаем, что есть вещи, которые нам неподъемны! Мы пытаемся их разрешить. Да почему это так, а это вот так? Ну, потому, что это так. А почему? Ну, частично Господь может при­открыть, и то, если ты ещё сможешь понять. По­тому что мы, как только что-то схватываем, сразу: «А дальше как же?» - Сиди пока! Дальше! Ты хоть справься с этим, это усвой. А то - ещё дальше!

Ведь когда человек занимается какими-то земными науками, то сразу всё мастерство в них никто не может постигнуть. Нужно время, нужно постоянное усвоение этих знаний, закрепление. Лишь тогда можно дальше переходить. А сра­зу сказать: «Вот так, так и так-то» - это не под силу человеку. Поэтому Господь приоткрывает, а дальше - переваривай! Дальше - думай. Даль­ше - жди, когда Господь ещё откроет. Если не от­кроет, то и не поймешь!

Всё это касается даже нашей обыденной жиз­ни, не говоря уже о вещах, которые, как я уже

сказал, выше нашего разумения, а именно - во­площение Сына Божия и рождение Его Пречи­стой Матери. Потому что всё, что совершалось там, совершенно необычно, и, как я уже сказал, многое и вообще непостижимо.

Рождество Пресвятой Богородицы праздну­ется, как я уже сказал, восьмого сентября по ста­рому стилю. Восемь - число священное, осьмица будущего века. Три - число священное, особое. Семь - число священное, и восемь, восьмерка. И соверши Бог в день шестый дела Своя, яже сотвори; и почи в день седмый от всех дел Сво­их, яже сотвори (Быт. 2, 2). Седьмой день идет от того момента, когда Господь окончил свое творение. Восьмой день- это будущая жизнь. Ему конца уже не будет.

Поэтому в восьмой день празднует Церковь Рождество Пресвятой Богородицы как прообраз будущей жизни ещё здесь, на земле. Если мы го­ворим, что Господь Иисус Христос есть Богочело­век - это принимается. Это можно в какой-то ме­ре понять, потому что Он - Богочеловек. Но Его Пречистая Матерь показала, что возможно и че­ловеческому естеству- только человеческому естеству! - благодатью Божией здесь достигнуть той высоты, которую невозможно постигнуть человеческому разумению.

Это непостижимо! Даже страшно подумать, что раскрывается нам в примере Матери Божи­ей! Страшно подумать, потому что, когда сата­на возгордился своими дарованиями и отпал

от Бога, он сказал: «Буду подобен Всевышне­му! Престол мой на звездах поставлю!» И вот - противоположное свойство, а именно - добро­детель смирения. Она производит то, о чем денница, по гордыни своей, возмечтал по дару Божию - это непостижимо даже! Человек, выс­шее творение, сотворенное по образу Божию, сподобляется такой чести, которую представить себе невозможно: если Бог всё творит, то это - Матерь Божия! Это постигнуть невозможно! Она же Богородица, значит, Матерь Божия! Ум не вмещает: Мать Творца, всё сотворившего! По­стигнуть невозможно! Вот почему говорю я, что есть вещи, которые постигнуть невозможно.

Поэтому Рождество Пресвятой Богородицы празднуется, как я уже сказал, восьмого числа и свидетельствует о жизни высшей, бесконеч­ной, непостижимой для нас здесь, на земле. Оно раскрывает тайну невероятную и непо­стижимую. Рождается Матерь Божия, Вместив­шая Невместимого. Это невозможно даже себе представить! Бог везде, Он всё объемлет, всё Собою обнимает, всё созидает, всё животворит. И всё это вмещается в Пречистую Деву! Непо­стижимо! Дух захватывает от высоты всего это­го. Действительно, высото неудобовосходимая человеческими помыслы, как мы в акафисте по­ем. То есть мысль до этого не может поднять­ся - непостижимо. И Ангелы не могут узреть глубину - до того глубоко. То есть и высота, и глубина.

Мы не можем узнать, где кончается вселен­ная. А если и кончается, то что там далее? Это - высота. Ведь мы даже не можем сказать, из чего, в конце концов, всё состоит. Потому что любое мельчайшее вещество тоже из чего-то состоит. Вот это и есть то самое: ни той глубины, ни той высоты, которых мы постигнуть не можем, - всё это обнимает Матерь Божия.

