Тренинг в сентябре — октябре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг в сентябре — октябре



Мое сегодняшнее имя. Дети пишут на карточках свое имя, под которым они хотят участвовать в тренинге. Это имя нужно отразить в почерке, размере и расположении букв; можно нарисовать какой-либо символ.

Тарелка. Все участники в круге. Ведущий заранее гото­вит глубокую тарелку, наполненную до половины водой. Дети должны передавать тарелку друг другу, стараясь не расплескать воду.

Пусть пересядут те, кто... Ведущий предлагает поме­няться местами тем, кто обладает каким-то признаком, имеет что-либо, любит что-либо, например: «Пусть пересядут те, у кого светлые волосы».

Теремок. Каждому ребенку присваивается роль из сказ­ки. Нужно написать к ней описательные характеристики. Сказка «Теремок» проигрывается так, как есть. Затем роль остается та же, а характеристики другие (несоответствую­щие). Проиграть это, показывая личностные особенности каждого героя.

Кисочки (котята). Дети стоят в круге на корточках. Руки должны соприкасаться с руками соседа большими и ука­зательными пальцами. Начинает ведущий: «Ты любишь кисочек?» Отвечает сосед. Ведущий: «А есть из их мисо­чек?» Если кто-то засмеется, начинают сначала. Заключи­тельная фраза: «У них в тарелках вискас».

«Дракон ловит свой хвост». Все встают в цепочку, руки — на поясе впереди стоящего. Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост». «Голова» стремится пой­мать «хвост», расцепляться цепочке нельзя. Затем послед­ний ребенок становится «головой». Упражнение продол­жается, пока все дети не выполнять роли «головы» и «хво­ста».

Обзывалки. Дети стоят в круге. Ведущий объясняет игру: бросая мячик кому-то, ребенок должен назвать его ово­щем (фруктом). Когда все по разу бросят мячик, нужно начать сначала, но называть ребенка уменьшительно-лас­кательно (огурец — огурчик).

Послушай тишину. По первому сигналу ведущего (хло­пок в ладоши) дети топают, кричат и шумят. По второму сигналу (два хлопка) они должны сесть на свои места и слушать тишину. Затем рассказать, что услышали.

ТРЕНИНГ В НОЯБРЕ

Европейский городок. Все дети стоят в круге. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем изображать группу туристов, которая приехала в маленький европейский городок и хо­чет поближе узнать местных жителей. Для этого нужно по­стараться соблюдать их обычаи: ровно в полдень все при­ходят на центральную площадь и, услышав удары колоко­ла, приветствуют друг друга разными способами: один удар — каждый трогает правой рукой левое ухо партнера; два удара — партнеры берут друг друга за плечи и слегка трясут, три удара — соприкасаются спинами. Давайте и мы тоже поприветствуем друг друга этими необычными спо­собами. Каждый постарается поприветствовать каждого».

Одиночество. Каждому ученику предлагается вспомнить моменты, когда он чувствовал себя одиноким, брошенным. Члены группы в течение 2 минут соблюдают абсолютную тишину, как бы внутренне переживая этот момент. Веду­щий просит их найти в нем что-то положительное.

Мудрец. Ведущий предлагает: «Закройте глаза и пред­ставьте зеленый луг, на краю поляны стоит старый дуб. Под дубом сидит мудрый старец. Он может ответить на любой ваш вопрос. Вы подходите к нему и задаете вопрос, кото­рый вас волнует. Старец смотрит на вас и начинает отве­чать. Прислушайтесь, постарайтесь уловить ответ. Вы мыс­ленно благодарите старца. Смотрите на дуб. На кроне дере­ва с ветки свисает календарь. На нем указана дата. Запомните ее. Запомните поляну». Затем дети делятся своими пред­ставлениями.

Прорвись в круг. Определяется, кто из детей больше всего чувствует себя невостребованным, отвергнутым. Ос­тальные, взявшись за руки, встают в круг. Выбранный уча­стник остается вне круга и пытается прорваться в него силой. Другие ему мешают. (Упражнение помогает сопри­коснуться с чувством причастности, повысить сплочен­ность группы.)

