Перспективы духовного исцеления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы духовного исцеления



Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод о том, что основные проблемы сегодняшних преобразований возникают в зоне противоречия, несоответствия стратегии и тактики проводимых реформ духовно-ценностной специфике российской культуры. Именно мировоззренческое несоответствие идеологии реформ конца 80-х - начала 90-х годов основам национального бытия обусловило их низкую эффективность и в целом антигуманный характер - даже частичная реализация некоторых экономических и политических проектов неизбежно сопровождалась резким обнищанием огромного количества россиян, кризисом науки, образования, разрушением системы производства, разбазариванием национальных ресурсов. Культурное пространство для реформ расчищалось деформацией историческойпамяти народа, девальвацией чувства национальной гордости и достоинства. Гражданская солидарность, патриотизм, бескорыстное служениеи готовность к самопожертвованию интенсивно вытеснялись моделями противоположного поведения - ориентацией на материальное обогащение любым способом, пропагандой образа жизни по принципу “здесь и теперь”, внедрением в общественное сознание ценностей гедонизма, рационализма и прагматизма.

Учитывая, что национальная культура является основой социального, экономического и политического развития общества, выход из сегодняшнего кризиса надо искать прежде всего в духовно-нравственной сфере - лишь “культурное самостояние” есть залог величия народа и независимости государственного бытия.[42] “Думай о духовном оздоровлении нации - и получишь финансы” - писал в 1881 году Ф.М.Достоевский. “Духовное единение в общем деле”, “духовное слияние”,”духовная самостоятельность” - вот залог экономического процветания, ибо при этом “явится целое, а целое повлияет само на себя и вызовет разум”.[43]

Но для этого сама культура должна обрести утраченную целостность, исцелиться, т.е.стать равной самой себе, преодолеть синдром “гадкого утенка”, восстановить историческую преемственность, понять и принять свою духовную самобытность и осуществить ее на деле. Восстановление целостности и органичности национально-культурного мира - “задача не менее существенная, чем сохранениеокружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для духовной, нравственной жизни, для его “духовной оседлости”, нравственной дисциплины и социальности. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной”.[44]

На методологическом, мировоззренческом уровне предпосылками преодоления духовного кризиса и восстановления культурной целостности является решение трех взаимосвязанных проблем:

Во-первых, воссоздание в сегодняшней культурной жизни тех духовных ценностей, которые составляют ядро культуры российского общества, определяет ее специфику, уникальность, идентичность;

Во-вторых, включение в актуальное поле национального самосознания образов духовных лидеров российской истории, в концентрированном виде олицетворяющих ценности и идеалы русской культуры;

В-третьих, возрождение и утверждение в новом историческом контексте национальной идеи как формы общественной консолидации и национально-культурного самопознания.

1. Актуализация ценностных доминант российского менталитета, отражающих глубинные стереотипы индивидуального и коллективного сознания, поведения, а также особенности восприятия мира, человека, времени, власти (с помощью искусства, в рамках культурной политики, путем пропаганды соответствующего образа жизни) - чрезвычайно важное условие обретения культурной целостности и идентичности. Воспроизводство базовых ценностных ориентаций особенно актуально в “пороговых” состояниях культуры, когда с особой остротой встает проблема мобилизации ресурсов преображения и саморазвития, активизации созидательных сил нации, ибо “чему придается ценность, тому отдается вера”, а значит, и духовные силы человека, питающие ее.[45]

В сегодняшней ситуации эта актуальность многократно возрастает в связи с необходимостью корректировки идеологии осуществляемых реформ, оценки их перспективности и успешности. Несомненно, что экономические и политические преобразования российского общества будут эффективны лишь в той мере, в какой они станут фактом проявления глубинных черт и пластов национального сознания, отражением сущностных характеристик ментальности, которая обладает мощной энергией сопротивления изменениям, не соответствующим национально-культурной специфике.

