Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игры и упражнения на развитие чувства метроритма
Система относительной сольмизации, благодаря применению слоговой системы, позволяет одновременно со звуковысотностью быстро освоить основы метроритма. На занятиях используются слоговые обозначения длительностей: восьмые — ти-ти, четверть — та, половинная — та-а, пауза — се. Игра «Ритмическое эхо». Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Можно усложнить игру, введя помимо хлопков притопы ногами. Игра «Хлопай в такт». Звучит музыкальный этюд. Дети хлопками или притопами акцентируют каждую сильную долю. Игра «Музыкальные топотушки». Педагог показывает, как ритмическую пульсацию музыкального произведения можно продублировать ритмическими движениями (хлопками, топаньем и др.). Можно предложить отбивать только сильную долю, сильную и относительно сильную, раздробить длительности и т.д. Затем дети выполняют упражнения. Игра «Лошадки в цирке». Дети встают в круг и под музыку ритмично двигаются шагом (совпадая в движении с четвертными длительностями), под эту же музыку переходят на ритмичный бег (совпадая в движении с длительностями восьмыми). Можно чередовать эти движения несколько раз, следя за точностью и легкостью исполнения. Игра «Поэтический ритм». Слушая стихи, дети отстукивают ритм, отмечая ударные и безударные слоги. Гласные под ударением акцентируются не только при более сильном произношении, но и при более длительном их протяжении. Эта игра дает представление о ритмической организации поэтической речи, соотнесенности сильных и слабых, а соответственно более длительных и менее длительных элементов звучащей речи. Игра «Подбери слова». На предложенный ритмический рисунок дети подбирают словосочетания и небольшие предложения. Игра помогает детям грамотно выстраивать речь, соизмерять длительность произносимых гласных, не растягивая их без необходимости, они ощущают логику и мелодию звучащей речи, ее ритмическую организацию, вычленяют ударные слоги за счет удлиненного произнесения ударных гласных. РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ Восприятие музыкального произведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста происходит в основном через создание внутренних близких и знакомых им визуальных картин в воображении. Виртуальные картинки могут быть почерпнуты ими из личного опыта, рассказов взрослых, знакомых литературных произведений, просмотренных кинофильмов и театральных спектаклей. Особо в работе по развитию ассоциативного мышления в процессе восприятия музыкального произведения стоит подчеркнуть предоставление детям свободы самовыражения, ощущения своих возможностей интеллектуальной и эмоциональной раскованности. Универсализация впечатлений от музыки недопустима, так как она сковывает воображение и гасит творческое начало.
Дав прослушать то или иное музыкальное произведение, доступное для детского восприятия, педагог предлагает описать те картины, которые рождались у детей в их воображении в момент звучания музыки, Так как музыкальный художественный образ не несет в себе ярко выраженной конкретности, воображаемые картины могут быть самыми различными. Главное, чтобы дети почувствовали настроение и характер музыки и включили свое внутреннее видение, т.е. нашли визуальный и словесный образ, адекватный музыкальному. ИГРЫ И РАЗМИНКИ НА ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КОЛОРИТА Для восприятия произведений изобразительного искусства необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по усвоению холодной и теплой гаммы цветов. В холодную гамму цветов входят голубой, белый, синий, фиолетовый, черный, зеленый и их градации. Эти цвета в живописи создают холодный колорит, который всегда связан с тематическим и образным своеобразием картины, рисунка. Холодные тона эмоционально близки настроениям грусти, тоски, горя, печали. Через общность настроения их можно связывать с минорным ладом в музыке. В теплую гамму цветов входят красный, -желтый, оранжевый, розовый, коричневый и их градации. Они создают теплый колорит и эмоционально связаны с радостью, добром, светом и др., т.е. с теми явлениями и состояниями жизни, которые в восприятии человека ассоциируются с ощущением гармонии и благополучия. В музыке подобные настроения передаются мажорным ладом.
Активное освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет детям не только органично воспринять характер и настроение произведений живописи, но и углубить визуальные ассоциации, рождающиеся при прослушивании музыки, наблюдении за явлениями окружающей жизни. Дети смогут взглянуть на себя, свою одежду, окружающий интерьер глазами художника, т.е. оценить себя и окружающих в их повседневном облике с эмоционально-эстетических позиций. Игра «Угадай, кто я». Педагог показывает тот или иной флажок, и дети называют те предметы, которые им встречались в жизни такого же цвета. В игре могут использоваться геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, лоскутки тканей и др. Игра «Я ошибся». Педагог показывает флажок и называет понятие, не соответствующее эмоционально и логически его цвету. Дети должны исправить ошибку педагога, объяснить, в чем она заключается. Например: черный флажок педагог определяет как огонь, дети исправляют: «Огонь несет в себе тепло, значит должен быть теплого цвета — красным или желтым». Разминка «Подбери цвет». Звучит музыка мажорного или минорного лада. Задача ребят, выбрав какой-то один цвет, объяснить, почему он соответствует музыке. Так вырабатывается быстрая реакция на ладовое своеобразие музыкального образа и цветовую ассоциативность. Разминка «Если бы я был художником...». Каждый ребенок говорит, кого бы он нарисовал (маму, папу, бабушку, друга, учителя, сегодняшний день, свое настроение) и каким цветом, если бы был художником. Ребенок должен не просто предложить цвет, но и объяснить, почему он его выбрал. Так формируются ассоциативные связи между явлением действительности и эмоциональным значением того или иного цвета. Разминки могут проводиться по ходу занятия. Темп их должен быть достаточно быстрым, ибо важна опора на первичность реакции. Такие упражнения не требуют глубокого логического осмысления, они — база для следующего этапа — составления цветовых композиций. Составление цветовых композиций Задание 1. Составить цветовую композицию понятий зима, лето, осень, весна на основе цветовой гаммы, характерной для этих времен года. Задание 2. Составить цветовую композицию понятий тепло, холод, снег, огонь, свеча, лед, мороз, жара на основе эмоционального и психологического их восприятия. Задание 3. Составить цветовую композицию понятий печаль, радость, праздничное настроение, обида, дружба, ссора на основе ассоциативного восприятия соотношения цвета и состояния души. Задание 4. Предложить назвать цветовую гамму, соответствующую стихам, например, «Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер» А.С. Пушкина; «Весенние воды» Ф.И. Тютчева. Задание 5. Составить цветовые композиции к музыкальным произведениям (например, «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского) на основе соотношения ладового и мелодического своеобразия музыкального произведения и эмоциональной окрашенности того или иного цвета. В данном виде работы необходимо подводить ребенка к поиску удачного решения через логическое осмысление того объективного начала, которое несет в себе тот или иной цвет, а также то понятие, тот литературный или музыкальный образ, который ему предстоит «раскрасить».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.02 с.) |