Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.
а) Основателем эмпирического (опытного) направления в английский философ и политический деятель (в 1620 -1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля). б) Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона - эмпиризм (т.е. в основе познания лежит исключительно опыт): - чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию; - истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью; - главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. Nb: В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание -сила». 3) Индукция как главный метод эмпирического познания. а) Методологическая инновация Бэкона - главным б) Определение: индукция - это обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством Nb: Метод индукции Бэконпротивопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов. в) Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта - в расширении возможностей, интенсификации процесса г) Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный д) Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания. 4) Три "Пути познания" Бэкона. а) Это: "путь паука"; "путь муравья"; "путь пчелы". - "Путь паука" - получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты
- "Путь муравья" - такой способ получения знаний, корда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод - "Путь пчелы", по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути Вывод: лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. 5) Препятствия на пути познания ("призраки"). а) Фрэнсис Бэкон выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности: призраки рода; призраки пещеры; призраки рынка; призраки театра. 6) Призраки рода и призраки пещеры - врожденные - В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом - то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает
- Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о Nb: В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения «пещера») отражается в конечном результате познания. в) Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения. - Призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений. Призраки театра - влияние на процесс познания существующей философии. Nb: Зачастую при познании старая философия мешает проявлять 6) Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона. а) Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации - свойства человеческого ума - память; - памяти соответствуют исторические науки; - воображению - поэзия; - рассудку - философия, что составляет основу всех наук. Nb: Философию Бэкон определяет как науку о Боге, природе, человеке. б) Каждый из трех предметов философии человек познает - природу - непосредственно с помощью чувственного - Бога - через природу; - себя - через рефлексию (то есть обращенность мысли на в) В результате философия Ф. Бэкона: - оказала огромное влияние на философию Нового времени, английскую философию, философию последующих эпох: было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии; - гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы; - определена новая цель философии -помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма); - предпринята первая попытка классифицировать науки.; - дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом. 7) Философия Т. Гоббса. Учение о познании и государстве. "Левиафан". а) Томас Гоббс (1588 - 1679), ученик и продолжатель б) Основные постулаты: - решительно отвергал теологическую схоластическую философию; - целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу; - в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; - критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом; - считал важнейшей философской проблемой вопросы
- основной предмет философских интересов Гоббса - гносеология (учение о познании) и проблема государства (считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию). в) Чувственное восприятие - это получение органами чувств - сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.); - метки - различные знаки, придуманные человеком для общения; - естественные знаки - «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т, д.); - произвольные коммуникативные знаки -слова - знаки к роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.); - знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия). Nb: В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции. г) Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в д) Философ стал автором всемирно известной книги - человек обладает изначально злой природой; - движущей силой действий человека являются личная - право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и - в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»; - для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство; - чтобы эффективно выполнять свои очень трудные - государство - непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище "Левиафан", которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания
8) Философия Дж. Локка. Таbиlа rаsа. Разделение властей. а) Джон Локк (1632 - 1704) развил многие философские идеи б) Можно выделить следующие основные положения - мир материалистичен; - в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»); - сознание - пустое помещение (еmрtу саЬinеt), которое в всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт - tаЬи1а гаsа); - источником опыта выступает внешний мир; - цель философии - помочь человеку добиваться успеха в - идеал человека - спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свoй уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; - идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга. Вопрос III. Немецкая философия Нового времени. 1) Лейбниц - завершитель философских традиций Нового времени, предшественник немецкой классической философии. а) Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый- математик, юрист, философ - считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии. б) Лейбниц принадлежал к философскому направлению - субстанции; - познания. 2) Теория о множественности субстанций -Монадология а) Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве: - Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на высшую - - Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи - проявления субстанции) на два класса б) В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
- весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу; - данные субстанции называются монадами (в переводе с - монада проста, неделима, не имеет протяжения, не - монада обладает четырьмя качествами: стремлением, - по своей сути монада - это деятельность, единое, - в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по-мнению Лейбница: «не имеют окоп, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»). в) Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса: - «голые монады» - лежат в основе неорганической - монады животных - обладают ощущениями, но - монады человека (души) - обладают сознанием, - высшая монада - Бог. Nb: Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы,
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.048 с.) |