Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тренинг в сентябре — октябре⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Мое сегодняшнее имя. Дети пишут на карточках свое имя, под которым они хотят участвовать в тренинге. Это имя нужно отразить в почерке, размере и расположении букв; можно нарисовать какой-либо символ. Тарелка. Все участники в круге. Ведущий заранее готовит глубокую тарелку, наполненную до половины водой. Дети должны передавать тарелку друг другу, стараясь не расплескать воду. Пусть пересядут те, кто... Ведущий предлагает поменяться местами тем, кто обладает каким-то признаком, имеет что-либо, любит что-либо, например: «Пусть пересядут те, у кого светлые волосы». Теремок. Каждому ребенку присваивается роль из сказки. Нужно написать к ней описательные характеристики. Сказка «Теремок» проигрывается так, как есть. Затем роль остается та же, а характеристики другие (несоответствующие). Проиграть это, показывая личностные особенности каждого героя. Кисочки (котята). Дети стоят в круге на корточках. Руки должны соприкасаться с руками соседа большими и указательными пальцами. Начинает ведущий: «Ты любишь кисочек?» Отвечает сосед. Ведущий: «А есть из их мисочек?» Если кто-то засмеется, начинают сначала. Заключительная фраза: «У них в тарелках вискас». «Дракон ловит свой хвост». Все встают в цепочку, руки — на поясе впереди стоящего. Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост». «Голова» стремится поймать «хвост», расцепляться цепочке нельзя. Затем последний ребенок становится «головой». Упражнение продолжается, пока все дети не выполнять роли «головы» и «хвоста». Обзывалки. Дети стоят в круге. Ведущий объясняет игру: бросая мячик кому-то, ребенок должен назвать его овощем (фруктом). Когда все по разу бросят мячик, нужно начать сначала, но называть ребенка уменьшительно-ласкательно (огурец — огурчик). Послушай тишину. По первому сигналу ведущего (хлопок в ладоши) дети топают, кричат и шумят. По второму сигналу (два хлопка) они должны сесть на свои места и слушать тишину. Затем рассказать, что услышали. ТРЕНИНГ В НОЯБРЕ Европейский городок. Все дети стоят в круге. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем изображать группу туристов, которая приехала в маленький европейский городок и хочет поближе узнать местных жителей. Для этого нужно постараться соблюдать их обычаи: ровно в полдень все приходят на центральную площадь и, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способами: один удар — каждый трогает правой рукой левое ухо партнера; два удара — партнеры берут друг друга за плечи и слегка трясут, три удара — соприкасаются спинами. Давайте и мы тоже поприветствуем друг друга этими необычными способами. Каждый постарается поприветствовать каждого».
Одиночество. Каждому ученику предлагается вспомнить моменты, когда он чувствовал себя одиноким, брошенным. Члены группы в течение 2 минут соблюдают абсолютную тишину, как бы внутренне переживая этот момент. Ведущий просит их найти в нем что-то положительное. Мудрец. Ведущий предлагает: «Закройте глаза и представьте зеленый луг, на краю поляны стоит старый дуб. Под дубом сидит мудрый старец. Он может ответить на любой ваш вопрос. Вы подходите к нему и задаете вопрос, который вас волнует. Старец смотрит на вас и начинает отвечать. Прислушайтесь, постарайтесь уловить ответ. Вы мысленно благодарите старца. Смотрите на дуб. На кроне дерева с ветки свисает календарь. На нем указана дата. Запомните ее. Запомните поляну». Затем дети делятся своими представлениями. Прорвись в круг. Определяется, кто из детей больше всего чувствует себя невостребованным, отвергнутым. Остальные, взявшись за руки, встают в круг. Выбранный участник остается вне круга и пытается прорваться в него силой. Другие ему мешают. (Упражнение помогает соприкоснуться с чувством причастности, повысить сплоченность группы.) ТРЕНИНГ В ДЕКАБРЕ Снежки. Дети делятся на две команды и кидаются снежками из ваты друг в друга. Можно не делиться на команды. Да — Нет. Дети делятся на пары. Первый кричит «да», второй — «нет». Кто кого перекричит. «Оче-аче-есе-хрясь». Учитель делит детей на четыре группы. Первая хором говорит: «оче», вторая — «аче», третья _ «есе», четвертая — «хрясь». Все должны отработать дружное произношение, затем все четыре группы произносят это вместе. Должно получиться чихание. Рисование руками. На листах ведущий просит детей нарисовать любую картину без кисточек руками (пальцами).