ТРЕНИНГ В ДЕКАБРЕ

Снежки. Дети делятся на две команды и кидаются снеж­ками из ваты друг в друга. Можно не делиться на команды.

Да — Нет. Дети делятся на пары. Первый кричит «да», второй — «нет». Кто кого перекричит.

«Оче-аче-есе-хрясь». Учитель делит детей на четыре группы. Первая хором говорит: «оче», вторая — «аче», тре­тья _ «есе», четвертая — «хрясь». Все должны отработать дружное произношение, затем все четыре группы произ­носят это вместе. Должно получиться чихание.

Рисование руками. На листах ведущий просит детей нарисовать любую картину без кисточек руками (паль­цами).

ТРЕНИНГ В ЯНВАРЕ

Я умею. Я знаю. Я хочу (для 2—2-х классов). Передавая мячик соседу, дети по очереди заканчивают предложение: «Я умею...», затем — «Я знаю...», «Я хочу...».

Мы такие разные. Ведущий просит детей сложить лист пополам, оторвать верхний правый угол, повторить это 4 раза. Затем нужно раскрыть свои листочки и обсудить, чья сне­жинка кому понравилась. Затем все снежинки кладутся в круг, и дети с закрытыми глазами выбирают себе по одной. На них можно написать пожелания.

Волшебный магазин друзей. Группа детей делится на две половины. Одни — образцы друзей в магазине, вторые — покупатели. Ведущий раздает образцам ярлыки, на которых написаны характеристики (как положительные, так и отрицательные). Задача покупателей выбрать друга по над­писи на ярлыках. Затем каждый покупатель объясняет свой выбор.

Сеанс релаксации «Активизация жизненных сил» (для 3 — 4-х классов). Ведущий говорит: «Начинаем сеанс ре­лаксации. Вы слышите мой голос и стремитесь почувство­вать все то, о чем я буду говорить. Внимание: глаза закры­ты, веки теплые, гладкие, тяжелеют, лоб расслаблен, подбо­родок слегка опущен, мышцы лица как бы вытягиваются книзу, лицо спокойное, мягкое, расслабленное. Вы отды­хаете. Перед глазами спокойный темно-серый фон. Плечи провисают, локти опущены. Дыхание спокойное, ровное, свободное. Грудная клетка расслаблена. Лень пошевелиться. Все тело сонливое, вялое, отдыхает. Внимание на руки. Не хочется двигать руками, они тяжелеют. Приятная свинцо­вая тяжесть наполняет плечи. Тяжелеют предплечья, кис­ти рук. Руки мягкие, расслабленные. Все тело мягкое, сон­ливое, отдыхает. Внимание на лицо. Представьте перед глазами линию горизонта. Она уплывает вдаль, расплыва­ется, исчезает, тает. Все тише, все темнее вокруг вас. Звуки удаляются, тают. Приятная сонливость мягко обволакива­ет голову. Перед глазами проплывают облака. Туман сгу­щается, сонливость нарастает. Продолжая слышать голос, погружаетесь в приятное сонливое состояние. Представь­те, что вы находитесь в теплой ванне. Мысленно прибавь­те теплой воды. Все тело разогревается, краснеет. Прият­ное тепло заструилось по рукам до кончиков пальцев. Тепло переливается в грудную клетку. Все тело окружено теплом, словно пуховым одеялом. Внимание на область живота. Живот становится мягким и теплым. Тепло пере­ходит на ноги, устремляется до самых кончиков пальцев. Ноги теплые. Вы слышите мой голос и погружаетесь в особое приятное состояние.

