Вопрос II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения



1) Общие замечания:

а) В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято
выделять следующие основные направления:
гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское;
реформационное; политическое; социалистически -
утопическое.

б) Последние три течения принято объединять под общим
названием «социально-политические направления».
Предметом их исследования являлись проблемы общества,
государства и Церкви. Более подробно они описаны в
вопросе «Социально-политическая философия эпохи
Возрождения».

2) Гуманизм.

а) Исторические рамки и черты:

- Гуманизм как философское (антропоцентрическое)
направление получил распространение в Европе в XIV -
середине XV вв. Его центром была Италия;

- к основным чертам гуманизма относились:
антицерковная и антисхоластическая направленность;

- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать
самоценность человека;

б) опредление: антропоцентризм - особое внимание к
человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
жизнеутверждающий характер и оптимизм.

в) сущность: По своему жанру гуманистическая философия
сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в
художественной форме. Наиболее известные философы-
гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде
всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Ло-
ренцо Балла.

г) предстваители:

Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте: воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; восхваляет человека; отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания; признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.

Д.).

- Франческо Петрарка (1304 - 1374) -автор «Книги
песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи: человеческая жизнь дается
один раз и уникальна; человек должен жить не для Бога, а для самого себя; человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно; человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в
соответствии с этим; человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в
памяти людей; человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

- Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата «О
наслаждении как.об истинном благе»: ниспровергал церковные авторитеты; критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность; в центр мироздания ставил человека; верил в возможности
человека и его разум; отвергал аскетизм и самоотрешение; призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; был сторонником равенства мужчины и женщины; высшим благом считал
наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов, человека.

3) Неоплатонизм.

а) определение: Неоплатонизм - идеалистическое направление
в философии, которое ставило своей целью строгую
систематизацию учения Платона, устранение из него
противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета
неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

б) теоретические идеи неоплатонизма:

- противопоставляли сложившейся и чрезмерно
систематизированной схоластической философии новую

. философскую систему, основанную на идеях Платона;

- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась
роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

- не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

- призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

в) представители неоплатонизма:

- Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494) -
попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы: возвысить человека и
отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); признать за человеком полную свободу выбора; объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем
их согласования.

Николай Кузанский (1401 - 1464) был
священнослужителем, богословом, однако: придерживался новаторских для своего времени философских взглядов: дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой: не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же); «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности); а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совладают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); едины идея и материя; реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность; Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; Вселенная - это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире); бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.); бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания; невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, по не истинному знанию («ученому незнанию»- термин Николая Кузанского).

Nb:Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и
богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению
окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

Натурфилософия.

а) Исторические рамки и основные идеи: В период Позднего
Возрождения (XVI - XVII вв.) в Европе (особенно Италии)
получили распространение натурфилософские идеи:

- обосновывание материалистического взгляда на мир;
стремление отделить философию от теологии;

- формирование научного мировоззрения, свободного от
теологии;

- выдвижение новой картины мира (в которой Бог,
Природа и Космос едины, а Земля не является центром
Вселенной);

- считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря
чувственному познанию и разуму (а не Божественному
откровению),

б) Наиболее яркими представителями натурфилософии
эпохи Возрождения являлись Андресас Везалий, Леонардо
да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео
Галилей.

- Андреас Везалий (1514 - 1564) совершил революцию в
философии и медицине: материалистически
объяснил
происхождение мира, в центре которого ставил человека;
опроверг взгляды, более тысячи лет господствовавшие
в медицине со времен Галена (130 - 200) - древнеримского
врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных (Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени
книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Пшеном.

Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Джордано Бруно (1548 - 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; число миров во Вселенной бесконечно; все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей (1564 -1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: изобрел телескоп и исследовал небесные тела; доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - «моря») на Луне; открыл спутники вокруг других планет; исследовал динамику падения тел; доказал множественность миров во Вселенной; выдвинул методы научного исследования (наблюдение, выдвижение гипотезы, расчеты ее воплощения на практике, экспериментальная (опытная) проверка на практике выдвинутой гипотезы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.012 с.)