Профилактика эмоциональных перегрузок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика эмоциональных перегрузок



Профилактикой (от греч. Prophylaktikos — предохрани­тельный) в медицине называют систему мер по предуп­реждению болезненных и патологических состояний, со­хранению психического и физического здоровья и про­длению жизни человека. Для того чтобы профилактические мероприятия, направленные на устранение эмоциональ­ных перегрузок, были эффективны и действенны, необхо­димо ясно представлять себе причины и условия их воз­никновения.

Основными критериями эмоциональной устойчивости ребенка являются психическое и физическое здоровье, со­циальное благополучие, удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков, возможность осуществления общественной самореализации через ус­воение социальных ролей, общественных норм и ценнос­тей.

Каждый день в жизни ребенка требует пристального внимания родителей, учителей, всех близких к нему людей. Мозг детей готов воспринимать и учиться, но без помощи это ему не под силу.

Психосоматическое развитие детей и подростков про­исходит сугубо индивидуально, и в этом вся сложность. Каж­дый возраст по-своему чувствителен к воспитательным уси­лиям родителей и по-своему уязвим.

В младшем дошкольном возрасте особо хрупко чувство любви и эмоциональное развитие в целом. Пик потребно­сти в любви у четырехлетних детей часто не совпадает с ответным чувством у матери, запаздывающей с его прояв­лением.

В возрасте 5—7 лет на мальчиков травмирующе дей­ствует уход отца из семьи, поскольку исчезает модель для идентификации. Часто к осложнению взаимоотношений со сверстниками приводит неоправданная изоляция детей, когда родители чрезмерно опекают их. В этом случае зако­номерно усиливаются возрастные страхи у детей, подры­вающие уверенность в себе.

Детей травмируют недоверие к их возможностям, избы­ток контроля над посещением уроков, интеллектуальный прессинг и предвзятость в оценках. В таких условиях не­рвно-психическое напряжения порождает эффект «паро­вого котла», взрывающегося рано или поздно при неук­лонном повышении давления, если отсутствует «клапан» для его уменьшения. Это чревато психогенным заболева­нием — неврозом. Родители, не способные понять истоки заболевания и перестроить свои отношения, усугубляют и без того тягостное состояние своего ребенка, в чем кроют­ся истоки аномального поведения и антиобщественных поступков подростков.

Эмоциональный контакт с близкими людьми — источ­ник полноценного развития ребенка. В подростковом воз­расте наиболее подвержены психотравмирующему воздей­ствию самосознание и самоуважение, психическая инте­грация, интересы и увлечения. Чтобы этого не случилось, нужны психопрофилактическая работа с родителями, их знакомство со специальной литературой по этике и.пси­хологии семейной жизни.

Важнейшим элементом среды, определяющим харак­тер развития человека, выступает свобода. Потребность в ней специалисты называют одной из исходных. На обы­денном языке свобода предполагает ослабление управле­ния, контроля и давления и предоставление человеку от­ветственности за свой выбор, реализацию своих возмож­ностей. Обстоятельства, которые вызывают у ребенка (или взрослого) ощущение бессилия, пустоты и беспомощнос­ти, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам Э. Фромм относит все, что вызы­вает страх. Это может быть так называемое авторитарное наказание, не связанное с тем или иным проступком, а про­извольно определяемое по усмотрению взрослого. В зави­симости от индивидуальных особенностей страх перед на­казанием может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате им чувства собственного достоинства.

Другим важным обстоятельством, приводящим к утрате жизненных сил и возрастанию эмоциональной напряжен­ности, являются условия душевного обнищания, когда ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и ду­шевной глухоты. Отсутствие эмоционального тепла, учас­тия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бесси­лия, которое может стать причиной жестокости ребенка.

Немаловажный фактор, вызывающий эмоциональную напряженность, — ценностные нормы и ориентиры той социальной группы, частью которой является ребенок. Со­циальная группа (семья, школа) может усиливать те черты и формы поведения, которые ей соответствуют, отрицатель­но влияя на формирование личности ребенка и его психо­эмоциональное состояние.

Известный американский психоаналитик Карен Хорни полагает, что в развитии личности человека домини­рует влияние социального окружения. Она исходит из того, что определяющим в структуре личности является бес­сознательное чувство тревоги, беспокойства, изоляции и беспомощности. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильнос­ти поведения, дефицита уважения к индивидуальным по­требностям ребенка, теплоты, недостатка реального руко­водства или слишком большого восхищения им, понуж­дения принимать чью-то сторону в родительских ссорах и т.д.