Представьте, что ваше сердце будто превращается в яр­кий красный тюльпан, который воплощает в себе всю вашу энергию. Поток вашей энергии устремлен вверх к солнцу, все выше и выше. В стремлении к вашей цели ничто вам не может помешать. Вы побеждаете все внутренние и вне­шние препятствия и испытываете радость от их преодоле­ния. Смело идите к цели и добивайтесь своего. Ваше дыха­ние умеренное и ровное, вы полны огромных жизненных сил, вы как бы распрямляетесь и поднимаетесь. Вы чувствуете прилив сил и большую жажду деятельности. Не­возможно жить серой и обыденной жизнью, когда внутри вас столько сил и энергии. Вы все можете и всего добье­тесь. Запомните это ощущение и поверьте, что внутри вас существует источник энергии.

ТРЕНИНГ В ФЕВРАЛЕ

«Кто "Я"?». Каждый ребенок на листе бумаги простав­ляет в столбик цифры от 1 до 10 и дает ответ на вопрос: «Кто Я?» (в 1-м классе можно нарисовать схематично). Учи­тываются любые характеристики, черты характера, эмоции, интересы. Фраза начинается: «Я —...». Готовый перечень ответов пристегивается к одежде, дети свободно ходят по залу, читают надписи. Затем происходит обсуждение.

Кораблекрушение. Детям даются бланки с напечатан­ными (нарисованными) названиями предметов: зеркало, бочонок воды, коробка с питанием, плавательная подушка, топливо, коробка шоколада светонепроницаемый пластик, набор рыболовных снастей.

Детей просят представить, что они попали в корабле­крушение, на спасательную шлюпку можно взять из вось­ми предметов лишь пять. Нужно пронумеровать их по сте­пени важности.

Затем все дети садятся в круг. Они должны выбрать об­щие для всей группы предметы, прийти к соглашению. Каж­дый вправе отстаивать свою точку зрения, критикуя чу­жую, обосновывая свою. После этого проводится обсуждение.

ТРЕНИНГ В МАРТЕ

Заброшенный магазин. Дети сидят с закрытыми глаза­ми. Ведущий говорит: «Представьте себе, что мы идем по главной улице. Вокруг витрины, фонари. Сворачиваем на боковую улочку. Там стоит заброшенный магазин. Мы ос­танавливаемся перед ним. Стекло грязное, пыльное, но сквозь него видно. Посмотрите внимательно внутрь мага­зина. Что там оставлено? Постарайтесь ощутить себя в роли этого предмета. Затем немедленно возвращайтесь назад по боковой улочке на главную. Откройте глаза».

Далее каждый делится увиденным, отвечает на вопрос: Каково ему было быть оставленным предметом?

Запоздавший покупатель. Продавец и покупатель. Дети делятся на пары и разыгрывают ситуации. Продавец только что закрыл магазин. Покупателю нужно срочно купить что-то. Они встречаются у двери магазина... На рынке. За­дача продавца — продать игру по более высокой цене. За­дача покупателя — купить ее по более низкой.

ТРЕНИНГ 8 АПРЕЛЕ

Клубочек (для 1—2-х классов). Детям раздаются нитки (яркая пряжа), из которых нужно смотать клубочки. Они должны быть аккуратными. Затем выбирают лучшие клу­бочки по разнымкритериям. Время выполнения от 5 до 7 минут.

Расставь посты. Дети идут строем в шеренгу по одно­му. Есть командир. Ему дается задание расставить детей в определенной последовательности. Командир подает сиг­нал, последний ребенок должен остановиться.

Пожалуйста. Все стоят в круге и выполняют движение, которое показывает водящий. Но дети должны выполнять, только если он скажет «пожалуйста». Кто ошибается, выхо­дит на середину и выполняет движение.

Найди применение. Дети стоят в круге. Водящий пока­зывает детям карандаш и просит назвать, как можно ис­пользовать его. Игра заканчивается, когда кто-то затрудня­ется ответить. Затем ведущий показывает коробочку, зуб­ную щетку...

