Организационные формы интеграции компаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные формы интеграции компаний



В целях повышения устойчивости экономической эффективности, конкурентоспособности образуются крупные слияния компаний, при этом обеспечиваются:

ü Диверсификация производства (следовательно, устойчивость компании).

ü Экономия на трансакционных издержках, стабильные цены поставщиков.

ü Возможности политического лоббирования интересов крупных компаний.

 

Сравнительный анализ интеграции сфер хозяйственной деятельности при различных формах объединения компаний

Сферы деятельности Концерн Конгломерат Консорциум Синдикат Ассоциация Трест
Производство + - - - - +
Маркетинг, сбыт + - - + - +
Финансы + + - - - +
Учет + + - - - +
Планирование + + + + - +

При объединении компании в зависимости от типа объединения ставится на планирование и контроль руководства объединения все или часть видов деятельности (например, в концерне – все).

Объединение производства – создание единых сквозных технологических цепочек.

Объединение маркетинга – объединение рынков сбыта аналогичной продукции.

Объединение финансов – объединение денежных потоков и ресурсов.

Объединение учета – совместный учет затрат, реализованной продукции и совместной эффективности.

Объединение бизнес-планирования – совместное планирование долгосрочных капитальных вложений, оценка перспектив бизнеса.

Концерн – форма объединения самостоятельных предприятий, связанных посредством участия в пяти основных сферах деятельности. Основными особенностями является то, что это объединение производственного характера, в качестве материнской (интегрирующей) выступает производственная компания; возможна вертикальная интеграция компаний в концерн (например, горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная) и горизонтальной объединение компаний одной отрасли (энергетические, химические и т.п.). Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний (например, GM – 126 заводов США – 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах, сбытовая сеть – 15 тысяч фирм).

Конгломерат – объединение под единым финансовым контролем сети разнородных предприятий, который возникает без вертикальной или горизонтальной связи. Особенности: объединяемые компании сохраняют юридическую и сбытовую самостоятельность (например, GE (США), Philips (Голландия), Mitsubishi (Япония)). Крупнейшим конгломератом является GE: 370 тыс. работающих, объем реализации – 70 млрд. долларов в год, производительность труда в 20 раз выше, чем на «РМ». До недавнего времени существовало 42, сейчас осталось 9 направлений бизнеса. GE – это производство ГТУ, транспортное машиностроение, вооружение, энергетическое оборудование, госпитальная автоматизация (госпитальные компьютерные сети), техническое обслуживание произведенного оборудования на всю длину его жизненного цикла. Отмечаются следующие недостатки конгломерата: избыточная диверсификация производства, отсутствие внутренней конкуренции повышает цены.

Консорциум – временный союз хозяйственно независимых фирм (чаще всего для совместной борьбы для получения заказов и их совместного исполнения). Особенности: оформляются соглашения, может не быть юридическим лицом, полная хозяйственная самостоятельность компаний, может быть бесприбыльным, компании могут входить в несколько консорциумов одновременно. Варианты консорциумов: по нефтедобыче, банковский, экспортный и др.

Синдикат – объединение однородных промышленных предприятий в целях совместного сбыта продукции через общую сбытовую контору, с которой каждый из членов синдиката заключает стандартный договор на сбыт своей продукции. Особые признаки: устранение конкуренции среди участников, закупки сырья через общую закупочную сеть. Распространены в отраслях, производящих массовую однородную продукцию.

Ассоциация – добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей цели (например, АССАД – ассоциация авиационного двигателестроения). Особенности: самая мягкая форма интеграции компании, члены сохраняют хозяйственную самостоятельность, ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, часто это некоммерческие организации, члены ассоциации вправе выйти из нее по окончании финансового года.

Трест – объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс, а руководство осуществляется из единого центра. Общая прибыль распределяется в соответствии с долевым участием. Особенности: самая жесткая форма интеграции, единое оперативное руководство всем комплексом производства и обслуживания. Примечание: в случае межотраслевых объединений трест называется комбинатом.

