Значение деятельности софистов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение деятельности софистов.



Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

- критически взглянули на окружающую действительность;

- распространили большое количество философских и иных
знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии
именовались древнегреческими просветителями).

Философия Протагора.

Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека: вне человеческого сознания ничего не существует; нет ничего раз и навсегда данного; что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности; вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»); окружающий мир относителен; объективное (истинное) познание недостижимо; существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть ало для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

Философия Сократа.

а) Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ- педагог.

б) Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию
и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

в) Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не почитающий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.

г) Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

- способствовал распространению знаний, просвещению
граждан;

- искал ответы на извечные проблемы человечества - добра
и зла, любви, чести и т. д.;

- открыл метод майевтики, широко применяемый в
современном образовании;

- ввел диалогический метод нахождения истины путем ее
доказательства в свободном споре, а не декларирования, как
это делал ряд прежних философов;

- воспитал много учеников, продолжателей своего дела
(например, Платона);

- стоял у истоков целого ряда так называемых
«сократических школ».

Сократические школы».

а) Определение: «Сократические школы» - философские
учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые
его учениками.

б) К числу «сократических школ» относятся: Академия
Платона; школа киников; киренская школа; "лигарская школа;
элидо-эритрийская школа:

- Академия Платона - религиозно-философская школа,
созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью
исследование философских проблем, почитание богов и муз
и просуществовавшая до VI в. н. э. (около 1000 лет).

- Киники - философская школа, которая обосновывала идею
свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее
представители проверяли свои философские изыскания насебе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Сиполский (прозванный Платоном «Сократом, сошедшим с ума»).

- Киренская школа основана в IVв. до н.э. Аристиппом из
Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы
(киренаики): выступали против изучения природы; высшим
благом считали наслаждение; соответственно целью жизни
видели наслаждение, счастье воспринимали как
совокупность наслаждения, богатство - как средство для
достижения наслаждения.

- Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом
из Мегары в IV в. до н.э. Представители - Евбулид, Диодор
Крон. Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует. Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную
практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище «спорщики». Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), «Куча» и «Лысый», с помощью которых
пытались понять диалектику перехода количества в качество.

Примеры. Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?» Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он- становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.005 с.)