Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Консерватизм и либерализм в контекстероссийской культуры
Необходимость поиска общественного идеала, отражающего духовный опыт и традициирусской культуры и способного дать социальные и индивидуальные ориентиры бытия, вызвана прежде всего переживаемыми российским обществом внутренними проблемами. Во-первых, идеология нового мышления и либерально-демократические ценности в реальности оказались механизмом разрушения государственности, культуры, экономики. Принцип плюрализма, который является центральным в социальной философии демократического общества, оценивается в контекстероссийской специфики как способ деградации культуры “к равнодушию и к потере всякой глубины”, к “бессмыслице и плюрализму заблуждений и лжей” (А.И.Солженицын), к центробежному разброду мысли и энтропии нравственности. Ведя к утрате различий между положениями истинными и ложными, между несомненным добром и несомненным злом, плюрализм не допустим в духовно-нравственной сфере, которая утверждает абсолютную, надличностную систему ценностей и идеалов. [114] Во-вторых, ценности рыночной экономики и индивидуального предпринимательства в том виде, в каком они сегодня навязываются народу, отторгаются национальной психологией и пока не принимаются российским менталитетом как “свои”. Пропаганда рыночной экономики в качестве самоцели (что само по себе является абсурдом) с обещаниями массовой безработицы лишает большинство населения возможностей и перспективы адаптироваться к новой хозяйственной модели. Идея потребительства и материального обогащения, неразрывно связанная с западной моделью рыночных отношений, если и будет когда-либо принята большинством, станет началом конца не только культуры, но и природы. Уже сегодня мир говорит о том, что экологическая целесообразность требует немедленной перестройки сложившейся психологии непрерывного экономического роста и накопления богатств. Этот путь, по которому шли страны западного мира, сегодня закрыт. Альтернатива ему - “собирать свои сокровища на небесах”, накапливать духовные ценности, создание которых не отравляет естественную среду обитания человека.[115] В общественном сознании россиян постепенно складывается понимание подлинной сути западной культуры, которая агрессивным утверждением ценностей потребительства, гедонизмаи образом “райского наслаждения” компенсирует духовную бедность и экзистенциальную пустоту, демонстрируя иллюзию реализации творческого потенциала личности через единственно доступные формы свободы - самовыражения и потребления.
В-третьих, резко падает статус демократиикак эффективной формы государственного устройства, которая ассоциируется сегодня с такими явлениями как развал, смута и связывается с потребностью в самовыражении лишь небольшой группы радикальной интеллигенции на фоне резкого обнищания большинства населения. Сегодня с большой уверенностью можно предполагать, что демократические идеи в России свою задачу уже выполнили, став одним из средств в расширении личностных и социальных свобод в тоталитарном коммунистическом обществе.[116] В очередной раз терпит полное поражение идея построения в России правового государства по западному типу, причем, не только фактически (политически), но и идеологически, мировозренчески. И проблема здесь заключается не только в правовой некомпетентности законодательных органов, низкой исполнительской дисциплине региональных структур власти или в отсутствии правовой культуры населения - отторжение права на бытовом уровне имеет глубокое идеологическое обоснование. Еще славянофилы видели в попытках “оправовления” России вредную тенденцию рационализации общественной жизни, характерную для протестантского Запада. Ф.М.Достоевский видел в правах человека разрыв нравственной связи юридическими барьерами. Народники, анархисты считали конституцию и политические свободы орудием эксплуатации народа, инструментом насилия.[117] Нравственность и право в теориях русских либералов конца ХIХ - начала ХХ века рассматривались как взаимоисключающие принципы общественного устройства. Евразийцы считали, что право, в отличие от нравственности, формально нормативно, оно дает “отвлеченные общие формулы должного”, определяет лишь “условия религиозно-нравственной деятельности, а не ее самое”, так что в “формах права возможна и деятельность безнравственная”. Отличие права от нравственности заключается в том, что оно связано с низшей сферой нравственности - идеей справедливости; оно формально, охранительно и нормативно, а потому обладает принудительным характером.[118]
