Реабилитация депрессивного состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реабилитация депрессивного состояния



ПРОГРАММА АРТТЕРАПИИ.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

Месяц Неделя Тема занятия (продолжительность — 40 мин)
  Сентябрь   Первая Обследование детей.
Вторая Третья Обследование детей. Изображение движения.
Четвертая Изображение настроения
  Октябрь   Первая Драматерапия «Театральная азбука».
Вторая Третья Кинезотерапия. Рисунок в парах по очереди.
Четвертая Рисование вдвоем
  Ноябрь   Первая Каникулы.
Вторая Третья «Декоративно- прикладное искусство». «Музыка — язык чувств».
Четвертая «Образ — в движении»
Декабрь Первая   Вторая Третья Четвертая «Коррекция эмоциональной сферы» (музы-котерапия). Изображение чувств. Драматерапия «Новогодняя сказка». Драматерапия «Новогодняя сказка»
  Январь   Первая Каникулы.
Вторая Третья «Образ в движении». Совместная лепка (по парам).
Четвертая Групповая лепка
Февраль Первая Вторая Третья   Четвертая Рисование под музыку. Рисование звуков, музыки. «Коррекция эмоциональной сферы» (музы-котерапия). «Театральная азбука»
Март Первая Вторая Третья Четвертая «Звуки весны» (коллективное занятие). «Цвет весны» (коллективное занятие). Рисунок руками. Выставка работ. Обсуждение
Апрель Первая Вторая Третья Четвертая Кинезотерапия. Лепка из глины. Аппликация (из изорванной бумаги). Рисование музыки
Май Первая Вторая Третья Четвертая Рисование группового рисунка под музыку. Изготовление панно. Обследование. Подведение итогов
         

Тема 1

Обследование детей

Цель: выявление показателей социальной депривации.

Задачи. Определить уровень агрессивности и депрес­сивного состояния детей 1—4-х классов. Обозначить пока­затель тревожности у отдельно взятого класса.

Детям предлагается нарисовать свое настроение. На вы­полнение задания отводится 15—20 минут. Затем на обо­роте их просят написать мини-сочинение по рисунку (за­дание для 2—4-х классов). В 1-м классе детей просят «рас­сказать» свой рисунок.

После этого педагог собирает рисунки детей для обра­ботки данных.

Аналогичным образом проводится занятие по теме 31 после выполнения программы арттерапии. Результаты срав­ниваются, подводятся итоги проведенных занятий по про­грамме.

Тема 2

Обследование детей

Цель: выявление показателей коммуникативной деза­даптации.

Задачи. Определить уровень агрессивности детей. Обо­значить коммуникативные нарушения у них. Определить их предпочтения.

Материал: пластилин, цветная и обычная бумага, кар­тон, карандаши, фломастеры, краски, ножницы, клей.

Педагог предлагает детям сделать какую-нибудь одну поделку из того материала, какой каждый из них выберет. На выполнение задания дается 25 минут. Затем педагог оп­рашивает каждого ученика, почему он выбрал именно этот материал и сделал именно эту поделку.

На основе ответов учеников педагог делает выводы по предпочтениям детей. Поделки остаются в классе до следу­ющего занятия. Потом желающие могут забрать их домой.

Тема 3

Изображение движения

Цель: изучение детьми изменений положения объекта.

Задачи. Уточнить, при каких условиях тот или иной объект может изменить положение. Определить способы изображения движения, значение движения в жизни.

Материал: альбом, карандаши, фломастеры, краски.1

На предыдущем занятии педагог сообщает детям о том, что им нужно завести альбомы. Они будут храниться в клас­се, для демонстрации рисунков.

Педагог опрашивает устно детей о том, при каких услови­ях какой-либо объект может изменить свое положение. Дети называют разные объекты: дома, машины, листья, людей и др. Потом они называют условия изменения их положения (Принимаются все ответы, в том числе и шуточные.) Необходимо подвести детей к тому, что объекты могут менять свое поло­жение, когда они сами или кто-то их приводит в движение.

Далее обсуждают способы изображения движений в ри­совании, лепке и т.д. (Дети называют эти способы.)

Педагог просит детей изобразить движение осенних ли­стьев в порыве ветра. На выполнение задания отводится 10—15 минут. После этого педагог опрашивает детей о том, как они думают, каково было состояние листьев в порыве ветра, какие чувства они могли испытывать.

Далее обсуждается вопрос: что для нас значит движе­ние? (Ответы детей записываются на доске.) В конце при­ходят к общим выводам.

