Практическое значение антропологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое значение антропологии



 

Во второй половине XX в. начала активно развиваться прикладная антропология. Она опирается на знания из разных направлений антропологии, в том числе на совокупность знаний, полученных при изучении различных культур, с целью решения практических задач, возникающих перед обществом на современном этапе его развития.

Широкое применение в практической деятельности людей находят результаты исследований в области физической антропологии. Антропологические доказательства принадлежности всех современных человеческих рас одному виду имеют огромное политическое значение в сегодняшнем сложном мире.

Данные антропологии и приматологии помогают понять сущность атавистических явлений и рудиментов в организации современного человека, отклонений в эмбриологическом развитии, а также вариантов строения тела. Палеонтологический аспект остеологических исследований раскрывает картину древности патологий. Антропологическая остеология имеет большое значение для криминалистики, так как помогает оценить анкетные данные субъекта по найденным костным остаткам, идентифицировать человека по кожным отпечаткам, генетическим особенностям биологических жидкостей. Антропологическим является и метод восстановления внешности человека по черепу.

Для медицины и психологии имеет большое значение возрастная биология человека, устанавливающая закономерности его роста и развития. В антропологии сформировалось и развивается учение о конституции человека как совокупности его индивидуальных морфологических и функциональных особенностей. Концепция конституции человека позволяет медикам оценить риск патологии, учесть состояние больного и правильно организовать лечение. Она помогает также определить на основе оценки физического развития человека профессиональную пригодность к занятиям определенными видами спорта, к тому или иному характеру трудовой деятельности.

Антропологический метод исследования тела живого человека (унифицированная система измерений специальными инструментами) дает возможность антропологам собирать огромные массивы антропометрических данных по возрастно-половым и этнотерриториальным группам. На их основе рассчитываются стандарты одежды, обуви, мебели, предметов быта для целей легкой промышленности, а также эргономические стандарты для промышленного конструирования, например, для оптимальной организации рабочих мест с учетом размеров тела и т. д. [1, c. 6].

Практическое применение знаний по социальной антропологии имеет давнюю традицию. Первоначально эти знания использовались для оказания помощи в осуществлении управления народами колониальных стран. Антропологией накоплены знания о культурных особенностях, обычаях, традициях различных народов и навыки решения проблем, связанных с колониальным правлением. Антропологи работали на правительства Англии, Португалии, Испании, Голландии, Мексики, Франции и других стран. Свидетельством о возможности непосредственного практического использования антропологии был случай с Золотым Троном. В 1896 году и еще раз в двадцатом столетии Англия вела войну с ашанти, народом, проживающим на западном побережье Африки. Для колониальных властей причины этой войны оставались тайной. В 1921 году подобная вспышка была предотвращена, когда антрополог указал на огромное символическое значение для ашанти Золотого Трона, казавшегося англичанам просто креслом для короля. Вскоре после этого курс антропологии стал обязательным для отправляющихся на работу в колонии. В 1933 году антропологи начали получать приглашение на работу в американской государственной Комиссии по делам индейцев. Мексика и другие латиноамериканские страны также быстро осознали вклад, который способна сделать антропология в создании письменности у коренного индейского населения, и помощь, которую она способна предложить в адаптации туземных культур к условиям современного мира. Антропологи стали работать в Службе сохранения почвы и Бюро сельскохозяйственной экономики при Министерстве сельского хозяйства.

В этих первых начинаниях задача антрополога сводилась к устранению неприятностей. К его помощи прибегали, когда убийства или рост агрессии создавали непосредственные проблемы. Бедствующее индейское племя бессмысленно разрушало каждый дом, в котором произошла смерть. Антрополог предположил, что их религиозная культура предусматривает апотропетические действия, аналогичные окуриванию, для устранения угроз от сверхъестественных сил. Когда власти произвели окуривание, случаи разрушения домов и уничтожения имущества мертвецов прекратились. В Папуа антропологи применили принцип культурной подмены, предоставив для ритуала плодородия свиное тело вместо человеческого, а также футбольный мяч вместо дротика для прекращения внутриплеменной вражды.

Во время второй мировой войны антропологическое знание применялось для преодоления сложностей, возникавших с иностранными рабочими, получением продовольствия в этнических регионах, а также в обеспечении эффективности национального сотрудничества в рамках антифашистского союза. Многие антропологи принимали участие в обучении четырех тысяч армейских и двух тысяч морских офицеров для военного управления на оккупированных территориях. Важную роль сыграли антропологи в издании серии брошюр для вооруженных сил, которые содержали широкий диапазон информации – от австралийского сленга до правил корректного обращения с женщинами в мусульманских странах. Они помогали убеждать сдаться окруженных японцев, итальянцев и немцев и содействовали сопротивлению в странах, оккупированных фашистами.