В западно-европейском понимании право регулирует внешнее поведение человека, что глубоко ошибочно и таит в себе множество опасностей (И.А.Ильин). В идеале право и государство должны обращаться к внутреннему миру человека, чтить в нем “свободного субъекта прав” и подсказывать его “само-сознанию и право-сознанию, что именно ему по закону “можно” (полномочия), “должно” (обязанности) и “нельзя” (запретности)”. Вменив себе в обязанность соблюдение закона, соблюдать следует при этом не “букву закона, а скрытый в каждом законе дух порядка, справедливости и братства”.[119] Следовательно, право в российском обществе имеет право лишь как весьма условное отражение и закрепление сложившегося нравственного порядка, отношений, регулируемых совестью, долгом, ответственностью, справедливостью и т.д., ибо “все, что человек творит, он творит изнутри; и если он хочет сделать что-нибудь хорошее, то он должен сам стать лучше. В этом нравственная аксиома христианства”. Основная проблема не в отсутствии законов, обеспечивающих гарантии правового государства, но в личностном несовершенстве человека. А потому и логика движения к справедливому (или правовому) государству лежит через обуздание, воспитание и укрепление в добре и нравственности души человеческой, ибо “жадные люди создадут хищную государственность; завистливые люди создадут общественный строй злобы и террора; продажные люди сведут все к взятке и предательству. России же нужны люди с христиански укорененным, честным и крепким правосознанием. Поэтому мы должны научиться: ставить дело Родины, как Божие дело, выше своего личного интереса; помышлять о служении России, а не о личной карьере; служить не соблазненно, неподкупно, по совести и по справедливости; на власть смотреть не как на почет и выгоду, а как на бремя, обязывающее к ответственности”.[120] Не бесспорна в контекстероссийской духовности и такая ценность как права и свободы человека, которая в либерально-демократической идеологии является смыслообразующей, доминирующей. Если в рамках этой идеологии свобода человека и раскрепощение его творческих потенций отождествляется с его независимостью от целого, внеличностного, то в контексте российской ментальности, наоборот, свобода как независимость становится обоснованием худшего вида рабства - экономического, ибо духовную свободу русский человек всегда обретал в призвании, в соотнесении себя с абсолютными духовно-нравственными ценностями, в служении им. Свободадля него - это неразрывная связь с целым, это понимание своего предназначения и призвания как данного и заданного свыше. Свобода же “от” и “вне” целого - это “та свобода, которую смерть дает органическим элементам разлагающегося тела”.[121] Да и в психологическом плане необходимым условием творческой свободы является растворение субъекта в “явлении” свободы, т.е. снятие свободы в форме отказа от собственной эмпирической субъективности, “потеря субъектом контроля над собой”.[122] Безусловно, в конституции и законодательных актах приоритет должен принадлежать гарантиям прав и свобод человека. Но в акте духовного выбора и самоопределения приоритетной остается сфера надличностного, ибо духовное призваниеи ответственностьчеловек обретает лишь в соотнесении себя с абсолютными духовно-нравственными ценностями и идеалами. По мнению И.А.Ильина, “человек не сможет стать творцом истинной культуры, не чувствуя себя предстоящим именно тому, что он должен осуществить в своем культурном творчестве. Творящий без верховного начала, без идеала, перед которым он преклоняется, не творит, а произвольничает, “балуется”, тешит себя или просто безобразничает”.[123] Смысл жизни, ощущение подлинности бытия обретаются только в самоотдаче и служении - лишь отдаваясь, человек возрастает в бытии (Г.Померанц).
Утверждение в сегодняшней культурной жизни исторически устойчивых ориентацийроссийской духовности, поиск консолидирующих общество и культуру ценностей, возрождение национально-государственной идеи (в том ее подлинном смысле, как это понимали Г.Федотов, И.Ильин, “евразийцы”) - актуальнейшие задачи общественного развития, обусловленные не только внутренними проблемами, переживаемыми сегодня российским обществом, но и общемировыми процессами и тенденциями. Во-первых, кризисом мировых религий, которые формировались вместе с империями древности и составляли их ценностное и смысловое пространство, т.е. являлись основой солидарности входящих в них этносов. Распад империй и одновременно разрушение конфессиональных миров с особой остротой ставит проблему поиска новых оснований консолидациинаций. Во-вторых, мировое сообщество, по мнению американского политолога С.Хантингстона, вступает в новую фазу, в которой доминирующим фактором мировой политики и основным источником конфликта будут не идеологические или экономические разногласия, но культурно-этнические различия и противоречия. Это объясняется несколькими обстоятельствами. - Различия национальных культур являются основополагающими - народы отличаются друг от друга своей историей, языком, религией, традициями. Люди, принадлежащие к разным культурам, имеют разное представление о Боге, смысле жизни, взаимоотношениях гражданина и государства, родителей и детей, мужа и жены. - Культурные признаки трудно поддаются изменению и копированию, в отличие от экономических и политических моделей - коммунисты могут стать “демократами”, бедные - богатыми, но русский не станет эстонцем, а азербайджанец - армянином. И если в классовых и идеологических конфликтах ключевым вопросом был: “На чьей ты стороне?”, то в межкультурных - “Кто ты?”.
