Двигательно-пластические игры, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двигательно-пластические игры,



УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

Освоение пластики, динамика красоты движений, бо­гатства мимического рисунка составляют важный аспект эстетического воспитания. Начинать такие занятия следу­ет с игр и простых упражнений, позволяющих ребенку адап­тироваться с тем пространством, в котором он находится, ощутить свои пластические возможности.

Затем переходят к упражнениям для развития пластики рук. Их можно выполнять и сидя и стоя. Желательно, чтобы они сопровождались ритмичной музыкой, совпадающей с образами, создающимися жестами. При выполнении упраж­нений важно учитывать субъективные особенности детей, их темперамент и творческое воображение. Образы, пред­лагаемые для пластического воплощения, должны быть предварительно охарактеризованы самими детьми с уче­том их личного опыта и наблюдений.

Ситуативные этюды могут воспроизводить сюжеты из­вестных картин, быть музыкально-пластическими импро­визациями или иллюстрировать определенные жизненные ситуации, возникающие в жизни (например, приезд бабушки, игра в снежки, катание на лыжах и коньках, игра с котен­ком и т.д.). Такие этюды направлены на адекватную передачу эмоций и движений, на соответствие образа мысли­мого и создаваемого.

Ситуативные этюды могут быть динамическими и ста­тическими, в зависимости от поставленных задач. Если за­дача заключается в создании достоверного образа в движе­нии, то прибегают к динамическим этюдам. Здесь существен­ную помощь может оказать музыкальное произведение, близкое по ритмическому рисунку, пластическому движе­нию. Если важно передать положение тела при том или ином действии, используют статические этюды, которые больше ассоциируются с произведениями живописи и скульптуры. Предлагаемые далее игры, упражнения и этюды можно до­полнять аналогичными.

Игра «Кто ближе»? Двое ребят становятся соответствен­но ближе и дальше к другим детям и постоянно меняют свое местонахождение. Остальные угадывают., кто из детей стоит к ним ближе.

Разминка «Встали в круг». Под музыку дети расходятся по всему пространству комнаты. Можно ввести элемент воображения (гуляют в лесу, собирают ягоды, играют в снеж­ки и т.д.). При счете «Раз, два, три» ребята должны быстро встать в круг, выбрав для себя любое или же зафиксиро­ванное заранее место.

Игра «Я— портрет». Ребенок воображает себя изобра­жением на портрете. Его задача — определить и выбрать для себя фон, на котором он изображен. Остальные назы­вают этот фон (например: «Витя на фоне розовой стены, Ира на фоне окна, Таня недалеко от двери» и т.д.).

Пластический этюд для рук «Листья падают...». Под плавную, музыку вальса дети руками имитирует падающие листья. Движения должны быть легкими, соответствующи­ми музыкальной мелодии. Можно усложнить задание: «По­дул ветер». Тогда меняется характер музыкального обра­за — дети изображают листья, уносимые ветром.

Этюд «Снег кружится». Под музыку ребята плавно опус­кают руки, стараясь передать различные состояния: медленно падает снег, вдруг ветер подхватывает снежинки, начинает­ся метель... Этюд можно развить, предложив ребятам под­няться с мест и дополнить пластику рук движениями всего тела. Завершение этюда — снежинки падают на землю, при­чем опускаются не все вместе, а поочередно. Дети учатся легкости кистевых движений, плавности жестов и других предметов.

Этюд «Бегут ручьи...». Дети стараются передать не­прерывность движения при помощи рук. Под быструю скользящую музыку они руками создают образ непрерыв­но струящихся весенних ручьев. Можно усложнить зада­ние: пальцы — это воображаемые волны, их движения дол­жны быть быстрыми и легкими. При плавном непрерыв­ном движении всей руки пальцы должны двигаться быстро.

Этюд «Музыкальные руки». Он рассчитан на развитие воображения и координацию движений в соответствии с музыкальным образом. Под звучание музыки дети руками создают образ, эмоционально и ритмически ей соответ­ствующий. Причемконкретность образа необязательна, важно, чтобы ребенок ощущал через движение ритмичес­кое и мелодическое своеобразие произведения.