Помимо этих форм существует еще ряд форм централизации: картель – объединение фирм одной отрасли, которые договариваются о ценах, рынках сбыта, объемах производства, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.п. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции (в США картели запрещены законом). Признаки картели: картельное соглашение негласно, секретно и даже устно, это форма сговора производителей.

Пул – прибыль всех участников поступает в общий котел и затем распределяется, это разновидность картели и имеет временный характер. Пример: биржевой пул распродает акции в течение какого-то периода, затем распределяет общую выручку; патентный пул; торговый пул и т.п.

Стратегический альянс - соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии (пример синергии: оборудование одной фирмы, сырье – другой и т.п.) и взаимовыгодных стратегических ресурсов. Особенности: осуществляется координация стратегического планирования, не является самостоятельным юридическим лицом, оказывает влияние на конкурентов (например, альянсы по реализации совместных проектов НИОКР, по организации совместного производства, по освоению новых рынков). Мотивы альянсов: совместное использование производственных мощностей, снижение рисков деятельности, передача технологии для совместного использования. По данным ООН общее число технологических альянсов в 1980 году составляло 526, в 1995 – 4512.

В российских условиях формы интеграции компании учитывают факторы стратегического планирования деятельности в переходный период. При создании отдельных компаний или их объединений в России существует три вида стратегии поведения фирм:

ü стратегия пассивного выживания – опора на государственные субсидии, неплатежи поставщикам материалов и бюджету, сокращение занятости и зарплаты работников, падение объемов производства и ухудшение качества продукции;

ü стратегия активного выживания – обновление продукции, расходы на маркетинг, снижение себестоимости продукции, экономия на затратах, уменьшение неплатежей, поиск новых организационных структур интеграции или разделения компании;

ü стратегия развития компании – диверсификация деятельности (в том числе смена профиля производства), переход к новой организационной структуре, ориентирование на получение банковских кредитов и инвестиций в производство, устойчивый рост производства, активов и производственной загрузки мощностей, создание структур межфирменного партнерства и интеграции.

Основные понятия и категории теории организации производства

1. Производственная система представляет собой объективно существующий комплекс материальных объектов, коллективов людей, производственных, научно-технических и информационных процессов, имеющая целью выпуск промышленной продукции определенного назначения.

2. В системе производственного управления реализуются следующие функции: планирование, организация, регулирование, мотивация, контроль, учет и анализ хозяйственной деятельности, а также специальные функции: организация процесса производства во времени, техническая подготовка и снабжение, оперативное планирование, учет и финансовый контроль производства, организация технического контроля качества, организация технического обслуживания производства (службы главного инженера и т.п.), организация, создание и внедрение новой техники, работа с кадрами, маркетинг, сбыт готовой продукции. Все процессы производства планируются и регулируются с учетом ограниченной суммы ресурсов.

 

Принципы организации производства:

ü Принцип дифференциации (специализации) подразделений предприятия. Контроль за дублированием.

ü Принцип концентрации технологического оборудования на участках (экономия в обслуживании).

ü Принцип параллельности операций технологического процесса создания изделия (сетевые графики с параллельными ветками).

ü Принцип прямоточности стадий производства (исключение возврата для неоправданных перебором изделий).

 

Процесс производства начинается с технической подготовки, которая включает конструкторскую и технологическую подготовку. Конструкторская подготовка (НИОКР) включает предварительные научные исследования – фундаментальные и прикладные. Фундаментальные заканчиваются отчетами о возможности такого производства, прикладные заканчиваются действующим макетом, реализующем основные принципы действующей продукции. Без предварительных научных исследований новую сложную продукцию не создают. Конструкторские работы начинаются с технического задания, которое разрабатывает исполнитель проекта и утверждает заказчик (в инициативном порядке или по заданию). В ТЗ содержатся основные требования и параметры вновь создаваемого изделия, ТЗ опирается на предварительные научные исследования. Далее выполняется эскизный проект – расчет изделия по усредненным параметрам с оценкой габарито-массовых размеров изделий. В результате в предварительной форме можно изобразить продольный разрез изделия, принципиальные конструктивные решения узлов, которые позволяют оценить трудоемкость и себестоимость изделия в производстве.

