Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропологические основания социальной работы
Антропология имеет важное значение для теории и практики социальной работы. Объектом исследований теории социальной работы являются социальные отношения, взаимосвязи и взаимодействия между группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его развитии, а значит, и различающимися по уровню и качеству жизни, источникам и величине доходов, по структуре личного потребления и т. д. Предмет теории социальной работы - выявление существенных, необходимые связей и характерных черт, присущих социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающих характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Речь идёт об исследовании таких проблем, как закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы. Важное практическое значение имеют комплексные междисциплинарные исследования социальных проблем с выходом на социальный прогноз и моделирование развития социальных процессов, а следовательно, и возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов [17, c. 87]. Таким образом, социальная работа как наука состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы, категориальный аппарат науки) и прикладного (области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научное обеспечение решения практических социальных задач в обществе, которые призван решать социальный работник). Практический аспект социальной работы можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Практическая деятельность социальных работников в широком смысле слова направлена на гармонизацию всей системы отношений – в семье, коллективе, нации, обществе в целом. Проблема гармонизации социальных отношений особенно актуальна для современного российского общества, осуществляющего переход к рыночным отношениям. Практическая деятельность социальных работников в узком смысле слова предполагает социальную защиту и реабилитацию социально уязвимых слоев населения. Эта деятельность многогранна и на низовых уровнях организации общества (семья, трудовой коллектив, микрорайон) она включает в себя регуляцию межличностных и групповых отношений, организацию социального обслуживания населения, коррекцию девиантного поведения, предупреждение и локализацию конфликтов, социальное просвещение и консультирование, психопрофилактику и т.д. На уровне функционирования региональных и муниципальных структур социальный работник занят также проблемами занятости и миграции, социоинженерным проектированием. Практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки. Теория социальной работы в целом относится к группе прикладных наук.
Практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия, - способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой. Очевидно, что у социальной работы есть антропологические основания. Каждый социальный работник должен иметь общие представления о человеке как о биопсихосоциальном существе, о его потребностях, интересах, ценностных ориентациях, которые изучаются в рамках антропологии. Знание природных и социальных свойств человека позволяет решать проблемы клиентов (отдельных личностей, семей), связанные с удовлетворением их естественных и социальных потребностей, а также с защитой их жизненно важных интересов. В процессе повседневной деятельности социальным работникам приходится общаться с людьми разных национальностей. Поэтому тактичное обращение с клиентами предполагает знание основ социальной (культурной) антропологии: традиций, бытовых и культурных особенностей, образа жизни социально-этнических общностей.
Важнейшим звеном, органически соединяющим социальную работу и антропологию, является социальное пространство, т. е. социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека. К социальному пространству относится все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов человека и реализацию социальных потребностей граждан, мотивирует или блокирует раскрытие сущностных сил социума. В этой связи очень важным фактором, способствующим нормальному развитию социума, является сохранение природного богатства, чистоты атмосферы, которая влияет на физическое и психическое здоровье человека, а также на генофонд человеческих популяций в целом. Таким образом, социальное пространство органически связывает интересы социальной работы, антропологии и социальной экологии [14, с. 20] Другие аспекты связи антропологии и социальной работы рассматриваются в следующих главах данного пособия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какое место занимает антропология в системе наук о человеке? 2. Дайте характеристику объекта и предмета антропологии. 3. Какие направления антропологии Вы знаете? 4. Когда были сокращены исследования в области антропологии и других наук о человеке в нашей стране, и каковы причины актуализации антропологических исследований в условиях современной России? 5. Какое применение находят результаты антропологических исследований в практической деятельности людей? 6. Раскройте значение антропологии для теории и практики социальной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антропология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с. 2. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М.: Академкнига, 2002. – 455 с. 3. Григорьян Б. Т. Проблема философского осмысления научного знания о человеке / Б. Т. Григорьян // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 35-42. 4. Гуйван П. Н. Проблема человека в истории философии. Часть 1. Философия древней индии, Китая и Греции: учебное пособие / П. Н. Гуйван; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. – 132 с. 5. Ионова О. Б. К проблеме предмета социальной антропологии / О. Б. Ионова, В. Д. Чеснокова // Вестник Московского университета Сер. 18. Социология и политология. – 2002. - № 4. – С. 167-173. 6. Как возможна единая наука о человеке? // Человек. – 2003. - № 6. – С. 59-69. 7. Как возможна единая наука о человеке? // Человек. – 2004. - № 1. – С. 49-60. 8. Клакхон К. К. М. Зеркало для человека: введение в антропологию / К. К. М. Клакхон; пер. с англ. под ред. А. А. Панченко – СПб.: Евразия, 1998. – 352 с. 9. Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология: учебник / Н. Н. Козлова. – М.: Ключ-С, 1998. – 192 с. 10. Кравченко А. И. Социальная антропология: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2003. – 544 с. 11. Минюшев Ф. И. Социальная антропология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ф. И. Минюшев. – М.: -Академический проект; Фонд «Мир», 2004. – 288 с. 12. Мысливченко А. Г. Идея создания целостной концепции человека / А. Г. Мысливченко // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 43-49. 13. Налимов В. В. Возможно ли учение о человек в единой теории знания? / В. В. Налимов // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 82-91. 14. Павленок П. Д. Введение в профессию «Социальная работа»: курс лекций / П. Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 174 с. 15. Семёнов В. С. Уроки XX века и путь в XXI век: (социально-филос. анализ и прогноз) / В. С. Семёнов. – М., 2000. – 411 с. 16. Смирнов С. А. Современная антропология / С. А. Смирнов // Человек. – 2003. - № 4. – С. 86-94. 17. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с. 18. Хасанова Г. Б. Антропология: учебное пособие / Г. Б. Хасанова. – М.: КНОРУС, 2004. – 240 с. 19. Хомутов А. Е. Антропология / А. Е. Хомутов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
Тема 2 АНТРОПОГЕНЕЗ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.007 с.) |