Тема 4

Изображение настроения

Цель: обучение детей адекватному выражению чувств и настроения.

Задачи. Уточнить знания детей о разных эмоциональ­ных состояниях. Определить ситуации, в которых целесо­образно реагировать тем или иным чувством. Учить детей прочувствовать ситуацию и зафиксировать ее в цвете (на примере четырех коротких текстов).

Материал: альбом для рисования, краски, четыре мини-текста для учителя.

Педагог спрашивает детей: «Какие чувства вы знаете?» Получает различные ответы. Если какие-то ответы оши­бочны, исправляет, объясняя ошибки.

Затем он спрашивает учеников, когда и как реагируют люди. Всегда ли их чувства верны по отношению к конк­ретной ситуации. Он предлагает детям ситуацию и просит ответить каждого на вопрос: что бы сделал он (как бы поступил)? Получает ответы, подводя детей к правильно­му выражению чувств.

Далее педагог просит детей поделить лист на четыре части и пронумеровать каждую. После того как дети это выполнили, он просит их послушать внимательно мини-рассказы и разукрасить соответствующую часть любым цветом, который, по их мнению, отражает какое-либо чув­ство.

Педагог читает части текста с паузой между ними в 1 ми­нуту.

Примеры текстов

Злость. Маша отняла игрушку у своей младшей сестры Оли. Оля подошла и сильно стукнула Машу, сказав, что она вредная.

Радость. К Саше приехала любимая бабушка и привез­ла ему красивый конструктор, о котором он давно мечтал.

Грусть. Мама Алеши уехала учиться в другой город. Он очень переживает и ждет ее.

Удовольствие. Лена купила себе самое вкусное и боль­шое мороженое, съела его и улыбнулась.

Затем педагог просит каждого ребенка назвать чувства в рассказах, объяснить, почему он выбрал именно этот цвет. В конце занятия сделать вывод о важности тех или иных чувств в жизни человека.

Тема 5

Драматерапия "Театральная азбука"

Цель: развитие интереса к театральному искусству, обес­печение процесса самопознания ребенка.

Задачи. Раскрыть творческие способности детей. Фор­мировать основы сценической грамотности, проявляющей­ся в речи, движениях при создании образа.

Педагог рассказывает детям о театре, выясняет, что они о нем знают. Если это необходимо, поправляет их, разъяс­няет особенности.

Основную часть урока необходимо посвятить форми­рованию основ сценической грамотности. Для развития сце­нической речи предложить детям следующие упражнения:

— на развитие дыхания (например, «Задуем свечу»);

— артикуляционную гимнастику (любые упражнения);

— произнесение скороговорок;

— упражнение «Словесное действие» (используя текст знакомого стихотворения, необходимо совершить за­данное действие).

На этом же занятии проводятся упражнения на запо­минание физических действий: «стирка белья», «мытье по­суды», «печатание на машинке», «переход через ручей».

В конце занятия подводятся итоги.

Тема 6

«В гостях у морского царя» (кинезотералия)

Цель: коррекция психоэмоционального состояния.

Задачи. Снять мышечные зажимы, эмоциональное на­пряжение. Создать радостное настроение средствами свободного движения и воображения.

Пол в помещении устлать матами, иметь магнитофон с записью музыки. Педагог выясняет у детей, что они знают о подводном мире. Спрашивает, какие движения характер­ны для морских обитателей. Сравнивает эти движения с движениями на земле.

Далее педагог просит детей изобразить какой-либо объект. После выполнения движения обсуждаются недо­статки и достоинства изображения. Затем под разную му­зыку дети изображают обитателей моря.

В ходе урока педагог интересуется, что нового дети уз­нали, подводит итоги.

Тема 7

Рисунок в парах по очереди

Цель: преодоление детьми барьеров в общении.

Задачи. Научить детей взаимодействию с партнером. Раз­вивать чувство востребованности и творческие способно­сти детей.

Материал: бумага (формат А—4), краски, карандаши.

Педагог уточняет представления детей о партнерстве, взаимовыручке, востребованности. Дети должны привести конкретные примеры.

После этого он предлагает ученикам на одном листе бумаги нарисовать рисунок вдвоем по очереди. При этом отводится 2 минуты на то, чтобы дети договорились, что рисовать. Затем в течение 16 минут каждые 2 минуты (по сигналу учителя) они передают лист соседу. По выполне­нии задания они раскрашивают рисунок (5 мин).

Далее каждая пара проводит презентацию своего ри­сунка. Потом учитель спрашивает детей, не возникло ли у них трудностей при выполнении задания. В конце урока подводятся итоги.