Сеанс релаксации «Спокойствие» (для 3—4-х классов). Начинается упражнение с расслабления тела. Ведущий го­ворит: «Вы спокойны, почувствуйте, как приятный покой наполняет грудную клетку. Он разливается по всему телу. На душе легко и спокойно. Вы растворяетесь в тепле и покое. Вы учитесь владеть свой волей, настроением. Вы всегда спокойны, уравновешенны, уверены в себе. Посте­пенно спокойствие становится главной чертой вашего характера. С каждым днем улучшается настроение, само­чувствие. С каждым разом состояние спокойствия появ­ляется быстрее».

ТРЕНИНГ В МАЕ

Минута вседозволенности и минута тишины. Ведущий договаривается с детьми о том, что сейчас будет минута, когда все можно, и минута тишины.

Ассоциации (сказочный герой). Выбирается один ребе­нок, который будет угадывать персонажа. Он выходит за дверь. Ведущий показывает детям табличку с именем героя. Заходит водящий и задает детям по очереди вопросы, ответы на которые помогут ему угадать героя.

Искра в круге. Дети стоят в круге, держась за руки. Веду­щий пожимает руку соседа слева или справа. Сосед дол­жен передать это пожатие дальше как можно быстрее.

Разбор проблемной ситуации. Ведущий предлагает де­тям какие-либо ситуации, заготовленные заранее, и спра­шивает их о том, как бы они поступили. Можно спорить и высказывать свое мнение.

На этом занятии проводится обсуждение тренингов, впе­чатлений детей. Подводятся итоги, обобщаются сформиро­ванные знания детей.

Советы педагогу

1. Необходим строгий контроль за посещаемостью.

2. При проведении тренингов учитывайте психолого-педагогические особенности детей: подробно ставьте за­дачу, записывайте что-то на доске, не перегружайте де,тей информацией.

3. Предоставляйте детям свободно выражать свое мне­ние.

Помещение, где проводятся тренинги, должно быть про­сторным, с умеренным освещением, иметь достаточно сто­лов и стульев, матов на полу.

 

* * *

Болезни лучшепредупреждать, чем потом лечить. По­этому необходимо заниматься ежедневной профилакти­кой эмоциональных перегрузок детей. Лучшими средства­ми для этого являются: ежедневная интенсивная физи­ческая зарядка на свежем воздухе длительностью не менее30 минут; ежедневные уроки физкультуры; систематичес­кий (2—3 раза в неделю) специальный тренинг, на кото­ром дети обучаются самообладанию; регулярные прогул­ки на свежем воздухе под руководством педагога длитель­ностью не менее часа; ежедневный общественно полезный труд; хоровое пение (не менее 3 раз в неделю) всех учени­ков младшей школы.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Вальс — бальный танец, соответствующий музыкально­му размеру 3/4, реже 3/8 и 6/8.

Динамика различные степени силы звучания в музы­ке, громкости; различают: р — пиано (тихо), f — форте (гром­ко) и их градации.

Живопись жанровая — жанр художественного творче­ства, объединяющий изображения различных бытовых сцен.

Интонация совокупность элементов устной речи — мелодики, ритма, темпа, тембра, экспрессивной и эмоцио­нальной окрашенности; в стихотворной речи — повыше­ние голоса и его понижение в зависимости от развития поэтического периода; в музыке — высотная организация музыкальных звуков.

Колорит — система цветовых сочетаний в произведе­ниях изобразительного искусства.

Кульминация логическая и эмоциональная вершина развития литературного и музыкального произведений, те­атрального спектакля, кинофильма.

Лад система взаимосвязей музыкальных звуков, обус­ловленная тяготением неустойчивых ступеней в устойчи­вые.

Мажор музыкальный лад, отличающийся построени­ем: тон — тон, полутон, тон — тон — тон, полутон. Произве­дения, написанные в мажоре, имеют, как правило, светлый жизнерадостный характер.

Март — музыкальный жанр, отличающийся строго раз­меренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное дви­жение большого количества людей.

Мимика — выразительное движение мышц лица, одна из форм проявления чувств человека.