ТРЕНИНГ В ЯНВАРЕ Я умею. Я знаю. Я хочу (для 2—2-х классов). Передавая мячик соседу, дети по очереди заканчивают предложение: «Я умею...», затем — «Я знаю...», «Я хочу...». Мы такие разные. Ведущий просит детей сложить лист пополам, оторвать верхний правый угол, повторить это 4 раза. Затем нужно раскрыть свои листочки и обсудить, чья снежинка кому понравилась. Затем все снежинки кладутся в круг, и дети с закрытыми глазами выбирают себе по одной. На них можно написать пожелания. Волшебный магазин друзей. Группа детей делится на две половины. Одни — образцы друзей в магазине, вторые — покупатели. Ведущий раздает образцам ярлыки, на которых написаны характеристики (как положительные, так и отрицательные). Задача покупателей выбрать друга по надписи на ярлыках. Затем каждый покупатель объясняет свой выбор. Сеанс релаксации «Активизация жизненных сил» (для 3 — 4-х классов). Ведущий говорит: «Начинаем сеанс релаксации. Вы слышите мой голос и стремитесь почувствовать все то, о чем я буду говорить. Внимание: глаза закрыты, веки теплые, гладкие, тяжелеют, лоб расслаблен, подбородок слегка опущен, мышцы лица как бы вытягиваются книзу, лицо спокойное, мягкое, расслабленное. Вы отдыхаете. Перед глазами спокойный темно-серый фон. Плечи провисают, локти опущены. Дыхание спокойное, ровное, свободное. Грудная клетка расслаблена. Лень пошевелиться. Все тело сонливое, вялое, отдыхает. Внимание на руки. Не хочется двигать руками, они тяжелеют. Приятная свинцовая тяжесть наполняет плечи. Тяжелеют предплечья, кисти рук. Руки мягкие, расслабленные. Все тело мягкое, сонливое, отдыхает. Внимание на лицо. Представьте перед глазами линию горизонта. Она уплывает вдаль, расплывается, исчезает, тает. Все тише, все темнее вокруг вас. Звуки удаляются, тают. Приятная сонливость мягко обволакивает голову. Перед глазами проплывают облака. Туман сгущается, сонливость нарастает. Продолжая слышать голос, погружаетесь в приятное сонливое состояние. Представьте, что вы находитесь в теплой ванне. Мысленно прибавьте теплой воды. Все тело разогревается, краснеет. Приятное тепло заструилось по рукам до кончиков пальцев. Тепло переливается в грудную клетку. Все тело окружено теплом, словно пуховым одеялом. Внимание на область живота. Живот становится мягким и теплым. Тепло переходит на ноги, устремляется до самых кончиков пальцев. Ноги теплые. Вы слышите мой голос и погружаетесь в особое приятное состояние. Представьте, что ваше сердце будто превращается в яркий красный тюльпан, который воплощает в себе всю вашу энергию. Поток вашей энергии устремлен вверх к солнцу, все выше и выше. В стремлении к вашей цели ничто вам не может помешать. Вы побеждаете все внутренние и внешние препятствия и испытываете радость от их преодоления. Смело идите к цели и добивайтесь своего. Ваше дыхание умеренное и ровное, вы полны огромных жизненных сил, вы как бы распрямляетесь и поднимаетесь. Вы чувствуете прилив сил и большую жажду деятельности. Невозможно жить серой и обыденной жизнью, когда внутри вас столько сил и энергии. Вы все можете и всего добьетесь. Запомните это ощущение и поверьте, что внутри вас существует источник энергии.