Тема 8

Рисование вдвоем

Цель: развитие лучшего понимания себя и других.

Задачи. Снять психическое напряжение. Создать воз­можности для самовыражения. Научить совместной про­дуктивной деятельности.

Материал: бумага, краски, карандаши.

Рассказать детям о предстоящем задании, объяснить, что от них требуется (соответственно задачам). Начать выпол­нение задания. На работу отводится 20—25 минут.

После этого проводятся выставка работ и обсуждение нарисованного, чувств и действий во время рисования. В конце занятия подводятся итоги.

Тема 9

Декаративно-прикладное искусство

Цель: воспитание у учащихся любви к народному твор­честву.

Задачи. Познакомить с различными видами народного искусства. Расширять представления школьников о худо­жественных способностях каждого из них. Учить сравни­вать. Вербально обозначать различия в элементах каждой техники изображения.

Материал: набор цветных диапозитивов (хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, воло­годские кружева).

Педагог рассказывает о декоративно-прикладном ис­кусстве, показывает изделия мастеров различных видов. Он обсуждает с детьми их особенности, материал, из которого они сделаны, обращает внимание на узор, его детали. Педа­гог и дети сравнивают разные узоры.

Во второй части занятия учащимся предлагаются раз­личные элементы узоров, а также вырезанные из картона и не расписанные изделия (ваза, солонка, чашка и т.д.). Дети подбирают к ним узоры, комбинируют детали и краски, раскрашивают.

В конце урока работы выставляют, выбирают лучшие, подводят итоги.

Тема 10

Музыка — язык чувств

Цель: преодоление детьми барьеров в общении.

Задачи. Развить понимание себя и других, активность и творчество детей. Обогатить их представления о разнооб­разии человеческих чувств, выраженных в музыке.

Накоплению музыкальных представлений помогает слу­шание музыки. Детей необходимо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно раз­вивать умение разбираться в характере музыкальных про­изведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а также знать и определять словом средства музыкальной выразительности.

На занятии рекомендуется прослушать в записи «Елочную гирлянду» («Полька» М. Глинки), музыкальный этюд «Плакучая ива и спокойный тополь».

Дети становятся друг за другом в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего, звучит «Елочная гирлянда». На сильную долю первого такта музыкального сопровожде­ния поднимает вверх правую руку первый ребенок, затем второй и т.д., но при этом все дети должны «зажечь» ого­нек в глазах, «засиять», «осветить» лицо.

Когда звучит второй этюд, дети, в зависимости от музы­ки, самостоятельно выбирают один из двух заранее обго­воренных образов (ивы или тополя).

В конце занятия подводятся итоги.

.

Тема 11 и 15

Образв движении (два занятия)

Цель и задачи. Приобщить детей к выразительной пере­даче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений.

Проводится работа по воссозданию, воспроизведению чувств. Для этого используются специальные упражнения.

1. «Придумай свою польку, вальс, песенку». Сначала пе­дагог спрашивает детей о том, какие чувства несет в себе прослушанная музыка танца, песенки (озорство, шутка, жизнерадостность, нежность, ласка и т.д.). Затем дети пред­лагают свои варианты (можно разделить детей на под­группы).

2. «Сочини песенку на заданный текст». Разделить детей на четыре группы, каждой дать задание, предупредив о том, что они должны вложить в песню определенное настрое­ние, диктуемое текстом.

Первая группа:

Мама спит, она устала.

Ну и я играть не стала,

Я волчок не завожу,

Я уселась и сижу.

Вторая группа:

Чудо-чудо-чудеса —

На пеньке стоит лиса,

Палочкою машет,

Два медведя пляшут.

Третья группа:

Я горжусь своим конем,

Он летит, как ветер.

Обгоняю я на нем

Всех коней на свете.

Четвертая группа:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим.

Мы хвораем — Том и Тим.

Дети пропевают отрывки, отражая в движениях, жестах и мимике их содержание.

Далее предлагается упражнение «Каждый спит». Педа­гог читает стихи:

...На дворе встречает он

Тьму людей и каждый спит.

Тот, не двигаясь, сидит,

Тот, как вкопанный идет,

Тот стоит, раскрывши рот...

Дети изображают прочитанные стихи, застывают каж­дый в своей позе.

В конце урока педагог спрашивает о впечатлениях де­тей от занятия.

Занятие по теме 15 проводятся аналогично, но подбира­ются другие музыкальные и поэтические материалы, уп­ражнения.

Тема 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.042 с.)