Минор — музыкальный лад, отличающийся построени­ем: тон, полутон, тон — тон, полутон, тон — тон.

Натюрморт жанр живописи, в основе которого лежит изображение предметов, цветов, неживой приро­ды.

Орнамент геометрический орнаментальное пост­роение, в основе которого лежит использование строгих геометрических фигур в определенной последователь­ности.

Орнамент природный орнаментальное построение, в основе которого лежит использование стилизованных изоб­ражений человека, животных, растений.

Останито повторяемая ритмическая единица, исполь­зуемая для музыкального сопровождения.

Пейзаж жанр живописи, в основе которого лежит изображение природы.

Пентатоника звуковая система, содержащая пять зву­ков в октаве, звукоряд — бесполутоновый, распространен у многих народов.

Персонаж действующее лицо сюжетного повество­вания.

Перспектива система изображения предметов на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.

Песня небольшое музыкально-поэтическое произве­дение, обычно куплетное.

Планы живописные пространственное соотношение - изображенной на картине действительности, дающее пред­ставление о глубине изображаемого, перспективе.

Поза статическое положение тела, выражающее оп­ределенное состояние и настроение.

Портрет жанр живописи, в основе которого лежит изображение человека.

Проза устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки.

Рассказ — малая форма эпической прозы, характеризу­ющаяся законченным сюжетом.

Ритм — деление музыкальных длительностей на рав­ные части, временная организация музыкальных звуков и сочетаний.

Роль образ, создаваемый актером, по драматургичес­кой версии и включающий произнесение текста.

Светотень — соотношение в произведении живописи освещенных и затененных деталей, дающих представление об объемной характеристике предмета.

Сказка — один из основных жанров фольклора, пре­имущественно эпический, волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Стих — художественная речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизме­римые; каждый из таких отрезков обычно выделяется в отдельную так называемую поэтическую строку.

Стихотворение — написанное стихами литературное произведение небольшого объема.

Тембр окраска звука, позволяющая различать звуки одинаковой высоты, исполняемые различными инструмен­тами, в том числе и голосом.

Темп скорость следования метрических счетных еди­ниц. Основные темпы (в порядке возрастания): ларго, лен­то, адажио, анданте, модерато, аллегро, виво, престо.

Тона теплые — градации красного, оранжевого, желтого цветов.

Тона холодные градации синего, зеленого, фиолетово­го, белого, черного цветов.

Фраза — логически законченная единица музыкальной, речевой, поэтической формы.

Фон задний пространственный план картины.

Цвета чистые — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета светового спектра. Их сочетание и комбинация дают смешанные цвета,

Язык жестов — система жестов и телодвижений, ис­пользуемая наряду со звучащей речью для усиления ее смысла или взамен ее.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Александровский ЮЛ. Глазами психиатра. М, 1999.

ВенгерА.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследова­ние младших школьников. М., 2001.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

Демьянов Ю.Т. Диагностика психических нарушений. Практикум. М., 2004.

Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. М., 2002.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведе­нии ребенка. М., 1993.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Пси-хокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивны­ми, тревожными и аутичными детьми. СПб., 2002.

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с про­блемами в развитии. СПб., 2001.

Основы эстетического воспитания. М., 1996.

Пасечник Л.В. Основы коррекционной педагогики. Курс лекций. Ниж. Новгород, 2003. Ч. I—II.

Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педаго­гике. М., 2002.

Полунина В. Искусство и дети. М., 1982.

Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Рыбникова М.А. Очерки по методике выразительного чте­ния. М, 1996.

Сиротюк А.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2005.

Шмидт В. Р. Диагностико-коррекционная работа с млад­шими школьниками. М,, 2005.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

От автора..............................................................................3

Глава 1. Что такое депрессия?...........................................5

Клинические проявления..............................................5

Психологический климат как фактор психоэмоционального состояния ребенка и развития его личности................................................8

Что такое школьная дезадаптация?............................ 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.077 с.)