- Ослабевает роль национального государства как источника идентификации человека, поэтому идентифицирующие функции берет на себя религия, особенно в своих фундаменталистских формах (“реванш Бога”). - Осознание людьми принадлежности к собственной культуре и одновременно неприятие представителей других культур усиливаются вместе с ростом межкультурных контактов. - Культурную идентификацию стимулирует также рост экономического регионализма. - В мировом сознании разрушается образ Запада как “земного рая”, и поэтому незападные цивилизации возвращаются к своим истокам.[124] С учетом таких прогнозов (их достоверность уже сегодня подтверждается событиями в ряде регионов мира) становится реальностью возможность использования национальной идеи в решении далеко не самых нравственных политических задач. В этой связи чрезвычайно актуальна проблема воссоздания и утверждения в российском самосознании ценностей и идей подлинного национализма, исключающего зарождение и развитие на этом пространстве культуры идеологии шовинизма и фашизма. Эти ценности И.Ильин сформулировал так: “любовь к историческому облику и к творческому акту своего народа”, “вера в его духовную инстинктивную силу, его духовное призвание”, “воля к творческому расцвету моего народа - в земных делах и небесных свершениях”.[125] Национализм в его понимании “есть созерцание своего народа перед лицом Божьим, созерцание его истории, его души, его талантов, его недостатков, его духовной проблематики, его опасностей, его соблазнов и его достижений”. Он есть система поступков, “вытекающих из этой любви и веры, из этой воли и этого созерцания”. Истинный национализм “учит и покаянию, и смирению - при созерцании слабостей и крушений своего народа, открывает человеку глаза и на национальное своеобразие других народов: он учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство, ибо и они причастны дарам Божьим, и они претворили их по-своему, как могли....В национальном чувстве источник достоинства, источник братского единения, источник правосознания....Создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом лоне своего народа. Истинное величие всегда почвенно. Подлинный гений всегда национален”.[126] Утверждение идеологии “истинного национализма” лишает народ “всякого национального тщеславия и честолюбия”, ибо выстраивая свое миросозерцание на самопознании, он становится ”принципиально миролюбивым и терпимым” по отношению к другой самобытности, “чуждым искусственного национального обособления”. Познав глубину и полноту своей природы, он с особой чуткостью “будет улавливать и во всяком другом народе все черты, похожие на его собственные”.[127]
Необходимость поиска консолидирующего общество духовного идеала начинает осознаваться представителями не только национально-патриотического, но и либерально-демократического крыла. В частности, на конференции “Россия в поисках идентичности” в качестве идеологических “инструментов” консолидации предлагались: “активное христианство”, “демократический патриотизм”, “мессианское неохристианство” Н.Федорова, “идея прочной государственности” И.Ильина, “либерализм западного типа”, “строительство общеевропейского дома” “здоровый национализм”, “сильный лидер”.[128] Российская интеллигенция начинает понимать, что консолидация различных социальных сил на базе традиционных духовных ценностей и видение России как особого национально-культурного образования будет гарантией от соскальзывания на путь шовинизма и фашизма, тем более, что по христианской этике земное злопонимается не в образе внешнего врага, но как исключительно собственная греховность, “внутреннее неустройство и духовная расслабленность”.[129] И преодолевается зло мира сего, как повествуют заповеди Христа, не внешним сопротивлением и насилием, но лишь внутренним самосовершенствованием и органическим замещением его силой добра. [130] Таким образом, именно неразвитое национальное чувство рождает шовинизм, как и на личностном уровне ощущение собственной неполноценности - агрессию и нетерпимость к другим. Исследования показывают, что усиление агрессии по отношению к другой нациитесно связано с негативным отношением к своей - агрессивность демонстрировали те лица, которые и “своих” воспринимали как враждебных, подозрительных, неконтактных, недружелюбных. Эти же качества они приписывали представителям других национальностей.[131] Дело в том, что кризис национальной идентичности, отсутствие национально-культурной общности “мы” вызывает чувство тревоги, незащищенности, опасности. Агрессивность по отношению к “чужим” есть в таком случае способ самозащиты, самосохранения, негативный механизм объединения посредством “понижения” всех, кто входит в категорию “не-мы”, путем “отталкивания” от других. И чем меньше идентичность с общностью “своих”, чем размытее фактор позитивной консолидации, тем выраженнее агрессия к “другим”. Воссоздание в сегодняшнем национальном самосознании традиционных культурных ценностей, составляющих специфику российского менталитета, актуализация духовных лидеров и возрождение консолидирующего общество национального идеала возможно в том случае, если альтернативой