Под звуки марша подходят движения четкие, геометри­ческие, вальса — скользящие, кругообразные, других танцев — разнообразно ритмические. Важно, чтобы каждый ребенок мог по-своему пластически «прочитать» музыкальный об­раз. Главное, чтобы в разыгрываемых этюдах присутствовал элемент непредсказуемости и импровизации.

Игра «Замри!». Ребята исполняют динамический плас­тический этюд на заданную тему. По команде «Замри!» они застывают в тех позах, в каких она их застала. В этом слу­чае пластический этюд переходит из динамичной формы в статичную, что дает детям представление об относитель­ности движения и покоя, развивает координацию.

Игра «Смена кадров». В основе игры лежит кинемато­графический прием смены кадров. Под музыку ребята со­здают ситуативный динамический этюд. При смене музы­кального образа меняется заданная ситуация, а в соответ­ствии с ней и пластический рисунок. При каждой смене пластического этюда необходимо, чтобы ребята как бы переносились в новую обстановку, т.е. принимали новые предлагаемые обстоятельства и создавали образ, соответ­ствующий им.

Этюды по картине. Онипроводятся после знакомств с жанрами живописи. Исходным является создание статичес­ких этюдов с последующим их динамическим развитием. Дети учатся пластикой движений передавать эмоциональное, про­странственное и ритмическое наполнение живописи: соот­носить линейную перспективу с освоением пространства; ритмическую повторяемость деталей со своими движения­ми; общее настроение изображенного на картине.

Для таких этюдов подходят картины, на которых изоб­ражены дети в различных ситуациях (например: «Утро» Т.Н.Яблонской, «Тройка» Б.Г.Перова, «У дверей школы», «Устный счет» Н.П. Богданова-Вельского и др.). Перед этю­дами по картинам проводится предварительная беседа о них (характер, колорит, какое в целом настроение — ма­жорное или минорное — соответствует им). При пласти­ческой фиксации сюжета картины важна точность позы, эмоционального рисунка, мимики. Затем можно предло­жить развить сюжет, т.е. привести картину в движение, как бы домыслить ее в том ключе, в каком она создана.

В пластических этюдах по портретам важно фиксиро­вать внимание ребят на выражении лица персонажей, пред­лагать домыслить их характер и настроение, обратить вни­мание на позу. Для поиска адекватного пластического об­раза используют музыкальные фрагменты, соответствующие настроению картин. Для пластических этюдов по карти­нам можно предложить картины «Аниська» Д.П. Штереи-берга, «Девочка с персиками» В.А. Серова, «Голова девоч­ки» А.А. Харламова и др.

Этюды по пейзажной живописи позволяют заострить внимание на соотношении пространств, органичности и гар­монии природы. Этюды могут быть дополнены литератур­ными примерами, близкими им по настроению и образно­му решению, а также музыкальными произведениями. • Например, создавая пластический этюд по картине А.И. Куинджи «Березовая роща», можно использовать рус­скую хороводную песню «Во поле береза стояла...», стихи, посвященные этому дереву; а по картине И.И. Шишкина «На севере диком» или А.И.Куинджи «Север» логично об­ратиться к стихотворению М,Ю. Лермонтова «Сосна», по­добрать соответствующую по настроению музыку. В лю­бом случае необходимо опираться на поисковый принцип, т.е. избегать прямолинейной подсказки детям, они должны сами через внимательное знакомство с картиной правиль­но выбрать музыку и стихи.

Музыкально-пластические импровизации. Они выполня­ются в соответствии с тем или иным музыкальным обра­зом. Ребятам стоит предоставить свободу творческого вы­бора и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком. Задача таких этю­дов создание пластического рисунка, адекватного музы­кальному образу.

Подобные импровизации способствуют развитию ас­социативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в ис­кусстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.005 с.)