ТРЕНИНГ В ФЕВРАЛЕ «Кто "Я"?». Каждый ребенок на листе бумаги проставляет в столбик цифры от 1 до 10 и дает ответ на вопрос: «Кто Я?» (в 1-м классе можно нарисовать схематично). Учитываются любые характеристики, черты характера, эмоции, интересы. Фраза начинается: «Я —...». Готовый перечень ответов пристегивается к одежде, дети свободно ходят по залу, читают надписи. Затем происходит обсуждение. Кораблекрушение. Детям даются бланки с напечатанными (нарисованными) названиями предметов: зеркало, бочонок воды, коробка с питанием, плавательная подушка, топливо, коробка шоколада светонепроницаемый пластик, набор рыболовных снастей. Детей просят представить, что они попали в кораблекрушение, на спасательную шлюпку можно взять из восьми предметов лишь пять. Нужно пронумеровать их по степени важности. Затем все дети садятся в круг. Они должны выбрать общие для всей группы предметы, прийти к соглашению. Каждый вправе отстаивать свою точку зрения, критикуя чужую, обосновывая свою. После этого проводится обсуждение. ТРЕНИНГ В МАРТЕ Заброшенный магазин. Дети сидят с закрытыми глазами. Ведущий говорит: «Представьте себе, что мы идем по главной улице. Вокруг витрины, фонари. Сворачиваем на боковую улочку. Там стоит заброшенный магазин. Мы останавливаемся перед ним. Стекло грязное, пыльное, но сквозь него видно. Посмотрите внимательно внутрь магазина. Что там оставлено? Постарайтесь ощутить себя в роли этого предмета. Затем немедленно возвращайтесь назад по боковой улочке на главную. Откройте глаза». Далее каждый делится увиденным, отвечает на вопрос: Каково ему было быть оставленным предметом? Запоздавший покупатель. Продавец и покупатель. Дети делятся на пары и разыгрывают ситуации. Продавец только что закрыл магазин. Покупателю нужно срочно купить что-то. Они встречаются у двери магазина... На рынке. Задача продавца — продать игру по более высокой цене. Задача покупателя — купить ее по более низкой. ТРЕНИНГ 8 АПРЕЛЕ Клубочек (для 1—2-х классов). Детям раздаются нитки (яркая пряжа), из которых нужно смотать клубочки. Они должны быть аккуратными. Затем выбирают лучшие клубочки по разнымкритериям. Время выполнения от 5 до 7 минут. Расставь посты. Дети идут строем в шеренгу по одному. Есть командир. Ему дается задание расставить детей в определенной последовательности. Командир подает сигнал, последний ребенок должен остановиться.
Пожалуйста. Все стоят в круге и выполняют движение, которое показывает водящий. Но дети должны выполнять, только если он скажет «пожалуйста». Кто ошибается, выходит на середину и выполняет движение. Найди применение. Дети стоят в круге. Водящий показывает детям карандаш и просит назвать, как можно использовать его. Игра заканчивается, когда кто-то затрудняется ответить. Затем ведущий показывает коробочку, зубную щетку... Сеанс релаксации «Спокойствие» (для 3—4-х классов). Начинается упражнение с расслабления тела. Ведущий говорит: «Вы спокойны, почувствуйте, как приятный покой наполняет грудную клетку. Он разливается по всему телу. На душе легко и спокойно. Вы растворяетесь в тепле и покое. Вы учитесь владеть свой волей, настроением. Вы всегда спокойны, уравновешенны, уверены в себе. Постепенно спокойствие становится главной чертой вашего характера. С каждым днем улучшается настроение, самочувствие. С каждым разом состояние спокойствия появляется быстрее». ТРЕНИНГ В МАЕ Минута вседозволенности и минута тишины. Ведущий договаривается с детьми о том, что сейчас будет минута, когда все можно, и минута тишины. Ассоциации (сказочный герой). Выбирается один ребенок, который будет угадывать персонажа. Он выходит за дверь. Ведущий показывает детям табличку с именем героя. Заходит водящий и задает детям по очереди вопросы, ответы на которые помогут ему угадать героя. Искра в круге. Дети стоят в круге, держась за руки. Ведущий пожимает руку соседа слева или справа. Сосед должен передать это пожатие дальше как можно быстрее. Разбор проблемной ситуации. Ведущий предлагает детям какие-либо ситуации, заготовленные заранее, и спрашивает их о том, как бы они поступили. Можно спорить и высказывать свое мнение. На этом занятии проводится обсуждение тренингов, впечатлений детей. Подводятся итоги, обобщаются сформированные знания детей. Советы педагогу 1. Необходим строгий контроль за посещаемостью. 2. При проведении тренингов учитывайте психолого-педагогические особенности детей: подробно ставьте задачу, записывайте что-то на доске, не перегружайте де,тей информацией. 3. Предоставляйте детям свободно выражать свое мнение. Помещение, где проводятся тренинги, должно быть просторным, с умеренным освещением, иметь достаточно столов и стульев, матов на полу.