сегодняшнему курсу демократического радикализмаи доминирующим мировоззрением общества станет идеология национально-культурного консерватизма - максимально отвечающая сущности всякой культуры, ее доминантной ориентации на сохранениеи наиболее органичная и продуктивная в контекстероссийской культуры. Национально-культурный консерватизм - это признание эволюционного пути развития как единственно допустимого и продуктивного; это понимание России как целостного и исторически устойчивого духовного организма; это осознание и утверждение свободы человека лишь в связи с надличностными ценностями; это строительство правового государства на основе естественного продолжения и законодательного закрепления веками формировавшегося миропорядка; это органичность, преемственность и традиционность способа восприятия и познания человека, общества, мира.[132] Но прошлое, как предупреждал Вл.Соловьев, “не должно гнетом ложиться на настоящее”, оно обязано “служить ему устойчивой основой, и не исключать будущее, но быть в единстве с ним”.[133] Следовательно, консерватизм - это не только сохранениеи приумножение безусловных и абсолютных принципов человеческой жизни, но и проверка, и “тестирование” культурных инноваций с позиции преданий, это и отбор исторических голосов и проектов в соответствии с нуждами и проблемами современности. К сожалению, сегодняшняя политизация консервативной идеи приводит к ее дискредитации в глазах общества. Российская история знает подобную ситуацию. В частности, слабость русского консерватизма Х!Х века заключается в том, что “русское консервативное охранение... не сумело возбудить к себе бдительного устойчивого доверия России, как к началу и движению национально-культурному, ставящему себе целью самобытное развитие русского религиозно-культурного и государственно-общественного организма”.[134] Консерватизм оказался неубедительным для общества в силу того, что он из национально-культурной плоскости перешел в политическую, а там его “охранители” или откровенно отстаивали реакцию, или, заражаясь ценностями либерализма, “стремились по пути денационализации и “европеизации”. В кризисной для культуры ситуации консерватизм не смог предупредить гибель России, ибо сам не имел “убеждающей воли и уверенности в себе для того, чтобы передать стране и народу, через головы “разночинцев, либералов и интеллигентов”, “подрывающих основы”, свое религиозно-государственное задание и вопреки всему защитить его правоту и осуществить в действительности”. В результате консервативное движение потеряло социальную базу и не оправдало своих “идеалистических лозунгов”.[135] Возрождение аутентичной идеологии национально-культурного консерватизма - это, прежде всего, восстановление культурно-историческойпреемственности самосознания путем введения в контекст сегодняшней культурной жизни духовных поисков Ф.М.Достоевского, Н.В.Гоголя, Вл.Соловьева, представителей первой русской эмиграции - Ф.Степуна, Н.Федотова, И.Солоневича, Н.Трубецкого и других, идеи которых должны и могут стать основой мировоззрения и жизнестроительства; это воспитание самосознания народов России как представителей единой и великой духовной культуры, имеющей общую историю, судьбу, традиции, ценности. В пользу продуктивности и перспективности идеологии консерватизма в контекстероссийской культуры свидетельствует, с одной стороны, тот факт, что в истории России именно традиционно мыслящая и консервативно ориентированная часть русской интеллигенции защищала от деформации духовные основы общества, противостояла экспансии ценностей “буржуазности”, понимая это явление не в классово-экономическом, а мировоззренческом смысле - как определенный тип миро-воззрения и миро-видения, где материальная выгода есть главный смысл бытия, где рационализм, гедонизм и одновременно равнодушие ко всем проявлениям духовной жизни, ее взлетам и падениям, мукам и озарениям признаются как безусловные принципы бытия.[136] С другой стороны, именно национально-культурная неукорененность значительной части либеральной и революционной интеллигенции обернулась в свое время общероссийской бедой (и - ее виной) - выступая как интеллектуальная сила, претендующая на понимание историческойситуации в России и проповедуя гуманистические идеалы, интеллигенция практически оказалась не на высоте своих же задач, она не смогла понять природу российского характера, учесть его слабые и сильные стороны. Как писал С.А.Аскольдов, ее “примитивный материализм”, идейная скудость и духовная беспочвенность, безрелигиозность и враждебность христианству не позволили ей выступить “на одоление звериного начала русской души в союзе со святым” - “русский зверь, живший в народной душе, восстал в полный рост”. В этой связи социалистическую революцию он рассматривал как форму исторического суда над беспочвенностью гуманистически ориентированной идеологией и той русской интеллигенцией, которая ее проповедовала и которая вместо гуманистических принципов свободы, равенства и братства получила классовую ненависть и террор.