Все эти факторы способствуют развитию тревоги ре­бенка. Чтобы преодолеть это состояние, ребенок может при­бегать к разным стратегиям. Он становится враждебным и желает расплатиться с теми, кто его отвергал или плохо к нему относился. Другая реакция: он стремится быть по­слушным, чтобы вернуть потерянную любовь и располо­жение. В любом случае у него может развиваться неадек­ватный, нереалистический образ самого себя, чтобы ком­пенсировать чувство неполноценности. Он может «застрять» на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие, искать вла­сти над другими или же прибегать к соревновательности, при этом сама победа оказывается для него важнее, чем достижение как таковое. Возможно обращение агрессии внутрь и самоуничижение.

Любая из этих стратегий характеризуется наличием кон­фликта, который может быть разрешен естественным спо­собом, что говорит о нормальном развитии, или неесте­ственным, что будет свидетельствовать о психоэмоциональ­ных нарушениях.

Проблемам развития ребенка, отклонениям в его по­ведении посвящено множество специальных исследова­ний отечественных и зарубежных ученых, собран огром­ный фактический материал (А.И. Захаров, М. Раттер, А.Е. Личко, Г.М. Бреслав и др.), что позволяет понять ме­ханизмы и причины нарушений и задержки психическо­го развития.

Такие нарушения связаны прежде всего с неблагопри­ятными событиями в детстве. Это — семейные конфликты, недостаток эмоционального тепла, любви, отзывчивости, от­ношений привязанности. Они же остаются значимыми и в более поздние периоды жизни. Дефицит общения, наруше­ние, деформация значимых отношений личности, образу­ющих целостную систему, обусловливают развитие лично­сти по невротическому типу.

Потребность в признании окружающими, эмоциональ­ных контактах с родителями особенно актуальна в ран­нем детстве. К 4—5 годам эмоциональное развитие ребен­ка достигает своего максимума. Нарушение контактов с родителями, прежде всего с матерью, вызывает значитель­ные психологические проблемы в развитии. Недостаток искренних, доверительно-теплых и непосредственно-эмо­циональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. У ребенка появляются страх одиночества, ощущение изолированности, забытое -ти и ненужности. Острая потребность в признании — это одновременно и потребность в самоутверждении, ребе­нок нуждается в раскрытии своего «Я», поддержке и люб­ви. Их недостаточность компенсируется страхами, капри­зами, у детей формируются замкнутость, недоверие к ок­ружающим.

Американский психотерапевт К. Роджерс на основе зна­чительного клинического опыта пришел к убеждению, что в среде, социальном окружении содержатся условия для формирования «полноценно функционирующего челове­ка», прогрессивного личностного развития. Согласно К. Род­жерсу, тенденции к самоактуализации и саморазвитию за­даны наследственно. Но движение вперед может быть осу­ществлено только при определенных условиях, когда выбор норм поведения осуществляется сознательно в результате научения. Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве, могут искажать внутренние переживания челове­ка. Ребенок на основании положительных или отрицательных оценок его поведения взрослыми старается быть тем, что от него хотят, а не тем, что он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношения ребенка. Навязанные образы и ценности вытесняют и замещают его пережива­ния и ценности, что ведет к саморазрушению «Я». Такой человек чувствует напряженность, дискомфорт. В детстве «Я-концепция» искажается под влиянием чужих оценок, а следствием такого искажения могут стать агрессивность, конфликтность, замкнутость, тревожность, враждебность по отношению к другим людям.

Как этого избежать? К. Роджерс разработал метод пси­хотерапии, который назвал клиент-центрированной тера­пией. Он полагает, что его метод применим ко всем отно­шениям с людьми, а не только в работе с имеющими про­блемы. Основу метода составляет создание помогающих отношений, которые актуализируют у человека способность к самоизменению и саморазвитию. Создание терапевти­ческих, помогающих отношений возможно при реализа­ции трех важнейших условий.

Первое — откровенность, искренность, правдивость от­ношений с человеком. Значимые люди должны быть с ре­бенком искренними, не притворяться, не надевать маски. Они должны быть едины и целостны в своих чувствах, в восприятии ребенка и высказываниях о нем.

