Вопрос 2. Структура и уровни научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Структура и уровни научного познания



а) В составе науки различают:

= науку переднего края;

= твердое ядро науки;

= историю науки.

6) Элементы структуры научного познания:

= фактический материал, взятый из эмпирического

опыта;

= результаты первоначального концептуального его

общения в понятиях и других абстракциях;

= основанные на фактах проблемы и научные предположения;

= вырастающие из них законы и теории;

= философские установки;

= социокультурные основания;

= методы и нормы научного познания;

= стиль мышления,

в) Идеалы и нормы научного познания.

— Нормы научного познания — совокупность определенных концептуальных установок, свойственных науке на определенном историческом этапе ее развития.

— Функцией норм и идеалов научного познания является
организация и регуляция процесса научного исследования и его оптимизация.

— Единство норм и идеалов научного познания выражает
понятие «стиль мышления».

— Научное познание есть развивающаяся система знаний, включающая два основных уровня: эмпирический и теоретический:

= эмпирический уровень характеризуется живым созерцанием, рациональным моментом и его формами на этом уровне объект проявляется со стороны внешних связей.

= теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и др. На этом уровне объект осваивается с помощью абстракций «высшего порядка». - Разграничение теоретического и эмпирического уровней

познания условно, так как эти уровни взаимосвязаны.

г) Проблемагипотезатеория,

Проблемаформа знания, изучающая непознанное
человеком, но необходимое для дальнейшего применения.

Проблема есть процесс включающий ее постановку и решение. Решение проблемы является моментом развития знания.

Гипотезаформа знания, включающая предположение, сформулированное на основе ряда фактов. Данная форма знания нуждается в доказательстве.

Гипотеза характеризуется вероятностными знаниями.

Теорияформа научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Всякая теоретическая система должна отвечать двум основным требованиям: непротиворечивости и фальцифицируемости опровержимости.

Любая теория должна соответствовать реальным фактам; следствия теории должны удовлетворять требованиям практики.

Различают основные элементы теории:

= исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы;

= идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов;

= логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменение знания;

= совокупность законов и утверждений, выведенных, из положений данной теории.

Вопрос 3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

а) Синтетическая функция — объединение отдельных, достоверных знаний в единую, целостную систему.

б) Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей данного явления.

в) Методологическая функция — на основании теории создаются многообразные способы исследовательской деятельности.

Предсказателышя функция — предвидение.

Практическая функция характеризуется стремлением к воплощению в практику.

Вопрос 4. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Общая характеристика.

Метод — способ социальной деятельности в любой ее форме.

Значение методологии:

система определенных способов, приемов и операций;
= учение об этой системе, теория метода.

- Метод есть совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действий.

Каждый метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой.

- Теория отражает действительность и трансформируется в метод посредством определенных правил и приемов.

2. Многоуровневая концепция методологического знания.

а) Философские методы: диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, феноменальный, герменевтический и др.

Диалектика — учение о наиболее общих законах раз

вития природы.б) Три основные формы диалектики:

— античная,

— немецкая идеалистическая,
- материалистическая.

в) Категории диалектики — понятия, отражающие наиболее
общие и существенные свойства, стороны и отношения
реальной действительности и познания.

г) Вторым методом является метафизический.

Основные значения «метафизики»:

= философия как наука о всеобщем; основа — учение Аристотеля «о первых родах сущего»;

= онтология - учение о бытии как таковом;

= философский способ познания и действия.

Характерной чертой метафизики является односторонность, абсолютизация одной стороны живого процесса познания.

Исторический формы метафизики:

= старая метафизика (философская наука ХVП-ХIХ вв.);

= новая метафизика не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Виды метафизики:

= идеализм,

= сенсуализм,

= рационализм,

= эмпиризм и т.д.

б) Общенаучные подходы и методы исследования получи­ли развитие в XX в. Они являются промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

в) Частно-научные методы — совокупность способов, принципов познания, применяемых в той или иной отрясли науки, соответствующей данной основной форме движения материи.

г) Дисциплинарные методы — системы приемов, применяемыхв той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки.

д) Методы междисциплинарного исследования —совокупность ряда синтетических, интегральных способов, нацеленных на стыки научных дисциплин.

е) Научные методы теоретического исследования:

Формализация — отображение содержательного знания в знаковом формализме, созданном для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания.

Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы.

Гипотетико-дедуктивный метод — способ теоретического исследования, заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез,

ж) Общечеловеческие методы и приемы исследований;

анализ — реальное или мысленное разделение объекта на составные часть и их объединение в единое целое;

абстрагирование — процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с выделением интересующих исследователя свойств;

идеализация — мысленный процесс образования абстрактных объектов;

индукция — движение мысли от единичного к общему;

дедукция — движение мысли от общего к единичному;

аналогия установление общего сходства в некоторых свойствах нетождественных объектов;

моделирование метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте;

системный подход — совокупность общенаучных, методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Вопрос 5. НАУКА И ОБЩЕСТВО

Возрастание роли знания в жизни общества сопровождается усилением знания наук, анализирующих знание и методы исследования. К этим наукам относятся теория познания, методология, социология науки.

Наука развивается по собственным закономерностям, включающим преемственность, чередование спокойных и переломных периодов развития, сочетание процессов дифференциации и интеграции, расширение процессов компьютеризации, усиление ее роли в жизнедеятельности общества.

Для представителей русской религиозной философии был характерен широкий диапазон оценок возможностей науки. Основоположником этой философии был В. Соловьев. Он говорил, что наука является важнейшим элементом цельного знания. Она составляет синтез с теологией и философией.

Н,А, Бердяев писал, что наука является одним из питающих источников философии, но философия не должна быть «служанкой» у науки. Он критиковал процесс механического переноса методов математики и
естествознания в социальные науки.

Л.Шестов говорил, что опыт шире, чем научный опыт, и наряду с научными существуют и ненаучные способы отыскания истины, которые не ограничиваются современными методологиями.

Методолог П.Фейерабенд развил идеи Н.Бердяева и Л.Шестова о роли науки в обществе. Он считал, что значение и роль разума не следует слишком преувеличивать и нужно уравнять науку с религией и
другими духовными направлениями.

Критике разума уделяет большое внимание современное общественно-философское течение - постмодернизм. Оно ставит под сомнение науку как особый способ познания и как ядро всей культуры. Оно
обвиняет науку в объективизме, редукционизме, в отрыве
субъекта познания от объекта.

В связи с возрастанием роли научного познания в современном мире возникло два противоположных направления: сциентизм и антисциентизм. Для сциентизма характерно возвышение роли науки в мире. Его представители рекомендуют внедрять науку в качестве эталона социальной ценности.

Для антисциентизма характерна философско-
мировоззретеская позиция.
Сторонники данной позиции резко критикуют науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс.

Нужно отметить, что одна и другая позиции содержат рациональные зерна. И объединив эти рациональные моменты, можно определить более точное место и роль науки в мире.

Углубление взаимодействия науки, техники и производства является характерной чертой современного общественного развития:

= наука обгоняет развитие техники и становится ведущейсилой прогресса;

= отмечается всестороннее развитие науки и проникновение ее во все сферы общественной жизни;

= наука в большей степени ориентируется на человека, на развитие его интеллекта, творческих способностей.

— Рост интереса к социальным, человеческим аспектам привел к возникновению новой дисциплины – этики науки, занимающейся изучением соответствия научных теорий красоте и гармонии.

Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели структурно-фущионалъную систему научного познания.

 

 

РАЗДЕЛ V

ЛОГИКА

ЛЕКЦИЯ 25

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЛОГИКИ

План:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.028 с.)