В последнее время острота данной проблемы начинает осознаваться. Предпринимаются попытки на академическом уровне понять те духовные ценности, которые определяют самобытность российской культуры. В частности, на конференции “Россия в поисках идентичности”, состоявшейся в Институте философии РАН, менталитет определялся через такие разноуровневые характеристики как соборность, самобытность, всечеловечность, оптимизм, патриотизм, неопределенность и незавершенность русской души, ее устремленность в бесконечность, сакральный характер власти, справедливость и равенство как основа социального ритуала, нормативность предписаний власти и статусность потребления.[46]

2. Не менее существенной предпосылкой восстановления целостности культуры является актуализация в национальном самосознании духовных референтов российской культуры и государственности, в концентрированном виде олицетворяющих духовные устремления и идеалы российского народа, создание условий для их общественной востребованности. Культура, по определению П.Флоренского, - это борьба с мировым уравниванием, борьба Логоса с Хаосом, это осуществление “надличностных” ценностей, которые принимаются человеком как безусловные, определяя его веру и призвание. Культура - это возможность отождествить себя с теми, кто совершеннее, возвышеннее тебя, выстроить себя по их образу и подобию. [47] Идентификациячеловека с нацией, культурой осуществляется путем отождествления с ее духовными референтами - подвижниками, людьми, достигшими высот святости и духовного совершенства. Обладая харизмой и сакральным статусом, образы таких людей являются обобщенными символами национальной культуры, ее связующим началом, они олицетворяют ее духовное ядро. Отсутствие духовных референтов свидетельствует о кризисе национальной идентичности, способствует распаду общественного организма, ведет к социальному и духовному хаосу. Вот почему человек должен “слышать о героях своей страны и влюбиться в них”, научиться “стоять вместе с ними, бороться и побеждать и не искать награды”.[48]

Духовные референтынации- это не только ценностный “слепок” с историческойреальности, но в определенном смысле и замысел, проект ее идеального состояния в “человеческом измерении”, который актуализируется в самосознании как реакция на кризис культурыи одновременно как способ его преодоления. Каждая культурная эпоха в центре своем имеет определенный “культурный проект” (модель, замысел) в персонифицированном виде, возникающий в ответ на актуальные проблемы времени и олицетворяющий путь их преодоления. Так, духовно-нравственный образ Христа отвечал запросам и культурным проблемам своего времени, а фигура личности, поставленной в “центре Мира”, соответствовала духу эпохи Возрождения, требующей “титана земного самоутверждения” с его стихийным индивидуализмом, субъективизмом, антропоцентризмом;[49] личности Сергия Радонежского, Александра Невского формировались в контекстетех духовных, политических и государственных проблем, которые переживала Московская Русь.

Персонифицированная в образе национальных референтовдуховно-нравственная “вертикаль” российской культуры позволит решить целый ряд актуальнейших общественных проблем, и прежде всего поможет увидеть уникальность отечественной культуры как неповторимой личности; упорядочить распадающуюся действительность и восстановить “связь времен”, т.е. воссоздать образ России исторической, как бы заново образовав ее усилением самосознания.

Восстановление духовного центра русской культуры, персонификация ее души станет не только фактором общественного единения и предпосылкой согласия и соучастия субъектов культурной жизни, но и эталоном личностного развития: масштаб и нравственная глубина национальных референтов задаст образ и норму поведения, ориентиры личностного самосовершенствования, альтернативные сегодняшним ценностям массовой и денационализированной культуры и тем самым будет способствовать укреплению душевного здоровья личности и общества.

Если культуре в ситуации кризиса не удается обрести ценностно-ориентационные основания и выработать духовные символынациональной консолидации, то срабатывает, как правило, другой социально-психологический механизм - поиск “врага” (как внутри, так и вне культурной системы), оппозицияпо отношению к которому становится компенсирующим фактором дефицита национально-культурного единения.

3. Важнейшей предпосылкой преодоления духовного кризиса и условием восстановления историко-культурной целостности и самобытностиРоссии является реабилитация в общественном сознании национальной идеи как особой и специфически российской формы национальной идеологии. Национальная идея, как отмечал Вл.Соловьев, - это “моральное призваниенации”, т.е. та “особая идея, которую Мысль Бога полагает для каждого морального существа - индивида или нации - и которая открывается сознанию этого существа как его верховный долг” и “роковая необходимость”. Как и законы физического мира, “эта идея действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа, но делает это она двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места”. Ни человек, ни нация как моральное существо не могут освободиться от власти идеи, являющейся выражением смысла их бытия, но от них зависит “носить ее в сердце своем и в судьбах своих как благословение или как проклятие”.[50]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.007 с.)