Известно, что американские генералы и адмиралы больше всего сомневались в возможности добровольной сдачи в плен фанатичных японцев, способных до последнего сражаться в безнадежных условиях, а затем подорвать себя ручной гранатой, и необходимости рисковать жизнями своих солдат. Военные исходили из того, что все люди одинаково воспринимают одну и ту же ситуацию, но эта точка зрения оказалась недостаточной. Американец, попавший в плен, все еще чувствовал себя американцем, ожидая, что после войны вновь займет нормальное место в своем обществе. Пленный же японец, напротив, считал себя социально мертвым. Он смотрел на свои отношения с семьей, друзьями, страной, как на законченные. Но, будучи физически живым, он хотел стать членов нового общества. К изумлению захвативших их в плен американцев, многие японцы желали вступить в американскую армию и были, в свою очередь, крайне удивлены, когда им было сказано, что это невозможно. Они с готовностью писали пропагандистские тексты, через громкоговорители убеждали сдаться собственные войска, давали подробную информацию о расположении артиллерийских подразделений и о фронтовой ситуации в целом. В последние шесть месяцев войны некоторые пленные японцы не более чем через сорок восемь часов с момента их захвата, летали на американских самолетах, ведя наблюдение за японскими позициями. Некоторым даже было разрешено возвращаться на японскую территорию, откуда они приносили нужную информацию. С точки зрения американцев все это было фантастикой. Поведение японцев до и после пленения казалось совершенно несовместимым. Однако эта несовместимость имеет под собой культурную основу. Иудео-христианская традиция склонна к абсолютизированию морали: ее законы должны соблюдаться при любых условиях, по крайней мере, теоретически. Для антропологов же, изучавших японскую литературу, было очевидно, что японская мораль зависит от обстоятельств. Пока некто находится в ситуации А, он придерживается правил игры с усердием, которое американцы называют фанатизмом. Но как только некто попадает в ситуацию В, правила для ситуации А становятся недействительными. Большинство американских политиков были введены в заблуждение культурным стереотипом японцев, так как интерпретировали последний, используя образы и мотивацию, присущие им самим. Антрополог понадобился для того, чтобы сделать перевод с языка другой культуры [8, с. 209]

В настоящее время существует проблема социального транзита доиндустриальных обществ. Например, Йемен в исторически короткие сроки переходит из тринадцатого века в двадцать первый. Если изменения проводятся слишком быстро, или же не обеспечивается должная мотивация, перемены могут оказаться до такой степени деструктивными, что целые группы превратятся в неиссякаемый источник правонарушений и преступности. Известны случаи, когда народности, проживающие на островах Тихого океана, совершенно теряют вкус к жизни и совершают племенное самоубийство.

Антропологов часто упрекают в том, что антропологические знания могут быть использованы для манипуляции людьми. В этом есть доля истины, так как любые знания могут быть использованы не только во благо человеку. Однако многие антропологи цель своей деятельности видят в другом и готовы подписаться под утверждением Джона Эмбри: «Если медик считает своей главной задачей предотвращение болезни и спасение жизни, то прикладной антрополог должен стремиться остановить трения и насилие в человеческих отношениях, сохранить права и достоинство управляемых групп, ему следует спасать жизни…, помогать в установлении мирных, основанных на взаимоуважении, отношений между народами и культурами» [8, с. 227].

Сегодня антропологи работают в самых разных сферах профессиональной деятельности: исследователями, преподавателями, консультантами в банковском деле, маркетинге, рекламе, здравоохранении, менеджменте, службах миграции и занятости и т. д.

В рамках прикладной антропологии выделились в самостоятельные направления две дисциплины: культурная экология и палеоэкология. Обе дисциплины изучают влияние производственной деятельности человека на окружающую среду. При этом палеоэкология рассматривает древнюю, а культурная экология – современную эпоху.

В последнее время стали активно развиваться такие новые области антропологических исследований, как экологическая антропология, инвайроментальная антропология и антропология действия.

Экологическая антропология занимается проблемой эволюции традиционной медицины, использующей дикорастущие травы в качестве средства лечения человека. Учёных интересуют способы отбора, классификации и определения свойств целебных трав, которые применяли примитивные племена и древнейшие цивилизации. Сравнение тибетской медицины с традиционной медициной кельтов или майя, а также установление связи между видами растений и религиозными культами позволяет учёным получить ценную информацию о социокультурном развитии общества. Для сбора необходимых сведений у аборигенов учёные поднимаются высоко в горы. Антропологи работают также в качестве менеджеров, консультантов и гидов, сопровождая образованных европейцев и американцев – любителей экологического и археологического туризма.

Инвайроментальная антропология является сравнительно молодой отраслью прикладной антропологии, главная цель которой заключается в оказании практической помощи правительству и частным компаниям в деле охраны окружающей среды и формирования соответствующей политики. Используя различные теории из области инвайроменталистики и антропологии, эта дисциплина пытается разработать равновесную модель взаимодействия сообщества с окружающей средой, которая предполагает: а) поступательное развитие первого и б) сохранение второй.

Антропология действия стала развиваться с середины XX в. в рамках культурной антропологии США в качестве прикладного направления. Антропология действия означает любое использование этнографического знания самой исследуемой этнокультурной общностью для практического улучшения своей жизни. Учёные только помогают людям, оснащая научными данными, а администрация оказывает финансовую помощь и поддержку в случае необходимости. Таким образом, сами реформы идут снизу, а не с верху, как в случае с административной антропологией [10, с. 59].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.01 с.)