Место антропологии в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место антропологии в системе наук



 

Человека изучают свыше двухсот наук, каждая из которых имеет свой объект и предмет. Объект – то, на что направлена предметно-практическая и познавательная активность субъекта. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (человек, группа, общество). Субъектом научного познания может быть как отдельный ученый, так и научное сообщество. Предмет науки – закономерности, существенные черты, типичные признаки, которые познающий субъект выделяет в объекте исследования.

Важную роль в процессе изучения человека играет биология, представляющая собой совокупность наук о живой природе, об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость). Данные биологии - естественнонаучная основа познания природы и места человека в ней.

Для гуманитарных наук общим объектом является не столько сам индивид, сколько человек, рассматриваемый в соотношении с его социальным и природным окружением. В философии, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и познания, проблема человека является центральной. Здесь анализируется соотношение «человек и мир».

Социология изучает социальные отношения, структуру и институты современных индустриальных и постиндустриальных обществ, рассматривает любые социальные явления сквозь призму взаимодействия людей и постигает закономерности общественной жизни. Она обращает внимание на соотношение «личность и общество».

Этнография (этнология, народоведение) - наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно-исторические взаимоотношения народов. Становление этнографии как науки во второй половине XIX в. связано с эволюционной школой, представители которой (Э. Тейлор, Л. Г. Морган и др.) исходили из идеи единства культуры человечества. Развитие теоретического слоя знаний в этнографии (этнологии) связано также с именами Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклиф-Брауна, К. Леви-Стросса и др.

Первоначально объектом исследования этнографов являлись первобытные общества. Главным методом сбора эмпирической информации было полевое исследования, в ходе которых изучались не столько общественные отношения, сколько культура. Постепенно горизонт этнографии расширился до описания и анализа культуры традиционного общества. Учёные стали изучать крестьянскую (простонародную) культуру и её изменение под влиянием капитализма.

В российской науке этнографию и этнологию считали синонимами (наряду с «народоведением»). Однако в последнее время наметилась тенденция к их размежеванию. Под этнографией понимают изучение первобытной или крестьянской культуры преимущественно эмпирическими методами, а под этнологией – изучение тех же объектов и процессов теоретическими методами. Этнология анализирует и сравнивает результаты работы этнографов, т. е. эмпирические данные, собранные в результате изучения различных обществ, устанавливает универсальные, общие и специфические черты разных обществ [10, с. 33].

Исследованием прошлого человечества по материальным свидетельствам занимается археология. Она изучает следы деятельности человека в напластованиях грунта, образовавшихся в результате этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоёмов (архитектурные памятники, следы древней ирригации, кораблекрушений и т. д.) для получения историко-культурной информации. Российские и британские специалисты считают археологию частью истории и преподают её на исторических факультетах университетов, а американские археологи видят в археологии отрасль антропологии и включают курс археологии в программу антропологических факультетов. Однако среди археологов распространено мнение, что археология является самостоятельной дисциплиной, обладающей собственными методами, теориями и научными открытиями.

Археология реконструирует, описывает и интерпретирует человеческое поведение периода, предшествующего открытию письменности, на основе добытых в процессе раскопок артефактов. Артефактами называются материальные предметы, которые были созданы или видоизменены человеком: орудия труда, украшения, глиняные сосуды, отходы производства т. д. Находками археологов не всегда являются хорошо сохранившиеся могильники и религиозные храмы, а часто ими бывают хозяйственные ямы с фрагментами кухонной посуды, орудиями труда, останками животных. Археологическая антропология использует культурные памятники как средство раскрытия образа жизни и общественных отношений, существовавших в отдалённую эпоху. Анализируя памятники, археологи могут ответить на вопросы, связанные с характером питания первобытных людей, например, по остаткам пищи, найденным на стоянках, определить, что их обитатели в прошлом питались дикорастущими растениями, а не плодами земледельческого труда [10, с. 40].

Социальная экология анализирует отношение человека и природы. Психология, наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведения животных, исследует внутреннюю структуру личности. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. При этом она уделяет значительное внимание отношению личности и группы.

По мнению современных антропологов, изучение человека многими науками породило проблему его «растаскивания» по различным наукам. В результате человек становится как бы расчлененным объектом познания, да к тому же и малоизученным [12, с. 45; 13, с. 84]. Научным сообществом ощущается потребность в интегрированных знаниях о человеке. Свои надежды оно связывает с антропологией, задача которой - дать целостное представление о человеке.

Антропология в целом изучает происхождение и историческую эволюцию человека. Объектом антропологии является человек, взятый в контексте его культуры. Человек рассматривается в ней как родовое существо, прошедшее историко-культурную эволюцию [11, с. 15]. Предмет антропологии – закономерности, существенные черты, а также тенденции происхождения и историко-культурной эволюции человека.

В процессе антропологических исследований используются различные методы: антропоскопия (описательная методика), антропометрия (измерительная методика), краниология (изучение черепа), остеология (изучение костного скелета), одонтология (изучение зубной системы), дерматоглифика (изучение кожного рельефа), пластическая реконструкция (восстановление лица человека по черепу), микроанатомия, антропологическая фотография, методы рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, картографирование расовых признаков, включённое наблюдение аборигенных культур, кросс-культурный анализ и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.005 с.)