[137] И сегодня преодоление духовного кризиса общества во многом будет зависеть от позиции интеллигенции как носителя национально-культурного самосознания, ее понимания духовной специфики и корней российской культуры, от особенностей и характера ее социально-культурного творчества. Без охранительной роли самосознания экспансивные ценности-средства западного мира могут превратиться для многих в ценности абсолютные, определяющие их смысл жизни. Последствия подобного рода самоопределения - дальнейший разрыв с национальной духовной традицией, утрата смыслообразующих жизнь нациии человека ориентиров. К сожалению, презрение к собственному национальному наследию, генетическая враждебность определенной части интеллигенции любым формам государственности и ценностям патриотизма, истоки которой коренятся в психологии нигилизма социалистов-шестидесятников прошлого века, стимулирует в обществе разрушительные импульсы. В этой связи высказывается даже точка зрения, согласно которой к интеллигенции следует относить лишь ту ее часть, которая занимает антироссийскую позицию, при этом позитивно ориентированные интеллектуалы, не разрушающие, но создающие могущество страны, выводится за границы понятия и соответствующего социального явления. В развитие этой позиции утверждается, что “институт интеллигенции должен в конце концов пасть, но падет он только в том случае, если ему в оппозицию встанет хотя бы часть людей высокой культуры”, и что “возрождение России зависит в конечном счете от того, как скоро и насколько успешно интеллектуалы вытеснят интеллигентов в составе интеллектуального слоя страны”.[138] Национально-культурное назначение интеллигенции в ситуации духовного кризиса - переосмыслить традиционные ценности патриотизма, государственности, социальной справедливости, православия, рассматривая последние не только как элемент религии, но как “фермент, могущий войти в разные культуры и стимулировать их развитие в определенном направлении, не упраздняя их самобытностии своеобразия”;[139] понять культурную уникальность России и стать носителем социальной инициативы в поисках интегрирующей нацию идеи. Без национального идеала движение общества и его отдельных граждан будет оставаться хаотичным, неуправляемым и непредсказуемым. Придать ему смысл и вектор может и должна духовная элита общества, в этом и заключается ее призваниеи обязанность - “внедрить в душу народа, что правда есть в Русской земле и что высоко стоит ее знамя”.[140] В противном случае будет неизбежным дальнейший отрыв интеллигенции (и власти) от основных социальных групп, являющихся носителем традиционных ценностей российской культуры, ослабление национальной духовной традиции, маргинализация и разложение самой интеллигенции, отказавшейся от своей историко-культурной миссии. В этой связи не теряют актуальность слова И.А.Ильина о том, что в ситуации кризиса духовная элита обществадолжна выполнить свой нравственный долг и призвание- “отказаться от своих субъективно-произвольных конструкций и всяких “гносеологических” и “диалектических” комбинаций и отдать свои силы предметному созерцанию, чтобы увидеть и указать на “духовные раны современной культуры, начиная с утраты священного во всей человеческой жизни и кончая исследованием тех бездн, в коих гнездится зломира”, установить “диагноз культурного кризиса”, причины создания “бессердечной культуры” и “духовного затмения”.[141] Свой нравственный и профессиональный долг российская интеллигенция сможет выполнить лишь в том случае, если окажется способной подняться над “блочно-партийной” идеологией и субъективными политическими пристрастиями и объединиться на основе тех идеалов и ценностей, которые составляют специфику российской духовности. Именно усилиями самосознания можно снять тот “мировоззренческий диссонанс”, разрушаающий общество, культуру, личность, объединив полярные идеологические полюса - не за счет устранения их своеобразия (все они в равной мере есть продукт и выражение национального менталитета), а путем достижения взаимопонимания и согласия в решении главной задачи: гармоничного и естественного развития всех сторон государственной и общественной жизни в соответствии с духовными традициями российской культуры и истории. Объединяющим фактором (и одновременно стержнем национальной идеологии) может стать идея духовного преображенияРоссии на пути воссоздания и развития “евразийской цивилизации” как уникального национально-культурного мира, в образе которого непротиворечиво соединялись бы, с одной стороны, ценности демократического устройства жизни и рыночной экономики, с другой - идеалы социальной справедливости, патриотизма, духовного мессианизма. В рамках такой идеологии можно будет избежать крайностей как индивидуализма (в том числе и усиливающегося этноцентризманародов России), так и насильственного коллективизма, разрешить конфликт между этими полюсами на основе утверждения идеи солидарности и соборности, понимания свободы человека не в смысле индивидуальной вседозволенности, а как искусства личностного самоопределения в соотношении с надличностными ценностями, имеющими в России прочную историческую традицию и составляющими основу национально-культурной ментальности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.018 с.) |