Технический проект и выпуск рабочей конструкторской документации (РКД) включает уточненные расчеты на прочность и течений внутри, например, двигателя, обеспечивающий заданный КПД и запасы прочности, изготовление отдельных узлов и предварительных макетов для испытаний (система охлаждения лопаток, камера сгорания и т.п.) для определения работоспособности конструкций. Выпуск РКД для изготовления опытного образца изделия (возможно нескольких штук), изготовление опытной оснастки в опытном производстве и изготовление опытных образцов на универсальном оборудовании.

После изготовления опытных двигателей они поступают на этап стендовой доводки (стоимость этого этапа примерно в 10 раз дороже, чем предыдущие), при этом уточняются все конструктивные решения для обеспечения заданной прочности и долговечности узлов. В процессе доводки новые опытные двигатели должны проработать на стендах тысячи часов, периодически их при этом разбирают, изменяют конструкцию и материалы рано изнашивающихся деталей, дорабатывают систему смазки и охлаждения, получают заявленные в ТЗ параметры. В этот же период, возможно, новый двигатель будет летать в качестве дополнительной силовой установки или доводиться на современных ГТУ, так, чтобы получить заранее заданное число часов в эксплуатации. При этом разные узлы у двигателя имеют разный срок службы в зависимости от температуры и могут заменяться в процессе эксплуатации (блочно-модульная конструкция). В завершении двигатель проходит государственные испытания и получает сертификат летной годности на право эксплуатации заданного количества часов (например, начальный ресурс 1000 часов). В эксплуатации исследования двигателя будут продолжаться с постепенным продлением ресурсов узлов под наблюдением серийных конструкторских служб. В итоге через 10 лет двигатели данного типа будут иметь ресурс в 10-12 тысяч часов до капитального ремонта или списания. По мере эксплуатации разрешенный ресурс будет расти.

При создании техники существуют условия стандартизации, нормализации и унификации решений. Стандартизация – использование ГОСТированных резьб, допусков, государственных стандартов качества и др., обеспечивающие единые требования к машинам. Нормализация – использование в конструкции типовых решений в области технологии, материалов и т.п., что позволяет использовать отработанные решения для данного предприятия и исключать избыточное разнообразие (в установках, станках, технологических процессах). Для этого необходимы хорошие знания технологического процесса. Унификация – использование повторяющихся узлов на различных изделиях, оснастки, что позволяет сократить период доводки и подготовки производства и удешевить процесс.

Технологическая подготовка включает проектирование технологических процессов и специального технологического оснащения, разработку материальных и трудовых норм в производстве (норм времени, норм расхода материалов), проведение исследовательских и экспериментальных работ по новой технологии и новому техническому оснащению, внедрение технологических процессов и оснастки в производство (обучение работников, обеспечение устойчивости и минимума брака в производстве), типизацию технологических процессов, нормализацию и унификацию технологического оснащения, выявление потребности в материалах, полуфабрикатах, дополнительном оборудовании. Этим процессам предшествует составление плана графика ТПП (технологической подготовки к производству), составление сметы расходов на ТПП и плановой калькуляции себестоимости нового изделия. НИОКР могут составлять 5-7 лет, ТПП нового двигателя около 3 лет, от технического задания до начала серийного производства нового двигателя – до 10 лет. В эксплуатации эта модель может служить 30-40 лет с выпуском нескольких тысяч штук при цене от 100 тысяч до 1-2 млн. долларов. В ТПП трудоемкость технологической подготовки занимает в единичном и мелкосерийном производстве 20-25 %, в серийном 50-55 %, крупносерийном и массовом 60-70 % стоимости технической подготовки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.016 с.)