Вопрос II. Индийская философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос II. Индийская философия



5) Общее понятие и характерные черты древнеиндийской философии.

а) Периодизация древнеиндийской философии. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат

различные источники философски мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии сданными источников в древнеuндийской философии выделяются три основных этапа:

XV-VI вв. до и. э. - ведический период; VI -11 вв. до н, э. - эпический
период; П в. до н.э. - VII в. н. э. - эпоха сутр.

- Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты,
которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из
Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

- Веды, как правило, включали в себя: «священное писание»,
религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»),
сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при
отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников
(«араньяки»); философские комментарии к Ведам («упанишады»).
До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа; Самаведа;
Яджурведа; Атхарваведа. Наибольший интерес
у
исследователей древнеиндийской философии вызывают
заключительные части Вед - Упанишады (дсгсловно с
санскрита - «сидение у ног учителя»), в которых дается
философская трактовка содержания Вед.

- Наиболее известными источниками философии Древней
Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н.э.) являются
две поэмы - эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых
затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

-буддизм;

-джайнизм;

- чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (11 в.
до н.э.
VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рас­
сматривающих отдельные проблемы (например, «кама-сутра» и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в
индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм. В
XVIII - XX вв. индийская философия обогатилась достижениями
европейской философской мысли (к частности, английской).

б) Онтология древнеиндийской философии.

- Онтология индийской философии (учение о бытии и
небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции,
цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие

ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до левого рождения Брахмы:

Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Ман-вантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса.

Цель эволюции, развития - достижение все более совершен­ного духа через постоянную смену материальных форм.

в) Гносеология древнеиндийской философии. Главная особенность древнеиндийской гносеологии (учения о познании) - это не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания,), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: «пракрита» - материальное сознание;

- «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой
возникли Вселенная и люди);

- «майя» - сознание сновидения, мираж,

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинною и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

и) Проблема Души в индийской философии. Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана;

манаса.

Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман

первоначален, неизменен, вечен.

Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас

постоянно эволюшюнизирует, достигает высоких ступеней

либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его

личного опыта, хода судьбы.

Nb: для индийской философии характернытакже учения о сансаре, ахимсе, мокше

И карме.

е) Общее понятие сансары, кармы, мокми и ахимсы. Сансара - учение о вечности и неуничтожимое души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы -провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.

Ахuмса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

6) Буддизм и его основные идеи

а) Общее понятие буддизма.

- Df: Буддизм - религиозно-философское учение, распростра­
нившееся в Индии (после V в. до н.э.), Китае, Юго-Восточной
Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

- Основатель учения Гаутама Будда (Сидхардха Ша-кьямуни)
(563 - 483 гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной
Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник
престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего «прозрел» (527
г. до н.э.) и передал свои духовные достижения людям.

- Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между
двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений,
праздности, лени, физического и морального разложения) и
«путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений,
страданий, физического и морального изнеможения).
«Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного
ограничения, созерцания, просветления,
самосовершенствования, конечной целью которого является
Нирвана - высшая благодать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.008 с.)