Действительно, Рождество Пресвятой Бого­родицы - это свидетельство тайны непостижи­мой. Непостижимой тайны непостижимого Бо­жества. Потому что Господь творит: Бог, идеже хощет, побеждается естества чин (стихира Благовещения.- Прим. ред.).

По человеческому естеству, как святитель Иоанн Златоуст говорит: «Иисус Христос - Богочеловек. Как человек Он - в одном месте есть, а в другом, по-человечески, Он не может быть, потому что Он - здесь. Ведь когда мы здесь, нас в другом месте нет. Но как Бог - Он везде. Но - Божество и человечество нераз­дельно соединены. Поэтому, если Божество там, и человечество там». Но как же это?! Свя­титель Иоанн Златоуст говорит, что Господь везде. И в то же время - здесь. Это я верю, что хотя, с одной стороны, Он не может быть и здесь, и там, по-человечески, а как Богочело­век - Он и там, и здесь весь, во всей полноте, и это так. Так я верю. А как - постигнуть не мо­гу. Здесь раскрывается тайна непостижимая. Если задуматься над этими вещами, то прихо­дишь во внутренний трепет, и дух захватывает от величия этой тайны.

И, спустившись на землю, в обыденную жизнь, смотришь и думаешь: Господи! Какое же безумие, когда люди начинают рассуждать об основах нашей веры православной. Невоз­можно постигнуть! И с этими «куриными моз­гами» - есть такое выражение. Какие куриные? Там и куриных-то нету! Есть ли вообще мозги-то там?! В духовном-то смысле? А начинают рассу­ждать: «Ну, что там в церкви? Ну, что там вера? Ну, вот всякие веры бывают...» Да что ты знаешь? Что ты знаешь из этих вер? Какие веры бывают? Знаешь ли ты хоть христианскую веру? Задумал­ся ли ты когда-нибудь над ее непостижимыми тайнами? Но она есть! Она действует! Живет! И это факт. И есть ли что-нибудь и где-нибудь на­столько непостижимое и так вот ясно выражен­ное? Нигде ничего подобного нет. Всё осталь­ное - приземленное. Конечно, все мы, в конце концов, - да куда тут денешься без Творца-то?! - вынуждены признавать что-то. Ну а дальше?! Где есть такая высота, где есть такая чистота и такая ясность? Ясность непостижимая. Вот это и есть то, что присуще только нашей, истинной право­славной христианской вере.

Православная христианская вера — это так ис­поведует. И если другие конфессии также пыта­ются это как-то постигнуть и начинают еще соз­давать всевозможные догматы, православная вера не дерзает этого делать. Она принимает, исповедует и смиряется перед непостижимо­стью основ нашей веры. Смиряется потому, что так есть, и всё. Поэтому и читается в Богородич­ные праздники — это Евангелие. На утрени вчера вы слышали слова Матери Божией:...яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне убла­жат Мя вси роди (Лк. 1, 48). Сегодня читается Апостол Богородичный о Спасителе: смирил Се­бе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (Фил. 2, 8-9) - опять о смирении.

И всё это прежде всего говорит нам о том, что Бог гордым противится, а смиренным дает бла­годать. Поэтому другого пути нет, кроме указан­ного Иисусом Христом: научитеся от Мене, яко кроток Есмъ и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашым (Мф. 11, 29).

И действительно, если чаще смиряться - по любым вопросам - то волнения все отпадут, обрящем покой: значит - так. Значит, есть что- то такое, чего я не понимаю. Ну не могу, зна­чит, и всё. И вот когда человек так будет свою душу устраивать, то он уже здесь будет обретать покой. И если ему что-то посылается - почему это?! Ну, значит, так, такова воля Божия. Ну, что теперь делать? Ну, ничего. С Божией помощью. И успокаивается человек.

Так что будем смиряться, тогда и здесь мы об­ретем покой, и в будущем веке, по милости Бо­жией, обрящем Царство Небесное. Аминь.

Сентября 1994 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.02 с.)