Второе — безусловное принятие человека, т.е. располо­жение к нему как к личности, имеющей безусловную цен­ность, независимой от состояния, поведения или чувств. Человек с рождения испытывает нужду в принятии себя, что предполагает не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в нем, его развитие. По мысли К. Роджерса, каждый человек чувствует, думает и верит так, как все остальные люди. Однако различия между людьми дают право каждому человеку реализовать свой жизненный опыт по-своему искать и найти в нем свой смысл жизни.

Ребенок нуждается в положительном к себе отноше­нии. Взрослые же стремятся оценивать, одобрять или не одобрять его чувства и поведение, пугать лишением любви и привязанности. Чтобы быть «хорошим», ребенок стре­мится подстраиваться к оценке родителей, что приводит к искажению его «Я-концепции», утрате внутренних регуля­торов поведения и дальнейшей незрелости человека, кото­рый ориентируется только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка, каков он есть, однако, не означает отсутствия ограничений, дисциплины и отрицательного отношения к его поступкам. Неудовольствие родителей и педагогов должны высказываться не в виде отрицатель­ной оценки личности ребенка, а в виде субъективного от­ношения к его конкретному поступку, особенностям по­ведения.

Принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира ребенка создает для него теплоту и безопасность в отношениях со взрослым, а любовь и уважение вызывают чувство защищенности, которое необходимо для полно­ценного развития человека.

Третье — эмпатическое понимание, без которого бе­зусловное принятие может означать просто недифферен­цированное благодушное отношение ко всем. Эмпатичес­кое понимание включает в себя проникновение в чув­ства и мысли человека, умение видеть проблему с его позиции, встать на его место. Как считает К. Роджерс, сопереживающее понимание является настолько эффектив­ным средством, что может привести к значительным из­менениям личности.

Модели поведения значимых взрослых (родители, пе­дагоги, «звезды», кумиры) становятся не только основой приобретения привычек, но и выработки способов разре­шения конфликтов, жизненных проблем. Особенно важны модели родительского поведения. Если родители уходят от трудностей или становятся агрессивными при столкнове­нии с ними, то ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации так же.

Дети усваивают и те же межличностные отношения, ко­торые они в течение длительного времени наблюдали в семье. Возможны ситуации, когда родители учат каким-то правилам поведения, но сами их не соблюдают, т.е. говорят одно, а делают другое (призывают к честности, но сами обманывают друг друга, требуют от ребенка сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны и распущенны). В такой ситуации более вероятным становится выбор примера ро­дителей. Ребенок может и расширять модель поведения, заданную ему родителем, тогда его поведение окажется для них неприемлемым, а он станет отвергать родительское. Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения и взгляды родителей. Это зависит и от других людей (дру­зей, учителей, соседей и др.), а также от отношений с роди гелями. Если отношения с родителями плохие или дети видят, что их поведение приводит лишь к новым трудно­стям и неудачам, они отвергают родительские нормы.

Дисциплинарные требования, характер наказаний и по­ощрений не менее важны в профилактике эмоциональ­ных перегрузок. Пагубно положение, когда ребенок при­выкает ориентироваться на внешний контроль, у него ока­зываются неразвитыми внутренние механизмы контроля своего поведения, отсутствует собственная система ценно­стей, с помощью которой он может регулировать свое по­ведение вне зависимости от поощрений или наказаний со стороны других людей. Специалисты советуют обсуждать с ребенком мотивы его поступков и привлекать его к вы­работке внутрисемейных норм поведения.

Причинами нарушений поведения и эмоциональных расстройств может быть разлука с родителями, жизнь вда­ли от семьи, потеря одного из родителей, ссоры и конф­ликты в семье, а также неврозы и патологические особен­ности личности родителей.

Родительские ссоры, драки или враждебность, отчужден­ность создают атмосферу, в которой с большей вероятнос­тью возникают нарушения поведения, особенно у мальчи­ков. Агрессивное поведение родителей становится моделью для ребенка. Здесь могут иметь место и другие механизмы. В любом случае асоциальное, криминальное поведение ро­дителей приводит к формированию нарушений поведе­ния детей.

Скудность, монотонность окружающей среды, ее огра­ниченность может приводить к глубоким задержкам пси­хического развития ребенка, тормозить его интеллектуаль­ное развитие, оказывать влияние на него.

Предупреждению детской депрессии способствуют ме­тодики «Я — хороший, я — плохой» и «Я был, я стал».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.015 с.)