* * * Болезни лучшепредупреждать, чем потом лечить. Поэтому необходимо заниматься ежедневной профилактикой эмоциональных перегрузок детей. Лучшими средствами для этого являются: ежедневная интенсивная физическая зарядка на свежем воздухе длительностью не менее30 минут; ежедневные уроки физкультуры; систематический (2—3 раза в неделю) специальный тренинг, на котором дети обучаются самообладанию; регулярные прогулки на свежем воздухе под руководством педагога длительностью не менее часа; ежедневный общественно полезный труд; хоровое пение (не менее 3 раз в неделю) всех учеников младшей школы.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Вальс — бальный танец, соответствующий музыкальному размеру 3/4, реже 3/8 и 6/8. Динамика — различные степени силы звучания в музыке, громкости; различают: р — пиано (тихо), f — форте (громко) и их градации. Живопись жанровая — жанр художественного творчества, объединяющий изображения различных бытовых сцен. Интонация — совокупность элементов устной речи — мелодики, ритма, темпа, тембра, экспрессивной и эмоциональной окрашенности; в стихотворной речи — повышение голоса и его понижение в зависимости от развития поэтического периода; в музыке — высотная организация музыкальных звуков. Колорит — система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Кульминация — логическая и эмоциональная вершина развития литературного и музыкального произведений, театрального спектакля, кинофильма. Лад — система взаимосвязей музыкальных звуков, обусловленная тяготением неустойчивых ступеней в устойчивые. Мажор — музыкальный лад, отличающийся построением: тон — тон, полутон, тон — тон — тон, полутон. Произведения, написанные в мажоре, имеют, как правило, светлый жизнерадостный характер. Март — музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное движение большого количества людей. Мимика — выразительное движение мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Минор — музыкальный лад, отличающийся построением: тон, полутон, тон — тон, полутон, тон — тон. Натюрморт — жанр живописи, в основе которого лежит изображение предметов, цветов, неживой природы. Орнамент геометрический — орнаментальное построение, в основе которого лежит использование строгих геометрических фигур в определенной последовательности. Орнамент природный — орнаментальное построение, в основе которого лежит использование стилизованных изображений человека, животных, растений. Останито — повторяемая ритмическая единица, используемая для музыкального сопровождения. Пейзаж — жанр живописи, в основе которого лежит изображение природы. Пентатоника — звуковая система, содержащая пять звуков в октаве, звукоряд — бесполутоновый, распространен у многих народов. Персонаж — действующее лицо сюжетного повествования. Перспектива — система изображения предметов на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком. Песня — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно куплетное. Планы живописные — пространственное соотношение - изображенной на картине действительности, дающее представление о глубине изображаемого, перспективе. Поза — статическое положение тела, выражающее определенное состояние и настроение. Портрет — жанр живописи, в основе которого лежит изображение человека. Проза — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки. Рассказ — малая форма эпической прозы, характеризующаяся законченным сюжетом. Ритм — деление музыкальных длительностей на равные части, временная организация музыкальных звуков и сочетаний. Роль — образ, создаваемый актером, по драматургической версии и включающий произнесение текста. Светотень — соотношение в произведении живописи освещенных и затененных деталей, дающих представление об объемной характеристике предмета. Сказка — один из основных жанров фольклора, преимущественно эпический, волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Стих — художественная речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые; каждый из таких отрезков обычно выделяется в отдельную так называемую поэтическую строку. Стихотворение — написанное стихами литературное произведение небольшого объема. Тембр — окраска звука, позволяющая различать звуки одинаковой высоты, исполняемые различными инструментами, в том числе и голосом. Темп — скорость следования метрических счетных единиц. Основные темпы (в порядке возрастания): ларго, ленто, адажио, анданте, модерато, аллегро, виво, престо. Тона теплые — градации красного, оранжевого, желтого цветов. Тона холодные — градации синего, зеленого, фиолетового, белого, черного цветов. Фраза — логически законченная единица музыкальной, речевой, поэтической формы. Фон — задний пространственный план картины. Цвета чистые — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета светового спектра. Их сочетание и комбинация дают смешанные цвета, Язык жестов — система жестов и телодвижений, используемая наряду со звучащей речью для усиления ее смысла или взамен ее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Александровский ЮЛ. Глазами психиатра. М, 1999. ВенгерА.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000. Демьянов Ю.Т. Диагностика психических нарушений. Практикум. М., 2004. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. М., 2002. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Пси-хокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб., 2002. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001. Основы эстетического воспитания. М., 1996. Пасечник Л.В. Основы коррекционной педагогики. Курс лекций. Ниж. Новгород, 2003. Ч. I—II. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002. Полунина В. Искусство и дети. М., 1982. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. Рыбникова М.А. Очерки по методике выразительного чтения. М, 1996. Сиротюк А.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2005. Шмидт В. Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. М,, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ От автора..............................................................................3 Глава 1. Что такое депрессия?...........................................5 Клинические проявления..............................................5 Психологический климат как фактор психоэмоционального состояния ребенка и развития его личности................................................8 Что такое школьная дезадаптация?............................ 14
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.077 с.) |