Игры и упражнения на развитие чувства метроритма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры и упражнения на развитие чувства метроритма



Система относительной сольмизации, благодаря при­менению слоговой системы, позволяет одновременно со звуковысотностью быстро освоить основы метроритма. На занятиях используются слоговые обозначения длитель­ностей: восьмые — ти-ти, четверть — та, половинная — та-а, пауза — се.

Игра «Ритмическое эхо». Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Можно усложнить игру, введя помимо хлопков притопы ногами.

Игра «Хлопай в такт». Звучит музыкальный этюд. Дети хлопками или притопами акцентируют каждую сильную долю.

Игра «Музыкальные топотушки». Педагог показывает, как ритмическую пульсацию музыкального произведения можно продублировать ритмическими движениями (хлоп­ками, топаньем и др.). Можно предложить отбивать толь­ко сильную долю, сильную и относительно сильную, раз­дробить длительности и т.д. Затем дети выполняют упраж­нения.

Игра «Лошадки в цирке». Дети встают в круг и под му­зыку ритмично двигаются шагом (совпадая в движении с четвертными длительностями), под эту же музыку перехо­дят на ритмичный бег (совпадая в движении с длительно­стями восьмыми). Можно чередовать эти движения не­сколько раз, следя за точностью и легкостью исполнения.

Игра «Поэтический ритм». Слушая стихи, дети отсту­кивают ритм, отмечая ударные и безударные слоги. Гласные под ударением акцентируются не только при более сильном произношении, но и при более длительном их протяжении.

Эта игра дает представление о ритмической организа­ции поэтической речи, соотнесенности сильных и слабых, а соответственно более длительных и менее длительных элементов звучащей речи.

Игра «Подбери слова». На предложенный ритмический рисунок дети подбирают словосочетания и небольшие предложения. Игра помогает детям грамотно выстраивать речь, соизмерять длительность произносимых гласных, не растягивая их без необходимости, они ощущают логику и мелодию звучащей речи, ее ритмическую организацию, вы­членяют ударные слоги за счет удлиненного произнесе­ния ударных гласных.

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Восприятие музыкального произведения у детей до­школьного и младшего школьного возраста происходит в основном через создание внутренних близких и знакомых им визуальных картин в воображении. Виртуальные кар­тинки могут быть почерпнуты ими из личного опыта, рас­сказов взрослых, знакомых литературных произведений, просмотренных кинофильмов и театральных спектаклей. Особо в работе по развитию ассоциативного мышления в процессе восприятия музыкального произведения стоит подчеркнуть предоставление детям свободы самовыраже­ния, ощущения своих возможностей интеллектуальной и эмоциональной раскованности. Универсализация впечат­лений от музыки недопустима, так как она сковывает во­ображение и гасит творческое начало.

Дав прослушать то или иное музыкальное произведе­ние, доступное для детского восприятия, педагог предлага­ет описать те картины, которые рождались у детей в их воображении в момент звучания музыки, Так как музы­кальный художественный образ не несет в себе ярко вы­раженной конкретности, воображаемые картины могут быть самыми различными. Главное, чтобы дети почувствовали настроение и характер музыки и включили свое внутрен­нее видение, т.е. нашли визуальный и словесный образ, адек­ватный музыкальному.

ИГРЫ И РАЗМИНКИ НА ОБРАЗНОЕ

ВОСПРИЯТИЕ КОЛОРИТА

Для восприятия произведений изобразительного искус­ства необходимо освоить цветовое богатство красок. Толь­ко после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по усвоению холодной и теп­лой гаммы цветов.

В холодную гамму цветов входят голубой, белый, синий, фиолетовый, черный, зеленый и их градации. Эти цвета в жи­вописи создают холодный колорит, который всегда связан с тематическим и образным своеобразием картины, рисунка. Холодные тона эмоционально близки настроениям грусти, тоски, горя, печали. Через общность настроения их можно связывать с минорным ладом в музыке.

В теплую гамму цветов входят красный, -желтый, оран­жевый, розовый, коричневый и их градации. Они создают теп­лый колорит и эмоционально связаны с радостью, добром, светом и др., т.е. с теми явлениями и состояниями жизни, которые в восприятии человека ассоциируются с ощущени­ем гармонии и благополучия. В музыке подобные настро­ения передаются мажорным ладом.

Активное освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет детям не только органично воспринять характер и настроение произведений живописи, но и углубить ви­зуальные ассоциации, рождающиеся при прослушивании музыки, наблюдении за явлениями окружающей жизни. Дети смогут взглянуть на себя, свою одежду, окружающий интерьер глазами художника, т.е. оценить себя и окружаю­щих в их повседневном облике с эмоционально-эстети­ческих позиций.

Игра «Угадай, кто я». Педагог показывает тот или иной флажок, и дети называют те предметы, которые им встре­чались в жизни такого же цвета. В игре могут использо­ваться геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, лоскутки тканей и др.

Игра «Я ошибся». Педагог показывает флажок и назы­вает понятие, не соответствующее эмоционально и логи­чески его цвету. Дети должны исправить ошибку педагога, объяснить, в чем она заключается. Например: черный фла­жок педагог определяет как огонь, дети исправляют: «Огонь несет в себе тепло, значит должен быть теплого цвета — красным или желтым».

Разминка «Подбери цвет». Звучит музыка мажорного или минорного лада. Задача ребят, выбрав какой-то один цвет, объяснить, почему он соответствует музыке. Так вы­рабатывается быстрая реакция на ладовое своеобразие му­зыкального образа и цветовую ассоциативность.

Разминка «Если бы я был художником...». Каждый ре­бенок говорит, кого бы он нарисовал (маму, папу, бабушку, друга, учителя, сегодняшний день, свое настроение) и ка­ким цветом, если бы был художником. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Так формируются ассоциативные связи между яв­лением действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.

Разминки могут проводиться по ходу занятия. Темп их должен быть достаточно быстрым, ибо важна опора на пер­вичность реакции. Такие упражнения не требуют глубоко­го логического осмысления, они — база для следующего этапа — составления цветовых композиций.

Составление цветовых композиций

Задание 1. Составить цветовую композицию понятий зима, лето, осень, весна на основе цветовой гаммы, характер­ной для этих времен года.

Задание 2. Составить цветовую композицию понятий тепло, холод, снег, огонь, свеча, лед, мороз, жара на основе эмоционального и психологического их восприятия.

Задание 3. Составить цветовую композицию понятий пе­чаль, радость, праздничное настроение, обида, дружба, ссора на основе ассоциативного восприятия соотношения цвета и состояния души.

Задание 4. Предложить назвать цветовую гамму, соответ­ствующую стихам, например, «Осень», «Зимнее утро», «Зим­ний вечер» А.С. Пушкина; «Весенние воды» Ф.И. Тютчева.

Задание 5. Составить цветовые композиции к музыкаль­ным произведениям (например, «Неаполитанская песен­ка», «Старинная французская песенка», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского) на основе соотношения ладового и мелодического своеобра­зия музыкального произведения и эмоциональной окра­шенности того или иного цвета.

В данном виде работы необходимо подводить ребенка к поиску удачного решения через логическое осмысление того объективного начала, которое несет в себе тот или иной цвет, а также то понятие, тот литературный или му­зыкальный образ, который ему предстоит «раскрасить».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.02 с.)